ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-5/2022 от 19.04.2022 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Рыбалкин А.А. дело № 33-2592/2022

(1 инст. № 2-5/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Гавриленко Е.В.

судей Баранцевой Н.В., Кузнецова М.В.

при секретаре Щербина О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Эко-Ресурс», администрации МО Советский район о запрете эксплуатации полигона твердых бытовых отходов,

по апелляционным жалобам администрации МО Советского района, ООО «Эко-Ресурс» на решение Советского районного суда от 26 января 2022 года, которым постановлено:

«Иск Серовского транспортного прокурора удовлетворить.

Запретить ООО «ЭКО Ресурс», администрации муниципального образования Советский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу(адрес) 1 (кадастровый номер (номер)) в срок через двенадцать месяцев после вступления решения в законную силу.

Взыскать с ООО «Эко-Ресурс» в бюджет муниципального образования Советский район Ханты-Мансийского автономного округа – Югры государственную пошлину в размере 300 рублей».

Заслушав доклад судьи Баранцевой Н.В., объяснения представителей ответчиков МО Советский район – Толмачевой Н.Б., ООО «Эко-Ресурс» - Флейшер О.М. и Кисельмана А.М., поддержавших доводы апелляционных жалоб, процессуального истца прокурора Чукоминой О.Ю., возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия

установила:

Серовский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с требованиями к администрации МО Советский район, ООО «Эко-Ресурс» о запрете эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: (адрес) (кадастровый номер (номер)). С учетом уточнения, прокурор просил, установить срок для закрытия полигона 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Требования мотивированы тем, что Серовской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов в части расположения в границах приаэродромной территории аэродрома Советский ХМАО-Югры полигона твердых бытовых отходов, в ходе которой выявлены нарушения. В соответствии со ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти устанавливается приаэродромная территория в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду. На приаэродромной территории могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности: шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. Запрет размещения таких объектов в 6 подзоне приаэродромной территории также установлен Правилами выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460. 15.01.2021 приказом Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации № 10-П установлена приаэродромная территория аэродрома Советский. В решении об установлении приаэродромной территории аэродрома г. Советский (п. 7.2) закреплено, что в границах шестой подзоны устанавливаются следующие ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности: запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. В границах шестой подзоны устанавливается запрет на размещение полигонов твердых коммунальных отходов, скотобоен, ферм, скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, объектов сортировки мусора, рыбных хозяйств. В ходе проверки установлено, что по адресу: ХМАО-Югра, (адрес) располагается полигон твердых бытовых отходов. Данный полигон располагается в 6 подзоне приаэродромной территории аэродрома г. Советский ХМАО-Югры на земельном участке с кадастровым номером (номер), площадь полигона составляет 199720,5 кв.м. Собственником полигона является муниципальное образование - Советский район ХМАО-Югры, согласно договору аренды № 53/19 от 24.09.2019 обслуживание полигона и складирование твердых бытовых отходов осуществляет ООО «ЭКО Ресурс». В соответствии с информацией, представленной ООО «Аэропорт Советский», являющимся оператором аэропорта г. Советский, вышеуказанный полигон находится в границах шестой подзоны приаэродромной территории на расстоянии 11 060 метров от контрольной точки аэродрома Советский. Также согласно информации ООО «Аэропорт Советский» на территории аэропорта инженерами по эксплуатации аэродрома, начальником аэродромной службы проводится орнитологическое наблюдение, результаты которого фиксируются в специальном журнале. В течение летнего периода 2020 года начальник аэродромной службы неоднократно наблюдал массовое скопление птиц в районе полигона. Из анализа орнитологического обеспечения безопасности полетов на аэродроме Советский за 2020 год следует, что в весенний период на территории аэропорта отмечено присутствие 27 видов птиц, в летний период - 15 видов, в осенний период - 31 вид. Одним из факторов, определяющих значительное количество залетов птиц на аэродром, является близкое соседство с полигоном твердых бытовых отходов. Результатами проверки установлено, что эксплуатация вышеуказанного полигона твердых бытовых отходов осуществляется в нарушение действующего законодательства, так как на полигоне на значительной площади ведется размещение и захоронение пищевых и непищевых отходов в перемешанном виде, что способствует привлечению и массовому скоплению птиц, которые перемещаются в сторону аэропорта Советский. При этом в решении об установлении приаэродромной территории прямо установлен запрет на размещение полигонов твердых бытовых отходов, а также мусороперерабатывающих заводов и объектов сортировки мусора в шестой подзоне, что исключает сортировку пищевых и непищевых отходов на территории полигона. Нарушение требований действующего воздушного законодательства при эксплуатации полигона создает угрозу возникновения катастрофы воздушного судна с необратимыми последствиями в виде причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц, повреждения или уничтожения воздушного судна и имущества неопределенного круга лиц. В феврале 2019 года Серовской транспортной прокуратурой проводилась аналогичная проверка, по результатам которой 25.02.2019 в адрес Главы Советского района ХМАО-Югры было внесено представление. Однако никаких мер, направленных на устранение допущенных нарушений, администрацией Советского района на протяжении более 2 лет не принималось. Кроме того, проверкой установлено, что разрешительная документация на строительство и ввод в эксплуатацию вышеуказанного полигона была получена ответчиком в период 2014-2015 гг. до установления приаэродромной территории аэродрома Советский.

В судебном заседании прокурор Кравцов П.А. поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика ООО «Эко-Ресурс» Кисельман А.М. с требованиями не согласился.

Представитель ответчика администрации МО Советский район Толмачева Н.Б. с требованиями не согласилась.

Представитель третьего лица ООО «Аэропорт Советский» Паньшин О.В. требования истца просил удовлетворить.

Дело рассмотрено в отсутствии представителей третьих лиц Тюменского МТУ Росавиации, Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе администрация Советского района просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что Правила выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460 утратили силу с 01.01.2022, п. 5 ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 01.07.201 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» - с 01.07.2021. Указывает, что строительство полигона ТБО осуществлялось в соответствии с разрешением на строительство объекта № га 86-506000-18 от 30.07.2014, выданным Управлением архитектуры и градостроительства администрации Советского района. Проектная документация на строительство объекта не подлежала государственной экспертизе. Положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы получено 19.10.2012. После завершения строительства разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано 30.12.2015. Ни на момент выдачи разрешения на строительство, ни на момент введения в эксплуатацию полигона ТБО приаэродромная территория аэропорта г. Советский не была установлена. Также указывает, что строительство объекта полигона ТБО осуществлялось в рамках государственной программы Ханты-Мансийского автономною округа - Югры «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 № 426-п на земельном участке, который находился в собственности Российской Федерации и предоставлялся администрации Советского района по договору аренды лесного участка № 025/08-15 от 10.04.2008. В 2021 в Администрацию поступило представление об устранении нарушений законодательства о безопасности полетов, которое является аналогичным представлению, направленному Серовской транспортной прокуратурой в адрес администрации Советского района в 2019. В представлении 2021 отсутствует какая-либо информация о том, что при осмотре полигона ТБО установлен факт массового скопления птиц на нем. Также, должностные лица, участвовавшие в осмотре полигона ТБО утверждают, что птиц на полигоне обнаружено не было. В соответствии с заключением эксперта ООО «Лаборатория экологических исследовании» 01 15.12.2021 следует, что проводимые ООО «ЭКО Ресурс» мероприятия в большинстве своем являются эффективными. Указывает, что вопрос о сроках закрытия полигона ТБО не рассматривался и не обсуждался. Учитывая, что случаев столкновения воздушных судов с птицами на аэродроме Советский не зафиксировано; орнитологическое обеспечение на аэродроме Советский удовлетворительное, принятые ООО «ЭКО Ресурс» меры, обеспечивают орнитологическую безопасность, а также при условии выполнения рекомендаций эксперта ООО «Лаборатория экологических исследований», дальнейшая эксплуатация полигона ТБО возможна.

В жалобе ООО «Эко-Ресурс» также просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении требований. Доводы жалобы повторяют позицию, изложенную в жалобе администрации Советского района. Также указывает, что согласно эколого-орнитологическому обследованию территории аэропорта «Советский» и его прилегающей части от 2017 г., утвержденному директором ООО «Аэропорт Советский», полигон, который находится более, чем в 11 км от аэропорта, не оказывает негативного влияния на орнитологическую обстановку аэропорта. В 2020 году по заказу Администрации Советского района с привлечением специализированной организации было проведено очередное орнитологическое обследование Полигона ТБО г.п. Советский и зоны воздушных подходов аэропорта г.п. Советский, участки скоплений птиц на полигоне не обнаружены. В 2021 году по заказу ООО «Аэропорт Советский» было проведено очередное эколого-орнитологическое обследование аэродрома «Советский» и прилегающей к нему территории, согласно результатам которого, не доказано влияние полигона ТБО на орнитологическую обстановку аэродрома. Полигон ТБО включен в государственный реестр объектов размещения отходов, следовательно, в полном объеме соответствует требованиям, установленным ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Обращает внимание, что общество постоянно осуществляет мероприятия по обеспечению орнитологической безопасности при функционировании полигона ТБО г.п. Советский. Запрет деятельности полигона повлечет неизбежное увеличение тарифов для жителей Советского района за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указывает, что судом не приняты во внимание результаты судебной орнитологической экспертизы, в силу которой деятельность полигона может быть продолжена при ряде обязательных условий.

В возражениях на апелляционную жалобу транспортный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители третьих лиц ООО «Аэропорт», Тюменское МТУ Росавиации, Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сети «Интернет».

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также ГПК РФ), в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду об уважительных причинах неявки, об участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи не просили, более того, согласно ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ организации, являющиеся участниками процесса, получившие первое судебное извещение по делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие иных участвующих в деле лиц.

Заслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как установлено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Положениями статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий. На приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в том числе шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Согласно статье 14 Воздушного кодекса Российской Федерации, организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.

Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что на земельном участке по адресу: (адрес), находится полигон твердых бытовых отходов (выше и далее также - ТБО), собственником которого является муниципальное образование (МО) муниципальный район Советский район, переданный по договору аренды от 24.09.2019 № 53/19 в эксплуатацию ООО «ЭКО Ресурс» сроком на 3 года с 25.10.2019.

Приказом Министерства транспорта РФ ФАВТ (Росавиация) от 15.01.2021 № 10-П установлена приаэродромная территория аэродрома Советский, в том числе с выделением шестой подзоны, границы которой установлены на удалении 15 км от контрольной точки аэродрома. Форма подзоны представляет собой окружность радиусом 15 км от контрольной точки аэродрома. В границах 6 подзоны устанавливается запрет на размещение полигонов твердых коммунальных отходов, скотобоен, ферм, скотомогильников, мусоросжигателей и мусороперерабатывающих заводов, объектов сортировки мусора, рыбных хозяйств.

В соответствии с информацией от 18.01.2021, представленной ООО «Аэропорт Советский», являющимся оператором аэропорта г. Советский, вышеуказанный полигон находится в границах шестой подзоны приаэродромной территории на расстоянии 11 060 метров от контрольной точки аэродрома Советский.

Из актов обследования Серовского транспортного прокурора от 03.03.2021, Росприроднадзора от 11.03.2021 следует, что на полигоне ведется массовое складирование различных видов отходов, в том числе пищевых и иных видов органических отходов.

На территории аэропорта инженерами по эксплуатации аэродрома, начальником аэродромной службы проводится орнитологическое наблюдение, результаты которого фиксируются в специальном журнале. В течение летнего периода 2020 года начальник аэродромной службы неоднократно наблюдал массовое скопление птиц в районе полигона, что следует из сообщения ООО «Аэропорт Советский» от 12.03.2021

Согласно эколого-орнитологического обследования территории аэропорта «Советский» и его прилегающей части от 30.06.2017, не обнаружено стабильных сезонных скоплений птиц, значительных колониальных поселений.

Согласно анализу орнитологического обеспечения безопасности полетов на аэродроме Советский за 2020 и 2021 годы, в весенний период на территории аэропорта отмечено присутствие 27 видов птиц, в летний период - 15 видов, в осенний период - 31 вид. Одним из факторов, определяющих значительное количество залетов птиц на аэродром, является близкое соседство с полигоном твердых бытовых отходов.

В соответствии с отчетом о научно-исследовательской работе от 29.08.2020 АНО ВО «Школа технологий бизнеса АНО ВО «ШТБ» наибольшую угрозу воздушным судам представляют массовые суточные кормовые миграции серых ворон с мест ночевки на полигон и обратно (около 3000 особей). Частично эти перемещения происходят также и в зоне воздушных подходов аэропорта г.п. Советский. Высота полета большинства особей определена в пределах 50-150 метров, а расстояние от КТА (контрольной точки аэропорта) до участка активных перемещений составляет около 7 км. С учетом схемы направления и высоты перелетов риск столкновения птиц с ВС незначителен. Полигон ТБО г.п. Советский в настоящее время не является источником высокого риска столкновений птиц с летательными аппаратами в зоне воздушного коридора аэропорта г.п. Советский. Полигон не находится в зоне воздушного коридора аэропорта. Удален от контрольной точки аэродрома на значительное расстояние (7 км.). В силу этого, пересечения маршрутов перемещений птиц, имеющих отношение к полигону, с линией взлета и посадок самолетов на одной и той же высоте маловероятно. Однако, минимально потенциальная возможность столкновения воздушных судов с птицами всё же имеется.

Согласно эколого-орнитологическому обследованию аэродрома Советский и прилегающей к нему территории от 30.11.2021 следует, что орнитологическая обстановка аэродрома «Советский» достаточно хорошая, степень опасности низкая. В то же время полигон ТБО привлекает такие виды, как сизая чайка, сорока, ворон, которые потенциально являются угрозой для ВС, не обнаружено стабильных сезонных значительных скоплений птиц, колониальных поселений, в том числе рябинников, сизых чаек, а так же гнезд ворон и сорок. Перемещения птиц в окрестности аэродрома происходят постоянно в течение года. Наиболее опасными для ВС являются месяцы: весной - апрель и май, осенью - сентябрь и октябрь. Основная масса мигрантов не останавливается в пределах аэродрома и тем самым не создает помех для ВС.

По заключению эксперта ООО «Лаборатория экологических исследований» от 15.12.2021, для достоверной и всесторонней опасности/безопасности действующего полигона ТБО в г. Советский, расположенного на земельном участке с кадастровым номером (номер) для воздушного движения в районе аэродрома Советский, недостаточно фактических данных, так как на его взгляд, научно-исследовательская работа, выполненная в рамках муниципального контракта № 38/19-ЭА по теме «Орнитологическое обследование полигона ТБО г. Советский ХМАО-Югры и зоны воздушных подходов аэропорта г. Советский», не достигла заявленных в техническом задании целей и не содержат необходимых количественных данных для того, чтобы можно было проанализировать возможный вклад в риск воздушному движению со стороны отдельных видов птиц, встречающихся на территории полигона ТБО.

Принимая во внимание потенциальный риск воздушному движению со стороны птиц, которые могут посещать полигон ТБО, социальную значимость полигона, удаленность полигона от аэродрома, отсутствие случаев столкновения воздушных судов с птицами в районе аэродрома, эксперт пришел к выводу, что деятельность полигона может быть продолжена при выполнении ряда обязательных условий: организации раздельного сбора отходов, при котором пищевые отходы можно направить за пределы 6 подзоны приаэродромной территории, организации прессования и уплотнения пищевых отходов, организации постоянного мониторинга птиц на территории полигона, организации отпугивания птиц, организации коммуникации между оператором полигона ТБО и диспетчером аэродрома, доведения до оператора полигона расписания движения воздушных судов, повторных орнитологических исследованиях.

Представленная прокурором видеозапись проверки полигона твердых бытовых отходов в г. Советский в сентябре 2021 года, зафиксировала наличие массового скопления стай птиц на полигоне, которые после кормления мигрируют в разных направлениях.

Разрешая спор, установив факт размещения отходов на полигоне, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, учитывая наличие потенциальной угрозы возникновению необратимых последствий в виде столкновения птиц с воздушными судами, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о запрете эксплуатации полигона.

С такими выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они сделаны в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, основаны на правильной оценке собранных по делу доказательств и положениям закона не противоречат.

Доводы, изложенные в апелляционных жалобах о том, что при вынесении решения суд первой инстанции необоснованно руководствовался пп. «е» п. 2 Правил выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460 утративших силу с 01.01.2022, п. 5 ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», утративших силу с 01.07.2021, не являются основанием для отмены судебного решения, как и ссылки администрации на использование полигона с 1998 года, введение его в эксплуатацию до установления приаэродромных территорий аэродрома Советский.

В решении суда первой инстанции указаны нормы действующего законодательства – ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, при этом абзацем 2 пункта 1 статьи 137 Кодекса предусмотрено, что по гражданским правоотношениям, возникшим до введения в действие настоящего Кодекса, его положения применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие, таким образом, возникшие после 01.07.2017 обязанности по недопущению размещения объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, применимы в отношении спорного объекта.

Стороной ответчиков в ходе производства по делу в суде первой инстанции не оспаривался факт размещения на указанном в исковом заявлении земельном участке полигона ТБО на расстоянии 11 000 метров от контрольной точки аэродрома.

При этом сам факт расположения полигона ТБО на расстоянии менее 15 км от контрольной точки аэродрома свидетельствует о нарушении интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в частности безопасности полетов воздушного транспорта.

Стороной ответчиков, в силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено допустимых и достоверных доказательств, указывающих на недопустимость доказательств, в части подтверждения фактов фиксации массового скопления птиц на полигоне ТБО, зафиксированных в ходе проверок.

Вопреки утверждениям апеллянтов, судом дана оценка представленным в материалы дела эколого-орнитологическим обследованиям и заключению судебной экспертизы, в совокупности с иными доказательствами, которые свидетельствуют о наличии потенциального риска воздушному движению со стороны птиц, посещающих полигон ТБО.

Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется, поскольку оценка доказательств судом первой инстанции произведена правильно, в соответствии с требованиями статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Аэродром является объектом, в отношении которого в целях обеспечения безопасности полетов, исключения возможности возникновения аварийных ситуаций действуют особые условия использования приаэродромной территории. Осуществление какой-либо деятельности в границах данной территории и размещение объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома, не допускается.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Приостановление (запрет) деятельности как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным нарушениям и предполагаемым последствиям такой деятельности.

Судебная коллегия отмечает, что запрет на эксплуатацию полигона по утилизации и захоронению отходов производства и потребления, является необходимой и достаточной правовой мерой, направленной на недопущение возникновения катастрофы воздушного судна с необратимыми последствиями в виде причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц, повреждения или уничтожения воздушного судна и имущества, следовательно, вопреки доводам апелляционных жалоб, требование о запрещении деятельности полигона ТБО не противоречит общественным интересам.

Не влияют на правильность вывода суда первой инстанции и доводы апеллянтов на недостаточность установленного срока для организации иного полигона, поскольку при установлении срока исполнения решения суда, судом учтена необходимость совершения конкретных действий ответчиками. Судебная коллегия считает, что установленные сроки являются разумными, с учетом выявленных нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Кроме того данный вопрос может быть разрешен в ходе исполнения судебного решения, при наличии доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения в установленные судебным актом сроки.

Подлежат отклонению и доводы ООО «Эко-Ресурс» об изменении законодательства и возможности эксплуатации полигона с учетом принимаемых мер по обеспечению безопасной орнитологической обстановки, и запрета деятельности полигона только в части размещения пищевых отходов, поскольку доказательств соответствия полигона рекомендациям, приведенным в заключении эксперта ООО «Лаборатория экологических исследований» от 15.12.2021 на момент разрешения спора не представлено, названные обстоятельства являются преждевременными, могут быть разрешены на стадии исполнения решения суда в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

При разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела, так как основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам, установленным ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда от 26 января 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации МО Советского района, ООО «Эко-Ресурс» - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное определение изготовлено 22 апреля 2022 года.

Председательствующий Гавриленко Е.В.

Судьи Баранцева Н.В.

Кузнецов М.В.