Судья Мирончик Е.Ю. Дело № 2-613/2020
Докладчик Бутырин А.В. Дело № 33-4303/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Бутырина А.В.,
судей Зиновьевой Е.Ю., Мащенко Е.В.,
при секретаре Давиденко Д.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 18 мая 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе Ленгутиной Т.И. на решение Коченевского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении исковых требований Ленгутиной Т. И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) о признании незаконным решения отказано.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Бутырина А.В., объяснения истца Ленгутиной Т.И., представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонного) Короткевич И.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Ленгутина Т.И. обратилась в суд к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Коченевском районе (межрайонному) о признании незаконным решения в части использования для расчета пенсии размера страховых взносов в сумме 21 214 рублей 57 копеек, признании незаконным отказ в перерасчете пенсии по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, перерасчете пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом полного размера ее страховых взносов в сумме 21 374,5 рублей, перерасчете и выплате недополученной пенсии в размере 4,80 рублей за ДД.ММ.ГГГГ и 3,06 рублей за период с января по март 2020 года, перерасчете пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом представленных ДД.ММ.ГГГГ архивных справок, в соответствии с вариантом расчета, предусмотренным пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом размера индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), равного 37,15, заработка за период с ноября 1982 года по июнь 1990 года, и периода нахождения в отпуске по уходу за первым ребенком с мая 1985 года по март 1986 года, взыскании недополученной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 359,06 рублей.
В обоснование требований указывает, что со ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по старости на общих основаниях по достижении установленного возраста, в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Размер пенсии, получаемой истцом со ДД.ММ.ГГГГ, составлял 8120,55 рублей.
С учетом произошедшей с ДД.ММ.ГГГГ индексации, размер получаемой истцом пенсии по старости составляет 8656,58 рублей.
Истец считает, что при расчете ее пенсии ответчиком допущены существенные ошибки, чем нарушено ее право на получение пенсии в надлежащем, полном размере.
Истец не согласна с размером начисленной ей пенсии, считает размер пенсии существенно заниженным.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласна истец Ленгутина Т.И.
В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене решения Коченевского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Апеллянт считает, что вывод суда о том, что ответчиком законно и обоснованно принята к расчету сумма учтенных страховых взносов с учетом индексации в размере 21 214,57 руб., основан на неверном толковании положений ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ, поскольку согласно выписке из индивидуального лицевого счета Ленгутиной Т.И., размер страховых взносов указан в сумме 21 374,50 руб., с учетом требований для лиц 1966 года рождения.
Считает допущенная ответчиком ошибка в расчетах пенсии истца привела к тому, что в 2019 году истец недополучила пенсию в размере 4,80 руб., а в период с ДД.ММ.ГГГГ по март 2020 года – 3,06 руб.
Апеллянт полагает ошибочным вывод суда о несоблюдении истцом порядка обращения с заявлением о перерасчете назначенной пенсии. Отмечает, что суд при принятии решения руководствовался нормативным актом утратившим силу, а именно Административным регламентом, утвержденным Приказом Минтруда России от 19.01.2016 №14н, который утратил силу 24.02.2019 на основании Приказа Минтруда России №54н от 04.02.2019.
Отмечает, что истец неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями о перерасчете назначенной ей пенсии, в чем ей было отказано.
На апелляционную жалобу Ленгутиной Т.И. ответчиком поданы возражения, в которых указывается на несостоятельность указанных в жалобе доводов.
Рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Закон № 400-ФЗ) с применением норм ранее действовавшего законодательства.
В силу ч. 3 ст. 36 Закона № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию ст. 30 Закона N 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
В связи с введением в действие нового пенсионного законодательства, для расчета страховой пенсии введено понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина (далее - ИПК).
Для определения ИПК за период до 01.01.2015 применяется размер страховой пенсии по старости, исчисленный по состоянию на 31.12.2014 по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии со ст. 30 Закона № 173-ФЗ (в редакции Закона от 01.10.2019) расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц с учетом сумм валоризации может определяться по выбору застрахованного лица в порядке, установленном п.3 ст. 30, либо п. 4 ст. 30 Закона.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГЛенгутина Т. И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. обратилась в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Ответчиком произведен расчет пенсии истца по п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с зачетом периода учебы в ее стаж и учета в баллах периодов ухода за тремя детьми.
Вместе с тем, обращаясь в суд с настоящим иском, истец полагает, что при расчете пенсии истца ответчиком были необоснованного учтены страховые взносы истца в заниженном размере, что привело к неверному начислению пенсии истца.
Так, согласно выписки из индивидуального лицевого счета Ленгутиной Т.И. (для назначения страховой пенсии), размер ее страховых взносов на страховую пенсию составил 21374,50 рублей, что подтверждается Выпиской из индивидуального лицевого счета истца, Раздел 2 «Сведения о страховом стаже и страховых взносах застрахованного лица с ДД.ММ.ГГГГ года». Ответчиком произведен расчет пенсии истца по п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с зачетом периода учебы в ее стаж и учета в баллах периодов ухода за тремя детьми. При расчете пенсии истца ответчиком были необоснованного учтены страховые взносы истца в заниженном размере, что привело к неверному начислению пенсии истца. Так, согласно выписки из индивидуального лицевого счета Ленгутиной Т.И. (для назначения страховой пенсии), размер ее страховых взносов на страховую пенсию составил 21374,50 рублей, что подтверждается Выпиской из индивидуального лицевого счета истца, Раздел 2 «Сведения о страховом стаже и страховых взносах застрахованного лица с 01.01.2002 года». Ответчик при расчете пенсии Ленгутиной Т.И. необоснованно учел размер ее страховых взносов в сумме 21214,57 рублей, то есть на 159,93 рублей меньше, при этом не привел правовых оснований занижения страховых взносов
Кроме того, наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются социально значимые периоды жизни, иные, так называемые «нестраховые периоды». Одним из таких периодов является период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности. Такой период может быть засчитан в страховой стаж в том случае, если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы и (или) иной деятельности, независимо от их продолжительности. За эти периоды также, как и за стаж, начисляются пенсионные баллы: 1,8 - в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет; 3,6 - в отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет; 5,4 - в отношении периода ухода одного из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения каждым из них возраста полутора лет. В тех случаях, когда периоды работы и периоды ухода за ребенком совпадают по времени, у застрахованного лица есть право выбора какие баллы использовать при расчете своей пенсии: за работу или за «нестраховой период».
Истец считает, что в соответствии с представленными в УПФР архивными справками наиболее выгодным для себя расчетом пенсии будет расчет по п.3 ст.30 Закона № 173-ФЗ без учета периода учебы, с учетом в баллах периодов по уходу за тремя детьми.
Истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлениями о производстве перерасчета ее пенсии (входящий письменного обращения № Л-5225-19), в ответ на которое ДД.ММ.ГГГГ за № она получила отказ в перерасчете ее пенсии.
Также ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с требованием произвести перерасчет ее пенсии, направила в УПФР РФ заявление о перерасчете ее пенсии, к которому приложила уточненные архивные справки о ее заработке с сентября 1982 года по декабрь 2002 года: за № от ДД.ММ.ГГГГ, за № от ДД.ММ.ГГГГ, за № от ДД.ММ.ГГГГ, за № от ДД.ММ.ГГГГ.
Заявление Ленгутиной Т.И. от ДД.ММ.ГГГГ территориальным органом ПФР было рассмотрено в рамках обращения и дан ответ № от ДД.ММ.ГГГГ с описанием варианта расчета размера получаемой пенсии.
Не согласившись с отказом пенсионного органа в перерасчете пенсии, изложенном в письменном ответе, истец обратилась в суд с соответствующим иском.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции со ссылкой на вышеуказанные нормы указал, что истцом не была соблюдена процедура обращения с заявлением о перерасчете назначенной пенсии; форму заявления и процедуру обращения с заявлением о перерасчете назначенной пенсии определяет законодатель, пенсионный орган не правомочен самостоятельно определять порядок перерасчета пенсии и в своей деятельности обязан руководствоваться правовыми нормами, действующими на момент рассмотрения поступающих к нему заявлений. Пенсионный орган на дату назначения Ленгутиной Т.И. страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ не располагал документами, подтверждающими период ухода за первым ребенком менее 1 года 6 месяцев, то и не имел возможности произвести оценку пенсионных прав с учетом данного факта. Поскольку, заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, то и принятие решения пенсионным фондом производно от надлежаще оформленного и поданного заявителем такого заявления и приложенных к нему документов - оснований.
При этом судом указано, что в ответе на запрос уже в ходе рассмотрения дела по существу, в архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ содержится информация о периодах отпусков по уходу за детьми истцом и не может быть поставлена в вину пенсионного органа невключение данного периода при назначении пенсии в 2019 году, что не лишает права истца на обращение в пенсионный фонд с предоставлением данных справок в обоснование своих требований, в том числе, по перерасчету пенсии, с учетом вышепоименованных требований, предъявляемых законодателем.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с решением суда первой инстанции об отсутствии оснований для перерасчета пенсии в части использования для расчета пенсии размера страховых взносов в сумме 21 214 рублей 57 копеек.
Так, при расчете пенсии истцу в соответствии с п. 3 и 5 ст. 17 Закона №173-Ф3 страховые взносы на страховую пенсию учтены при назначении с ДД.ММ.ГГГГ в размере 21214 руб. 57 коп.
Согласно абзаца 2 пп.13 п.2 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", для лиц 1966 года рождения и старше учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо, в связи с чем, ответчиком законно и обоснованно принята к расчету сумма учтенных страховых взносов с учетом индексации размере 21 214 руб. 57 коп. Расчет в указанной части является верным и обоснованным, а доводы истца основанными на неверном толковании действующего законодательства.
Вместе с тем, обоснованными являются доводы истца о необходимости перерасчета ее пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом представленных ДД.ММ.ГГГГ, а также полученных в ходе рассмотрения дела архивных справок, в соответствии с вариантом расчета, предусмотренным пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исходя из следующего.
Статья 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», определяет, что в случае совпадения по времени нескольких периодов, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
Таким образом, в отношении любого ребенка, при зачете периода ухода, исходя из стоимости коэффициента за иные периоды, должен быть исключен период продолжительностью 1 год 6 месяцев 0 дней из стажа, а также суммы заработка за соответствующий период.
Период ухода за детьми менее полутора лет, соответствующий фактической продолжительности, должен быть подтвержден документально (на основании документов работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком).
Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400- ФЗ «О страховых пенсиях» заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого расчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 данного Закона. Из приведенных нормативных положений следует, что перерасчет пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на увеличение размера пенсии. При этом установленные нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные отношения, механизм и порядок перерасчета размера пенсии в сторону увеличения не предусматривают перерасчет размера пенсии за период, предшествовавший обращению гражданина за таким перерасчетом.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 884н от 17 ноября 2014 г. утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному социальному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила), которые определяют порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ. Пунктами 3, 48 Правил закреплен заявительный характер обращения гражданина за перерасчетом размера пенсии. Пунктом 49 Правил установлено, что заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии. Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Согласно Постановления Правления ПФ РФ от 23.01.2019 N 16п "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению" (далее по тексту Административный регламент, Регламент) основанием для начала административной процедуры по приему и регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является личное обращение гражданина в территориальный орган ПФР с заявлением и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, в том числе через работодателя, либо поступление заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в территориальный орган ПФР по почте, через многофункциональный центр или в форме электронного документа, в том числе через Единый портал госуслуг или личный кабинет на сайте ПФР (пункты 74, 77, 80, 82 Административного регламента; пункт 49 Правил N 884н).
Аналогичные положения и требования содержал и ранее действующий административный регламент, утвержденный Приказом Минтруда России от 19 января 2016 г. N 14н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению".
Как указывает ответчик, с заявлением о перерасчете размера пенсии Ленгутина Т.И. по форме №2 к Административному регламенту в территориальный орган ПФР не обращалась, заявление в произвольной форме Ленгутиной Т.И. от ДД.ММ.ГГГГ территориальным органом ПФР было рассмотрено в рамках обращения и дан ответ № от ДД.ММ.ГГГГ с описанием варианта расчета размера получаемой пенсии.
Судебная коллегия с такими доводами пенсионного органа не соглашается, полагая заявленные требования в указанной части обоснованными, а решение подлежащим отмене, исходя из следующего.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги предусмотрен п. 64 Регламента, согласно которому основаниями для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является: неустановление личности лица, обратившегося за оказанием услуги (непредъявление данным лицом документа, удостоверяющего его личность, отказ данного лица предъявить документ, удостоверяющий его личность, предъявление документа, удостоверяющего личность, с истекшим сроком действия); неподтверждение полномочий представителя заявителя; непредставление всех документов, необходимых для предоставления государственной услуги, обязанность по цредставлению которых возложена на гражданина, при обращении с заявлением о назначении другой пенсии (переводе с одной пенсии на другую) за переводом с одной пенсии на другую, с заявлением о перерасчете размера пенсии, за исключением случая, указанного в абзаце третьем пункта 85 Административного регламента.
Отказ в приеме заявления в иных случаях не допускается.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги предусмотрен п. п. 65, 66 Регламента, согласно которых основания для приостановления предоставления государственной услуги предусмотрены частью 8 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, пунктом 16 настоящего Административного регламента.
Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является отсутствие у гражданина, обратившегося с заявлением, права на установление пенсии, предусмотренного Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ, Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ).
Истец, не соглашаясь с размером начисленной ей пенсии с даты назначения, ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлениями о производстве перерасчета ее пенсии (входящий письменного обращения № Л-5225-19), в ответ на которое ДД.ММ.ГГГГ за № она получила отказ в перерасчете.
Впоследствии истец неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями о производстве перерасчета ее пенсии, при этом каждый раз ответчик отказывал истцу в перерасчете ее пенсии. Так, на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ по вх. № Л-158, ею получен отказ в перерасчете пенсии за № от ДД.ММ.ГГГГ; на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ по вх. № Л-6147-19, ею вновь получен отказ в перерасчете пенсии за № от ДД.ММ.ГГГГ.
В 2020 году, истец в связи с обнаружением ошибок в архивных справках о ее заработке, которые использовались УПФР для расчета пенсии, ДД.ММ.ГГГГ по вх. № Л-43, обратилась с заявлением, в котором просила произвести перерасчет ее пенсии, предоставив в УПФР РФ уточненные архивные справки о ее заработке с сентября 1982 года по декабрь 2002 года: за № от ДД.ММ.ГГГГ, за № от ДД.ММ.ГГГГ, за № от ДД.ММ.ГГГГ, за № от ДД.ММ.ГГГГ и вновь получила отказ ответчика в перерасчете пенсии.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 ст. 22 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 3).
Частью 4 указанной статьи законно предусмотрено, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (ч. 4).
В силу приведенных положений статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", на пенсионном органе лежит обязанность разъяснить лицу, подавшему заявление о назначении пенсии, необходимость представления недостающих для этого документов. Если такие документы будут представлены заявителем в срок до трех месяцев со дня получения разъяснения пенсионного органа, то пенсия будет назначена с даты подачи заявления о ее назначении.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2006 г. (вопрос N 18), если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по не зависящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.
Материалами дела подтверждается, что ответчик соответствующих разъяснений о необходимости представления недостающих документов либо уточнения имеющихся (архивных справок) истцу не давал, направив лишь письменный ответ об отсутствии оснований для перерасчета пенсии с указанием на правильность ее исчисления, допустимых доказательств обратного суду не представлено.
В своих возражениях ответчик указывает, что при расчете суммы среднемесячного заработка за расчетный период с ноября 1982 г. по июнь 1990 г. истцом использованы в расчете месяцы апрель и май 1986 г., однако, согласно архивной справки № г. от ДД.ММ.ГГГГ, полученной по запросу суда, данный период истец находилась в отпуске по уходу за ребенком. Учитывая, что Пенсионный орган на дату назначения Ленгутиной Т.И. страховой пенсии по старости не располагал документами, подтверждающими период ухода за первым ребенком менее 1 года 6 месяцев, в связи с чем, не имел возможности произвести оценку пенсионных прав с учетом данного факта. И только в ответе на запрос суда в архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ содержится информация о периодах отпусков по уходу за детьми истцом, что может быть поставлено в вину пенсионного органа не включения данного периода.
Судебная коллегия отклоняет данные возражения, полагая, что требования истца о перерасчете ее пенсии с учетом представленных архивных справок, являются обоснованными.
В соответствии с частью 9 статьи 21 Закона № 400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии или ее перерасчета, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Принимая во внимание, что пенсионным органом не представлены доказательства разъяснения истцу о необходимости представления недостающих документов либо уточнения имеющихся (архивных справок), либо самостоятельной проверки ввиду имеющихся разночтений в архивных справках, судебная коллегия, основываясь на указанных выше нормах, приходит к выводу о необходимости частичной отмены решения суда и удовлетворении исковых требований в части обязания Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонного) произвести перерасчет пенсии Ленгутиной Т. И. с ДД.ММ.ГГГГ с учетом представленных ею ДД.ММ.ГГГГ архивных справок, а также полученных в ходе рассмотрения по гражданскому делу, в соответствии с вариантом расчета, предусмотренным п.3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Так, в судебном заседании представителем ответчика даны устные пояснения, а также представлены дополнительные письменные пояснения о том, что с учетом поданного Ленгутиной Т.И. нового заявления от ДД.ММ.ГГГГ для перерасчета пенсии представлены справки о заработной плате, полученные заявителем лично, для установления факта их выдачи архивом на руки заявителю Пенсионным фондом в архивное учреждение направлен официальный запрос посредством электронного документооборота, при поступлении электронным способом ответа архива о достоверности имеющихся в справках сведений, они будут приняты к рассмотрению, если сведения архива не изменятся, наиболее выгодный вариант расчета размера пенсии будет определен с учетом оценки пенсионных прав застрахованного лица на ДД.ММ.ГГГГ по пункту 3 статьи 30 Закона №173-Ф3 от 17.12.2001 и замены периодов работы, совпадающего с периодом фактического ухода за первым ребенком и периодами ухода за вторым и третьим ребенком продолжительностью в полтора года за каждого.
Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований о перерасчете пенсии истца исходя из заявленных требований – с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку пенсионным органом не представлено доказательств невозможности с учетом действующего порядка, установленного Административным регламентом, получения необходимых документов и устранения противоречий в архивных справках при обращении истца с заявлением о перерасчете от ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылка ответчика на то, что истец не обращалась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии по установленной форме, судебной коллегией отклоняется, поскольку такого основания для отказа в перерасчете закон и Административный регламент не предусматривает, в то же время из приобщенных в материалы дела заявлений Ленгутиной Т.И. видно, что она просит пенсионный орган произвести соответствующий перерасчет на основе представляемых ею документов (архивных справок).
В то же время, поскольку производство самого перерасчета пенсии относится к компетенции пенсионного органа, применение конкретных периодов работы и нахождения в отпуске по уходу за ребенком, а также применение индивидуальных пенсионных коэффициентов, с учетом дополнительной проверки пенсионным органом в рамках компетенции, не подлежит указанию в решении, с указанием лишь периода, с которого ответчику необходимо произвести перерасчет, что не исключает права истца оспорить данный расчет в установленном порядке при несогласии с ним.
В остальной части решение суда отмене или изменению не подлежит, поскольку основано на правильном применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Коченевского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части признания незаконным отказа Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) в перерасчете пенсии Ленгутиной Т. И. по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ с учетом представленных архивных справок.
Вынести в этой части новое решение, которым признать незаконным отказ Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) в перерасчете пенсии ФИО1 по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) произвести перерасчет пенсии ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ с учетом представленных ею ДД.ММ.ГГГГ архивных справок, а также полученных в ходе рассмотрения по гражданскому делу, в соответствии с вариантом расчета, предусмотренным п.3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ФИО1 удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи