Судья Луст О.В.
Судья-докладчик Коваленко В.В. по делу № 33-6015/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 августа 2021 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Герман М.А.,
судей Губаревич И.И., Коваленко В.В.,
при секретаре Тарасенко Н.А.,
с участием прокурора Альбрех О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-599/2021 по исковому заявлению ФИО1 к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконными и отмене распоряжений № 308/А от 30.11.2020г., № 258/к от 14.12.2020г., восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, обязании оформить дубликат трудовой книжки
по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Иркутской области на решение Кировского районного суда г.Иркутска от 24 марта 2021 года,
установила:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области, указав в обоснование требований, что распоряжением Министерства имущественных отношений Иркутской области от 4 февраля 2019 г. № 13/к он назначен на должность начальника жилищного отдела министерства имущественных отношений Иркутской области с 26 февраля 2019 г. из кадрового резерва.
Распоряжением ответчика от 30 ноября 2020 г. № 308/А к истцу применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в направлении недостоверной информации в адрес первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области. В этот же день 30 ноября 2020 г. распоряжением ответчика № 307/А назначена служебная проверка по неисполнению пункта 2 Протокола межведомственного совещания от 10 апреля 2020 г. № 06-09-307/2. По результатам указанной служебной проверки, распоряжением ответчика от 14 декабря 2020 г. № 258/к служебный контракт № 1 от 4 февраля 2019 г. ответчиком расторгнут, ФИО1 освобожден от занимаемой должности государственной гражданской службы и уволен с государственной гражданской службы Иркутской области 15 декабря 2020 г. за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. Истец считает распоряжения, принятые в отношении него о применении дисциплинарных взысканий от 30 ноября 2020 г. № 308/А, от 14 декабря 2020 г. № 258/к принятыми с нарушением норм действующего законодательства, а увольнение незаконным.
В связи с чем, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просил суд признать незаконными и отменить распоряжение от 30 ноября 2020 г. № 308/А о применении дисциплинарного взыскания к ФИО1 и распоряжение от 14 декабря 2020 г. № 258/к об увольнении ФИО1; восстановить истца на работе в Министерстве имущественных отношений Иркутской области в должности начальника жилищного отдела с 15 декабря 2020 г.; взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула в размере 302 032,71 руб., компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.; обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области оформить дубликат трудовой книжки.
Решением Кировского районного суда г.Иркутска от 24 марта 2021 г. исковые требования удовлетворены частично.
Признаны незаконными и отменены распоряжение Министерства имущественных отношений Иркутской области № 308/А от 30 ноября 2020 г. «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО1», распоряжение Министерства имущественных отношений Иркутской области № 258/к от 14 декабря 2020 г. «Об увольнении ФИО1».
ФИО1 восстановлен в должности начальника жилищного отдела Министерства имущественных отношений Иркутской области.
С Министерства имущественных отношений Иркутской области в пользу ФИО1 взыскан средний заработок за время вынужденного прогула в размере 302 032,71 руб., а также компенсация морального вреда в размере 20 000 руб.
На Министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность оформить дубликат трудовой книжки ФИО1, в соответствии с п. 33 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках».
В удовлетворении заявленных исковых требований ФИО1 в оставшейся части отказано.
В апелляционной жалобе представитель министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО2 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов жалобы настаивает на том, что министерством полностью соблюден порядок применения дисциплинарного взыскания к ФИО1, соблюдены соответствующие сроки. В распоряжении работодателя имеется ссылка на заключение комиссии по проведению служебной проверки от 24 ноября 2020 г., указано в чем выразилось ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
Обращает внимание на то, что неисполнение гражданским служащим своих должностных обязанностей являлось длящимся, поскольку начиная с 1 июня 2020 г. имело место быть нарушение сроков исполнения поручения.
Кроме того, считает необоснованными требования к министерству о компенсации морального вреда, поскольку не указано, какие нравственные или физические страдания перенесены истцом, не обоснована сумма в размере 50 000 руб.
В письменных возражениях по доводам апелляционной жалобы прокурор, участвующий в деле, Люкшина Е.Н., просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.
Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., объяснения истца ФИО1 и его представителя ФИО3, заключение прокурора Альбрехт О.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно части 1 статьи 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с государственной гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 этого же федерального закона.
Так, пункт 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ называет в качестве основания для расторжения служебного контракта с гражданским служащим, освобождения его от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
Статьей 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. В силу данной нормы до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (части 1 - 4 названной статьи).
Порядок проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих регламентирован статьей 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (части 1 и 2 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Требования к содержанию письменного заключения по результатам служебной проверки определены в части 9 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, согласно которой в письменном заключении по результатам служебной проверки указываются факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.
Как установлено судом и следует из письменных материалов дела 4 февраля 2019 г. между Министерством имущественных отношений Иркутской области и ФИО1 заключен служебный контракт №1 о прохождении государственной гражданской службы Иркутской области и замещении должности государственной гражданской службы Иркутской области.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Иркутской области от 4 февраля 2019 г. № 13/к ФИО1 назначен на должность начальника жилищного отдела министерства имущественных отношений Иркутской области с 26 февраля 2019 г. из кадрового резерва министерства имущественных отношений Иркутской области.
16 ноября 2020 г. первым заместителем губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области ФИО4 в адрес Министерства имущественных отношений Иркутской области направлено поручение о проведении служебной проверки в отношении должностных лиц министерства имущественных отношений Иркутской области, представивших служебную записку в его адрес, содержащую недостоверную информацию о невозможности внесения изменений в проект дополнительного соглашения в информационной системе «Электронный бюджет», и обеспечение внесения запрашиваемых системой корректных реквизитов для подписания дополнительного соглашения в установленном порядке.
Распоряжением министерства имущественных отношений Иркутской области от 18 ноября 2020 г. № 288/А «О проведении служебной проверки» была назначена служебная проверка по поручению Первого заместителя Губернатора Иркутской области – Председателя Правительства Иркутской области ФИО4 от 16 ноября 2020 г. № 06-09-1047/20. Указанным распоряжением у ФИО1 были истребованы письменные объяснения.
Согласно заключению комиссии по проведению служебной проверки от 24 ноября 2020 г. к компетенции жилищного отдела министерства имущественных отношений Иркутской области отнесены функции по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Работа по подготовке проекта и его согласованию в целях заключения дополнительного соглашения к Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Иркутской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 11 февраля 2019 г. № 073-08-2019-251 (далее – Дополнительное соглашение) относится также к компетенции жилищного отдела, электронный допуск к работе в Подсистеме бюджетного планирования ГИИС «Электронный бюджет» оформлен на заместителя начальника жилищного отдела ФИО5 Наличие указанных должностных обязанностей не отрицается ФИО1, письменно подтверждается должностным регламентом, Положением о жилищном отделе, личным письменным объяснением ФИО1 В ходе подписания проекта Дополнительного соглашения изменились реквизиты правового акта, на основании которого от имени Иркутской области действовал и подписывал Дополнительное соглашение Первый заместитель Губернатора Иркутской области - Председатель Правительства Иркутской области ФИО4, а именно Указ Губернатора Иркутской области от 16 апреля 2020 г. 29-угк заменен Указом Губернатора Иркутской области от 19 сентября 2020 г. № 69-угк, в связи с чем в проект Дополнительного соглашения требовалось внесение соответствующих изменений и замена приложения (Указа). Данные изменения имеют важное правовое значение, поскольку влияют на правовую легитимность документа (наличие юридически подтвержденных полномочий у лица, подписавшего соглашение). Начальником жилищного отдела ФИО1 13 ноября 2020 г. подготовлена служебная записка № СЛ-51-4777/20 в адрес первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области ФИО4 за подписью заместителя министра ФИО6 о необходимости подписания в системе «Электронный бюджет» Дополнительного соглашения без внесения указанных выше изменений (замена Указа Губернатора о назначении ФИО4 на должность). Согласно устным пояснениям ФИО6 первоначальные варианты служебной записки носили категоричный, безапелляционный тон и были неоднократно возвращены на исправление. Настоятельные просьбы ФИО1 о срочном подписании данной служебной записки ФИО6, не наделенной на тот момент полномочиями министра по подписанию документов финансового характера, он объяснял необходимостью срочного возвращения денежных средств в бюджет области для освоения, отсутствием технической возможности на внесение изменения в электронную версию проекта Дополнительного соглашения. Такие же доводы приводились ФИО1 при подписании документов у министра ФИО2 Министром ФИО2 в устном порядке доложена ситуация о проблемах подписания в системе «Электронный бюджет» первому заместителю Губернатора Иркутской области - Председателю Правительства Иркутской области ФИО4, из-за некорректной работы в системе помощника (первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области ФИО4) Даниловой ФИО8 информация помощником первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области ФИО4 опровергнута, согласно ее пояснениям изменения в проект Дополнительного соглашения внесены, Указ Губернатора Иркутской области о назначении ФИО4 заменен, какие-либо препятствия к этому отсутствовали. Кроме того, проект Дополнительного соглашения требовал доработки в части указания (уточнения) платежных реквизитов получателя, для чего необходимо было взаимодействие с Министерством финансов Иркутской области, что ФИО1 обеспечено не было. Факт подготовки и направления ФИО1 в адрес первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области недостоверной информации - установлен.
