Судья Айткужинова Т.Г. Дело №33-8264/2021 (№ 2-605/2021)
Докладчик Болотова Л.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 сентября 2021 года г. Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Латушкиной Е.В.,
судей: Болотовой Л.В., Савинцевой Н.А.,
при секретаре Степанове И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болотовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1
на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 14 мая 2021 года
по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Чистый город Кемерово» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Чистый город Кемерово» о защите прав потребителя.
Требования мотивировал тем, что ООО «Чистый город Кемерово» оказывает населению - физическим лицам услуги в виде обращения с твердыми коммунальными отходами (вывоз мусора).
Он случайно нашел около дома, расположенного по адресу: <адрес> досудебное предупреждение от ООО «Чистый город Кемерово» по оплате задолженности в размере <данные изъяты>. за услугу обращения с твердыми коммунальными отходами.
В доме по адресу<адрес> более трех лет никто не проживает, услугами по обращению с твердыми коммунальными отходами никто не пользуется.
В досудебном предупреждении о задолженности на сумму <данные изъяты> руб. указаны аббревиатуры неких организаций, якобы которым необходимо оплатить стоимость услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом в указанном досудебном предупреждении неверно указана его фамилия «Кислицин». Указанное обстоятельство подтверждает, что он не заключал договор услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистый город Кемерово». Ему не было предоставлено право выбора организации на предоставление указанных услуг.
Если предположить, что организации, указанные в досудебном уведомлении, являются платежными агентами, то ему не предоставлен специальный банковский счет для осуществления возможности оплаты наличных платежей через платежных агентов.
ООО «Чистый город Кемерово» не предоставлено сведений о возможности оплаты услуг в наличной форме. О режиме работы ООО «Чистый город Кемерово» по приему оплаты услуг в наличной форме.
На официальном сайте ООО «Чистый город Кемерово» указаны банковские реквизиты для оплаты в безналичной форме. Сведений о возможности произвести оплату в наличной форме нет. Нет информации о платежных агентах, через которых возможно произвести оплату в наличной форме за услуги.
Обязанность заключения договора на вывоз твердых коммунальных отходов установлена в ст. 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. ООО «Чистый город Кемерово» не обращалось к нему с предложением заключить договор по обработке твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12 ноября 2016 года утверждена письменная форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанный договор должен быть заключен в письменной форме с потребителем, получающим указанные услуги. Договор содержит обязательные сведения о месте (площадке) накопления твердых отходов.
Он не владеет информацией о месте (площадке) накопления твердых отходов, потому что он не заключал договор по обращению с твердыми коммунальными отходами. И эти сведения ему не предоставлялись.
Более трех лет он не проживает в доме по адресу: <адрес>, поэтому не нуждается в услугах по обработке твердых коммунальных отходов.
ДД.ММ.ГГГГ он направил в ООО «Чистый город Кемерово» претензию, которая получена ООО «Чистый город Кемерово» ДД.ММ.ГГГГ. В указанной претензии он поставил в известность ООО «Чистый город Кемерово», что не проживает по указанному адресу, так как живет по месту регистрации по адресу: <адрес>, являющемуся его постоянным местом жительства, где и обязан проживать в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Поскольку он не заключал с ООО «Чистый город Кемерово» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и правоотношения не возникли, основания для оказания услуг и для начисления оплаты и требования с него оплаты отсутствуют.
Также ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ООО «Чистый город Кемерово» с заявлением с просьбой предоставить сведения на дату предоставления ответа о размере задолженности и подробный расчет задолженности (срок начисления, тарифы) за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Ответ на указанное заявление от ООО «Чистый город Кемерово» ему не предоставлен.
ООО «Чистый город Кемерово» предоставило скриншот с сайта и ссылается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 имеет задолженность в размере <данные изъяты> При этом скриншот содержит только № от ДД.ММ.ГГГГ. По этим сведениям, невозможно идентифицировать ни ФИО1, ни дом по адресу: <адрес>.
Сведения о наличии специальных банковских счетов организаций партнеров ООО «Чистый город Кемерово», которые принимают оплату в виде наличных банковских счетов отсутствуют, в связи с чем, он не имеет возможность производить оплату коммунальных услуг по обработке твердых отходов.
