ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-60/2022 от 25.04.2022 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Логвинова С.Е.. дело № 33-7137/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 апреля 2022 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Корниловой Т.Г.

судей Калинченко А.Б., Курносове И.А.

при секретаре Ласкове Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-60/2022 по иску Белокалитвинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ детскому суду №1 «Тополек» Белокалитвинского района, администрации Белокалитвинского района Ростовской области об обязании выделить денежные средства, устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, по апелляционной жалобе администрации Белокалитвинского района Ростовской области на решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 17 января 2022 года. Заслушав доклад судьи Калинченко А.Б.,

установила:

Белокалитвинский городской прокурор обратился в суд с указанным иском в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Белокалитвинского района, МБДОУ детский сад №1 «Тополек», указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, обучающихся в дошкольных образовательных организациях Белокалитвинского района, в ходе которой установлены нарушения требований ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок, Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.11.2012 №1148-ст, а также ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.06.2013 №182-ст при эксплуатации детских игровых площадок.

В МБДОУ детский сад №1 «Тополек» покрытие подходов и дорожек на собственной территории детского сада имеет дефекты в нарушение 2.2.4 раздел II СП 2.4.3648-20, чЛ ст.28 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», что создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних.

Прокурором внесено представление начальнику отдела образования администрации Белокалитвинского района об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья детей, по результатам рассмотрения которого конкретных мер к устранению выявленных нарушений не принято.

Уточнив исковые требования, прокурор просил суд обязать Администрацию Белокалитвинского района выделить денежные средства для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, устранения дефектов покрытия подходов и дорожек на территории МБДОУ детский сад №1 «Тополек» в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать МБДОУ детский сад №1 «Тополек» устранить дефекты покрытия подходов и дорожек на территории детского сада в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52169-2012 в течение четырех месяцев после выделения денежных средств.

Решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 17 января 2022 года исковые требования удовлетворены.

Администрация Белокалитвинского района Ростовской области подала апелляционную жалобу, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Апеллянт указывает, что учредителем детского сада является муниципальное образование «Белокалитвинский район», в связи с чем администрация не вправе осуществлять прямое финансирование такого учреждения. Администрация не является надлежащим ответчиком по делу.

На апелляционную жалобу поданы отзывы МБДОУ детский сад №1 «Тополек» и Отделом образования Администрации Белокалитвинского района с просьбой оставить решение суда без изменения.

В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Чернову Е.В., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу с детьми или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях.

Как следует из дела, МБДОУ ДС № 1 «Тополек» осуществляет деятельность в сфере предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми. Его учредителем и собственником имущества согласно Уставу учреждения является муниципальное образование Белокалитвинский район.

Согласно Уставу МБДОУ ДС №1 «Тополек» финансовое обеспечение деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ростовской области, в том числе за счет ассигнований бюджета Белокалитвинского района.

В ходе проверки прокуратурой выявлены нарушения требований ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок, Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.11.2012 №1148-ст, а также ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.06.2013 №182-ст при эксплуатации детских игровых площадок.

Прокурором внесено представление начальнику отдела образования администрации Белокалитвинского района об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья детей. До настоящего времени выявленные недостатки не устранены. Денежные средства на устранение дефектов подходов и дорожек на территории де��������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?

Согласно ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (п. 4 ч. 1); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1).

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления Российской федерации» предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в части финансирования муниципальных учреждений, формирования и размещения муниципального заказа.

Осуществление органом местного самоуправления финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание учредителем и приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходы на оплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Принимая решение, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления Российской федерации», Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», учитывая фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, возложив обязанность по финансированию мероприятий по устранению требований законодательства на Администрации Белокалитвинского района Ростовской области.

С выводами суда первой инстанции, приведенными в обоснование решения, судебная коллегия соглашается.

Из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении.

П. 2 ч. 6 ст. 28 указанного Федерального закона предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Исходя из положений п. 2 и п. 15 ч. 3 ст. 28 указанного Федерального закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Детский сад и школы являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть относятся к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Доводы жалобы о том, что согласно Уставу учреждения МБДОУ детский сад №1 «Тополек» учредителем детского сада является МО «Белокалитвинский район», функции и полномочия учредителя осуществляет Отдел образования, непосредственно Администрация не является учредителем детского сада, финансирование учреждения осуществляется через Отдел образования Администрации Белокалитвинского района Ростовской области, не свидетельствуют о неправильности решения, поскольку Отдел образования Администрации Белокалитвинского района Ростовской области является отраслевым органом Администрации Белокалитвинского района Ростовской области, в связи с чем, доводы апеллянта о порядке финансирования мероприятий с целью устранения нарушений законодательства в детском учреждении не свидетельствуют о неправильности выводов суда.

При этом, экономические интересы должника в части порядка бюджетного финансирования не могут иметь приоритет перед восстановлением законных прав неопределенного круга лиц (несовершеннолетних граждан, посещающих дошкольное образовательное учреждение), в интересах которых подано исковое заявление, и не могут ставить под сомнение принцип обязательности исполнения судебных постановлений, принимая во внимание, что выводы суда о возложении обязанности по финансированию устранения нарушений законодательства в дошкольном образовательном учреждении на Администрацию Белокалитвинского района Ростовской области законны и обоснованы.

Кроме того, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ судом установлены сроки на исполнение решения, а именно Администрации Белокалитвинского района Ростовской области установлен срок на обеспечение финансирования МБДОУ ДС №1 «Тополек» для проведения работ по обеспечению исполнения требований законодательства в части обеспечения безопасности детей - 4 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Срок, установленный судом для исполнения решения, по мнению судебной коллегии, является разумным.

При изложенных обстоятельствах, решение является законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы правильности выводов суда не опровергают, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены не имеется.

Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 17 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Белокалитвинского района Ростовской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 28.04.2022