Согласно письменным объяснениям ФИО1 от 19 ноября 2020 г., в полномочия жилищного отдела входит подготовка проектов в электронном бюджете для подписания Соглашения между Иркутской областью и Правительством РФ по программе предоставления субсидии для реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. В жилищном отделе работа в электронном бюджете возложена на заместителя начальника отдела ФИО5, на которую одну оформлен электронный допуск. После проведения работы по согласованию проектов в интегрированной информационной системе «Электронный бюджет» дополнительного соглашения № 073-08-2019-251/3 о возврате денежных средств из федерального бюджета (субсидии) Иркутской области для оплаты государственных контрактов 2019 года, оно прошло согласование в Министерстве просвещения и Министерстве финансов РФ, а также 3 ноября 2020 г. согласовано министерством финансов Иркутской области для подписания со стороны Иркутской области (СЛ-51-4582/20, СЛ-52-3269/20-4-3-21). После всех согласований, ФИО5 (с её слов) обратилась 5 ноября 2020 г. к помощнику ФИО4 –ФИО9 с целью поставить подпись в электронном бюджете и согласовать со стороны Правительства Иркутской области дополнительное соглашение, уже подписанное Правительством РФ. 6 ноября 2020 г. ФИО9 указала на то, что поставить подпись не может, поскольку в приложении к дополнительному соглашению в информационной системе прикреплена копия Указа Губернатора от 16 апреля 2020 г. № 29-угк, а нужно от 19 сентября 2020 г. № 69-угк. ФИО9 было разъяснено, что прикрепить в информационной системе «Электронный бюджет» последний вариант Указа Губернатора жилищному отделу не представляется возможным, так как дополнительное соглашение сформировано 19 августа 2020 г. и файлы с документами размещены в это же время. С 7 сентября 2020 г. дополнительное соглашение проходило согласование в Министерствах просвещения и финансов РФ и согласовано еще в сентябре текущего года (после согласования и подписания одной из сторон вход в документ с правками для жилищного отдела недоступен). ФИО5, согласно предоставленных ей прав для работы в электронном бюджете, для замены Указа требовалось полностью отклонить дополнительное соглашение, после чего Соглашение снова было бы направлено для согласования в Министерство просвещения РФ и Министерство финансов РФ, что потребовало бы большего количества времени. В тоже время, подписантам соглашения требуется подтверждение того, что подписант действительно занимает указанную в соглашении должность. С момента Указа Губернатора от 16 апреля 2020 г. и до настоящего времени ФИО4 занимает туже должность, ключ ЭП не поменялся. По данному поводу 11 ноября 2020 г. направлена служебная записка СЛ-51-4700/20, на которую ФИО4 наложил визу «Прошу согласовать проект соглашения с ГПУ (с учётом возможным последствий указания устаревшего нормативного правового акта)». Служебной запиской СЛ-51-4777/20 от 13 ноября 2020 г. требуемое согласование от ФИО10 и ФИО11 было получено. Дополнительное соглашение № 073-08-2019-251/3 ФИО9 подписано 19 ноября 2020 г. без внесения жилищным отделом изменений в дополнительное соглашение. ФИО1 не вводил в заблуждение Первого заместителя Губернатора Иркутской области – Председателя Правительства Иркутской области ФИО4 в заблуждение и предоставил в своих служебных записках СЛ-51-4700/20 и СЛ-51-4777/20 достоверную информацию об отсутствии возможности жилищного отдела, без полного отклонения дополнительного соглашения, изменять текст дополнительного соглашения, такая техническая возможность в правах предоставленных отделу отсутствует. В случае отклонения жилищным отделом дополнительного соглашения, с учётом времени на прохождение согласования, денежные средства в сумме более 100 миллионов рублей федерального бюджета, которые уже законтрактованы и требуют кассового расхода, могли не поступить в Иркутскую область в 2020 г.
