ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-615/2021 от 11.11.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 2-615/2021 (№ 33-19362/2021)

г. Уфа 11 ноября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Вахитовой Г.Д.,

судей Абдрахмановой Э.Я.,

Пономаревой Л.Х.,

при секретаре Бикбулатовой Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к филиалу Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по Дуванскому району Республики Башкортостан о взыскании пособия по уходу за ребенком до полутора лет в связи с ликвидацией предприятия.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Вахитовой Г.Д., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском к филиалу Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по Дуванскому району Республики Башкортостан о взыскании пособия по уходу за ребенком до полутора лет в связи с ликвидацией предприятия.

В обоснование предъявленных требований ФИО1 указала на то, что она работала в АО «Хлебокомбинат Нефтеюганский» г. Нефтеюганск ХМАО-Югра по трудовому договору от 19 сентября 2016 года в должности бухгалтера. С 02 августа 2019 года она ушла в отпуск по беременности и родам. Ребенок родился дата (ФИО12). С 20 декабря 2019 года она ушла в отпуск по уходу за ребенком до полутора лет. В июне 2020 года она переехала жить в с.Месягутово Дуванского района. С 10 декабря 2020 года ее уволили с АО «Хлебокомбинат Нефтеюганский» по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. 04 февраля 2021 года она обратилась в соцзащиту с.Месягутово, 24 февраля 2021 года ей было отказано в выплате пособия по причине отсутствия документов, подтверждающих факт ликвидации предприятия, документы возвращены на руки. Полагает, что невыплата пособия по уходу за ребенком до полутора лет нарушает ее права и действующее законодательство. Поскольку она уволена по статье 81 Трудового кодекса Российской Федерации, то соцзащита обязана назначить и выплатить пособие по уходу за ребенком до полутора лет на основании статьи 15 Федерального закона от 19 мая 1995 №81-ФЗ « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в случае ликвидации организации), в размере 40% среднего заработка.

Просит обязать ответчика назначить и выплатить ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет в размере 40% ее среднего заработка (17 730,50 рублей) за период с 11 декабря 2020 года по 26 марта 2021 года в размере 62 342,72 рублей.

Решением Салаватского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 июня 2021 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.

Не согласившись с постановленным решением суда, Государственное казенное учреждение Республиканский центр социальной поддержки населения подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушения судом норм материального и процессуального права.

Согласно статье 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Законным решение является, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащего применению к доказываемым правоотношениям.

В соответствии с частью 3 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с частью 3 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно пункту 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях ли, не привлеченных к участию в деле.

В порядке части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства являются основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями статей 148 и 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при подготовке дела к судебному разбирательству судья разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и определяет их процессуального положения, разрешает вопрос о замене надлежащего ответчика, разъясняет сторонам их процессуальные права и обязанности, в том числе право на уточнение исковых требований.

В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации именно суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Согласно статьи 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции может допустить по ходатайству истца или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим.

Из протоколов судебных заседаний следует, что в нарушение указанных выше норм процессуального права суд первой инстанции, разрешая возникший спор, не вынес на обсуждение сторон вопрос о замене в порядке статьи 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ненадлежащего ответчика надлежащим, не выяснил согласия истца на такую замену и не предложил заменить ответчика на надлежащего, в то время как исходя из требований статьи 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с абз. 3 пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" рассмотрение дела по предъявленному иску проводится только в случае отказа истца на замену ненадлежащего ответчика другим лицом.

Судом первой инстанции были разрешены заявленные истцом требования, предъявленные к филиалу Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по Дуванскому району Республики Башкортостан, который самостоятельным юридическим лицом не является, в связи с чем ответчиком по заявленным истцом требованиям выступать не мог.

Согласно пункту 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, представительства и филиалы не являются юридическими лицами, поэтому не могут являться ответчиками в суде. Соответственно, филиал Государственного казенного учреждения Республиканский центр поддержки населения по Дуванскому району Республики Башкортостан не может быть привлечено в качестве ответчика по исковому заявлению.

