Дело № 33-563/2021 Докладчик: Клокова Н.В.
(суд 1 инст. № 2-608/2020) Судья: Овчинникова Е.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Бочкарёва А.Е.,
судей Фирсовой И.В., Клоковой Н.В.,
при секретаре Волковой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 16 февраля 2021 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 28 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Клоковой Н.В., выслушав истца ФИО1 и её представителя ФИО2, поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области ФИО3, полагавшую решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации МО Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области, Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области, ООО «Евротрансгаз» о возмещении материальных затрат в связи с выполнением работ по газификации и установке приборов газопользования в жилом ****, расположенном в **** в пределах размера субсидии в соответствии с постановлением администрации Владимирской области **** от **** о газификации жилых помещений.
В обоснование заявленных требований, поддержанных в ходе судебного разбирательства ФИО1 и её представителем ФИО2, действующим на основании ордера, указала, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: **** В указанном домовладении зарегистрирована и проживает её мать ФИО4
24 октября 2018 года между ней (ФИО1) и ООО «Евротрансгаз» в целях газификации указанного жилого дома заключен договор ****, по условиям которого «Евротрансгаз» обязалось обеспечить проектирование, монтаж газопровода, установку счетчика по указанному адресу, а ФИО1 обязалась произвести оплату выполненных работ по фактически выполненным объемам.
15 октября 2018 года между ней (ФИО1) и ИП ФИО5 заключен договор подряда **** на выполнение работ по монтажу отопления в принадлежащем ей домовладении.
Общая стоимость услуг по указанным договорам составила 148 467 руб. 50 коп., которую она оплатила в полном объеме.
Полагала, что имеет право на возмещение затрат по газификации жилого дома на основании постановления администрации Владимирской области **** от **** о газификации жилых помещений, в соответствии с которым были выделены денежные средства в качестве субсидий с целью возмещения затрат по работам по газификации и проведению работ по покупке и проведению внутридомовых работ по установке оборудования и его подключения в работу в жилых домах, включая приобретение соответствующего оборудования согласно смет и иных документов. Размер субсидии по ее домовладению ей неизвестен. Администрацией МО Гусь-Хрустальный район и администрацией Владимирской области ей отказано в возмещении затрат по газификации жилого дома, указано на необходимость подачи документов для получения субсидии в отдел социальной защиты г.Гусь-Хрустальный. Полагает данный отказ незаконным, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском.
В ходе судебного разбирательства ФИО1 пояснила, что в отдел социальной защиты населения по городу Гусь-Хрустальный она обращалась, но необходимый пакет документов для получения субсидии не сдавала, поскольку зарегистрирована по месту жительства в г.Гусь-Хрустальный, а не в жилом доме д.Махонино, который был газифицирован.
Представитель ответчика ООО «Евротрансгаз» ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против заявленных ФИО1 требований. В обоснование возражений указал, что 24 октября 2018 года между ФИО1 и ООО «Евротрансгаз» был заключен договор на выполнение работ ****, предметом которого являлось газоснабжение жилого ****, расположенного в ****. Общая стоимость оплаченных работ по указанному договору составила 26 000 руб. Относительно качества и сроков выполненных работ истец претензий не предъявляла.
Указал, что порядок, предусмотренный постановлением **** от ****, предусматривает предоставление субсидий из областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере строительства газораспределительных и газопотребляющих сетей, заключившим с собственниками домовладений договоры на выполнение работ по подготовке внутридомового газового оборудования частных домовладений к приему газа. Возмещение физическим лицам расходов, связанных с газификацией их частных домовладений (квартир) данным постановлением не предусмотрено. Ссылаясь на п.1.6 указанного выше Порядка, обратил внимание суда на то, что критерием отбора получателей субсидии является наличие договора с собственником на выполнение работ к приему газа, заключенного не ранее 01 января 2018 года, при этом минимальные затраты собственника для частных домовладений должны составлять 40 000 руб. При заключении договора от 24 октября 2018 года ФИО1 данным критериям не отвечала. В домовладении, расположенном в д.Махонино, истец никогда не проживала и не была в нем зарегистрирована. Денежные средства, внесенные истцом во исполнение условий договора от 24 октября 2018 года, составили 26 000 руб., что не соответствует требованиям постановления **** от 20 декабря 2017 года. Указанные критерии и невозможность получения субсидии были озвучены истцу до заключения договора, несмотря на это она приняла решение заключить договор на газификацию домовладения на общих условиях. Впоследствии ФИО1 к ООО «Евротрансгаз» с соответствующим заявлением не обращалась. Просил суд оставить исковые требования ФИО1 без удовлетворения.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
В письменном отзыве на иск с заявленными ФИО1 требованиями не согласился. В обоснование возражений указал, что строительство внутридворовых сетей, внутридомовых газопроводов, приобретение и установка газового оборудования осуществляются за счет средств собственников жилья.