В ходе проведения служебной проверки комиссией рассмотрены: служебная записка от 13 ноября 2020 г. № СЛ-51-4777/20 на имя первого заместителя Губернатора Иркутской области – Председателя Правительства Иркутской области ФИО4; дополнительное соглашение к Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Иркутской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 11 февраля 2019 г. № 073-08-2019-251 с приложениями и листом согласования; Положение о жилищном отделе министерства имущественных отношений Иркутской области; должностные регламенты сотрудников жилищного отдела. На комиссии были заслушаны устные пояснения заместителя министра ФИО6
Распоряжением Министерства имущественных отношений Иркутской области № 308/А от 30 ноября 2020 г. к ФИО1 – начальнику жилищного отдела применена мера дисциплинарного взыскания в виде замечания за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в направлении недостоверной информации в адрес первого заместителя Губернатора Иркутской области – Председателя Правительства Иркутской области. Основанием явилось заключение комиссии по проведению служебной проверки от 24 ноября 2020 г.
С распоряжением ФИО1 ознакомлен 2 декабря 2020 г.
Кроме того, распоряжением Министерства имущественных отношений Иркутской области № 307/А от 30 ноября 2020 г. назначена служебная проверка по невыполнению п.2 Протокола межведомственного совещания от 10.04.2020г. № 06-09-307/20. Указанным распоряжением у ФИО1 были истребованы письменные объяснения.
Согласно заключению служебной проверки от 10 декабря 2020 г., в соответствии с пунктом 2 протокола межведомственного совещания, под председательством исполняющего обязанности первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области ФИО4, по вопросу приобретения жилых помещений для дальнейшего предоставления детям-сиротам и лицам из их числа от 10 апреля 2020 г. № 06-09-307/20 министерству имущественных отношений Иркутской области поручено в срок до 1 июня 2020 г. внести изменение в подпрограмму «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2019-2024 годы государственной программы «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, предусмотрев в рамках Закона Иркутской области от 20 декабря 2019 г. № 130-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» перераспределение выделенных денежных средств с целью исполнения
судебных решений в отношении детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, не
стоящих в Едином списке по Иркутской области, но имеющих судебное
решение, по которому возбуждено исполнительное производство. Начальником жилищного отдела ФИО1, заместителем начальника жилищного отдела ФИО5 мероприятия, необходимые для внесения изменений в подпрограмму «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2019-2024 годы, не осуществлены, изменения в указанную подпрограмму не внесены. Комиссией установлено, что ФИО1, ФИО5 не исполнен пункт 2 протокола межведомственного совещания от 10 апреля 2020 г. № 06-09-307/20, а именно: не подготовлен и не согласован с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Иркутской области проект изменений в Подпрограмму, необходимые изменения в указанную подпрограмму не внесены. При той степени осмотрительности, какая требовалась по характеру обязанностей начальник жилищного отдела ФИО1, заместитель начальника жилищного отдела ФИО5 не приняли всех необходимых мер для надлежащего исполнения возложенных на них обязанностей, в связи с чем, ФИО1, ФИО5 допущены виновные действия, выразившееся в неисполнении своих должностных обязанностей. Вина гражданских служащих - ФИО1, ФИО5, которыми не исполнен пункт 2 протокола межведомственного совещания от 10 апреля 2020 г. № 06-09-307/20 установлена.
Из объяснений ФИО1 следует, что 8 апреля 2020 г. по итогам межведомственного совещания Председателем Правительства Иркутской области ФИО4 было поручено министерству имущественных отношений (ФИО2) внести изменение в программу «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот» и перераспределить денежные средства для исполнения решения судов, установлен срок до 1 июня 2020 г. 13 апреля 2020 г. ФИО2 поручила исполнение решений протокола первому заместителю министра ФИО12 и истцу. ФИО12 14 апреля 2020 г. отписал указанный документы ФИО13 (ответственная), ФИО14 (отчет) и ФИО1 По поручению ФИО12, в рамках исполнения поручения, им была подготовлена служебная записка СЛ-51-2121/20 от 21 мая 2020 г., которая направлена за подписью ФИО12 на имя министра финансов Иркутской области ФИО15, о внесении изменений в программу. Он самостоятельно внести изменение в программу не мог, это могут сделать только уполномоченные органы, и только за подписью ФИО2 или ФИО12 Он сделал для исполнения п.2, указанного протокола всё, что ему было поручено и в рамках своих полномочий. Исходя из программы ВЭБ Дело, служебная записка СЛ-51-2121/20 от 21 мая 2020 г. была перенаправлена в министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, которые уполномочены вносить изменение в программу «доступное жилье». Почему уполномоченные лица из министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области не внесли изменение в программу на основании указанной служебной записки, ему не известно. Ему больше поручений от ФИО2 и ФИО12 по данному поводу не поступало. Считает, что его вины в неисполнении п.2 протокола совещания не имеется.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Иркутской области № 258/к от 14 декабря 2020 г. расторгнут служебный контракт от 4 февраля 2019 г. № 1, освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен с государственной гражданской службы Иркутской области ФИО1, замещающий должность начальника жилищного отдела, 15 декабря 2020 г. за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (пункт 2 части 1 статьи 37 ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
С распоряжением ФИО1 ознакомлен 14 декабря 2020 г.
Кроме того, согласно ответу на судебный запрос № 02-09-1885/21 от 16 марта 2021 г. первого заместителя Губернатора Иркутской области – Председателя Правительства Иркутской области ФИО4, в рамках государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296, заключаются соглашения между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Иркутской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Иркутской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Соглашения, дополнительные соглашения, квартальная и годовая отчетности размещаются в подсистеме бюджетного планирования государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Министерством просвещения Российской Федерации 19 августа 2020 г. было сформировано дополнительное соглашение № 073-08-2019-251/3 о возврате денежных средств на оплату государственных контрактов 2019 года для заполнения разделов соглашения министерством имущественных отношений Иркутской области. Министерством были внесены сканированные документы в раздел «Приложения», в том числе Указ Губернатора Иркутской области от 16 апреля 2020 г. № 29-ук «О назначении на должность ФИО4». Дополнительное соглашение № 073-08-2019-251/3 было «согласовано» Министерством просвещения Российской Федерации 7 сентября 2020 г. и направлено на согласование в министерство финансов Иркутской области. При подписании дополнительного соглашения министерству было сделано замечание о необходимости внесения изменения записи в преамбулу дополнительного соглашения в связи с новым Указом Губернатора Иркутской области от 19 сентября 2020 г. № 69-ук «О назначении на должность ФИО4». Поручение министерством выполнено не было. В преамбулу дополнительного соглашения были внесены изменения им. Дополнительное соглашение подписано 19 ноября 2020 г.
Разрешая спор по существу, и, удовлетворяя исковые требования ФИО1 о признании незаконными и отмене распоряжений Министерства имущественных отношений Иркутской области № 308/А от 30 ноября 2020 г. «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО1», № 258/к от 14 декабря 2020 г. «Об увольнении ФИО1», а также восстановлении истца в должности начальника жилищного отдела Министерства имущественных отношений Иркутской области и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемые распоряжения не содержат информацию о том, какое конкретно нарушение допустил ФИО1, какие нормы закона, должностного регламента, служебного контракта были им нарушены. При этом распоряжение от 14 декабря 2020 г. № 258/к издано формально и не содержит сведений о допущенном истцом проступке, явившимся основанием для его увольнения, как и само основание для принятия такого решения.
