Дело № 33-9904/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 13.07.2021
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Седых Е.Г.,
судей Кучеровой Р.В., Хайровой Г.С.,
при ведении протокола помощником судьи Весовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-602/2021 по иску прокурора города Каменск-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства», Отраслевому органу Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, Администрации Каменск-Уральского городского округа о возложении обязанности,
по апелляционным жалобам ответчиков Администрации Каменск-Уральского городского округа, Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства» на решение Красногорского районного суда г. Каменск-Уральского Свердловской области от 12.04.2021.
Заслушав доклад судьи Седых Е.Г., объяснения представителя истца - прокурора отдела по обеспечению прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Смольникова Е.В., судебная коллегия
установила:
прокурор города Каменск – Уральского в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства», Отраслевому органу администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, Администрации Каменск-Уральского городского округа о возложении обязанности по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ Р-50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» участков дорог в городе Каменске-Уральском по ул.Строителей, 33, и бульвар Парижской Коммуны, 5.
Решением Красногорского районного суда г. Каменск-Уральского Свердловской области от 12.04.2021 иск удовлетворен.
Возложена обязанность на МКУ «Управление городского хозяйства», Отраслевой орган администрации Каменск – Уральского городского округа по городскому хозяйству, Администрацию Каменск – Уральского городского округа в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р-50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», дороги по ул. Строителей, Бульвар Парижской Коммуны в г. Каменске-Уральском, устранив дефекты покрытия проезжей части в виде колеи глубиной до 6 сантиметров, протяженностью 38 метров на участке ул. Строителей, 33; дефекты покрытия проезжей части в виде колеи глубиной до 4 см, протяженностью 105 м. на участке Бульвар Парижской Коммуны, 5.
Ответчик Администрация Каменск-Уральского городского округа в своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части, отказав в удовлетворении иска к названному ответчику, считая себя ненадлежащим ответчиком. Ссылаются на ч. 3 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которой предусмотрено, что в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Согласно п.п. 6 п. 8, п.п.3 п. 17 Положения об органе местного самоуправления «Администрация Каменск-Уральского городского округа», утвержденного решением Городской Думы г. Каменск-Уральского от 27.04.2011 № 334, отраслевые органы Администрации Каменск-Уральского городского округа, обладающие правами юридического лица, обеспечивают реализацию полномочий Администрации Каменск-Уральского городского округа по решению вопросов местного значения, осуществление вышеуказанных полномочий относится к компетенции Отраслевого органа Администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству, являющегося структурным подразделением Администрации Каменск-Уральского городского округа, главным распорядителем бюджетных средств, в том числе по решению данного вопроса.
Кроме того, воспользовавшись полномочием по созданию муниципальных предприятий и учреждений, предоставленного подп. 3 п. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления создали муниципальное учреждение, одним из предметов деятельности которого является решение вышеназванных вопросов местного значения - МКУ «Управление городского хозяйства». В состав муниципальной собственности входят дороги по ул. Строителей, 33 и Бульвар Парижской Коммуны, 5, данные объекты недвижимости переданы в оперативное управление МКУ «Управление городского хозяйства». Контроль за деятельностью МКУ «Управление городского хозяйства» осуществляет Отраслевой орган.
Ссылка в решении суда на бездействие ответчиков по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, считают несостоятельной. Указывают также на бюджетные правоотношения, бюджетные средства могут использоваться только по целевому назначению. Судом определен необоснованно короткий срок для исполнения решения суда без учета положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Также считают, что предусмотренных ст. 322 Гражданского кодекса Российской Федерации правовых оснований возложения на ответчиков солидарной ответственности по устранению нарушений не имеется.
Ответчик МКУ «Управление городского хозяйства» в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение. Указано, что МКУ «Управление городского хозяйства» осуществляет свои полномочия в рамках финансирования деятельности из бюджета МО город Каменск-Уральский. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к МКУ «Управление городского хозяйства» является Отраслевой орган Администрации Каменск-Уральского городского округа. Во исполнение возложенных обязанностей и в рамках выделенных лимитов МКУ «Управление городского хозяйства» были проведены торги на право заключения муниципального контракта по содержанию автомобильных дорог в муниципальном образовании город Каменск-Уральский. Считают, что бездействия со стороны Учреждения не было, потому что ими заявка на выделение денежных средств на ремонт автодорог подавалась с учетом всех улиц, требующих ремонта. Однако объемы финансирования не позволяют провести ремонт улиц, указанных в иске. Считают недостаточным срок, определенный судом, просили продлить срок до 01.11.2022. Также указывают, что органы прокуратуры не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность МКУ «Управление городского хозяйства».
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор города Каменск-Уральского указывает на несостоятельность доводов жалоб ответчиков.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Смольников Е.В с доводами апелляционных жалоб не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения, поддержав доводы возражений.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчики и третье лицо ОГИБДД МО МВД России «Каменс-Уральский», чье извещение презюмируется согласно п. п. 15,16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов» (ранее извещены о начавшемся процессе л.д. 41-45).
Кроме того, участвующие по делу лица извещались публично путем заблаговременного размещения 08.06.2021 в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб на интернет-сайте Свердловского областного суда.
Принимая во внимание надлежащее и своевременное извещение участников процесса о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия в соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения прокурора, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что автомобильные дороги по улице Строителей и бульвару Парижской Коммуны входят в состав муниципального имущества и переданы в оперативное управление МКУ «Управление городского хозяйства».
В ходе проведения проверки, проведенной прокуратурой г. Каменск-Уральского на предмет соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства в области дорожного движения, установлено, что состояние дорожного покрытия на участках дороги по улице Строителей и бульвара Парижской Коммуны в г. Каменск-Уральском Свердловской области, является неудовлетворительным, в связи с наличием колеи глубиной до 6 см, протяженностью 38 м на участке ул. Строителей, 33 и колеи глубиной до 4 см, протяженностью 105 м на участке бульвар Парижской Коммуны, д.5, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью, что не соответствует требованиям Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части ремонта автомобильной дороги и содержания ее в безопасном для движения состоянии, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
По результатам выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог (улиц), составлен акт от 01.12.2020, в котором зафиксированы следующие повреждения проезжей части: на автодороге по ул. Строителей, 33 имеется дефект покрытия проезжей части в виде колеи глубиной до 6 см., протяженностью 38 м., ширина проезжей части 6 м., 2 полосы для движения; на автодороге по бульвару Парижской коммуны, 5, выявлен дефект покрытия проезжей части в виде колеи глубиной до 4 см., протяженностью 105 м., ширина проезжей части 6 м., 2 полосы для движения (одностороннее движение).
Наличие выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог (улиц), необходимость устранения таких недостатков, ответчиками по существу не оспаривались.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу положений статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с таблицей 5.3 пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» отдельные повреждения (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, равной или более 0,06 м2 подлежат устранению в срок от 1 до 10 суток; повреждения (выбоины, просадки, проломы) длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м, площадью от 0.1 до 2.1 м2 подлежат устранению в срок от 5 до 14 суток соответственно; колеи глубиной от 2 до 3 см и длиной, от 7 до 9 метров на участке полосы движения длиной 100 м должны быть устранены в срок от 5 до 14 суток.
Согласно пункту 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» дорожные ограждения и бортовой камень не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б 4 приложения Б (Открытая поверхность имеет разрушения более чем на 20% площади или на поверхности имеются сколы глубиной более 3,0 см). Дефекты устраняют в сроки от 3 до 5 суток.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные полномочия пунктом 21.9 Положения об органе местного самоуправления Администрация города Каменска-Уральского, утвержденного решением Городской Думы г. Каменска-Уральского от 27.04.2011 № 334, отнесены к полномочиям Администрации г. Каменска-Уральского.
