Дело № 2-60/2020 Председательствующий - судья Горелов В.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-1525/2021
г. Брянск 18 мая 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Т.И.,
судей Ильюхиной О.Г.,
ФИО1,
при секретаре Кондрашовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца ФИО2 на решение Жуковского районного суда Брянской области от 18 сентября 2020 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО2 к УТ МВД России по ЦФО об отмене дисциплинарного взыскания, взыскании премии и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Зубковой Т.И., выслушав объяснения истца ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к УТ МВД России по ЦФО об отмене дисциплинарного взыскания, взыскании премии и компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что приказом УТ МВД РФ по ЦФО № 868 л/с от 5 июля 2019 года за непринятие им своевременных мер по предупреждению нарушений служебной дисциплины сотрудниками полиции ЛОП на железнодорожной станции Брянск-1 Брянского ЛО МВД России на транспорте ФИО5 и ФИО6 на него наложено дисциплинарное взыскание в виде строго выговора. Истец посчитал названный приказ незаконным, поскольку указанные сотрудники полиции не находились у него в подчинении, он не имел возможности изучить их личные и деловые качества, и это не входило в его должностные обязанности.
Решением Жуковского районного суда Брянской области от 18 сентября 2020 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе ФИО2 просит отменить решение суда, как основанное на неверной и ненадлежащей оценке доказательств по делу. Указывает, что, согласно штатному расписанию, ФИО5 и ФИО6 не находились в его подчинении. Это не допускало возможности проведения с ними профилактической работы.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель УТ МВД РФ по ЦФО ФИО3 полагает решение суда законным и не подлежащим отмене.
В суде апелляционной инстанции ФИО2 поддержал апелляционную жалобу и просил отменить решение суда первой инстанции по ее доводам, удовлетворив его исковые требования в полном объеме.
Представитель УТ МВД РФ по ЦФО ФИО3 явилась в суд апелляционной инстанции, не представив диплом о высшем юридическом образовании и, в силу ст. 49 ГПК РФ, не была допущена к участию в деле в суде апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, выслушав объяснения ФИО2, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, ФИО2 проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях, последняя занимаемая должность - заместитель начальника полиции (по оперативной работе) Брянского ЛО МВД России на транспорте (т. 1, л.д. 25-26).
Приказом УТ МВД РФ по ЦФО № 868 л/с от 5 июля 2019 года за непринятие им своевременных мер по предупреждению нарушений служебной дисциплины сотрудниками полиции ЛОП на железнодорожной станции Брянск-1 Брянского ЛО МВД России на транспорте ФИО5 и ФИО6 на него наложено дисциплинарное взыскание в виде строго выговора.
Заключением по результатам служебной проверки от 6 июня 2019 года установлены допущенные ФИО2 нарушения должностного регламента (должностной инструкции), п.п. «а, д, е» ст. 7 Дисциплинарного Устава ОВД РФ, выразившиеся в необеспечении соблюдения законности при осуществлении служебной деятельности ФИО6 и ФИО5, непринятии своевременных мер по предупреждению нарушений ими служебной дисциплины и формального изучения личных и деловых качеств подчиненных сотрудников (т. 1, л.д. 29-41, 213-225).
Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел урегулированы в Федеральном законе от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, руководителем (начальником) в органах внутренних дел является, в том числе, руководитель подразделения, организации или службы и его заместитель, сотрудник органов внутренних дел, наделенный в установленном порядке полномочиями по руководству другими сотрудниками.
Гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, и сотрудник органов внутренних дел при заключении контракта обязуются выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
Согласно ст. 47 вышеуказанного закона, служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Статьей 49 данного Федерального закона предусмотрено, что нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на сотрудников органов внутренних дел в случае нарушения ими служебной дисциплины, перечислены в ст. 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ. К ним относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел.
Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года N 1377 утвержден Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Дисциплинарный устав), в соответствии с пп. "а", "д", "л" ст. 7 которого в целях поддержания служебной дисциплины руководитель (начальник) обязан обеспечивать соблюдение подчиненными сотрудниками законодательства Российской Федерации, служебной дисциплины; знать и анализировать состояние служебной дисциплины, морально-психологического климата в подчиненном органе внутренних дел (подразделении), своевременно принимать меры по предупреждению нарушений служебной дисциплины сотрудниками; принимать меры по выявлению, пресечению и профилактике нарушений служебной дисциплины сотрудниками, а также причин и условий их совершения.
Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка руководитель (начальник) может освободить сотрудника от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным предупреждением (ст. 40 Дисциплинарного устава).Пунктом 12 Руководства по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 11 февраля 2010 года N 80 (далее - приказ МВД России от 11 февраля 2010 года N 80), определено, что руководители осуществляют общее руководство морально-психологическим обеспечением, участвуют в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения и несут личную ответственность за морально-психологическое состояние личного состава, состояние социально-психологического климата в служебных коллективах, состояние служебной дисциплины и законности в органах (учреждениях), отдельных, самостоятельных, входящих и внештатных подразделениях.
Из приведенных положений Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, Дисциплинарного устава, ведомственных нормативных актов органов внутренних дел, регламентирующих, в том числе, деятельность руководителей в органах внутренних дел, следует, что руководитель (начальник) несет персональную ответственность за выполнение вверенным ему подразделением органов внутренних дел возложенных на это подразделение задач и функций. В силу принципа единоначалия руководитель отвечает за свои действия и за действия своих подчиненных. К служебным обязанностям руководителя подразделения органов внутренних дел относится принятие мер по предупреждению нарушений служебной дисциплины сотрудниками, по выявлению, пресечению и профилактике нарушений служебной дисциплины сотрудниками, а также по установлению причин и условий их совершения.
Разрешая спор и отказывая ФИО2 в удовлетворении исковых требований о признании незаконным приказа о дисциплинарном наказании, суд первой инстанции исходил из того, что истец ненадлежащим образом проводил воспитательную работу с личным составом, состояние служебной дисциплины и законности среди подчиненных, контроль за организацией профилактической и воспитательной работы осуществлял формально, не на должном уровне, в связи с чем, пришел к выводу о том, что у ответчика имелись основания для наказания истца в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с нарушением служебной дисциплины. Порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности не нарушен.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными.
Согласно должностному регламенту (должностной инструкции) заместителя начальника полиции (по оперативной работе) Брянского ЛО МВД России на транспорте ФИО2, в своей деятельности он обязан: обеспечивать исполнение Конституции РФ, законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере внутренних дел, реализацию нормативных правовых актов РФ, МВД России, правовых актов УТ МВД России по ЦФО и Брянского ЛО МВД России на транспорте, регулирующих сферу служебной деятельности (п. 19);обеспечивать соблюдение законности при осуществлении сотрудниками подчиненных подразделений оперативно-служебной деятельности (п. 47.19); осуществлять контроль за работой подчиненных подразделений полиции, организовывать и проводить проверку их деятельности (п. 47.24); обеспечивать подбор и расстановку кадров, их воспитание и профессиональную подготовку, соблюдение ими законности и служебной дисциплины (п. 47.28); организовывать и осуществлять воспитательную, психологическую, социальную, культурно-просветительскую работу, мероприятия по укреплению служебной дисциплины и законности среди личного состава (п. 47.29). Он вправе: проводить совещания с личным составом подчиненных подразделений (п. 17.6); вносить предложения начальнику Брянского ЛО МВД России на транспорте о назначении на должность и освобождении от должности сотрудников подчиненных подразделений, об их поощрениях, а также о наложении на них дисциплинарных взысканий (п.п. 17.8, 17.9). За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей он несет дисциплинарную ответственность в порядке, установленном Федеральным законом № 342-Ф3, Дисциплинарным уставом ОВД РФ (п. 48.4). Он несет персональную ответственность за состояние служебной дисциплины и законности, состояние и результативность индивидуально-воспитательной работы, обеспечение благоприятного морального психологического климата подчиненного личного состава (п. 49.5) (т. 1, л.д. 68-80, 189-201).
В связи с тем, что служебные обязанности руководителя (начальника) в органах внутренних дел заключаются в организации деятельности вверенного ему подразделения, обеспечении выполнения возложенных на это подразделение задач, то критерием эффективности выполнения руководителем служебных обязанностей является именно достижение результатов, в том числе таких, как соблюдение подчиненными сотрудниками законодательства Российской Федерации, служебной дисциплины, надлежащее состояние морально-психологического климата в служебных коллективах.
Приговором Володарского районного суда г. Брянска от 18 октября 2019 года ФИО5 и ФИО6 осуждены каждый по ч. 1 ст. 286 УК РФ к 1 году лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в государственных, в том числе, в правоохранительных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях на срок 2 года (т. 2, л.д. 47-50).
Сам факт того, что имело место задержание подчиненных ФИО2 сотрудников по поводу совершения ими умышленных действий в целях создания искусственной видимости надлежащего исполнения должностных обязанностей по выявлению преступлений, связанных с противозаконными посягательствами на грузы, свидетельствует о том, что ФИО2, как заместитель начальника полиции (по оперативной работе) Брянского ЛО МВД России на транспорте, не исполнил должным образом свои служебные обязанности, в связи с чем, действия ответчика по привлечению его к дисциплинарной ответственности являются правомерными.
Согласно приказу начальника Брянского ЛО МВД России на транспорте УТ МВД России по ЦФО № 42 от 21 марта 2016 года, ЛОП на железнодорожной станции Брянск-1 является структурным подразделением Брянского ЛО МВД России на транспорте УТ МВД России по ЦФО (т. 2, л.д. 89-90).
Согласно п. 2 Положения о ЛОП на железнодорожной станции Брянск-1 Брянского ЛО МВД России на транспорте УТ МВД России по ЦФО, этот линейный отдел полиции находится в оперативном подчинении Брянского ЛО МВД России на транспорте УТ МВД России по ЦФО (т. 2, л.д. 91-98).
Заключением служебной проверки установлен факт совершения подчиненными ФИО2, за которых он, согласно должностному регламенту (должностной инструкции), несет персональную ответственность, преступления, вина в совершении которого установлена приговором суда, что свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны ФИО2 за деятельностью подчиненных сотрудников, о невыполнении им на должном уровне работы по укреплению служебной дисциплины и законности среди подчиненных сотрудников, о формальном изучении им личных и деловых качеств подчиненных сотрудников, то есть о нарушении им требований должностного регламента (должностной инструкции), Федерального закона № 342-Ф3, Дисциплинарного устава ОВД РФ, приказа МВД России № 80.
Таким образом, правовых оснований для признания приказа о наложении дисциплинарного взыскания незаконным у суда первой инстанции не имелось.
Иные доводы апелляционной жалобы полностью повторяют позицию истца в суде первой инстанции, были предметом их оценки, и фактически направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Жуковского районного суда Брянской области от 18 сентября 2020 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО2 к УТ МВД России по ЦФО об отмене дисциплинарного взыскания, взыскании премии и компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Т.И. Зубкова
Судьи О.Г. Ильюхина
ФИО1