Кроме того, дисциплинарное взыскание применено к истцу в нарушение требований ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», по истечении шестимесячного срока со дня совершения проступка. При этом довод работодателя о том, что нарушение являлось длящимся, не нашел своего подтверждения, поскольку был установлен конкретный срок для исполнения поручения.
Установив нарушение трудовых прав ФИО1, суд обоснованно, руководствуясь ч.1 ст.237 ТК РФ, исходя из характера причиненных истцу нравственных страданий, степени вины ответчика, взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., посчитав указанный размер разумным и справедливым.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. Исковые требования об отмене распоряжений о наложении дисциплинарных взысканий и восстановлении на работе правомерно удовлетворены, поскольку нарушена процедура привлечения к дисциплинарной ответственности и процедура увольнения, при этом доводы представителя ответчика о том, что в распоряжении работодателя имеется ссылка на заключение комиссии по проведению служебной проверки от 24 ноября 2020 г., где указано в чем выразилось ненадлежащее исполнение должностных обязанностей ФИО1, отклоняются судебной коллегией как необоснованные. При этом суд первой инстанции указал, что из заключения служебной проверки не следует, какие действия необходимо было сделать для исполнения указанного поручения, каким образом должны были быть внесены изменения в Подпрограмму, и что не было сделано со стороны истца, при наличии иных исполнителей и соисполнителей. Кроме того, заключение также содержит субъективную оценку членов комиссии в отношении личности истца, в отсутствие соответствующих доказательств.
Отвергая ссылку в жалобе на то, что министерством полностью соблюден порядок применения дисциплинарного взыскания к ФИО1 судебная коллегия приходит к следующему.
Судом достоверно установлено, что распоряжением Министерства имущественных отношений Иркутской области № 308/А от 30 ноября 2020 г. к ФИО1 применено дисциплинарное взыскание в виде замечания, за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в направлении недостоверной информации. При этом из обжалуемого распоряжения не усматривается, какое конкретно нарушение допустил ФИО1, какие нормы закона, должностного регламента, служебного контракта были им нарушены.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Иркутской области № 258/к от 14 декабря 2020 г. расторгнут служебный контракт от 4 февраля 2019 г. № 1, освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен с государственной гражданской службы Иркутской области ФИО1, замещающий должность начальника жилищного отдела, 15 декабря 2020 г. за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (пункт 2 части 1 статьи 37 ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Вместе с тем, из обжалуемого распоряжения не усматривается, какое конкретно нарушение допустил ФИО1, основание для привлечения к такому виду дисциплинарной ответственности не указано.
Кроме того, судом установлено, что протоколом межведомственного совещания под председательством исполняющего обязанности первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области ФИО4 по вопросу приобретения жилых помещений для дальнейшего предоставления детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот от 8 апреля 2020 г., установлен срок для исполнения поручения Министерством имущественных отношений Иркутской области – 1 июня 2020 г. Истец привлечён к дисциплинарной ответственности – 14 декабря 2020 г., то есть дисциплинарное взыскание применено к истцу по истечении шестимесячного срока со дня совершения проступка. Следовательно, довод представителя ответчика о том, что данное нарушение является длящимся, является несостоятельным. Стоит отменить, что привлечение к дисциплинарной ответственности 14 декабря 2020 г. за неисполнение поручения Министерством имущественных отношений Иркутской области в срок 1 июня 2020 г., не образует признака неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, связи с чем распоряжение Министерства имущественных отношений Иркутской области № 258/к от 14 декабря 2020 г. не может быть признано законным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что размер взысканной судом компенсации морального вреда завышен, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку также направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств. С учетом положений ч.1 ст.237 ТК РФ, а также установленных по делу обстоятельств, оснований для вывода о несоразмерности установленной денежной компенсации морального вреда, присужденной истцу, перенесенным нравственным и физическим страданиям, не имеется.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, поэтому решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным и не подлежащим отмене. Обстоятельства дела судом исследовались с достаточной полнотой, изложенные в решении выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нарушений норм материального или гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения суда, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда г.Иркутска от 24 марта 2021 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья – председательствующий М.А. Герман
Судьи И.И. Губаревич
В.В. Коваленко
Мотивированное апелляционное определение составлено 13 августа 2021 г.