ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-60/2022 от 10.08.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Мозер А.И. Дело №33-5841/2022 (№2-60/2022)

УИД22RS0050-01-2022-000099-93

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 августа 2022 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего

судей

при секретаре

Кузнецовой С.В.,

Меньшиковой И.В., Юрьевой М.А.,

Колесниченко Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Исаева З. Т. на решение Табунского районного суда Алтайского края от 12 мая 2022 года по делу

по иску Министерства сельского хозяйства Алтайского края к Исаеву З. Т. о взыскании денежных средств, полученных в виде гранта.

Заслушав доклад судьи Меньшиковой И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Министерство сельского хозяйства Алтайского края обратилось в суд с вышеуказанным иском к Исаеву З.Т., в котором просило взыскать денежную сумму в размере 3 000 000 руб., полученную ответчиком в качестве гранта на создание и развитие мясного скотоводства.

В обоснование исковых требований указано, что 13 июня 2019 года между Министерством сельского хозяйства Алтайского края и ИП главой К(Ф)Х Исаевым З.Т. на основании подготовленного последним бизнес-проекта было заключено соглашение ***-НФ о предоставлении гранта в форме субсидии начинающему фермеру в соответствии с п.7 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Соглашение), на основании которого ДД.ММ.ГГИсаеву З.Т. были перечислены денежные средства в размере 3 000 000 руб.

Ответчик во исполнение Соглашения и обеспечения реализации бизнес-проекта обязан был обеспечить в год получения гранта создание не менее одного нового постоянного рабочего места на каждый 1 млн. рублей гранта, при условии ведения получателем деятельности по развитию крупного рогатого скота молочного и мясного направлений продуктивности (п.6.1.10); обеспечить сохранность в течение 5 лет созданных дополнительных рабочих мест (п.6.1.11).

В соответствии с п.4.3.2 Соглашения Исаев З.Т. обязался обеспечивать достижение значений показателей результативности, установленных Порядком предоставления гранта и п.4.1.4 Соглашения.

Пунктом 4.1.4 Соглашения установлены следующие показатели результативности, обязательные для исполнения получателем гранта, а именно:

- непрекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в течение 5 лет после получения гранта и срока действия Соглашения;

- отсутствие в течение 5 лет с даты получения гранта признаков прекращения более чем на 3 месяца хозяйственной деятельности по направлению, указанному в бизнес-проекте;

- выполнение обязательства по созданию не менее чем одного нового постоянного рабочего места (исключая главу КФХ) на каждый 1 млн. рублей гранта в год его получения (при условии ведения КФХ деятельности по разведению крупного рогатого скота молочного и мясного направлений продуктивности), не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. рублей гранта-для иных видов деятельности. В случае принятия решения о привлечении гранта в сумме, не кратной данному размеру обязательств, его размер определяется с учетом правил округления;

- сохранение в течение 5 лет созданных дополнительных рабочих мест (за исключением случаев поиска нового работника в течение не более чем полгода с даты увольнения предшествующего);

- отсутствие случаев реализации, отчуждения иным способом и сдачи в аренду приобретенного за счет гранта имущества и (или) маточного поголовья сельскохозяйственных животных, а также поголовья сельскохозяйственных животных, имеющихся в хозяйстве, за исключением случаев, предусмотренных зооветеринарными требованиями, либо случаев, носящих стихийный характер.

В соответствии с п.6.1.12 Соглашения ответчик обязался обеспечить сохранность приобретенного за счет гранта имущества (поголовья сельскохозяйственных животных) (за исключением случаев, предусмотренных зооветеринарными требованиями, либо случаев, носящих стихийный характер) в срок до 31 декабря 2024 года.

Согласно Таблице 6.5 «Движение поголовья скота на 2023 год» Бизнес-проекта на конец 2023 года ответчик запланировал увеличить поголовье КРС до 202 голов.