В соответствии с главой 21 Закона Владимирской области от 02 октября 2007 года №120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» собственникам жилья из числа одиноко проживающих пенсионеров и инвалидов, малоимущих семей (по ходатайству органов местного самоуправления), постоянно проживающих в населенных пунктах, включенных в перечень объектов газификации на очередной финансовый год, оказывается социальная поддержка в виде компенсации части затрат (до 25 072 руб.).
В соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 12 ноября 2007 года **** решение о назначении выплаты принимается государственным казенным учреждением социальной защиты населения по месту жительства граждан на основании заявления и документов, подтверждающих право собственности на газифицируемое жилье, постоянное проживание в нем, а также фактически произведенные затраты.
Представитель ответчика администрации МО Гусь-Хрустальный район (муниципальный район), извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что администрация МО Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку субсидии предоставляются из бюджета Владимирской области. Постановлением Губернатора Владимирской области от 12 ноября 2007 года **** утвержден порядок предоставления денежной компенсации части расходов, связанных со строительством внутридомовых газовых сетей, которым определены правила назначения и выплаты денежной компенсации, категории граждан, которым выплачивается компенсация органом социальной защиты населения за счет средств областного бюджета. Администрация района не имеет отношения к возмещению гражданам затрат на газификацию жилых домов и не имеет финансовых обязательств по компенсации данных расходов.
Представитель ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что предоставление из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат в связи с выполнением работ по подготовке внутридомового газового оборудования частных домовладений к приему газа осуществляется на основании Порядка, утвержденного постановлением администрации Владимирской области от 20 декабря 2017 года ****. Получателем субсидии являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере строительства газораспределительных и газопотребляющих сетей, заключившие с собственниками домовладений договоры на выполнение работ по подготовке внутридомового газового оборудования частных домовладений к приему газа. В целях получения субсидии в соответствии с положениями пп. 2.1, 2.13 Порядка до начала выполнения работ по подготовке к приему газа внутридомового газового оборудования частных домовладений претендент на получение субсидии направляет в Департамент заявку на включение в перечень претендентов на получение субсидии по форме согласно приложению № 2 к Порядку с приложением документов по перечню согласно приложению № 3 к Порядку.
Для расчета размера субсидии в соответствии с Порядком необходимо наличие документов, подтверждающих соответствие получателя субсидии требованиям, установленным п. 2.6 Порядка, и иных документов, перечисленных в приложениях №№ 3, 6 и 7 к Порядку, а также документов в отношении собственника домовладения (его близких родственников), подтверждающих соответствие требованиям, предусмотренным п.1.2 Порядка, и документов, предусмотренных приложением № 1 к Порядку, подтверждающих отнесение собственника к соответствующей категории.
В отсутствие вышеперечисленных документов осуществить расчет субсидии, на которую в соответствии с Порядком могла претендовать организация, выполнившая работы по подготовке внутридомового газового оборудования частного домовладения, расположенного по адресу: ****, к приему газа, не представляется возможным.
В рамках реализации постановления администрации Владимирской области от 20 декабря 2017 года **** выплата денежной компенсации собственнику газифицируемого частного домовладения не предусмотрена.
Истец не относится к категориям граждан, перечисленных в приложении **** к Порядку, следовательно в целях получения субсидии ответчиком ООО «Евротрансгаз» в договоре на выполнение работ по газификации принадлежащего ФИО1 жилого дома должны были быть предусмотрены затраты истца в размере не менее 40 000 руб. Договор на выполнение работ **** от 24 октября 2018 года, заключенный между ООО «Евротрансгаз» и ФИО1, указанным критериям не отвечает. Предметом договора подряда **** от 15 октября 2018 года, заключенного ФИО1 с ИП ФИО5, является выполнение работ по монтажу отопления в жилом доме, что не соответствует перечню работ, указанному в п.1.2 Порядка. Условия данного договора в части определения стоимости работ и порядка оплаты также не отвечают критериям отбора, указанным в п.1.6 Порядка. Просил суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по г.Гусь-Хрустальному и Гусь-Хрустальному району»
ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании разрешение спора оставила на усмотрение суда. Пояснила, что ФИО1 в соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области **** имеет право обратиться в отдел социальной защиты с заявлением на получение субсидии. Одним из обязательных условий для получения субсидии является регистрация в газифицируемом жилом доме. В случае регистрации истца в д.Махонино и обращения с соответствующим пакетом документов в отдел социальной защиты населения ФИО1 будет иметь право на получение субсидии, которая на 2020 год утверждена в размере 25 072 руб.
Представитель третьего лица АО «Газпром газораспределение Владимир», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве указал, что ФИО1 за услугами по газификации жилого дома, расположенного по адресу: ****, ****, а также за возмещением денежных средств на основании постановления администрации Владимирской области от 20 декабря 2017 года ****, не обращалась. Филиал АО «Газпром газораспределение Владимир» в г.Гусь-Хрустальный проектные и строительно-монтажные работы по газификации жилого дома по указанному адресу не осуществляло.
Третьи лица ФИО4, ИП ФИО5, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили.
Решением Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 28 сентября 2020 года исковые требования ФИО1 к администрации МО Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области, Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области, обществу с ограниченной ответственностью «Евротрансгаз» о возмещении материальных затрат в связи с выполнением работ по газификации и установке приборов учета газа оставлены без удовлетворения.
Дополнительным решением Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 27 ноября 2020 года с ФИО1 в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, как незаконное, и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные ею требования в полном объеме. Полагает, что имеет право на получение субсидии на основании постановления администрации Владимирской области от 20 декабря 2017 года ****.
Представителем ответчика - Департамента жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на несостоятельность доводов, изложенных в ней.
В заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков администрации МО Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области, Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области, ООО «Евротрансгаз», представители третьих лиц АО «Газпром газораспределение Владимир», ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по г.Гусь-Хрустальному и Гусь-Хрустальному району», третьи лица ФИО4, ИП ФИО5, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не известили, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие указанных лиц.
В соответствии с ч.ч.1-2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Проверив материалы дела, выслушав истца и её представителя, представителя ответчика - Департамента жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ****
ФИО1 зарегистрирована и проживает с 20 января 1990 года по настоящее время в жилом помещении, расположенном по адресу: ****
24 октября 2018 года между ФИО1 и ООО «Евротрансгаз» заключен договор ****, предметом которого являются работы по газоснабжению жилого дома (проектирование, монтаж газопровода, установка счетчика), расположенного по адресу: **** по условиям которого ООО «Евротрансгаз» обязалось произвести указанные работы в течение 90 рабочих дней, а ФИО1 обязалась произвести оплату выполненных работ (л.д****
Во исполнение условий указанного договора ФИО1 произвела оплату выполненных работ в размере 26 000 руб., что подтверждается квитанциями к приходному кассовому ордеру **** от 24 октября 2018 года на сумму 15 000 руб., **** от 18 декабря 2018 года на сумму 11 000 руб. (л.д.****
15 октября 2018 года между ФИО1 и ИП ФИО5 заключен договор подряда ****, предметом которого являются работы по монтажу отопления в домовладении, расположенном по адресу: ****, д.Махонино, ****, согласно которому ИП ФИО5 обязалась произвести указанные работы в срок с 25 октября 2018 года до 14 ноября 2018 года, из материалов подрядчика, а ФИО1 обязалась произвести оплату работ и материалов. (п.п.2.1,3.1 л.д.****).
Во исполнение условий данного договора подряда ФИО1 произвела оплату выполненных работ в размере 108 467 руб., что подтверждается товарными чеками от 15 октября 2018 года на сумму 50 000 руб., от 30 октября 2018 года на сумму 58 467 руб. (л.д.****
Расходы за ввод газопровода составили 14 000 руб., что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру **** от 20 сентября 2018 года (л.д.****
Данные обстоятельства не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО1 просила возместить вышеуказанные расходы на газификацию в пределах размера субсидий, предусмотренных постановлением администрации Владимирской области от 20 декабря 2017 года ****.
Разрешая спор, и, отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для выплаты денежной компенсации ФИО1 расходов, связанных с газификацией частного домовладения в рамках реализации постановления администрации Владимирской области от
20 декабря 2017 года ****.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, согласно которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением администрации Владимирской области от 20 декабря 2017 года **** утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат в связи с выполнением работ по подготовке внутридомового газового оборудования частных домовладений (квартир) к приему газа (далее по тексту – Порядок).
Указанный Порядок определяет правила предоставления субсидий из областного бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат в связи с выполнением работ по подготовке внутридомового газового оборудования частных домовладений (квартир) к приему газа (пункт 1.1 Порядка).
Работы по подготовке внутридомового газового оборудования частных домовладений (квартир) к приему газа - комплекс мероприятий, включающий инженерные изыскания, проектирование, проведение проверки сметной документации или проведение проверки достоверности определения сметной стоимости, строительство газопровода в пределах границ земельного участка собственника частного домовладения (квартиры) до газопотребляющего оборудования, включая монтаж внутридомового газового оборудования, приобретение и монтаж индивидуального прибора учета газа, системы контроля загазованности помещений, газовой плиты, газового котла (пункт 1.2 Порядка в редакции, действующей на момент заключения ФИО1 договора с ООО «Евротрансгаз»).
Согласно пункту 1.3. Порядка субсидии предоставляются в заявительном порядке в целях повышения уровня газификации области путем снижения финансовой нагрузки на жителей Владимирской области, осуществляющих оплату работ по подготовке внутридомового газового оборудования частных домовладений (квартир) к приему газа.
Субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета Владимирской области в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по предоставляемой субсидии, утвержденных Департаменту - главному распорядителю бюджетных средств (пункт 1.4 Порядка).
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка получить субсидии вправе юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере строительства газораспределительных и газопотребляющих сетей, заключившие с собственниками домовладений (квартир) договоры на выполнение работ по подготовке внутридомового газового оборудования частных домовладений (квартир) к приему газа (далее - получатели субсидии).
Критерием отбора получателей субсидии является наличие договора с каждым собственником на выполнение работ по подготовке внутридомового газового оборудования частных домовладений (квартир) к приему газа, заключенного не ранее 01 января 2018 года (абзац 1 пункта 1.6 Порядка).
Договор, предусмотренный абзацем 1 пункта 1.6 Порядка в редакции, действующей на момент заключения ФИО1 договора с ООО «Евротрансгаз», должен отвечать следующим критериям:
а) минимальные затраты собственника по договору составляют:
10 тысяч рублей - для частных домовладений (квартир), собственниками которых являются граждане, перечисленные в приложении ****;
40 тысяч рублей - для прочих частных домовладений (квартир), соответствующих требованиям пункта 1.2 Порядка;
б) общая стоимость работ, предусмотренных договором, превышает сумму средств, подлежащих оплате собственником.
Таким образом, Порядок регламентирует предоставление субсидий только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере строительства газораспределительных и газопотребляющих сетей, заключившим с собственниками домовладений (квартир) договоры на выполнение работ по подготовке внутридомового газового оборудования частных домовладений к приему газа.
Указанный Порядок не предусматривает предоставление субсидий физическим лицам – собственникам домовладений, которые производили их газификацию.
Соглашение о возмещении понесенных затрат заключается между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и организацией, выполнившей работы по газификации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 не относится к числу граждан, перечисленных в приложении **** к Порядку.
В процессе рассмотрения спора судом установлено, что работы по газификации жилого дома, принадлежащего на праве собственности ФИО1 были выполнены ООО «Евротрансгаз» в рамках договора от 24 октября 2018 года ****, стоимость которых составила 26 000 руб.
ООО «Евротрансгаз» с заявкой о предоставлении субсидии с приложением соответствующих документов по жилому дому **** в д.Махонино в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области не обращалось по причине несоответствия договора, заключенного с ФИО1, предъявляемым Порядком критериям (минимальные затраты собственника по договору составляют менее 40 000 руб.), соответственно решение о предоставлении ООО «Евротрансгаз» субсидии в связи с газификацией жилого дома, принадлежащего на праве собственности истцу ФИО1, не принималось.
В ходе судебного разбирательства истцом ФИО1 не отрицался тот факт, что сотрудниками ООО «Евротрансгаз» при заключении договора от 24 октября 2018 года **** ей было разъяснено то, что газификация жилого ****, расположенного в ****, будет осуществлена без оформления данной организацией заявки на получение субсидии по ее домовладению, на что она выразила согласие, подписав договор.
Ссылка ФИО1 в обоснование довода о том, что ее затраты по данному договору составили 148467 руб., на передачу денежных средств в размере 108 467 руб. в подразделение ООО «Евротрансгаз» - ИП ФИО5, является несостоятельной.
ФИО5 является индивидуальным предпринимателем, которой на основании самостоятельного договора подряда **** от 15 октября 2018 года, заключенного с ФИО1, были выполнены работы по монтажу системы отопления в домовладении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований.
Суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и разрешил спор в соответствии с требованиями закона.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 28 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Бочкарёв
Судьи И.В.Фирсова
Н.В. Клокова