В соответствии с пунктами 1, 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше положениями, установив фактические обстоятельства дела, пришел к правильному выводу о том, что автомобильные дороги по улице Строителей в районе д.33 и по бульвару Парижской коммуны в районе д.5 в г. Каменск-Уральском Свердловской области, являются небезопасными, поскольку не соответствуют требованиям законодательства в области дорожного движения, а обязанность их содержания и ремонта лежит на Администрации Каменск-Уральского городского округа, на которую как на орган местного самоуправления возложены полномочия по решению вопросов местного значения в сфере дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа. В связи с чем, вопреки доводу жалобы Администрации Каменск-Уральского городского округа, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что все ответчики проявили незаконное бездействие и обязаны принять в рамках своих полномочий соответствующие меры для устранения нарушений.
То обстоятельство, что Администрация г. Каменск-Уральского реализует вышеуказанные полномочия посредством Отраслевого органа администрации г. Каменск-Уральского по городскому хозяйству, являющегося ее структурным подразделением, и МКУ «Управление городского хозяйства», не освобождает уполномоченный орган местного самоуправления от исполнения обязанностей не только в рамках полномочий по содержанию и ремонту автомобильных дорог, возложенных на нее федеральными законами, но и осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и вопреки доводам апелляционной жалобы, не может служить основанием для освобождения данного ответчика от возложенной на него обязанности.
Не состоятельными являются доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация г. Каменск-Уральского является ненадлежащим ответчиком, в связи с осуществлением полномочий Отраслевым органом администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, поскольку обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог, контролю за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа прямо возложена законом на названного ответчика, который вправе делегировать соответствующие полномочия созданным им учреждениям, но не вправе делегировать свою обязанность и ответственность за ее неисполнение.
Доводы жалобы ответчика Администрации г.Каменк-Уральского о том, что судом в нарушение положений статьи 322 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по устранению выявленных нарушений возложена солидарно, являются несостоятельными, поскольку оспариваемое решение суда указания на солидарную ответственность ответчиков не содержит.
Решением суда на ответчиков Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства», Отраслевой орган администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, Администрацию Каменск-Уральского городского округа возложена обязанность привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р - 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», участки дороги по ул. Строителей, 33 и бульвару Парижской Коммуны, 5 Каменск-Уральского городского округа, в пределах своей компетенции.
Вопреки доводам жалоб, при принятии судебного постановления, обязывающего ответчиков совершить определенные действия, судом в порядке статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставлен достаточный и разумный срок для совершения таких действий (два месяца с момента вступления в законную силу решения суда), с учетом того, что с момента выявления недостатков (01.12.2020), имелась реальная возможность и достаточный срок для устранения выявленных недостатков в дорожном покрытии.
Доводы жалобы ответчика МКУ «Управление городского хозяйства» о том, что осуществляет свои полномочия в рамках выделенных лимитов, а главным распорядителем бюджетных средств является отраслевой орган администрации города Каменск-Уральского, не являются основанием для освобождения данного ответчика от возложенных оспариваемым решением обязанностей в пределах полномочий данного учреждения.
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии в бюджете средств на выполнение поименованных мероприятий, а также ссылки на бюджетные правоотношения, не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, поскольку предметом настоящего спора, возникшего по иску прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, бюджетные правоотношения не являются.
При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения (статья 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы жалобы ответчика МКУ «Управление городского хозяйства» на то, что прокурор не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность названного ответчика, безосновательна, так как на ответчика возложено выполнение лишь тех обязанностей, которые предусмотрены действующим законодательством, но эти обязанности не исполняются ответчиком, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц.
Невыполнение ответчиками требований Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части ремонта автомобильных дорог и содержания их в безопасном для движения состоянии, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, и как следствие, на охрану жизни, здоровья граждан, защиту их прав и законных интересов.
Решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит оставлению без изменения.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красногорского районного суда г. Каменск-Уральского Свердловской области от 12.04.2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Седых
Судьи Р.В. Кучерова
Г.С. Хайрова