ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-605/2021 от 05.07.2021 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Кондратьева Л.М.

Дело № 2-605/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-7798/2021

05 июля 2021 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Шалиевой И.П.,

судей Онориной Н.Е., Бас И.В.,

при ведении протокола помощником судьи Жарковой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Миасского городского суда Челябинской области от 29 марта 2021 года по заявлению ФИО1 об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Заслушав доклад судьи Онориной Н.Е. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения ФИО1 и его представителя по устному ходатайству ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с заявлением (с учетом уточнений) об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации до 01 ноября 2002 года и по настоящее время.

В обоснование заявленных требований указал на то, что в октябре ДД.ММ.ГГГГ года прибыл на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год совместно с братом проживал по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время проживает по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время ФИО1 по различным объективным причинам не может получить гражданство Российской Федерации. Установление факта постоянного проживания на территории Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ влечет для заявителя правовые последствия в виде возможности получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.

Заявитель ФИО1, его представитель ФИО2 в судебном заседании в суде первой инстанции при надлежащем извещении участия не приняли, просили дело рассмотреть в их отсутствие, ранее в судебных заседаниях заявление с учетом уточнений поддержали по изложенным в нем основаниям.

Представители заинтересованных лиц отдела по вопросам миграции ОМВД России по г.Миассу Челябинской области, ГУ УПФ РФ в г. Миассе Челябинской области (межрайонное) в судебном заседании при надлежащем извещении участия не приняли.

Суд постановил решение об отказе в удовлетворении требований.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, удовлетворить заявление об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Ссылается на то, что установление факта прибытия в Российскую Федерацию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет для заявителя юридическое значение – он сможет обратиться с заявлением о получении гражданства Российской Федерации. Иным способом доказать факт такого прибытия заявитель не может. Считает, что в целях защиты прав и законных интересов лица – гражданина СССР, не принявшего гражданства других государств и проживавшего на территории Российской Федерации, факт постоянного проживания на территории Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ может быть установлен в судебном порядке.

Заинтересованные лица: ОВМ ОМВД России по г. Миассу Челябинской области, ГУ УПФР в г. Миассе Челябинской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены. Кроме того, информация о месте и времени рассмотрения дела с апелляционной жалобой заблаговременно размещена на сайте Челябинского областного суда. В связи с чем, судебная коллегия на основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения ФИО1 и его представителя по устному ходатайству ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему

В соответствии со ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В соответствии со ст. 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Поскольку перечень юридических фактов, которые могут быть установлены в судебном порядке, приведенный в ст. 264 ГПК РФ, не является исчерпывающим, суды вправе рассматривать дела об установлении и иных фактов, если они порождают для заявителя юридические последствия.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 04.08.2020г. ФИО1 обратился в отдел по вопросам миграции ОМВД России по г. Миассу Челябинской области с заявлением об установлении личности.

Заключением об установлении личности ФИО1 установлено, что ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ. в <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ. проживал в <адрес> с родителями, с мая ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. был зарегистрирован по адресу <адрес> являлся гражданином Республики Узбекистан, работал на территории Республики Узбекистан по октябрь ДД.ММ.ГГГГ года, состоял с ДД.ММ.ГГГГ года в браке с ФИО5, в марте ДД.ММ.ГГГГ года утратил паспорт гражданина СССР и в ДД.ММ.ГГГГ году приехал в Российскую Федерации, где проживает по настоящее время, паспорт не получал, по месту фактического проживания не зарегистрирован <данные изъяты><данные изъяты>

В суде первой инстанции ФИО1 пояснял, что родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. В октябре ДД.ММ.ГГГГ года он вместе со своим братом ФИО6 прибыл на постоянное место жительство в <адрес>. В октябре ДД.ММ.ГГГГ. он пытался трудоустроиться на АО «АЗ «Урал», однако из-за отсутствия паспорта, ему было отказано <данные изъяты>. Кроме того, на имя ФИО1 был выдан ордер на жилую комнату в общежитии по <адрес>, в которой заявитель проживал совместно с братом ФИО6 два года <данные изъяты>, после чего брат уехал в <адрес> в дом к родителям. С ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время ФИО1 проживает по адресу: <адрес> гражданском браке с ФИО7, имеет двоих совместных детей, в документах у которых отцом он не числится. На протяжении всего времени занимается осуществлением работ по ремонт, имеет временные заработки.

В соответствии с п. «а» ст. 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.1 ст.13 ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991г. №1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления Закона в силу, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

В целях защиты прав и законных интересов лиц, имеющих паспорт гражданина СССР, не принявших гражданства других государств и проживающих на территории Российской Федерации по состоянию на 01 ноября 2002 г., которые на основании Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991г. №1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" могли быть признаны гражданами Российской Федерации, факт их постоянного проживания на территории Российской Федерации подлежит установлению в судебном порядке.

Закон №1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1992г. в настоящее время утратил силу.

ФИО1 не представлено суду доказательств наличия у него паспорта гражданина СССР.

При рассмотрении дела суд учитывает, что в соответствии с п. 45 Указа Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002г. №1325 "Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", Приказом МВД России от 16.09.2019 N 623 "Об утверждении Инструкции об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятии по ним решений", п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", основанием для оформления паспорта гражданина Российской Федерации является наличие гражданства Российской Федерации, а это обстоятельство подтверждается в том числе проживанием лица на территории России на 01 ноября 2002 г.

Указом Президента Российской Федерации №1325 от 14 ноября 2002 г. утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, в соответствии с п. 51 которого при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка факта выдачи лицу указанного документа на законных основаниях и соответствующих обстоятельств. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом ч. 7 ст. 4, ст. 42 Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и в суд.

В силу ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь с Российской Федерацией, выразившаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей.

Определение наличия такой устойчивой связи в силу ст. ст. 30, 31 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" входит в полномочия федерального органа, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов, которые при этом, в числе других возложенных на них обязанностей, устанавливают наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; принимают заявления по вопросам гражданства от лиц, проживающих на территории Российской Федерации; проверяют факты и документы, представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах.

Письмом №3817 б/н от 24.08.2020г. на имя начальника ОВМ ОМВД России по г.Миассу Челябинской области разъяснено, что после процедуры установления личности ФИО1 вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в соответствии со ст.41.3 с применением п. «а» ч.1 ст.41.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (л.д.71).

В силу ст.41.4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", заявления о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации лиц, указанных в статье 41.1 настоящего Федерального закона, подаются заявителем лично в письменном виде на бланке установленной формы в территориальный орган по месту жительства или месту пребывания заявителя (при наличии регистрации по месту жительства или месту пребывания) либо по месту фактического проживания заявителя, не имеющего регистрации по месту жительства или месту пребывания.

Статьей 41.6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", установлены полномочия территориальных органов по реализации настоящего Федерального закона, в целях реализации настоящей главы территориальные органы:

а) рассматривают заявления о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации и принимают решения по таким заявлениям;

б) исполняют принятые решения и выдают соответствующие документы;

в) ведут учет лиц, обратившихся с заявлениями о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации;

г) осуществляют сбор, закрепление, проверку и оценку доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие установленных настоящим Федеральным законом оснований и условий признания гражданином Российской Федерации, для принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации и фиксируют указанные действия в соответствующих документах;

д) устанавливают факт прибытия заявителей на территорию Российской Федерации до 1 ноября 2002 года и факт их проживания на территории Российской Федерации до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, принимают мотивированное решение об отнесении либо о неотнесении заявителей к категории лиц, указанных в пункте "а" части первой статьи 41.1 настоящего Федерального закона;

е) проводят обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию и фотографирование, ведут информационные массивы, создаваемые в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации, в случаях, предусмотренных федеральными законами;

ж) проводят установление личности в случае, предусмотренном частью пятой статьи 41.4 настоящего Федерального закона;

з) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Применительно к п. "д" данной статьи следует иметь в виду, что установление факта прибытия заявителей на территорию РФ до 1 ноября 2002г. и факта их проживания на территории РФ до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ возможно исключительно в порядке, предусмотренном данным Законом, что заявителем сделано не было.

В соответствии с разделом 5 Инструкции, утвержденной Приказа МВД России от 16.09.2019 N 623 "Об утверждении Инструкции об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятии по ним решений" в случаях, установленных п.38 Инструкции, инициативная проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства Российской Федерации осуществляется территориальными органами МВД России по решению полномочного должностного лица территориального органа МВД России либо ГУВМ МВД России по решению начальника ГУВМ МВД России или его заместителя либо лиц, исполняющих их обязанности.

По результатам проводимой проверки устанавливается факт наличия либо отсутствия гражданства Российской Федерации в результате признания или последующего приобретения гражданства Российской Федерации, либо выхода из гражданства Российской Федерации. В процессе проверки учитываются все сведения, сообщенные проверяемым лицом или запрашивающим органом. При необходимости направляются запросы в органы и организации, располагающие необходимой информацией о проверяемом лице.

После этого оформляется заключение о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации или о невозможности установления наличия гражданства Российской Федерации у проверяемого лица.

Установив, что ФИО1 за установлением факта прибытия на территорию Российской Федерации до 1 ноября 2002г. и факта его проживания на территории РФ, а также за получением гражданства РФ с 1994г. по настоящее время в территориальные органы не обращался, обратился с настоящим заявлением непосредственно в суд, в нарушении процедуры проверки наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы о том, что установление факта прибытия в Российскую Федерацию по состоянию на 01 ноября 2002 года имеет для заявителя юридическое значение – он сможет обратиться с заявлением о получении гражданства Российской Федерации, иным способом доказать факт такого прибытия заявитель не может, факт постоянного проживания на территории Российской Федерации по состоянию на 01 ноября 2002 года может быть установлен в судебном порядке, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку связаны с неправильным толкованием положения п. (д) ст. 41.6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", согласно которому к полномочиям территориальных органов отнесено установление факта прибытия граждан на территорию Российской Федерации до 1 ноября 2002 года и факта их проживания на территории Российской Федерации до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации.

Иные доводы апелляционной жалобы оснований для отмены решения суда не содержат.

Руководствуясь положениями ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Миасского городского суда Челябинской области от 29 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 июля 2021 года.