Комиссионным актом обследования хозяйства ИП Главы К(Ф)Х Исаева З.Т. от 12 января 2022 года установлено, что в хозяйстве имеется 1 коровник, телятника нет, поголовье крупного рогатого скота, сено и работники в штате хозяйства отсутствуют.

Кроме того, ответчиком в ходе своей деятельности в нарушение п.6.1.13 Соглашения не выполнены запланированные в таблице 5 Бизнес-проекта объемы производства и реализации животноводческой продукции (мяса), что подтверждается сведениями отчета Мониторинг за деятельностью К(Ф)Х (Приложение ***/А).

Более того, 29 декабря 2021 года Исаев З.Т. прекратил деятельность КФХ.

Таким образом, ответчик не достиг плановых показателей деятельности хозяйства, не выполнил обязанность по сохранности и увеличению поголовья сельскохозяйственных животных, не обеспечил сохранность в течение 5 лет созданных рабочих мест, прекратил деятельность ранее 31 декабря 2024 года, что свидетельствует о нарушении им п.п. 3.2.9, 4.1.4, 6.1.10, 6.1.11, 6.1.12, 6.1.13, 6.1.14 Соглашения.

Нарушение ответчиком вышеуказанных условий Соглашения в силу действующего законодательства (ст.ст.8, 421, 422, 423, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.28, 38, 78, Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.5.2 Порядка предоставления из краевого бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров Алтайского края, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 9 февраля 2017 года №39) и положений Соглашения (п.6.1.15) влечет для последнего обязанность возвратить грант грантодателю.

Претензия Министерства сельского хозяйства Алтайского края от 19 января 2012 года, направленная в адрес ответчика, оставлена последним без ответа и удовлетворения.

Решением Табунского районного суда Алтайского края от 12 мая 2022 года исковые требования удовлетворены.

Взыскана с Исаева З.Т. в пользу Министерства сельского хозяйства Алтайского края денежная сумма в размере 3 000 000 руб., полученная им в качестве гранта по соглашению ***-НФ от ДД.ММ.ГГ.

Взыскана с Исаева З.Т. в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 23 200 руб.

В апелляционной жалобе ответчик Исаев З.Т. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что отсутствуют правовые основания для возврата гранта, поскольку денежные средства были им использованы для достижения целей, на которые грант был предоставлен, а именно в соответствии с п.1.2 Соглашения на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением высокопродуктивных товарных сельскохозяйственных животных (коров, нетелей, телок случайного возраста); календарный план по реализации гранта им был выполнен в полном объеме (приобретены коровы в срок до 31 декабря 2019 года и принято три работника до 30 сентября 2019 года), субсидия возместила недополученные доходы.

Действующее законодательство (ст.289 Бюджетного кодекса Российской Федерации) предусматривает единственное основания для возврата средств бюджета, предоставленных в виде субсидии, а именно в случае использования таковых по нецелевому назначению, в связи с чем установление в договоре иных, чем в законе оснований для возврата в соответствующий бюджет субсидии, недопустимо.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец Министерство сельского хозяйства Алтайского края просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Министерства сельского хозяйства Алтайского края Чудова Н.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по указанным в письменных возражениях доводам.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

В силу положений ст.ст. 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Кодексе.

В соответствии со ст. 309 и ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных производителей, реализуемая, в том числе, путем предоставления им бюджетных средств. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ст.ст. 5, 6, 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).

Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент заключения соглашения) предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Администрации Алтайского края от 5 октября 2012 года № 523 в целях реализации на территории Алтайского края Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, утверждена государственная программа Алтайского края «Развитие сельского хозяйства Алтайского края».

В соответствии с указанными правовыми актами постановлением Правительства Алтайского края от 9 февраля 2017 года № 39 утвержден Порядок предоставления из краевого бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров в Алтайском крае (далее - Порядок), который устанавливает правила и условия предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам из краевого бюджета направляемых на поддержку начинающих фермеров средств (далее – «гранты»), источником финансового обеспечения которых является, в том числе, субсидия из федерального бюджета.

Пунктом 1.2 Порядка установлено, что гранты предоставляются в целях поддержки начинающих фермеров.

В соответствии 1.4 Порядка главным распорядителем направляемых на предоставление грантов средств краевого бюджета, осуществляющим предоставление грантов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление грантов, является Министерство сельского хозяйства Алтайского края (далее – «Министерство»).

Министерством и органами государственного финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации осуществляется проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта (п.5.1 Порядка).

Пунктом 3.5 установлен Перечень затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляется грант, включает затраты, помимо прочего, на приобретение сельскохозяйственных животных на племенных предприятиях региона, а также высокопродуктивного товарного скота в сельскохозяйственных организациях и КФХ, за исключением покупки у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

В соответствии с п.3.7 Порядка показателями результативности предоставления гранта являются: целевое использование средств гранта - по направлениям, указанным в бизнес-проекте; использование средств гранта в течение 18 месяцев со дня их получения; непрекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в течение 5 лет после получения гранта; отсутствие в течение 5 лет с даты получения гранта признаков прекращения более чем на 3 месяца хозяйственной деятельности по направлению, указанному в бизнес-проекте; выполнение обязательства по созданию не менее чем одного нового постоянного рабочего места (исключая главу КФХ) на каждый 1 млн рублей гранта в год его получения (при условии ведения КФХ деятельности по разведению крупного рогатого скота молочного и мясного направлений продуктивности), не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. рублей гранта - для иных видов деятельности. В случае принятия решения о привлечении гранта в сумме, не кратной данному размеру обязательств, его размер определяется с учетом правил округления; сохранение в течение 5 лет созданных дополнительных рабочих мест (за исключением случаев поиска нового работника в течение не более чем полгода с даты увольнения предшествующего); отсутствие случаев реализации, отчуждения иным способом и сдачи в аренду приобретенного за счет гранта имущества и (или) маточного поголовья сельскохозяйственных животных, а также поголовья сельскохозяйственных животных, имеющихся в хозяйстве, за исключением случаев, предусмотренных зооветеринарными требованиями, либо случаев, носящих стихийный характер.

Пунктом 5.2 установлено, что в случае несоблюдения грантополучателем целей, условий и порядка предоставления гранта, выявленного по фактам проверок, проведенных Министерством и органами государственного финансового контроля, а также в случае недостижения показателей результативности, установленных пунктом 3.7 настоящего порядка, грант подлежит возврату в доход краевого бюджета в течение 30 дней с даты обнаружения соответствующего нарушения.

Главным администратором вышеуказанных доходов выступает Министерство, которое в соответствии с действующим законодательством принимает меры по своевременному возврату грантов, в том числе обращается в суд с исковыми заявлениями (п.5.3 Порядка).

Как следует из материалов дела и установлено судом, 19 февраля 2019 года ИП Исаевым З.Т. было зарегистрировано К(Ф)Х (л.д.28).

24 мая 2019 года Исаев З.Т., как ИП Глава К(Ф)Х, обратился в Министерство сельского хозяйства Алтайского края с заявлением на получение государственной поддержки начинающему фермеру, предоставив бизнес-проект по созданию и развитию мясного скотоводства. Согласно бизнес-проекту предполагалось приобретение 50 голов сельскохозяйственных животных – нетелей казахской белоголовой породы, установлены срок окупаемости проекта 5 лет, период реализации проекта 2019-2023 годы, количество создаваемых рабочих мест – 3 человека, ассортимент производимой продукции – мясо крупного рогатого скота.

13 июня 2019 года на основании протокола заседания комиссии по оказанию государственной поддержки К(Ф)Х от 4 июня 2019 года *** между Министерством сельского хозяйства Алтайского края и ИП Главой К(Ф)Х Исаевым З.Т. было заключено соглашение ***-НФ о предоставлении гранта в форме субсидии начинающему фермеру в соответствии с п.7 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Соглашение) (л.д. 52-57, 32-43).

Пунктом 1.1 данного соглашения предусмотрено, что предметом такового является предоставление из краевого бюджета в 2019 году ИП Главе К(Ф)Х Исаеву З.Т. гранта в форме субсидии на создание и развитие К(Ф)Х ИП Главы К (Ф)Х Исаева З.Т. по развитию мясного скотоводства в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края», утвержденной постановлением администрации Алтайского края от 5 октября 2021 года ***.

Грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат согласно приложению №2 к Соглашению, которым предусмотрено приобретение высокопродуктивных товарных (коров, нетелей, телок случного возраста) в количестве 50 штук (п.1.2, приложение №2).

Размер гранта составляет 3 000 000 руб. (п.2.2 Соглашения).

Пунктом 3.2.9 Соглашения предусмотрено, что в случае несоблюдения получателем гранта целей, условий и порядка предоставления гранта, выявленного по фактам проверок, проведенных Министерством и органами государственного финансового контроля, а также в случае недостижения показателей результативности, установленных пунктом 4.1.4 настоящего порядка, грант подлежит возврату в доход краевого бюджета в течение 30 дней с даты обнаружения соответствующего нарушения.

В п.4.1.4 Соглашения установлены следующие показатели результативности, обязательные для исполнения получателем гранта, а именно:

- целевое использование средств гранта – по направлениям, указанным в приложении №1 (приложение №1 «Календарный план работ» - приобретение высокопродуктивных товарных (коров, нетелей, телок случного возраста) в срок до 31 декабря 2019 года, прием на работу трех рабочих) и приложении №2 (приложение №2 «Смета расходов» - приобретение высокопродуктивных товарных (коров, нетелей, телок случного возраста) в количестве 50 штук) настоящего Соглашения;

- непрекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в течение 5 лет после получения гранта и срока действия Соглашения;

- отсутствие в течение 5 лет с даты получения гранта признаков прекращения более чем на 3 месяца хозяйственной деятельности по направлению, указанному в бизнес-проекте;

- выполнение обязательства по созданию не менее чем одного нового постоянного рабочего места (исключая главу КФХ) на каждый 1 млн. рублей гранта в год его получения (при условии ведения КФХ деятельности по разведению крупного рогатого скота молочного и мясного направлений продуктивности), не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. рублей гранта-для иных видов деятельности. В случае принятия решения о привлечении гранта в сумме, не кратной данному размеру обязательств, его размер определяется с учетом правил округления;

- сохранение в течение 5 лет созданных дополнительных рабочих мест (за исключением случаев поиска нового работника в течение не более чем полгода с даты увольнения предшествующего);

- отсутствие случаев реализации, отчуждения иным способом и сдачи в аренду приобретенного за счет гранта имущества и (или) маточного поголовья сельскохозяйственных животных, а также поголовья сельскохозяйственных животных, имеющихся в хозяйстве, за исключением случаев, предусмотренных зооветеринарными требованиями, либо случаев, носящихся стихийный характер.

Кроме того, условиями данного Соглашения было предусмотрено, что получатель гранта обязан обеспечить в год получения гранта создание не менее одного нового постоянного рабочего места на каждый 1 млн. рублей гранта, при условии ведения получателем деятельности по развитию крупного рогатого скота молочного и мясного направлений продуктивности (п.6.1.10); получатель гранта обязан обеспечить сохранность в течение 5 лет созданных дополнительных рабочих мест (п.6.1.11).

По условиям п.6.1.12 Соглашения, получатель гранта обязан обеспечить сохранность приобретенного за счет гранта имущества и (или) маточного поголовья сельскохозяйственных животных, (за исключением случаев, предусмотренных зооветеринарными требованиями, либо случаев, носящих стихийный характер), при этом оно не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, пользование другим лицам, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации до 31 декабря 2024 года.

Получатель гранта обязан обеспечить достижение запланированного роста объема производимой и реализуемой сельскохозяйственной продукции не менее 10% в год, сохранность и увеличение поголовья сельскохозяйственных животных и выполнение других мероприятий, предусмотренных бизнес-проектом (п. 6.1.13 Соглашения).

Согласно п. 6.1.14 Соглашения получатель гранта обязан обеспечить исполнение сметы расходов и выполнение календарного плана работ в установленные Соглашением и бизнес-проектом сроки.

В частности, в разделе 4.2 бизнес-проекта (таблица 5) был предусмотрен план производства и реализации животноводческой продукции по годам (в 2020 году объем валовой продукции должен составлять – 9,9 тонн, 2021 году – 21,9 тонн, 2022 году – 26,6 тонн, 2023 году – 23,8 тонн), в разделе 4.3 «Движенье поголовья скота» (таблица 6) было запланировано увеличение поголовья скота крупного рогатого скота в 2019 году до 70 голов на конец года, в 2020 году до 122 голов на конец года, в 2021 году – до 143 голов на конец года, в 2022 году – до 170 голов на конец года, в 2023 году - до 202 голов на конец года (л.д.58-74).

Пунктом 6.1.15 Соглашения предусмотрено, что получатель гранта обязан в течение 30 дней с даты обнаружения нарушения условий, установленных пунктами 3.1, 3.2 и обязанностей, установленных пунктами 4.1.4, 4.3.4, 6.1.8, 6.1.10, 6.1.11, 6.1.12, 6.1.18 возвратить в краевой бюджет грант в полном объеме.

Истцом в полном объеме выполнены обязательства по соглашению, денежные средства в определенном соглашением размере (3 000 000 руб.) перечислены ответчику, что подтверждается платежным поручением от 25 июня 2019 года ***. Факт получения указанных денежных средств ответчиком не оспаривался (л.д.100).

Между тем, Исаевым З.Т. обязательства по Соглашению исполнены не в полном объеме, что подтверждается материалами дела.

Так, комиссионным актом обследования хозяйства ИП Главы К(Ф)Х Исаева З.Т. от 12 января 2022 года установлено, что в хозяйстве имеется 1 коровник, телятника нет, поголовье крупного рогатого скота и сено отсутствуют, работников в штате хозяйства не имеется (л.д.51).

Кроме того, согласно Мониторингу за деятельностью К(Ф)Х (Приложение № 11/А) (раздел 5, подраздел 5.2) ответчиком не выполнены запланированные показатели по производству мяса. Так, в 2020 году фактический объем произведенной сельскохозяйственной продукции составил 1,5 тонны вместо запланированного объеме 9,9 тонн, в 3 квартале 2021 года -17,1 тонна вместо запланированных 21,9 тонн (л.д.44, 83-84).

Поголовье скота в 2019 году составляло 65 вместо плановых 70 голов на конец года, в 2020 году 110 голов вместо 122, в 3 квартале 2021 году 85 голов вместо 143 на конец года, по состоянию на начало 2022 года поголовье отсутствовало (л.д.45, 66-70).

Более того, 29 декабря 2021 года ИП Глава К(Ф)Х Исаев З.Т. прекратил деятельность (л.д.29).

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 421, 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Порядка предоставления из краевого бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров в Алтайском крае, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 9 февраля 2017 года № 39, оценив имеющиеся в деле доказательства, исходя из того, что ответчиком Исаевым З.Т. не соблюдены условия предоставления ему гранта, в частности, последний не достиг плановых показателей деятельности хозяйства, не выполнил обязанность по сохранности и увеличению поголовья сельскохозяйственных животных, не обеспечил сохранность в течение 5 лет созданных рабочих мест, прекратил деятельность ранее 31 декабря 2024 года, что свидетельствует о нарушении пунктов 3.2.9, 4.1.4, 6.1.10, 6.1.11, 6.1.12, 6.1.13, 6.1.14 Соглашения, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска и взыскании с Исаева З.Т. в пользу Министерства сельского хозяйства Алтайского края денежной суммы в размере 3 000 000 руб., полученной в качестве гранта по соглашению от 13 июня 2019 года№26-НФ. При этом судом указано, что каких-либо доказательств того, что обязательства по Соглашению не были исполнены ответчиком из-за непреодолимой силы, по объективным причинам стороной ответчика суду не представлено, с заявлением о невозможности обеспечить исполнение условий Соглашения и о нецелесообразности реализации бизнес-проекта в целом ответчик к истцу не обращался.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах, представленных суду доказательствах, которым в совокупности дана оценка в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что денежные средства были использованы ответчиком по целевому назначению (на приобретение высокопродуктивных товарных (коров, нетелей, телок случайного возраста), при этом календарный план по реализации гранта им был выполнен в полном объеме (приобретены коровы в срок до 31 декабря 2019 года и приняты три работника до 30 сентября 2019 года), не могут повлечь отмену судебного акта, поскольку в соответствии с вышеприведенными положениями Порядка, а также условиями Соглашения, основанием для возврата гранта в доход краевого бюджета являлось не только несоблюдение целевого расходования бюджетных средств, но и нарушение условий предоставления гранта, а также недостижение показателей результативности, что и было установлено по настоящему делу. Так, не достижение Исаевым З.Т. плановых показателей деятельности хозяйства, а именно ежегодных показателей по производству мяса, свидетельствует о нарушении условий, содержащихся в п.6.1.13, 6.1.14 Соглашения; не выполнение обязанности по сохранности и увеличению поголовья сельскохозяйственных животных указывает на нарушение условий п.п. 6.1.12, 6.1.13 Соглашения; не обеспечение сохранности в течение 5 лет созданных рабочих мест свидетельствует о нарушении п.6.1.11, а также как и прекращение ответчиком деятельности ранее 31 декабря 2024 года указывает на нарушение показателей результативности, установленных п.4.1.4 Соглашения, что в совокупности свидетельствует о нарушении пп. 3.2.9 п. 3.2, п.6.1.15 Соглашения и является основанием для возврата гранта в краевой бюджет.

Указание истца и суда первой инстанции на нарушение Исаевым З.Т. п.6.1.10 Соглашения, в силу которого получатель гранта обязан обеспечить в год получения гранта создание не менее одного нового постоянного рабочего места на каждый 1 млн. рублей гранта, не подтверждается материалами дела, в частности мониторингом за деятельностью К(Ф)Х за 4 квартал 2019 года, из которого следует, что в год получения гранта Исаевым З.Т. было принято на постоянную работу за счет средств грантовой поддержки 3 человека. Вместе с тем, указанное обстоятельство не является основанием для отмены правильного по существу судебного акта, устанавливающего наличие иных нарушений, являющихся основанием для возврата гранта.

Указание в жалобе на то, что субсидия призвана возместить недополученные доходы, подлежит отклонению, поскольку в соответствии с п.3.4, 3.5 Порядка, а также п.1.2 Соглашения грант предоставлялся для разведения крупного рогатого скота мясного направления продуктивности, а именно на финансовое обеспечение затрат на приобретение сельскохозяйственных животных.

Ссылка в жалобе на то, что единственным основанием для возврата средств бюджета является их нецелевое использование, основана на неверном толковании и применении норм материального права, в том числе вышеприведенных пп.3 п.3 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату, однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий. При этом условия возврата субсидии определяются нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг. Положениями Порядка предоставления из краевого бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров в Алтайском крае, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 9 февраля 2017 года № 39, определен порядок возврата таковых в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Судебная коллегия обращает также внимание на то, что указанная ответчиком ст.289 Бюджетного кодекса Российской Федерации утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ.

Иных доводов, нуждающихся в дополнительной проверке, которые могли повлиять на правильность выводов суда, и не были предметом судебной оценки, апелляционная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, а также могли бы служить основанием для отмены решения суда, по доводам апелляционной жалобы и материалам дела не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Табунского районного суда Алтайского края от 12 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Исаева З. Т. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 11.08.2022