ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело УИД 91RS0018-01-2020-0004062-74
№2-613/2021 Председательствующий в первой инстанции Собещанская Н.В.
№33-8606/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 сентября 2021 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Готовкиной Т.С.,
судей - Притуленко Е.В., Любобратцевой Н.И.,
при секретаре – Калиниченко В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саки и Сакском районе Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности осуществить определенные действия,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саки и Сакском районе Республики Крым на решение Сакского районного суда Республики Крым от 16 марта 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
В декабре 2020 года ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саки и Сакском районе Республики Крым, в котором просила признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саки и Сакском районе Республики Крым № от 21 сентября 2020 года об отказе в назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саки и Сакском районе Республики Крым включить ФИО1 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период работы с 14.08.2001г. по 03.12.2008г. в МБДОУ «Детский сад №10 «Чебурашка» в должности воспитателя-методиста, воспитателя (всего 7 лет 3 месяца); периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 09.06.2006г. по 19.06.2006 г., с 29.09.2014 г. по 03.10.2014г., с 16.08.2018 г. по 26.10.2018г. (всего 27 дней); дополнительные нерабочие праздничные дни, устанавливаемые ежегодно органами государственной власти Республики Крым: 18.03.2015 г., 13.04.2015 г., 01.06.2015 г., 17.07.2015 г., 24.09.2015 г., 18.03.2016 г. 20.06.2016 г., 05.07.2016 г., 12.09.2016 г., 20.03.2017 г., 17.04.2017 г., 05.06.2017 г., 26.06.2017 г., 04.09.2017 г., 19.03.2018 г., 09.04.2018 г., 28.05.2018 г., 15.06.2018 г., 21.08.2018 г., 18.03.2019 г., 29.04.2019 г., 04.06.2019 г., 17.06.2019 г., 12.08.2019 г. (всего 24 дня), а также обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 08 июня 2020 года.
Заявленные требования мотивированы тем, что 08.06.2020г. ФИО1 обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саки и Сакском районе Республики Крым по вопросу назначения досрочной страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа от 21.09.2020г. в назначении пенсии отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на досрочную страховую пенсию.
Согласно решения пенсионного органа в специальный стаж не включены период работы ФИО1 с 14.08.2001г. по 03.12.2008г. в МБДОУ «Детский сад №10 «Чебурашка» в должности воспитателя-методиста, воспитателя на неполную ставку, в связи невыполнением нормальной 40 часовой в неделю или сокращенной продолжительности рабочего времени, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и дополнительные нерабочие праздничные дни, устанавливаемые ежегодно органами государственной власти Республики Крым.
Истец полагает данное решение незаконным, а указанные периоды подлежащими включению в специальный стаж истицы.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 16 марта 2021 года исковые требования ФИО1 удовлетворены; признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саки и Сакском районе Республики Крым № от 21 сентября 2020 года об отказе в назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013в части исключения из специального стажа периодов работы; на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саки и Сакском районе Республики Крым возложена обязанность включить ФИО1 в подсчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013, период работы с 14.08.2001г. по 03.12.2008г. в МБДОУ «Детский сад №10 «Чебурашка» в должности воспитателя-методиста, воспитателя (7 лет 3 месяца); периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 09.06.2006г. по 19.06.2006 г., с 29.09.2014 г. по 03.10.2014г., с 16.08.2018 г. по 26.10.2018г. (всего 27 дней); нерабочие праздничные дни, установленные Законом Республики Крым от 29.12.2014г. №55-ЗРК/2014 «О праздниках и памятных датах в Республике Крым» - 18.03.2015 г., 13.04.2015 г., 01.06.2015 г., 17.07.2015 г., 24.09.2015 г., 18.03.2016 г. 20.06.2016 г., 05.07.2016 г., 12.09.2016 г., 20.03.2017 г., 17.04.2017 г., 05.06.2017 г., 26.06.2017 г., 04.09.2017 г., 19.03.2018 г., 09.04.2018 г., 28.05.2018 г., 15.06.2018 г., 21.08.2018 г., 18.03.2019 г., 29.04.2019 г., 04.06.2019 г., 17.06.2019 г., 12.08.2019 г. (всего 24 дня), а также назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ, в связи с осуществлением педагогической деятельности, с 08 июня 2020 года.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саки и Сакском районе Республики Крым, действуя через начальника Управления ФИО2, подало апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Доводы жалобы сводятся к нарушению и неправильному применению судом норм материального права. В частности, автор жалобы указывает, что в период работы истицы с 14.08.2001г. по 03.12.2008г. в МБДОУ «Детский сад №10 «Чебурашка» в должности воспитателя-методиста, воспитателя не выполнялась норма рабочего времени педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы, а также работа в должности «воспитатель-методист» засчитывается в стаж работы до 01.11.1999г., ввиду чего данный период не полежит включению в специальный педагогический стаж истицы.
Также автор жалобы указывает, что Правилами исчисления периодов, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, отпусках по уходу за ребенком, учебных отпусках, курсов повышения квалификации с отрывом от производства, командировок, дополнительных нерабочих праздничных дней, устанавливаемых ежегодно органами государственной власти Республики Крым.
Кроме того, указывает на отсутствие у ФИО1 требуемого стажа на соответствующих видах работ, а также увеличение пенсионного возраста и необходимости применения переходных положений Федерального закона от 03.10.2018г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения выплаты пенсий».
Определением Сакского районного суда Республики Крым от 21 июня 2021 года Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саки и Сакском районе Республики Крым восстановлен срок для апелляционного обжалования решения Сакского районного суда Республики Крым от 16.03.2021г.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 указывает на необоснованность доводов апелляционной жалобы пенсионного органа и законность решения суда первой инстанции.
В частности, истица указывает на правильность выводов решения суда о необходимости применения к периоду её работы с 14.08.2001г. по 03.12.2008г. в МБДОУ «Детский сад №10 «Чебурашка» в должности воспитателя-методиста, воспитателя, законодательства Украины, действовавшего в указанный период на территории Республики Крым, и которое не предусматривало в качестве условия включения в специальный педагогический стаж требования о выполнении нормы рабочего времени педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы.
Ссылается на законность включения в специальный педагогический стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и дополнительных нерабочих праздничных дней, устанавливаемых ежегодно органами государственной власти Республики Крым.
ФИО1 указывает, что на день обращения 08.06.2020г. к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ, в связи с осуществлением педагогической деятельности, ее специальный стаж по состоянию на 2019 год составил более 25 лет 01 месяц 29 дней, в связи с чем, положения ФЗ №350 от 03.10.2018г., относительно увеличения пенсионного возраста, применяться не должны.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились. О дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Судебная коллегия считает возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в порядке ст.ст.167, 327 ГПК РФ.
Судебная коллегия, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к нижеследующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 08.06.2020г. ФИО1 обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саки и Сакском районе Республики Крым с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости согласно пп.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 года, в связи с осуществлением педагогической деятельности (л.д.50).
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саки и Сакском районе Республики Крым №345162/20 от 21.09.2020 года ФИО1 отказано в установлении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, а также с учетом увеличения пенсионного возраста и переходных положений, предусмотренных Федеральным законом от 03.10.2018г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (л.д.9-13).
Вышеуказанным решением исключены из подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности ФИО1, на основании Постановления Правительства Российской Федерации №516 от 11.07.2002, в том числе отпуск без сохранения заработной платы с 21.11.1994г. по 28.11.1994г., с 12.08.1996г. по 23.08.1996г., с 10.08.1999г. по 25.08.1999г., с 18.11.2002г. по 22.11.2002г., с 27.12.2002г. по 31.12.2002г.; курсы повышения квалификации с 09.06.2009г. по 19.06.2009г., с 29.09.2014г. по 03.10.2014г., с 16.10.2018г. по 26.10.2018г.; нерабочие праздничные дни, установленные Законом Республики Крым от 29.12.2014г. №55-ЗРК/2014 «О праздничных и памятных датах в Республике Крым» 18.03.2015г., 13.04.2015г., 01.06.2015г., 17.07.2015г., 24.09.2015г., 18.03.2016г., 20.06.2016г., 05.07.2016г., 12.09.2016г., 18.03.2017г., 17.04.2017г., 05.06.2017., 26.06.2017г., 04.09.2017г., 18.03.2018г., 09.04.2018г., 28.05.2018г., 15.06.2018г., 21.08.2018г., 18.03.2019г., 29.04.2019г., 04.06.2019г., 17.06.2019г., 12.08.2019г., 18.03.2020г., 20.04.2020г., 25.05.2020г.
Также, из подсчета специального стажа ФИО1 исключены периоды работы в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правил исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительств РФ от 29.10.2002г. №781: с 13.01.1993г. по 28.09.1994г. - период работы в МБДОУ «Детский сад №10 «Чебурашка» в качестве помощника воспитателя, в связи с тем, что должность «помощник воспитателя» не поименована вышеуказанным списком; с 14.08.2001г. по 03.12.2008г. - период работы с МБДОУ «Детский сад №10 «Чебурашка» в качестве воспитателя-методиста, воспитателя на неполную ставку, в связи с не выполнением нормальной (40 часов в неделю) или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, установленной за должностной оклад после 01.09.2000г., а также в связи с тем, что работа в должности «воспитатель-методист» засчитывается в стаж работы до 01.11.1999г.; с 01.01.2020г. по 07.06.2020г. - период работы в МБДОУ «Детский сад №10 «Чебурашка», в связи с отсутствием сведений в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Пенсионным органом указано, что специальный стаж работы ФИО1 составил 17 лет 9 месяцев 18 дней.
Согласно п. 19 ч. 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Положениями п. п. 3 и 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» регламентировано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2014 №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона предусмотрено, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, а в организациях, которые до 1 марта 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 года включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до 1 июля 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 30 июня 2015 года включительно, в религиозных организациях, которые до 1 января 2016 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 31 декабря 2015 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии с и. 2, 3, 4 ст. 30 закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).В соответствии с пп. "м" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В соответствии с п.11 Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 4), утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 №258н (зарегистрировано в Минюсте РФ 17.05.2011 №20777) предусмотрено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями и соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Разрешая исковые требования ФИО1 о включении в ее специальный страховой стаж периода работы с 14.08.2001г. по 03.12.2008г. в МБДОУ «Детский сад №10 «Чебурашка» в должности воспитателя-методиста, воспитателя, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с п. е ст. 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 №1788-ХП, действовавшего на период осуществления трудовой деятельности ФИО1, работники образования имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в соответствии с перечнем, который утвержден в порядке определяемом Кабинетом Министров Украины.
Перечнем, который определяет работников образования, имеющих право на пенсию за выслугу лет, является Перечень заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением КМУ от 4 ноября 1993 г. № 909 (далее - Перечень, утвержденный Постановлением КМУ от 4 ноября 1993 г. № 909).
В раздел первый Перечня заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работы которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением КМУ от 04.11.1993 г №909, включены, в том числе, учителя-методисты дошкольных образовательных учреждений всех типов.
Причем законодательство Украины не предусматривало в качестве условия включения в специальный (льготный) педагогический стаж необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, работу на 1 ставку.
Из записей в трудовой книжке следует, что ФИО1 в период времени с 14.08.2001г. по 03.12.2008 г. работала в должности: с 14.08.2001г. до 01.09.2004 г. воспитателя методиста, с 01.09.2004г. по 02.09.2005г. воспитателя, с 02.09.2005г. по 17.03.2008г. воспитателя-методиста, с 17.03.2008г. воспитателя, в МБДОУ «Детский сад №10 «Чебурашка» (л.д.16-17).
Определением Конституционного суда Российской Федерации от 21.10.2008г. №792-0-0 установлено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.
Во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. №785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» и от 8 ноября 1992 г. №855 «О повышении уровня оплаты труда работников учреждений Министерством образования Российской Федерации принят Приказ №406 от 11.11.1992 «О введении новых условий оплаты труда работников образования» согласно которому утверждены в том числе Положения о порядке проведения внеочередной аттестации работников учреждений и организаций образования.
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения дела, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» указал, что при решении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, юридическое значение имеет характер выполняемой работы и обязанностей, а также выполнение педагогической работы в учреждении для детей. Отказ в реализации гражданином конституционного права на пенсию по одним лишь формальным основаниям, недопустим. Формальное толкование нормативных положений Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 ведет к умалению установленного Конституцией РФ права на пенсионное обеспечение, не отвечает условиям пенсионного обеспечения - осуществление педагогической деятельности в целом в учреждении для детей, установленных федеральным законом.
Так, согласно подпункту "б" пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №781 от 29.10.2002 г., данная должность предусматривает выполнение нормальной (40 часов в неделю) или сокращенной продолжительности рабочего времени предусмотренного трудовым законодательством, установленной за должностной оклад как до 01.09.2000 г., работа в должности воспитателя, воспитателя-методиста в дошкольных образовательных учреждениях (детские сады всех наименований) указанных в п.п.1.8 списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
В соответствии со ст. 87 КЗоТ РСФСР, ст.ст. 60.2, 151 ГК РФ, Постановлением Совмина СССР от 04.12.1981 № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)». Пост. Совмина СССР от 22.09.1988 № 1111 «О работе по совместительству» совмещение профессий (должностей) это дополнительная работа по другой или той же профессии (должности), выполняемой в течение установленной продолжительности рабочего времени наряду с работой, определенной трудовым договором.
На основании п.п.1.1, раздела 1 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2002 №781 должность воспитателя и воспитателя- методиста предусмотрены.
Согласно п.13 Правил в специальный педагогический стаж засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): - детский сад.
Из записей в трудовой книжке истца не усматривается, что ФИО1 в период с 14.08.2001г. по 03.12.2008г. работала не полный рабочий день, а согласно справке от 23.09.2019г. №128/01- 27 истец осуществляла работу по совмещению (л.д.19).
Таким образом, судом первой инстанции достоверно установлено, что ФИО1 выполняла трудовые обязанности воспитателя, воспитателя-методиста в учреждении образования, работала полный рабочий день по совмещению, в связи с чем, судом сделан обоснованный вывод о том, что период работы истца с 14.08.2001 по 03.12.2008 года подлежит включению при подсчете специального стажа дающего право на назначение пенсии согласно пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 года.
Кроме того, согласно действовавшего в спорный период работы истца законодательства Украины не предусматривало указание на необходимость выполнения нормы учебной нагрузки.
Удовлетворяя заявленные истицей исковые требований относительно периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж работы истца, и, соответственно признавая незаконным в данной части решение пенсионного органа, суд первой инстанции исходил из того, что с согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
С таким выводом соглашается судебная коллегия, поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поэтому он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года» ВС РФ дал разъяснения о том, что периоды нахождения лица на курсах повышения квалификации, учебные отпуска, подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение (вопрос 30).
Поскольку периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации имели место в период осуществления ФИО1 педагогической деятельности, подлежащий включению в специальный стаж, в данные периоды за истцом сохранялась заработная плата и начислялись взносы в пенсионной фонд, данные периоды также подлежат включению в специальный стаж.
Разрешая требования истца о включении в подсчет специального стажа нерабочих праздничных дней Республики Крым, суд первой инстанции исходил из того, что положениями закона Республики Крым от 29.12.2014 №55-ЗРК/2014 «О праздничных и памятных датах в Республике Крым» установлены нерабочие/праздничные дни.
При этом, Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит положения о том, что установление нерабочих праздничных дней является исключительной компетенцией федеральных органов государственной власти, таким образом нерабочие/праздничные дни установленные субъектом Российской Федерации подлежат включению в подсчет специального стажа.
Также в Правилах подсчета стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсию по старости Утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, нет прямого указания на невозможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в субъектах РФ, равно как и выходных дней.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Сведения о работе ФИО1 подтверждаются записями в трудовой книжке и представленными справками.
Исходя из того, что с учетом засчитанных ответчиком и включенных в судебном порядке периодов работы, специальный страховой стаж ФИО1 по состоянию на 31.12.2019 года составит более требуемых 25 лет, решение суда в части возложения на пенсионный орган обязанности назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения истицы с заявлением о назначении пенсии - с 08.06.2020г. является законным и обоснованным, в связи с чем доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ФИО1 требуемого стажа на соответствующих видах работ, и необходимости применения увеличения пенсионного возраста согласно переходных положений Федерального закона от 03.10.2018г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения выплаты пенсий», не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
На основании вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции дана правильная правовая оценка представленным доказательствам, выводы суда по существу спора соответствуют нормативным требованиям.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, и переоценке исследованных судом доказательств, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом даны надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ, а потому не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сакского районного суда Республики Крым от 16 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саки и Сакском районе Республики Крым – без удовлетворения.
Председательствующий - Т.С. Готовкина
Судьи - Е.В. Притуленко
Н.И. Любобратцева