ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-5/19 от 14.10.2019 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

г. Сыктывкар Дело № 2-5/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В составе председательствующего Тепляковой Е.Л.

судей Пунегова П.Ф. и Жуковской С.В.

при секретаре Поповой О.К.

рассмотрела в судебном заседании 14 октября 2019 года дело по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 17 мая 2019 года, которым

исковое заявление прокурора города Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено.

ОбязаныМинистерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, администрация муниципального района «Сосногорск», администрация городского поселения «Нижний Одес» в срок до 01.07.2020 выполнить действия по ликвидации свалки твердых бытовых отходов на общей площади до 2,5 га, расположенной на 5 км автодороги «Нижний Одес - Ухта» в квартале 176, выдел 15,12,9,4 Нижнеодесского участкового лесничества ГУ «Сосногорское лесничество», произвести инвентаризацию нарушенных в результате размещения и захоронения отходов земель, разработать проект рекультивации нарушенных в результате размещения и захоронения отходов земель, сдать рекультивированные земли Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель, расположенных на территории муниципального района «Сосногорск».

Заслушав доклад судьи Пунегова П.Ф., объяснения прокурора Скворцовой Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

И.о. прокурора города Сосногорска обратился в суд с иском к администрации МР «Сосногорск», администрации ГП «Нижний Одес», впоследствии привлеченному определением суда в качестве соответчика Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, и с учетом уточнений просил обязать ответчиков в срок до 01.11.2019 выполнить действия по ликвидации свалки твердых бытовых отходов на общей площади до 2,5 га, расположенной 5 км автодороги «Нижний Одес - Ухта» в квартале 176, выдел 15,12,9,4 Нижнеодесского участкового лесничества ГУ «Сосногорское лесничество», произвести инвентаризацию нарушенных в результате размещения и захоронения отходов земель, разработать проект рекультивации нарушенных в результате размещения и захоронения отходов земель, сдать рекультивированные земли Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель, расположенных на территории муниципального района «Сосногорск».

В судебном заседании прокурор на уточненных исковых требованиях настаивал, просил их удовлетворить.

Представитель Администрации МР «Сосногорск» и администрации ГП «Нижний Одес с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать. Указала, что вынесено постановление о закрытии спорной свалки. В настоящее время ТКО вывозит региональный оператор. Подтвердила, что имеется свалка на 5 км автодороги Нижний Одес-Ухта, но ввоз мусора запрещен. Считает, что в соответствии с действующим законодательством администрацией МР «Сосногорск» исполнена обязанность по приведению места сбора мусора в надлежащее состояние и установлению контейнеров. Согласилась, что ранее в соответствии с требованиями законодательства на администрацию МР «Сосногорск» была возложена обязанность по организации деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТБО на территории муниципального района. Согласно инвентаризации, спорный земельный участок расположен на территории ГП «Нижний Одес», однако принадлежит лесному фонду; поскольку земли не передавались, то обязанность, указанная в иске, не может быть возложена на администрацию МР «Сосногорск» и администрацию ГП «Нижний Одес».

Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и представитель 3-го лица – ГУ РК «Сосногорское лесничество» ФИО1 в суде с иском Министерству не согласилась, просила в его удовлетворении отказать. Считает, что поскольку ранее решением поссовета Нижний Одес выделен земельный участок под свалку для населения на 5 км автодороги «Нижний Одес-Ухта», то обязанность, указанную в иске, следует возложить на администрацию МР «Сосногорск» и администрацию ГП «Нижний Одес», так как это территория района. Министерством не выделялась спорная земля под свалку для нужд населения. Свалка существует с 1981 года, закрыта только в 2018 году. В случае возложения обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов на Минприроды РК просила срок исполнения увеличить до 01.07.2020.

Представитель 3-го лица - Сосногорского районного отдела по охране окружающей среды ФИО2 в суде с иском к Министерству не согласилась, считает, что обязанность, указанную в иске, следует возложить на администрацию МР «Сосногорск» и администрацию ГП «Нижний Одес». Считает, что кем организована свалка, тот и должен принимать меры по её ликвидации.

Судом принято изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми с решением суда не согласно, просит его отменить его в части, касающейся обязания Министерства к ликвидации свалки, ссылаясь на неправильное определение ответчика по иску, указывая, что ответственность должны нести муниципальные власти.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.

Установлено, что прокуратурой г. Сосногорска совместно с руководителем Сосногорского городского комитета по охране окружающей среды в ходе проверки исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления установлено, что на территории земельного участка, относящегося к землям лесного фонда, расположенного вглубь лесного массива от автодороги «Ухта-Нижний Одес» в 5 км от посёлка в квартале 176 Нижнеодесского участкового лесничества (координаты №63?40? 23,86'' сш Е 054? 47'32,7?? вд) расположена свалка бытовых отходов.

Согласно акта осмотра от 30.04.2018 площадь свалки ориентировочно составляет 2,5 га, визуально на свалке в основном размещаются твердо-коммунальные отходы, мусор расположен отвалами по всей территории, заезд свободный, ограждение отсутствует, отходы складируются хаотично, технологический цикл по изоляции отходов не осуществляется, горения не наблюдается, при въезде имеется шлагбаум, обслуживающего персонала нет. Объект (свалка) не внесена в ГРОРО.

Из материалов дела следует, что указанная свалка является несанкционированной, принадлежность свалки не определена, ответственное лицо за ее содержанием отсутствует, порядок эксплуатации свалки не установлен, контроль за состоянием свалки, а также по недопущению скопления мусора вдоль дороги на въезде на свалку и выявлению виновных лиц не организован.

Ранее по решению исполкома Нижнеодесского поселкового Совета депутатов трудящихся от 11.07.1974 №88 «О выделении земельного участка ЖКХ ТНГДУ под свалку бытового мусора» отведено место для свалки бытового мусора в пос.Нижний Одес, восточнее вертолетной площадки, площадью 2 га.

Решением Нижнеодесского поселкового Совета народных депутатов от 22.05.1981 № 79 «О закрытии существующей свалки» свалка бытового мусора в районе вертолетной площадки закрыта с 01.06.1981 и открыта новая свалка на 5 км дороги «Нижний Одес-Ухта».

Согласно информации Комитета по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» спорный земельный участок в реестре муниципальной собственности МО МР «Сосногорск» не числится. Фактически территория лесного массива от автодороги Ухта-Нижний Одес в 5 км от посёлка в квартале 176 Нижнеодесского участкового лесничества (координаты №63?40? 23,86'' сш Е 054? 47'32,7?? вд) находится на землях лесного фонда и является федеральной собственностью, что в суде не оспаривалось.

Из муниципального контракта № 1, заключенного 01.01.2007 между администрацией ГП «Нижний Одес» и победителем открытого конкурса МУП «Коммунальные энергосистемы» следует, что администрацией переданы, а предприятием приняты обязательства по содержанию и обслуживанию объектов внешнего благоустройства пгт. Нижний Одес, в том числе содержание свалки.

Ранее в 2006 году был заключен договор между администрацией ГП «Нижний Одес» и МУП «Коммунальные энергосистемы» на выполнение этих же обязательств.

Решением Сосногорского городского суда от 26.01.2009 №2-13\2009 с учетом определения Верховного суда РК от 26.03.2009 удовлетворены требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Сосногорск», и постановлено признать незаконным бездействие администрации МО МР «Сосногорск» в области организации утилизации и переработки бытовых отходов на территории района, на основании положений ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» администрация МО МР «Сосногорск» обязана организовать утилизацию и переработку бытовых отходов в г.Сосногорске, п.Нижний Одес, п.Войвож, п.Ираель, п.Керки, п.Поляна, с.Усть-Ухта, п.Лыа-Ель и привести полигоны (свалки) для таких отходов в соответствие с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.

Из имеющейся переписки в материалах дела №2-13/2009, 5-262\2015 следует, что Сосногорский городской комитет по охране окружающей среды Минприроды РК направлял 22.08.2007 информацию в адрес Главы МО МР «Сосногорск» о нарушениях природоохранного законодательства при эксплуатации свалок ТБО на территории МО МР «Сосногорск», включая свалку в п.Нижний Одес, указывая, что они эксплуатируются 40-50 лет, но являются фактически бесхозными, обустройство свалок ТБО не соответствует требованиям природоохранного законодательства и правилам, требовал принять соответствующие меры (имеются ссылки на материалы проверок от 2000 г, 2003 г., акты проведения мероприятий по госконтролю в области природопользования и охраны окружающей среды от 20.07.2007 и т.п.), по аналогичным требованиям вынесены представления прокурором г.Сосногорска от 14.11.2002, 19.03.2003 и т.д.

Впоследствии, в 2013 году заключались договоры между ООО «Водоканал Нижний Одес» и управляющими компаниями (ООО» Мегаполис», ООО «Жилсервис») на утилизацию и захоронение ТБО. Из условий договоров следует, что исполнитель обязуется принимать и утилизировать (захоронение) твердых бытовых отходов в соответствии с технологическим регламентом, а заказчик производить выгрузку в пределах территории свалки ТБО, расположенной на 5 километре по Ухтинской дороге.

Постановлением Сосногорского городского суда от 22.10.2015 по делу 5-262\2015 ООО «Водоканал Нижний Одес» привлечено к административной ответственности по ст.8.2.КоАП РФ, т.к. при эксплуатации свалки твердых бытовых отходов пгт.Нижний Одес, расположенной в 176 квартале Нижнеодесского участкового лесничества 5 км автодороги Нижний Одес-Ухта нарушены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, которые были выявлены 09.09.2015.

Из материалов дела следует, что в рамках республиканской целевой программы «Отходы» по МР «Сосногорск» от 2008 г. была включена разработка проектной документации по строительству нового полигона твердых бытовых и промышленных отходов межпоселенческого значения в МО «Сосногорск» на 2009-2010 и в дальнейшем его строительства. Однако сведений о завершении строительства нет.

Разрешая спор при установленных обстоятельствах, суд первой инстанции правильно исходил из того, что несанкционированная свалка, образованная в 1981 году на основании решения исполнительного комитета Нижнеодесского поселкового Совета народных депутатов, действовала до 2018 года (более 35 лет).

Меры по оформлению этой свалки, включению её в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), либо ликвидации администрацией МР «Сосногорск» и администрацией ГП «Нижний Одес» не предпринимались, свалка на момент рассмотрения дела не ликвидирована, что приводит к загрязнению и захламлению территории поселения, то есть к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования. Такое бездействие нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания.

При таких обстоятельствах и на основании п. 1 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от 06.10.2003, согласно которым к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному) и транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, суд пришел к верному выводу о наличии оснований к удовлетворению иска к муниципальным органам власти.

Судебная коллегия с указанным выводом соглашается с учетом того, что в соответствии с Уставом МО МР «Сосногорск» административными территориями на территории города республиканского значения Сосногорска с подчиненной ему территорией является в том числе пгт. Нижний Одес с подчиненной ему территорией. В состав муниципального района «Сосногорск» входит территория поселения Нижний Одес.

Согласно Уставу к вопросам местного значения МР «Сосногорск» относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (пп.9 п.1 ст.7); участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории МР «Сосногорск» (пп.13 п.1 ст.7).

Возлагая обязанность по ликвидации свалки на Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, суд обоснованно применил положения п. 3 ст. 209 и ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Исходя из положений статьи 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» ответственность за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, несут юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Согласно части 5 статьи 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.

Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417 установлено, что запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Пунктом 4 названных Правил предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации- в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ.

В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (п.14).

На основании п.4 ст.83 Лесного кодекса РФ полномочия Российской Федерации в области таких лесных отношений как организация использования лесов, их охрана (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защита и воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на таких землях отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Республике Коми таким органом, согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 № 452, является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, основными задачами которого являются- обеспечение воспроизводства (восстановления) природных ресурсов; повышение защищенности природной среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия; сохранение полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов (пункты 5,6,8 и 12 пункта 9 Положения).

Согласно ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности.

Земельный участок, на котором выявлено несанкционированное складирование отходов, относится к землям лесного фонда и находится в федеральной собственности. Лица, осуществившие несанкционированное складирование отходов на спорном земельном участке, не установлены, поэтому суд справедливо возложил обязанность по принятию мер по организации ликвидации свалки, размещенной на территории земельного участка лесного фонда - вглубь лесного массива от автодороги Ухта-Нижний Одес в 5 км от посёлка в квартале 176 Нижнеодесского участкового лесничества (координаты №63?40? 23,86'' сш Е 054? 47'32,7?? вд), а также по обеспечению разработки проекта и осуществлению рекультивации этого земельного участка, также на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, осуществляющее в Республике Коми полномочия собственника земельных участков лесного фонда.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они основаны на достоверно установленных обстоятельствах с правильным применением нормативного регулирования спорных правоотношений.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы приводились ответчиком в качестве обоснования своей позиции по иску, проверены и оценены судом надлежащим образом. Оснований не соглашаться с оценкой их судом первой инстанции судебная коллегия не находит.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 17 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –