ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-6062/18УИД750001-01-2018-008652-86 от 26.02.2020 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий судья Гусманова И.С.

Дело № 33-864/2020(Дело в суде первой инстанции № 2-6062/2018УИД 75RS0001-01-2018-008652-86)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Подшиваловой Н.С.,

при ведении протокола помощником судьи Питаевой Д.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Чите 26 февраля 2020 г. гражданское дело по иску ФИО1, ФИО4 ча, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней К, ФИО3, действующей в своих интересах, и в интересах несовершеннолетней З, к администрации городского округа «Город Чита», Министерству труда и социальной зашиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю о признании права па получение выплат, включении в списки на оказание единовременной материальной и финансовой помощи,

по частной жалобе истцов ФИО1, ФИО4, ФИО3, ФИО2

на определение Центрального районного суда г. Читы от 12 сентября 2019 г. с учетом определения об исправлении описки от 16 января 2020 г., которым постановлено:

«Заявление ФИО3, ФИО1, ФИО4 ча, З, ФИО2, К о взыскании индексации присужденных денежных сумм оставить без удовлетворения».

УСТАНОВИЛА:

истцы обратились в суд с заявлением об индексации присужденных судом денежных сумм, в обоснование которого указали на следующие обстоятельства. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского края от 26 февраля 2019 г. за истцами признано право на получение единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости вследствие чрезвычайной ситуации размере 50 000 рублей каждому, на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность включить истцов в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости. 4 апреля 2019 г. администрацией города истцы были включены в указанный список пострадавших, который затем был направлен в Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края для осуществления выплат. Между тем присужденные судом денежные выплаты были произведены только 17 июля 2019 г. Ссылаясь на положения ст. 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявители просили суд взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края индексацию присужденных денежных сумм за период с 26 февраля 2019 г. по 17 июля 2019 г.; возложить на Министерство финансов Забайкальского края обязать профинансировать взысканную в пользу заявителей сумму 16 373,23 руб. (т. 2 л.д. 2-5).

Определением Центрального районного суда г. Читы от 12 сентября 2019 г. с учетом определения об исправлении описки от 16 января 2020 г. заявление о взыскании индексации присужденных денежных сумм оставлено без удовлетворения (т. 2 л.д. 121-122, 192).

В частной жалобе истцы ФИО1, ФИО4, ФИО3, ФИО2 просят постановленное определение отменить, принять по делу новое определение, которым заявление об индексации присужденных денежных сумм удовлетворить в полном объеме. В обоснование доводов жалобы повторяют позицию и приводят доводы, изложенные в суде первой инстанции. Указывают, что ввиду длительного неисполнения решения суда строительные материалы, необходимые для восстановления жилого дома после произошедшей чрезвычайной ситуации, сильно подорожали (т. 2 л.д. 148).

В соответствии с ч. 3,4 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судьей единолично без извещения лиц, участвующих в деле.

Изучив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного определения, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, гарантируя в статье 46 (часть 1) право каждого на судебную защиту его прав и свобод, исходит из того, что исполнение судебного решения является неотъемлемым элементом судебной защиты, и в связи с этим требует от государства создавать эффективные организационно-правовые механизмы своевременного и полного исполнения судебных актов. Конкретизируя эти конституционные начала правосудия, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" предусматривает обязательность вступивших в законную силу судебных актов для всех без исключения субъектов права (статья 6). Заинтересованное же лицо во всяком случае не вправе по своему усмотрению выбирать конкретные формы и способы реализации права на судебную защиту, которые с соблюдением требований Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению взыскателя или должника суд, рассмотревший дело, может произвести индексацию взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда в случаях и в размерах, которые предусмотрены федеральным законом или договором.

Постановлением от 23 июля 2018 г. N 35-П Конституционный Суд дал оценку конституционности части первой статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Оспоренное положение являлось предметом рассмотрения постольку, поскольку на его основании судами решается вопрос о праве взыскателя на индексацию присужденных ему денежных сумм в случае несвоевременного исполнения должником решения суда.

Конституционный Суд Российской Федерации признал оспоренное положение не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой при отсутствии в системе действующего правового регулирования механизма индексации взысканных судом денежных сумм, с необходимостью признаваемого судебной практикой в качестве применимого, оно не содержит критериев, в соответствии с которыми должна осуществляться предусмотренная им индексация.

Конституционный Суд указал, что впредь до внесения в действующее регулирование соответствующих изменений судам надлежит использовать в качестве критерия осуществления предусмотренной частью первой статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации индексации утверждаемый Федеральной службой государственной статистики индекс потребительских цен, являющийся официальной статистической информацией, характеризующей инфляционные процессы в стране и публикуемой на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в сети Интернет.

Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда города Читы от 26 ноября 2018 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО4 ча, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней К, ФИО3, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней З к администрации городского округа «Город Чита», Министерству труда и социальной зашиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю о признании права на получение выплат, включении в списки на оказание единовременной материальной и финансовой помощи, отказано (т. 1 л.д. 69-75).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 26 февраля 2019 г. решение Центрального районного суда города Читы от 26 ноября 2018 г. отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены. За ФИО1, ФИО4 чем, ФИО2, К, ФИО3, З признано право на получение финансовой помощи в размере 50 000 рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края. На администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность включить истов в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края. На Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края возложена обязанность выплатить ФИО1, ФИО4 чу, ФИО2, К, ФИО3, З единовременную финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей на каждого при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края (т. 1 л.д. 175-184).

Из материалов дела также следует, что 18 марта 2019 г. истец ФИО1 обратилась в суд с заявлением о выдаче исполнительных листов (т. 1 л.д. 186).

Согласно справочному листу гражданского дела исполнительные листы в отношении должника Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края были получены истцами ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО2 3 – 4 апреля 2019 г.

28 июня 2019 г. исполнительные листы были предъявлены к исполнению в УФК по Забайкальскому краю (т. 2 л.д. 34, 47, 59, 70, 81, 109).

Установлено, что в период с 1 июля 2019 г. по 3 июля 2019 г. УФК по Забайкальскому краю в адрес Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края направлены уведомления о поступлении вышеназванных исполнительных документов (т. 2 л.д. 33, 46, 58, 69, 80, 108).

Материалами дела подтверждается, что денежные суммы во исполнение вышеназванного апелляционного определения от 26 февраля 2019 г. были перечислены УФК по Забайкальскому краю на счет взыскателей в полном объеме 17 июля 2019 г. (т. 2 л.д. 32, 45, 57, 68, 79, 107).

Рассматривая заявление о взыскании индексации присужденных денежных сумм, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии законных оснований для его удовлетворения, при этом исходил из того, что присужденные заявителям решением суда денежные суммы являются финансовой помощью государства лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, и не могут рассматриваться как возмещение причиненных убытков.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявления о взыскании индексации присужденных денежных сумм, при этом полагает необходимым отметить следующее.

Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В пункте 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 № 45 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации» Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края поручено организовать работу по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам (п. 10).

Таким образом, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края являлось одним из органов государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за организацию работы по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам.

Оказание гражданам единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными дождями, произошедшими в июле 2018 г. на территории Забайкальского края, производилось в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации и последствий стихийных бедствий», действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений и утратившим силу с 1 января 2020 г.

Пунктом 5 Постановления определено, что федеральные органы исполнительной власти при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопросов о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда (п. 10).

В соответствии с п. 13 Постановления Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на основании представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с абзацем первым настоящего пункта сводных данных о количестве граждан, нуждающихся в оказании соответствующего вида помощи (единовременной материальной и (или) финансовой) и (или) получении соответствующего вида пособия, и необходимых бюджетных ассигнованиях осуществляет подготовку предложений в Правительство Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда.

На основании решения Правительства Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда, подготовленного согласно сводным данным, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в течение 10 рабочих дней в установленном порядке осуществляется перечисление в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации межбюджетного трансферта из федерального бюджета в размере 30 процентов предусмотренного в указанном решении Правительства Российской Федерации общего объема бюджетных ассигнований.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 г. № 144 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края.

Пунктом 3 названного Порядка предусмотрено, что основанием для использования бюджетных ассигнований фонда является распоряжение Правительства Забайкальского края. В проекте распоряжения определяется получатель средств, размер предоставляемых средств, цели осуществления расходов.

Главные распорядители бюджетных средств представляют в Министерство финансов Забайкальского края документы с обоснованием размера испрашиваемых средств, включая сметно-финансовые расчеты (п. 5 Порядка).

В соответствии с распоряжением Правительства Забайкальского края Министерство финансов Забайкальского края доводит лимиты бюджетных обязательств до соответствующих главных распорядителей бюджетных средств (п. 7 Порядка).

Таким образом, оказание гражданам единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными дождями, произошедшими в июле 2018 г. на территории Забайкальского края, производилось в установленном законом порядке за счет бюджетных ассигнований, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации.

Абзацем вторым ст. 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относится, в том числе федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Так, в силу пп. 1 и 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном ст. 242.2 данного кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

В соответствии с п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Согласно ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в установленном федеральным законом порядке.

В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, когда исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается по заявлению взыскателя и по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно судом.

Из приведенного правового регулирования следует, что исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, а положения Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривают добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных решений по обращению взыскания на средства бюджетных учреждений до предъявления взыскателем исполнительного листа к исполнению в порядке, предусмотренном ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, процедура исполнения судебного решения, предусматривающая обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 13 февраля 2018 г. N 249-О, в абзаце первом пункта 6 его статьи 242.2 сделана специальная оговорка относительно срока исполнения соответствующих судебных актов - три месяца со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Содержащиеся в этой норме законоположения, закрепляющие особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе сроки для исполнения судебных актов, направлены на защиту интересов взыскателя, предполагают совершение взыскателем активных действий по получению взыскиваемых денежных средств, а именно направление в финансовый орган соответствующих документов - исполнительного листа (судебного приказа), копии судебного акта и заявления с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства, в связи с чем процедура исполнения судебного акта, как предусматривающая расходование бюджетных средств, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования предусмотрен специальный - трехмесячный - срок на исполнение судебных актов по искам к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, исчисляемый со дня поступления соответствующих исполнительных документов, направление которых обусловлено активными действиями со стороны самого взыскателя.

Соответственно, положения абзаца первого пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в свете приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации должны рассматриваться как определяющие пределы применения общих правил статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Из этого же исходит и Верховный Суд Российской Федерации, в частности в пункте 7 раздела V "Процессуальные вопросы" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 октября 2016 г, разъяснено, что в период исполнения судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по правилам главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации индексация присужденных судом денежных сумм не производится.

С учетом того, что исполнительные листы были предъявлены заявителями к исполнению в УФК по Забайкальскому краю 28 июня 2019 г. и были полностью исполнены Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края 17 июля 2019 г., то есть в пределах установленного п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации трехмесячного срока со дня предъявления исполнительного документа к исполнению, законных оснований для применения положений ст. 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворения заявления об индексации присужденных судом денежных сумм, подлежащих выплате за счет средств федерального бюджета, за период с момента принятия решения и до момента его фактического исполнения, у суда первой инстанции не имелось.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 20 марта 2008 г. N 244-О-П и от 24 декабря 2013 г. N 1990-О, индексация, предусмотренная ст. 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является механизмом, позволяющим полностью возместить потери взыскателя от длительного неисполнения судебного решения в условиях инфляционных процессов в государстве.

Между тем длительного неисполнения решения суда о взыскании в пользу истцов с Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края денежных сумм допущено не было. Напротив, установленные законом сроки исполнения такого решения были соблюдены.

На наличие каких-либо обстоятельств, объективно препятствующих своевременному получению и предъявлению исполнительных листов к исполнению в установленном законом порядке, заявители не ссылались.

Незнание в данном случае гражданско-правовых норм о порядке исполнения решения суда о взыскании денежных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации само по себе не является основанием для последующей индексации присужденных судом денежных сумм. Заявители, как лица, участвующие в деле (истцы), в силу ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имели реальную возможность воспользоваться предоставленным им правом на получение исполнительного документа в установленный срок. В данном случае, получив исполнительные листы в начале апреля 2019 г., фактически истцы предъявили их к исполнению лишь в конце июня 2019 г.

Кроме того, в соответствии с п. 8 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Минфина РФ от 22.09.2008 N 99н, предусмотрено, что для получения информации о процедурах исполнения судебных актов заявитель обращается по месту своего жительства в орган Федерального казначейства или Федеральное казначейство: по телефону; путем направления письменного обращения почтой или передачей непосредственно в орган Федерального казначейства или Федеральное казначейство; с официального Интернет-сайта органа Федерального казначейства или Федерального казначейства.

Таким образом, заявители не были лишены возможности в случае затруднений при предъявлении исполнительных листов к исполнению получить необходимую консультацию.

Учитывая приведенное выше оснований для отмены постановленного определения суд апелляционной инстанции не усматривает. Доводов, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого определения, частная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение Центрального районного суда г. Читы от 12 сентября 2019 г. с учетом определения об исправлении описки от 16 января 2020 г. оставить без изменения, частную жалобу истцов ФИО1, ФИО4, ФИО3, ФИО2 – без удовлетворения.

Судья

Забайкальского краевого суда Н.С. Подшивалова