ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-59/20 от 03.06.2020 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Шамшутдинова Г.К. гражд. дело № 2-59/2020

№ 33-955/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 3 июня 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Белякова А.А.

судей областного суда Егоровой И.В. и Поляковой К.В.

при секретаре Шнейдмиллер Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционной жалобе администрации МО «Город Астрахань» на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 10 января 2020 года по иску администрации МО «Город Астрахань» к Шафиеву М. С.о, Гусейнову Т. Д., Уцумиеву Каранаю Гамаловичу, Ходжаеву Р. Р., Стукалову А. В., И.Р., Губайдуллину Р. Х., Алибекову М. Г., Слепущенко М. Н., Сабитовой Г. Р., Кравцовой И. А., Алиевой О. В., Дарбинову В. М., Шигонцеву В. А., Крячкову С. В., Амирханову Ш. С., Алимуллаевой И. Б., Иванниковой Ю. В. о возложении обязанности осуществлять перевозки пассажиров и багажа в соответствии с расписанием, установленным Реестром,

УСТАНОВИЛА:

администрации МО «Город Астрахань» обратилась в суд с иском к Шафиеву М. С. –о., Гусейнову Т.Д., Уцумиеву К.Г., Ходжаеву Р.Р., Стукалову А.В., Искакову Р., Губайдуллину Р.Х., Алибекову М.Г., Слепущенко М.Н., Сабитовой Г.Р., Кравцовой И.А., Алиевой О.В., Дарбинову В.М., Шигонцеву В.А., Крячкову С.В., Амирханову Ш.С., Алимуллаевой И.Б., Иванниковой Ю.В., указав, что сотрудниками управления транспорта и пассажирских перевозок администрации МО «Город Астрахань» 10 сентября 2019 года с 18 час. до 22 час. проведен рейд в целях проверки соблюдения расписания перевозчиком, осуществляющим деятельность по муниципальному маршруту регулярных перевозок № 14с. Мероприятия проводились на остановочном пункте «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, фиксировалось время отправления транспортных средств, интервал движения и государственный номер транспортного средства. В ходе указанных мероприятий установлено, что перевозки по муниципальному маршруту регулярных перевозок № 14с после 20 час. перевозчиком не осуществляются, интервал движения колеблется от 1 мин. до 17 мин. Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок № 14с и карты соответствующего маршрута выданы индивидуальным предпринимателям – ответчикам по делу, осуществляющим перевозки по соответствующему маршруту. В ходе проверки выявлены нарушения Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в МО «Город Астрахань», установившим расписание перевозок № 14с, выразившиеся в том, что перевозки пассажиров и багажа с 20.33 час. до 22 час., а также с указанными в реестре интервалом движения ответчиками не осуществлялись. Просили суд обязать ответчиков осуществлять перевозки пассажиров и багажа по муниципальному маршруту регулярных перевозок №14с в соответствии с расписанием, установленным Реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок в МО «Город Астрахань», а именно: время начала движения с 06 час., время окончания движения 22 час.; интервал движения: с 06 час. до 09 час. в будние дни 5 мин., в выходные дни 6 мин., с 09 час. до 17 час. в будние дни 6 мин., в выходные дни 7 мин., с 17 час. до 19 час. в будние дни 5 мин., в выходные дни 8 мин., с 19 час. до 22 час. в будние дни 15 мин., в выходные дни 20 мин.

Дело рассмотрено в отсутствии ответчиков, извещенных надлежащим образом.

В судебном заседании представитель администрации МО «Город Астрахань» по доверенности Захарова А.С. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Алибекова М.Г. по доверенности Хайрутдинова Н.В. в удовлетворении иска просила отказать.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 10 января 2020 года исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе администрация МО «Город Астрахань» ставит вопрос об отмене решения суда, указав, что не согласны с выводами суда об отсутствии доказательств, подтверждающих несоблюдение ответчиками расписания, установленного Реестром муниципальных маршрутов. Факт нарушения перевозчиками на муниципальном маршруте № 14с перевозок пассажиров и багажа, а также с интервалом движения свыше 17 минут установлен истцом в ходе проведения проверки, что подтверждается актом от 10 сентября 2019 года, а также приобщенным к материалам дела коллективным обращением жителей поселка <адрес> по вопросу отсутствия транспорта на данном муниципальном маршруте.

На заседание судебной коллегии Шафиев М. С. –о., Гусейнов Т.Д., Уцумиев К.Г., Ходжаев Р.Р., Стукалов А.В., Искаков Р., Губайдуллин Р.Х., Алибеков М.Г., Сабитова Г.Р., Кравцова И.А., Алиева О.В., Дарбинов В.М., Шигонцев В.А., Крячков С.В., Амирханов Ш.С., Алимуллаева И.Б., Иванникова Ю.В., извещенные надлежащим образом, не явились, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не представили. При указанных обстоятельствах в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав докладчика, объяснения представителей администрация МО «Город Астрахань» по доверенностям Головина А.В., Захаровой А.С., поддержавших доводы жалобы, Слепущенко М.Н., его представителя и представителя Алибекова М.Г. по доверенностям Хайрутдиновой Н.В., считавших решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части по основаниям неправильного применения норм материального и процессуального права.

В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения городского поселения.

Согласно статье 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления наделены правом, в пределах своей компетенции решать вопросы безопасности дорожного движения.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ от 13 июля 2015 года "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон №220-ФЗ от 13 июля 2015 года) свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

В соответствии с пунктом 3 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112, регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляться по расписаниям.

Пунктом 15 части 1 статьи 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ предусмотрено, что расписание - расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта.

Планируемое расписание для каждого остановочного пункта в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 26 Федерального закона №220-ФЗ от 13 июля 2015 года установлено реестром маршрутов регулярных перевозок.

Частью 1 статьи 25 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ предусмотрено, что ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется установившими данные маршруты уполномоченным органом местного самоуправления.

Орган транспортного контроля осуществляет проведение проверок: наличия у водителя карты маршрута регулярных перевозок, соответствия характеристик такого транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок; соблюдения требования порядка посадки и высадки пассажиров (часть 1 статьи 35 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ).

Контроль за выполнением иных, не указанных в части 1 данной статьи, условий государственного контракта, муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок организуется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными органами местного самоуправления, которые заключили данный государственный или муниципальный контракт или выдали данное свидетельство (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ).

В соответствии с абзацем 7 Положения об управлении транспорта и пассажирских перевозок администрации МО «Город Астрахань», утвержденного Постановлением администрации МО «Город Астрахань» от 7 июля 2016 года №4469, к полномочиям управления транспорта и пассажирских перевозок администрации МО «Город Астрахань» относится осуществление контроля за выполнением отнесенных к полномочиям органов государственного транспортного контроля условий заключенных муниципальных контрактов или выданных свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок.

Из материалов дела следует, что информация о расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств, интервалах движения содержится в Реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок в МО «Город Астрахань», размещенном на официальном сайте администрации МО «Город Астрахань».

Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок №14с и карты соответствующего маршрута выданы индивидуальным предпринимателям Шафиеву М. С. –о., Гусейнову Т.Д., Уцумиеву К.Г., Ходжаеву Р.Р., Стукалову А.В., Искакову Р., Губайдуллину Р.Х., Алибекову М.Г., Слепущенко М.Н., Сабитовой Г.Р., Кравцовой И.А., Алиевой О.В., Дарбинову В.М., Шигонцеву В.А., Крячкову С.В., Амирханову Ш.С., Алимуллаевой И.Б., Иванниковой Ю.В. по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок на период с 30 января 2017 года по 30 января 2022 года.

В соответствии с Реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок в МО «Город Астрахань» на муниципальном маршруте регулярных перевозок №14с установлено следующее расписание: время начала движения 06:00, время окончания движения 22:00; интервал движения: с 06:00 до 09:00 в будние дни 5 мин., в выходные дни 6 мин., с 09:00 до 17:00 в будние дни 6 мин., в выходные дни 7 мин., с 17:00 до 19.00 в будние дни 5 мин., в выходные дни 8 мин., с 19:00 до 22:00 в будние дни 15 мин., в выходные дни 20 мин. контрольными точками по маршруту №14с (первоначальная и конечная остановки) являются «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>».

В рамках предоставленных полномочий и во исполнение распоряжения администрации МО «Город Астрахань» от 6 сентября 2019 года сотрудниками управления транспорта и пассажирских перевозок администрации МО «Город Астрахань» 10 сентября 2019 года с 18:00 ч. до 22:00 ч. проведена проверка соблюдения расписания перевозчиками, осуществляющими деятельность по муниципальному маршруту регулярных перевозок №14с. Мероприятия проводились на остановочном пункте «Агрономическая» в г. Астрахани, ул. Агрономическая, 33а, где фиксировалось время отправления и прибытия транспортных средств, с указанием государственных регистрационных знаков.

