Судья Колесникова А.В.Судья-докладчик Амосов С.С. | по делу № 33-2592/2022 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Иркутск |
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Амосова С.С.,
судей Ананиковой И.А. и Бадлуевой Е.Б.,
при ведении протокола помощником судьи Машуковой Н.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-609/2021 (УИД № 38RS0025-01-2021-000666-77) по иску ФИО1 к министерству имущественных отношений Иркутской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения
по апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Иркутской области
на решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 27 августа 2021 г. по данному делу.
Заслушав доклад судьи Амосова С.С., судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
установила:
в обоснование исковых требований (л.д. 5-6) ФИО1 указала, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С Дата изъята она включена в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда Иркутской области по Киренскому муниципальному образованию. По состоянию на Дата изъята ее порядковый Номер изъят.
Она проживает в <адрес изъят>, обращалась в орган опеки и попечительства о включении в единый список по Усть-Кутскому муниципальному образованию и по вопросу предоставления жилого помещения, так как <адрес изъят> является ее постоянным местом жительства.
До настоящего времени жилым помещением она не обеспечена.
ФИО1 просила суд:
- обязать ответчика межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 по месту нахождения отдела опеки и попечительства граждан по <адрес изъят> и <адрес изъят> включить ее в единый список детей-сирот, подлежащих обеспечением жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения по Усть-Кутскому муниципальному образованию;
- обязать ответчика министерство имущественных отношений Иркутской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес изъят>, отвечающее техническим и санитарным нормам.
Определением Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 27 августа 2021 г. (л.д. 131-132) принят отказ ФИО1 от исковых требований (заявление, л.д. 129) к межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 - отделу опеки и попечительства граждан по г. Усть-Куту и Усть-Кутскому району об обязании включить в Единый список детей-сирот, подлежащих обеспечением жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения по Усть-Кутскому муниципальному образованию. Производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 27 августа 2021 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены.
На министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес изъят>, отвечающее техническим и санитарным нормам.
В апелляционной жалобе (л.д. 156-162) представитель министерства имущественных отношений Иркутской области по доверенности ФИО2 просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что право ФИО1 на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда подтверждено и не оспаривается.
Истец по состоянию на ноябрь Дата изъята включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилых помещений под номером Номер изъят.
Исходя из положений части 5 абзаца 2 статьи 6 Закона Иркутской области № 164-ОЗ об удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения в хронологической последовательности, ФИО1 должна обеспечиваться жильем на равных условиях с другими лицами, состоящими в списке. В ином случае нарушаются права иных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку право у таких лиц возникло раньше.
Также заявитель апелляционной жалобы обращает внимание на то, что строительство и приобретение жилых помещений в муниципальных образованиях не осуществлялось в силу объективных причин: отсутствия предложений на рынке жилья, отсутствия строительных организаций, земельных участков под жилищное строительство с развитой инфраструктурой; стоимостью жилых помещений, превышающей установленный норматив.
В 2020 г. 40 электронных аукционов по приобретению 518 жилых помещений для указанной категории граждан были признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок. Указанные жилые помещения предоставлены в порядке очередности лицам, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2021 г. планируется приобретение 503 жилых помещения, и планируется предоставить 1176 жилых помещений в разных муниципальных образованиях области.
Относительно апелляционной жалобы возражения в письменной форме не поступили.
Истец ФИО1, представители ответчиков министерства имущественных отношений Иркутской области, межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства №7 надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений абзаца третьего пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от Дата изъята N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, рассмотрев его, согласно части 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не установила оснований к отмене решения Усть-Кутского городского суда Иркутской области.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что истец ФИО1 Дата изъята рождения, уроженка <адрес изъят>, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно материалам учетного дела (л.д. 84-117) ФИО1 состоит на учете как нуждающаяся в жилом помещении с Дата изъята , включена в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда Иркутской области по (данные изъяты) муниципальному образованию. Дата изъята произведена смена муниципального образования в информационном ресурсе "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот" на основании заявления ФИО3 и ее регистрации по месту жительства на территории <адрес изъят>.
Она не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, включена в список на предоставление жилого помещения по месту жительства в муниципальном образовании "<адрес изъят>".
Вместе с тем, несмотря на указанные обстоятельства, до настоящего времени жилым помещением истец не обеспечена.
Таким образом, право истца ФИО1 на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма подтверждено представленными в материалы дела доказательствами.
Разрешая возникший спор, суд применил часть 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, статьи 2, 4, 6 Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 г. № 164-ОЗ "О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области".
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства на основании статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив обстоятельства дела, и удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о том, что все условия, при которых у лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает право на предоставление жилого помещения, у ФИО1 имеются.
Судебная коллегия согласилась с решением Усть-Кутского городского суда Иркутской области, поскольку выводы суда основаны на законе и материалах дела, являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы отклонены судебной коллегией исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
На момент рассмотрения дела отношения по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области регулируются специальным законом - Законом Иркутской области от 28 декабря 2012 г. № 164-ОЗ "О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области".
Согласно статье 2 Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 г. N 164-ОЗ детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном статьей 3 настоящего Закона, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Иркутской области (далее - жилые помещения) по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, может быть увеличен (уменьшен) не более чем на 5 квадратных метров.
В случае отсутствия возможности предоставить жилое помещение общей площадью, указанной в абзаце первом настоящей части, жилое помещение может быть предоставлено детям-сиротам общей площадью более 33 квадратных метров в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим управление в сфере имущественных отношений.
Орган опеки и попечительства формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), в разрезе муниципальных образований Иркутской области, исходя из места жительства детей-сирот.
В целях предоставления детям-сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений формируется специализированный жилищный фонд Иркутской области для детей-сирот. Формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот осуществляется органом по управлению имуществом в порядке, установленном Правительством Иркутской области (статья 5 Закона № 164-ОЗ).
Статьей 6 Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 г. № 164-ОЗ установлен порядок предоставления детям - сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений.
Основанием для обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан является их нуждаемость, включение в список лиц которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и наступление определенного законом возраста.
По заявлению в письменной форме лиц указанной категории, включенных в список, достигших возраста 18 лет жилые помещения им предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из приведенных выше правовых норм следует, что законодатель связывает предоставление жилых помещений указанной категории лиц с такими юридическими фактами как достижение возраста 18 лет и окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
ФИО1 принята на учет для предоставления жилья, при этом, жилое помещение ей не предоставлено.
Таким образом, истец на момент предъявления иска обладает нереализованным правом на обеспечение жилым помещением.
Обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Такая правовая позиция отражена в пункте 8 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г.
Суд правильно указал, что содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Право истца на предоставление жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет и формирования списка, а также от иных условий.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указания на обстоятельства, влекущие в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения судебного постановления.
Решение суда, законность и обоснованность которого проверены по доводам апелляционной жалобы, является правильным, подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
оставить решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 27 августа 2021 г. по данному делу без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение составлено в окончательной форме 12 апреля 2022 г.
Судья-председательствующий | С.С. Амосов |
Судьи | И.А. Ананикова Е.Б. Бадлуева |