ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-612/2021 от 23.11.2021 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

УИД 47RS0007-01-2021-001443-27

Апелляционное производство № 33-7692/2021

Гражданское дело № 2-612/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт-Петербург 23 ноября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Тумашевич Н.С.,

судей Ильичевой Т.В., Соломатиной С.И.,

при секретаре Максимчуке В.И.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 13 сентября 2021 года по гражданскому делу № 2-612/2021, которым частично удовлетворены исковые требования Горина Сергея Александровича к Отделению Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании включить периоды работы в страховой стаж и назначить досрочно страховую пенсию по старости.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Тумашевич Н.С., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Горин С.А. обратился в Кингисеппский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кингисеппском районе Ленинградской области (далее - Пенсионный фонд) об обязании зачесть в специальный стаж Горина С.А., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 01 января 1991 года по 26 декабря 2018 года в качестве оператора ДПУ в химическом производстве ГП «Стирол» и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения.

В обоснование требований указал, что обратился в УПФР в Кингисеппском районе Ленинградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано из-за отсутствия требуемого специального и страхового стажа.

Пенсионным фондом не был включен в страховой стаж период работы с 01 января 1991 годам по 26 декабря 2018 года в качестве оператора ДПУ в химическом производстве по производству аммиака в ГП «Стирол». Отказ мотивирован отсутствием постоянной регистрации и наличием только временной регистрации по месту пребывания, а также отсутствием уплаты за указанные периоды времени страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Определением Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 03 августа 2021 года по ходатайству истца ФИО1 произведена замена ответчика Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Кингисеппском районе Ленинградской области (межрайонное) на правопреемника – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Решением Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 13 сентября 2021 года исковые требования ФИО1 к Отделению Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании включить периоды работы в страховой стаж и назначить досрочно страховую пенсию по старости удовлетворены частично.

Суд зачел в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 01 января 1991 года по 31 декабря 2013 года в качестве оператора ДПУ в химическом производстве ГП «Стирол» Украина и назначил ФИО1 досрочно страховую пенсию по старости с 12 ноября 2020 года.

В остальной части иска ФИО1 к Отделению Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании включить в страховой стаж периода работы с 01 января 2014 года по 26 декабря 2018 года в качестве оператора ДПУ в химическом производстве ГП «Стирол» ДНР, Украина отказано.

Представитель ответчика ГУ ОПФ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области – ФИО2 не согласилась с законностью и обоснованностью постановленного решения, представила апелляционную жалобу, в которой просит об отмене решения суда.

В обоснование доводов жалобы указывает, что суд при разрешении спора не учел, что гражданам Российской Федерации, прибывшим с Украины, не имеющим постоянной регистрации на территории Российской Федерации, нормы Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года применяться не могут.

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Обязательными условиями назначения пенсии в соответствии с подп. 1 пункта 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», являются достижение определенного возраста - 50 лет, а также наличие специального стажа работы - не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, и страхового стажа - не менее 20 лет.

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 года, трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с указанным Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный Федеральный закон. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Указанное положение закреплено и в части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01 января 2015 года, которым предусмотрено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

В случае, если пенсионные права приобретены на территории государства, с которым Российская Федерация заключила международный договор (соглашение) в области пенсионного обеспечения, при определении права на пенсию применяются правила указанного договора.

К числу международных договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Так, в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 6 Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины) (далее - Соглашения от 13 марта 1992 года):

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (пункт 2).

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (пункт 3).

При этом Письмом Министерства социальной защиты Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР», зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 февраля 1994 года № 497, разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж в порядке, предусмотренном статьями 99 - 104 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 года.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением 1 к Распоряжению Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 12 ноября 2020 года ФИО1 обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Кингисеппском районе Ленинградской области с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с подп. 1 пункта 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» с учетом Соглашения о гарантиях прав граждан государств участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года в связи с его работой в качестве оператора дистанционного пульта управления в химическом производстве.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Кингисеппском районе Ленинградской области от 26 февраля 2021 года 128 № 432599/20 ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, в связи с отсутствием необходимого специального стажа и требуемого страхового стажа 20 лет (л.д. 13-18).

Как следует из решения Управления Пенсионного фонда РФ в Кингисеппском районе Ленинградской области от 26 февраля 2021 года страховой стаж истца составил – 03 года 04 месяца 17 дней, стаж с особыми условиями труда по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях в Российской Федерации» – 01 год 05 месяцев 21 день; индивидуальный пенсионный коэффициент – 9,628 (л.д.18).

В специальный стаж по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях в Российской Федерации» (по Списку № 1) не были включены следующие периоды работы истца:

- с 01 января 1991 года по 01 марта 2003 года в качестве оператора <данные изъяты>, который протекал на территории Украины.

В страховой (общий трудовой) стаж не были включены следующие периоды работы истца:

- с 01 января 1991 года по 26 декабря 2018 года в качестве оператора <данные изъяты>

- со 02 марта 2018 года по 16 января 2019 года в качестве оператора <данные изъяты> которые протекали на территории Украины.

К данным периодам не применено Соглашение от 13 марта 1992 года, так как у ФИО1 отсутствует факт проживания на территории РФ, отсутствует регистрация по месту жительства.

Также ссылаются на положения части 2 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях в Российской Федерации», указывая, что периоды работы за пределами территории Российской Федерации могут быть учтены в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав граждан по состоянию на 01 января 2002 года при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Период работы на территории Украины после 01 января 1991 года не может быть учтен как в страховой (общий трудовой) стаж, так и в стаж в особых условиях труда, так как отсутствует уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (л.д. 13-18).

Разрешая требования истца о зачете в трудовой стаж периода работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве оператора <данные изъяты> которое в дальнейшем было переименовано в <данные изъяты> протекавшего на территории Украины, суд обоснованно учел следующие обстоятельства.

На момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии (12 ноября 2020 года) истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достиг возраста 52 лет, имеет страховой стаж – 04 года 10 месяцев 23 дня.

Как следует из записи № 3 трудовой книжки ФИО1 , истец ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в Горловское производственное объединение «Стирол» им. С. Орджоникидзе в цех 1-В оператором ДПУ в химическом производстве.

30 декабря 1994 года приказом №1146к от 30 декабря 1994 года переведен в объединенный аммиачный завод оператором ДПУ в химическом производстве участок 1-В.

09 февраля 1999 года ФИО1 установлен 6 разряд оператора ДПУ в химическом производстве.

В соответствии с приказом № 394к от 26 декабря 2018 года истец уволен по пункту 1 статьи 36 КЗоТ Украины, по соглашению сторон (л.д. 19-20).Согласно записи № 1 трудовой книжки, выданной 02 марта 2018 года отделом кадров государственного предприятия «Стирол» Донецкой Народной Республики, истец принят на должность оператора ДПУ 6 разряда участка по производству аммиака № 1В объединенного аммиачного цеха службы по производству.

На основании приказа № 96к от 16 января 2019 года уволен по соглашению сторон на основании пункта 1 статьи 36 КЗоТ (л.д. 21).

Согласно трудовой книжке , выданной ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 осуществляет трудовую деятельность в Технической дирекции цех Аммиак в должности аппаратчика конверсии 6 разряда (л.д. 114-115).

ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и ФИО1 заключен трудовой договор на неопределенный срок по профессии аппаратчик конверсии 6 разряда в подразделении Технической дирекции, цех Аммиак (л.д. 98-104).

24 сентября 2020 года ФИО1 выдан паспорт гражданина Российской Федерации в связи с получением им гражданства Российской Федерации (л.д. 38).

С момента переезда в Российскую Федерацию и трудоустройства <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец проживает в <адрес> на основании краткосрочных договоров найма сроком на 11 месяцев, которые продлеваются работодателем ежегодно (л.д. 105-113).

Факт постоянного проживания ФИО1 с момента трудоустройства по вышеуказанному адресу подтверждается регистрацией по месту пребывания (л.д. 39, 118).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.

Определение и подтверждение полной занятости (не менее 80 % рабочего времени) работой по конкретной профессии является прямой обязанностью работодателя и подтверждается документами предприятия. Ответственность за достоверность и объективность представленной информации несет работодатель (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29).

Истцом в УПФР по Кингисеппскому району Ленинградской области представлена справка № 356 и № 357 от 17 августа 2020 года, подтверждающая полную занятость ФИО1 на Горловском производственном объединении «Стирол» им. С. Орджоникидзе, выполнение им работ по Списку № 1 постоянно в течение полного рабочего дня.

За период работы на предприятии ФИО1 в бесплатном, ученическом отпуске не находился, на другие работы не привлекался, прогулов не имел.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, оценка которым дана судом первой инстанции в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

В системе обязательного пенсионного страхования на территории Российской Федерации истец зарегистрирован 28 марта 2019 года (л.д. 30, 74).

При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в данном случае на территории Украины, которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, в рассматриваемом случае в специальный стаж по п.п.1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Факт уплаты за эти периоды страховых взносов подтверждается представленными истцом архивными справами по заработной плате, выданными работодателем <данные изъяты>, содержащие сведения о стаже и выплате страховых взносов в Пенсионный фонд Украины (Пенсионный фонд Донецкой Народной Республики) за период с 01 июля 1989 года по 31 декабря 2013 года.

Оценивая указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о принятии в страховой стаж истца периода его работы в качестве оператора ДПУ в химическом производстве ГП «Стирол» ДНР, Украина с 01 января 1991 года по 31 декабря 2013 года - 23 года 00 месяцев 00 дней.

В специальный стаж истца, как верно указано судом, подлежит учету его период работы с 01 января 1991 года по 31 декабря 2013 года (23 года 00 месяцев 00 дней) в качестве оператора <данные изъяты>, Украина.

С учетом принятого УПФР в Кингисеппском районе Ленинградской области страховом стаже 04 года 10 месяцев 23 дня, а также установленного судом периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 23 года 00 месяцев 00 дней, страховой стаж истца составляет 27 лет 04 месяца 23 дня.

Специальный стаж ФИО1 с учетом принятого ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - 01 год 05 месяцев 21 день и зачтенного судом в период 01 января 1991 года по 31 декабря 2013 года (23 года 00 месяцев 00 дней) в качестве оператора ДПУ в химическом производстве <данные изъяты>, составляет – 24 года 05 месяцев 21 день, что дает основание для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии со ст. 30 п.1 п.п.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ с момента достижения возраста 50 лет.

Основанием не включения в специальный стаж истца периода работы с 01 января 1991 года по 01 марта 2003 года в качестве оператора ДПУ в химическом производстве по производству аммиака в <данные изъяты> с 01 января 1991 года по ДД.ММ.ГГГГ в качестве оператора <данные изъяты> с 02 марта 2018 года по 16 января 2019 года в качестве оператора ДПУ участка по производству аммиака ГП «Стирол» ДНР, протекавшего на территории Украины, ответчиком указано на отсутствие факта проживания на территории Российской Федерации, а именно регистрации ФИО1 по месту жительства, в связи с чем в свою очередь к данным правоотношениям не было применено Соглашение от 13 марта 1992 года.

Вместе с тем право граждан на пенсию связано не с фактом постоянной регистрации на территории Российской Федерации, а с постоянным проживанием, как верно указано судом первой инстанции.

Документом, подтверждающим место жительства гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, а для лиц, не достигших 14-летнего возраста - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы (п. 57 Перечня).

Отсутствие регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства, не исключает возможность установления фактического места жительства такого гражданина на основании иных сведений, представленных истцом в материалы дела, в том числе свидетельства о регистрации по месту пребывания, которое при установлении юридически значимого обстоятельства, необходимого установлению для разрешения спора о назначении социальной пенсии по инвалидности (постоянное проживание на территории Российской Федерации), подлежит оценке наряду с другими доказательствами, поскольку иное ограничило бы право истца на пенсионное обеспечение.

Как установлено судом на момент обращения в пенсионный орган 12 ноября 2020 года, истец ФИО1, являясь гражданином Российской Федерации, постоянно работал <данные изъяты>, с момента трудоустройства проживает в жилом помещении, предоставленном работодателем, расположенном по адресу: <адрес>

Представленное истцом в пенсионный орган свидетельство о регистрации по месту пребывания содержит указание на период его регистрации по указанному адресу по октябрь 2021 года, расположенном на территории Российской Федерации, в совокупности со сведениями о фактическом постоянном месте работы в <данные изъяты>», нельзя расценивать как временное пребывание истца на территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что истцом в пенсионный орган представлены все необходимые документы, подтверждающие его постоянное проживание на территории Российской Федерации, является правильным.

Поскольку факт постоянного проживания ФИО1 на территории Российской Федерации нашел свое подтверждение, то отсутствие регистрации по месту жительства при вышеуказанных обстоятельствах не может ограничивать право истца на досрочное назначение пенсии и в рассматриваемом случае подлежит применению Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами, поскольку судом первой инстанции правильно определен характер спорных правоотношений, с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для правильного его разрешения.

Выводы суда, положенные в основу обжалуемого решения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, содержат исчерпывающие суждения, вытекающие из установленных фактов.

Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и ответчиком не опровергнуты.

Руководствуясь ч.1 ст.327.1, п.1 ст. 328, ч.1 ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 13 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: Дунькина Е.Н.

Мотивированное определение изготовлено 29.11.2021