В ходе указанных мероприятий составлен акт в отношении 38 автомобилей, согласно которому перевозки по муниципальному маршруту регулярных перевозок №14с после 20:33 ч. перевозчиками не осуществляются, интервал движения с 18:05 ч. до 20:33 ч. колеблется от 1 мин. до 17 мин.

Установив факт допущенных ответчиками нарушений расписания перевозки по муниципальному маршруту, районный суд, обосновывая отказ в удовлетворении исковых требований, указал, что Реестр муниципальных маршрутов, утвержденный распоряжением администрации МО «Город Астрахань» от 3 августа 2018 года № 3392-р, на который ссылается истец, не вступил в законную силу в связи с чем отсутствуют основания для признания нарушений требований Реестра в действиях ответчиков.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Нарушения расписания перевозчиками, осуществляющими деятельность по муниципальному маршруту регулярных перевозок №14с, в период времени с 18.00 ч. до 22.00 ч., установлены на основании акта проверки соблюдения расписания движения по муниципальному маршруту регулярных провозок и выполнения условий свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок №14с от 10 сентября 2019 года.

Данный акт ответчиками по делу не оспорен, доказательства соблюдения расписания, установленного Реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок в МО «Город Астрахань», а именно осуществление перевозки пассажиров в будние дни в период с 18 час. до 22 час., с интервалом движения с 18 час. до 19 час. - 5 мин., с 19 час. до 22 час. - 15 мин., суду не представлены.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы иска в части несоблюдения ответчиками расписания, установленного Реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок в МО «Город Астрахань», в будний день 10 сентября 2019 года в период проведенной проверки с 18 час. до 22 час. на маршруте №14с нашли свое подтверждение.

Выводы суда о незаконности применения к спорным правоотношениям Реестра муниципальных маршрутов, утвержденного распоряжением администрации МО «Город Астрахань» от 3 августа 2018 года № 3392-р, как не вступившего в законную силу, являются несостоятельными ввиду следующего.

Установлено, что пунктом 6.17 Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования «Город Астрахань», утвержденного постановлением администрации МО «Город Астрахань» от 8 февраля 2019 года №48, предусмотрено, что требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, устанавливаются муниципальным правовым актом.

Реестр муниципальных маршрутов, на который в обосновании своих требований ссылается истец, утвержден распоряжением администрации МО «Город Астрахань» от 3 августа 2018 года № 3392-р.

Распоряжением администрации МО «Город Астрахань» от 26 ноября 2019 года № 2976-р в Реестр муниципальных маршрутов внесены изменения в отношении маршрута №14с.

Распоряжением администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 3 августа 2018 года № 3392-р «О ведении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в муниципальном образовании «Город Астрахань» утверждено Положение о ведении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в муниципальном образовании «Город Астрахань», согласно которому Распоряжение вступает в силу со дня признания утратившими силу постановлений администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 24 декабря 2015 года № 9025 «О ведении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в муниципальном образовании «Город Астрахань» и от 8 сентября 2017 года № 5138 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 24 декабря 2015 года № 9025» (пункт 3 Распоряжения).

Учитывая, что юридически значимые для дела обстоятельства судом по настоящему делу в полной мере не были установлены, судебная коллегия исходя из положений статей 56, 57, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснений в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", приняла в качестве нового доказательства и исследовала в судебном заседании поступившее постановление администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 16 августа 2018 года № 503 «О признании утратившими силу постановлений администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 24 декабря 2015 года № 9025 и от 8 сентября 2017 года № 5138.

Поскольку Распоряжение от 3 августа 2018 года № 3392-р «О ведении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в муниципальном образовании «Город Астрахань» вступило в законную силу, то применение истцом данного Реестра при составлении акта проверки соблюдения расписания движения по муниципальному маршруту регулярных провозок от 10 сентября 2019 года является законным.

Внесенные впоследствии изменения в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок Распоряжением администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 26 ноября 2019 года № 2976-р по существу требования, предъявляемые к маршруту №14с, в соответствии с расписанием, времени начала и окончания движения транспортных средств, интервалах движения, не меняют и на заявленный иск не влияют.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда об отказе в удовлетворении иска в полном объеме нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности устранения тех нарушений, факт которых нашел своего подтверждение в судебном заседании.

Оснований для удовлетворения иска в полном объеме судебная коллегия не усматривается, поскольку доказательства нарушений расписания, установленного Реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок в МО «Город Астрахань», в иные временные периоды, указанные в исковом заявлении, стороной истца в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлены.

Также не подлежат удовлетворению требования, предъявленные к ИП Шигонцеву В.А., поскольку данное лицо не является участником Простого товарищества индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров на регулярном маршруте №14с, что подтверждается его заявлением от 1 октября 2019 года, протоколом собрания Простого товарищества от 1 октября 2019 года, дополнительным соглашением к договору Простого товарищества от 1 октября 2019 года.

Доводы ответчика Алибекова М.Г., изложенные в отзыве на исковое заявление о нарушении правил подсудности в связи с необходимостью рассмотрением данного спора арбитражным судом, в силу наличия у ответчиков статуса индивидуальных предпринимателей, несостоятельны, так как спор подлежит разрешению судом общей юрисдикции, поскольку заявленные исковые требования вытекают из публичных правоотношений, во исполнение органом местного самоуправления полномочий по осуществлению муниципального контроля в сфере осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок. Сведений о том, что спорные правоотношения возникли между ответчиками, как индивидуальными предпринимателями, и администрацией муниципального образования "Город Астрахань", как хозяйствующим субъектом, в материалах дела не имеется.

В отзыве на исковое заявление также указано на недопустимость принятия в качестве доказательства по делу акта проверки соблюдения расписания движения по муниципальному маршруту регулярных провозок от 10 сентября 2019 года, ввиду отсутствия утверждённой методики контроля за соблюдением расписания движения и формы акта проверки. Однако, эти доводы не свидетельствуют о незаконности составленного истцом акта, поскольку проверка проведена уполномоченными лицами в соответствии с распоряжения администрации МО «Город Астрахань» от 6 сентября 2019 года , факты, изложенные в акте, ответчиками по существу не опровергнуты.

Вопреки доводам Слепущенко М.Н., на заседание судебной коллегии не представлены доказательства, свидетельствующие об изменении реестра муниципального маршрута №14с, на дату рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с разъяснениями пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года №1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (ст.ст. 98, 102, 103 ГПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска имущественного характера, не подлежащего оценке (например, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения).

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчиков в доход местного бюджета государственной пошлины в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 6.000 руб. по 353 рубля с каждого, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Астрахани от 10 января 2020 года отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования администрации МО «Город Астрахань» к Шафиеву М. С.о, Гусейнову Т. Д., Уцумиеву К. Г., Ходжаеву Р. Р., Стукалову А. В., И.Р., Губайдуллину Р. Х., Алибекову М. Г., Слепущенко М. Н., Сабитовой Г. Р., Кравцовой И. А., Алиевой О. В., Дарбинову В. М., Крячкову С. В., Амирханову Ш. С., Алимуллаевой И. Б., Иванниковой Ю. В. о возложении обязанности осуществлять перевозки пассажиров и багажа в соответствии с расписанием, установленным Реестром, удовлетворить частично.

Обязать индивидуальных предпринимателей Шафиева М. С.о, Гусейнова Т. Д., Уцумиева К. Г., Ходжаева Р. Р., Стукалова А. В., И.Р., Губайдуллина Р. Х., Алибекова М. Г., Слепущенко М. Н., Сабитову Г. Р., Кравцову И. А., Алиеву О. В., Дарбинова В. М., Крячкова С. В., Амирханова Ш. С., Алимуллаеву И. Б., Иванникову Ю. В. осуществлять перевозки пассажиров и багажа по муниципальному маршруту регулярных перевозок №14с в соответствии с расписанием, установленным Реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок в МО «Город Астрахань», в будние дни в период с 18 час. до 22 час., а именно: время окончания движения 22 час.; интервал движения с 18 час. до 19 час. - 5 мин., с 19 час. до 22 час. - 15 мин.

В удовлетворении остальной части исковых требований администрации МО «Город Астрахань» отказать.

Взыскать с индивидуальных предпринимателей Шафиева М. С.о, Гусейнова Т. Д., Уцумиева К. Г., Ходжаева Р. Р., Стукалова А. В., И.Р., Губайдуллина Р. Х., Алибекова М. Г., Слепущенко М. Н., Сабитовой Г. Р., Кравцовой И. А., Алиевой О. В., Дарбинова В. М., Крячкова С. В., Амирханова Ш. С., Алимуллаевой И. Б., Иванниковой Ю. В. государственную пошлину в доход бюджета МО «Город Астрахань» в размере 353 руб. с каждого.