На официальном сайте ООО «Чистый город Кемерово» размещена информация по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ о пунктах приёма платежей в г.Кемерово. Исходя из указанной информации у всех перечисленных организаций должны быть специальные банковские счета для осуществления приема наличных банковских платежей. Однако никакой информации о наличии специальных банковских счетов для приема наличных платежей у указанных организаций нет, что он расценивает как злоупотребление правом в соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса РФ.
За юридическую услугу - подготовку претензии от ДД.ММ.ГГГГ им была произведена оплата ИП ФИО6 в размере <данные изъяты> руб., в связи с чем, полагает, что ему были причинены убытки, которые подлежат возмещению ответчиком.
Также указывает, что ему были причинены моральные страдания, которые выразились в негативных чувствах: унижения, обиды, безысходности в связи с незаконными действиями ответчика, в связи с чем, с ответчика подлежит взысканию компенсация морального вреда, размер которой оценивает в сумме <данные изъяты>
С учетом уточненных исковых требований просил считать договор между ФИО1 и ООО «Чистый город Кемерово» по обращению с твердыми коммунальными отходами жилого дома по адресу: <адрес>, незаключенным. Обязать ответчика ООО «Чистый город Кемерово» аннулировать задолженность по тарифам по обращению с твердыми коммунальными отходами, прекратить начислять задолженность по обращению с твердыми коммунальными отходами. Считать отсутствующей задолженность истца ФИО1 перед ответчиком ООО «Чистый город Кемерово» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1074,21 рублей за услугу - обращения с твердыми коммунальными отходами жилого дома по адресу: <адрес>. Обязать ответчика ООО «Чистый <адрес>» предоставить истцу подробный расчет (период начисления, тарифы) предъявленной задолженности в размере 787, 06 рублей за услугу - обращения с твердыми коммунальными отходами жилого дома по адресу: <адрес>. Обязать ответчика ООО «Чистый город Кемерово» предоставить истцу ФИО1 в соответствии с Законом № ЮЗ-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» сведения о платежных агентах, имеющих специальные банковские счета (полное наименование, ЕГРЮЛ или ЕГРИП, юридический адрес, фактический адрес, сведения о специальном банковском счете, графики работы) для осуществления истцом ФИО1 оплат в наличной форме за услугу - обращения с твердыми коммунальными отходами жилого дома по адресу: <адрес> Взыскать с ответчика ООО «Чистый город Кемерово» в пользу истца ФИО1 2 700 руб. – убытки по подготовке претензии, компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы уточненного искового заявления, настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований.
Представитель истца ФИО2, допущенный к участию в деле в соответствии с положениями ст.53 ГПК РФ, в судебном заседании настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований, пояснил по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Чистый город Кемерово» - ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление (л.д.35-38).
Решением суда от 14.05.2021 в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Считает, что он доказал, что подал заявление ответчику в досудебном порядке о том, что в доме по <адрес> никто не проживает. Для перерасчета оплаты коммунальных услуг достаточно уведомить о временном или постоянном отсутствии жильцов жилого помещения.
Указывает, что информация о наличии специальных банковских счетов ни у поставщика, ни у платёжных агентов ответчиком не представлена.
В ответе на досудебную претензию ООО «Чистый Город Кемерово» ответило, что не обязано иметь специальный банковский счёт, следовательно, ответчик не имеет право работать с платёжными агентами по приёму наличных денежных средств. А потребители не имеют право вносить оплату платёжным агентам, по имеющим специальный банковский счёт, наличными денежными средствами.
Указанное нарушение противоречит положению ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. От 22.12.2020) «О защите прав потребителей».
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем ООО «Чистый Город Кемерово» ФИО3 принесены возражения.
В заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 и его представитель ФИО2 поддержали доводы апелляционной жалобы, просили её удовлетворить, решение суда отменить.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, им было направлено судебное извещение по адресу, имеющемуся в материалах дела, а также путем публичного размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Кемеровского областного суда в сети интернет: http://www.oblsud.kmr.sudrf.ru.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» в соответствии с частями 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Изучив материалы дела, выслушав истца ФИО1, его представителя ФИО2, проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, поскольку оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Установлено, ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области и ООО «Чистый Город Кемерово» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «<адрес> сроком на ДД.ММ.ГГГГ в целях организации обращения с твердыми коммунальными отходами на территории зоны <адрес>
В территориальную зону «<адрес> включена <адрес>.
В соответствии с положениями указанного соглашения ООО «Чистый Город Кемерово» на ДД.ММ.ГГГГ присваивается статус регионального оператора, осуществляющего деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по регулируемым тарифам, которые устанавливает Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области.
ФИО1 является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям, представленным ООО «Чистый Город Кемерово» между ООО «Чистый Город Кемерово» и ФИО1 заключен типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ года истцу выставляются квитанции по услуге за обращение с ТКО. На момент рассмотрения настоящего дела у истца имеется задолженность.
Как следует из искового заявления и пояснений стороны истца в судебном заседании в доме по адресу: <адрес> более трех лет никто не проживает, услугами по обращению с твердыми коммунальными отходами никто не пользуется. Договор услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ООО «Чистый город Кемерово» истец не заключал. Ему не было предоставлено право выбора организации на предоставление указанных услуг. Поскольку он не заключал с ООО «Чистый город Кемерово» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и правоотношения не возникли, основания для оказания услуг и для начисления оплаты и требования с истца оплаты отсутствуют.
Установлено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО в виде публичной оферты был размещен на официальном сайте регионального оператора ООО «Чистый Город Кемерово» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://sibtko.ru/ ДД.ММ.ГГГГ и имеется на сайте ответчика, а также в газете Кузбасс от ДД.ММ.ГГГГ№
После опубликования публичного договора истец не представил возражений. Доказательств обратного суду не представлено.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что после опубликования публичного договора в средствах массовой информации, размещения на сайте ответчика, истец не представил возражений, в связи с чем, договор на оказание услуг по обращению с ТКО для физических лиц между ООО «Чистый Город Кемерово» и ФИО1 фактически является заключенным, вступил в силу на 16 рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
Согласно Реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Кемеровском городском округе для жителей жилого дома по адресу: <адрес><адрес>
С ДД.ММ.ГГГГ вывоз ТКО из указанного места накопления регулярно осуществляется ООО «Чистый Город Кемерово».
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обратился в ООО «Чистый Город Кемерово» с претензией, в которой известил ответчика о своем не проживании в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, просил считать задолженность по оплате за услуги обращения с ТКО отсутствующей. При этом, с соответствующим заявлением о произведении перерасчета задолженности ФИО1 к ответчику не обращался. В ходе судебного разбирательства требования о перерасчете задолженности истцом также не являлись.
В ответ на заявление ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ ООО «Чистый Город Кемерово» был предоставлен ответ исх. №, из которого следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность ФИО1 перед ООО «Чистый Город Кемерово» по лицевому счету (<адрес>) составляет <данные изъяты>. К ответу приложена выписка от ДД.ММ.ГГГГ по договору № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием: наименования потребителя- ФИО1, его адреса: <адрес>, периода начисления с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, состояния взаимных расчетов, с указанием размеров начислений по датам и описания начислений (обращение с ТКО), а также общий размер задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе истцу ФИО1 в удовлетворении требований о признании договора по обращению с твердыми коммунальными отходами между ним и ООО «Чистый Город Кемерово» незаключенным, аннулировании и признании отсутствующей задолженности по указанному договору, обязании ООО «Чистый Город Кемерово» прекратить начислять задолженность по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственник несет расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивает коммунальные услуги, к которым отнесено обращение с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. п. 3 и 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон, в частности публичной, и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом публичной офертой признается предложение, содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2008 года № 641» (далее - Правила обращения с ТКО).
Из содержания п. 8(4) раздела I(1) Правил следует, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с абз. 3, 4 п. 8(17) раздела I(1) Правил потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) раздела I(1) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно п. 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
В соответствии с ч.1. ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ с 01 января 2019 года к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов и городских округов в области обращения с ТКО относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен Жилищным кодексом РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее Правила предоставления коммунальных услуг).
Согласно части 1, пункту 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Согласно пункту 148(34) Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Пунктом 148(44) Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
Согласно пункту 86 Правил предоставления коммунальных услуг при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 настоящих Правил.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение (пункт 90 Правил предоставления коммунальных услуг).
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.
В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета (пункт 91 Правил предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Пунктом 1 статьи 10 данного Закона предусмотрено, что исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах и услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В силу пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель имеет право получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, наличии (отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней) (подпункт "б"); получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "г").
Согласно пункту 148(24) Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право: получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю для уплаты размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней).
Согласно пункту 148(27) Правил предоставления коммунальных услуг расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается равным календарному месяцу.
Пунктом 148(28) Правил установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".
Согласно пункту 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии со ст.10 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей (ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 103-ФЗ).
Согласно пункту 148(39) Правил предоставления коммунальных услуг потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, который оказывает такую услугу исполнителю, либо через указанных таким региональным оператором платежных агентов или банковских платежных агентов, если решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию о принятом решении (Пункт 148(40) Правил предоставления коммунальных услуг).
Внесение потребителем платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за указанную коммунальную услугу перед исполнителем. При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Согласно пункту 148(41) Правил предоставления коммунальных услуг потребитель вправе оплачивать коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами одним из способов, установленных пунктом 65 настоящих Правил, в порядке, установленном пунктами 66 - 67, 69 и 72 - 77 настоящих Правил.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (Далее- Федеральный закон № 103-ФЗ ).
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Согласно пп. 3 и 4 ст. 2 Федерального закона № 103-ФЗ платежным агентом может являться юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. При этом платежным агентом является либо оператор по приему платежей, либо платежный субагент.
Под оператором по приему платежей - платежным агентом понимается юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Платежным субагентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (п. 5 ст. 2 Федерального закона № 103-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 103-ФЗ поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 ст. 4 названного Федерального закона №103-ФЗ поставщик, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также казенных и бюджетных учреждений, находящихся в их ведении, при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также казенных и бюджетных учреждений, находящихся в их ведении, не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Согласно п.п. 19 - 20 ст. 4 Федерального закона №103-ФЗ по специальному банковскому счету поставщика допускается осуществление операций только по зачислению денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента, а также по списанию денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций, по специальному банковскому счету поставщика не допускается.
Учитывая указанные обстоятельства и принимая во внимание положения указанных правовых норм, региональный оператор- ООО «Чистый Город Кемерово», действительно обязан иметь специальный банковский счет при осуществлении расчетов с платежными агентами. При этом, при осуществлении расчетов с собственниками жилых помещений, без участия платежных агентов, поставщиком не используется специальный банковский счет для приема платежей за коммунальную услугу по обращению с ТКО от физических лиц, соответственно информация по специальному банковскому счету не предоставляется.
Вопреки доводам истца о непредоставлении ему информации о платежных агентах, способах оплаты услуг, в том числе наличными денежными средствами, стороной ответчика представлены суду скриншоты с официального сайта ООО «Чистый Город Кемерово», согласно которым на портале ООО «Чистый Город Кемерово», размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» имеются сведения, в том числе: о региональном операторе ООО «Чистый Город Кемерово» <адрес> о тарифах, способах оплаты услуг по обращению с ТКО, как наличным способом, в том числе непосредственно региональному оператору в кассу ООО «Чистый Город Кемерово», так и безналичным способом, а также указаны пункты приема платежей, в том числе во всех жилых районах <адрес>, с указанием наименования и адреса организаций (платежных агентов), осуществляющих прием платежей.
Таким образом, ООО «Чистый Город Кемерово» предоставлена исчерпывающая информация о способах осуществления платежей за оказываемые услуги и в полной мере обеспечена возможность внесения потребителями платежей, как наличными средствами, так и путем безналичного расчета по выбору потребителя непосредственно региональному оператору, или посредством платежных агентов.
Предоставление же сведений о специальных банковских счетах платежных агентов законом не предусмотрено.
Поскольку ответчиком не допущены нарушения прав истца на получение информации, предусмотренной Правилами предоставления коммунальных услуг, требования истца ФИО1 об обязании предоставить сведения о платежных агентах, не подлежат удовлетворению.
При этом, суд первой инстанции верно отметил, что истец не лишен возможности обратиться за предоставлением информации непосредственно к выбранному им платежному агенту.
При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для взыскания с ответчика ООО «Чистый Город Кемерово» компенсации морального вреда в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и расходов по оплате юридических услуг за составление досудебной претензии, поскольку нарушений прав потребителя со стороны ответчика не установлено.
Приведенные истцом в апелляционной жалобе доводы проверялись судом первой инстанции и правильно были признаны несостоятельными.
Доводы жалобы не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заводского районного суда г. Кемерово от 14 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 17.09.2021.