Судебная коллегия установив, что в нарушение требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции Государственное казенное учреждение Республиканский центр поддержки населения не было привлечено судом к участию в деле, дело рассмотрено к ответчику – филиалу Государственного казенного учреждения Республиканский центр поддержки населения по Дуванскому району Республики Башкортостан, перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле привлечено Государственное казенное учреждение Республиканский центр поддержки населения. Так же к участию в деле в качестве ответчика привлечено Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан.

Изложенное свидетельствует, о наличии оснований для повторного рассмотрения дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 327, части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

На основании изложенного, судебная коллегия отменяет обжалуемое судебное постановление и в соответствии с частью 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей Государственное казенное учреждение Республиканский центр поддержки населения - ФИО2, которая не признала исковые требования ФИО1, Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан – ФИО3 возражавшую против удовлетворения исковых требований ФИО1 по доводам приведенным в письменном отзыве, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 3 Федерального закона от 19 мая 1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее по тексту - ФЗ N 81-ФЗ) одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (абзац 2 статьи 13 Закона N 81-ФЗ).

При этом в соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 81-ФЗ, лицам, указанным в абзацах втором - пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, за исключением матерей, уволенных в период отпуска по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

На основании статьи 11.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее по тексту - Закон N 255-ФЗ) ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (часть 1). Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком (часть 2). В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц (часть 4).

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

В соответствии со статьей 2 Закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации лица, работающие по трудовым договорам.

Единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, устанавливает Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

В порядке пункта 1 части 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.

Лицами, работающими по трудовым договора, в целях названного Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством (часть 5 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе: организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что с 07 марта 2017 года ФИО1 работала по трудовому договору в АО «Хлебокомбинат Нефтеюганский» в должности бухгалтера 1 категории.

С 20 декабря 2019 года по 25 марта 2021 года АО «Хлебокомбинат Нефтеюганский» ей предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 17 730,50 рублей за период с 20 декабря 2019 года по 23 марта 2021 года.

10 декабря 2020 года ФИО1 уволена с АО «Хлебокомбинат Нефтеюганский» по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с ликвидацией организации).

На период увольнения по причине ликвидации предприятия ФИО1 находилась в отпуске по уходу за ребенком, который был предоставлен работодателем.

После увольнения истица обратилась в филиал Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по Дуванскому району Республики Башкортостан за назначением пособия по уходу за ребенком до исполнения им полутора лет, представила все необходимые документы.

Решением филиала Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по Дуванскому району Республики Башкортостан от 20 февраля 2021 года ФИО1 отказано в предоставлении меры социальной поддержки.

При этом, из материалов дела следует, что ответчиком осуществлены выплаты истцу пособия по уходу за ребенком за период с 11 декабря 2020 г. по 26 марта 2021 года разовым платежом в размере 28 001,64 рублей, из расчета минимального размера пособия в размере 7764,80 рублей за период с 11 декабря 2020 года до 01 февраля 2021 года, в размере 8 145,28 рублей за период с 01 февраля 2021 года по 26 марта 2021 года.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами ответчика Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения о том, что в рассматриваемом случае оспариваемое пособие должно выплачиваться территориальным органом Фонда социального страхования.

Согласно пп. "в" пункта 42 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. Приказом Минтруда России от 29 сентября 2020 года N 668н) право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, матери, уволенные в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, отпуска по беременности и родам в связи с переводом мужа из таких воинских частей в Российскую Федерацию.

В соответствии с пп. "б" пунктом 48 вышеуказанного Порядка ежемесячное пособие по уходу за ребенком лицам, указанным в подпунктах "в" и "г" пункта 42 вышеуказанного Порядка, назначается и выплачивается в органах социальной защиты населения по месту жительства, по месту службы.

Следовательно, матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, обязанность работодателя выплачивать ежемесячное пособие по уходу за ребенком прекращается с момента увольнения такого работника.

Таким образом, после увольнения ФИО1 в связи с ликвидацией организации в период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком за назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком она правомерно обратилась в органы социальной защиты населения по месту жительства.

Доводы стороны ответчика Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения об обязанности фонда социального страхования выплачивать оспариваемое пособие истцу со ссылкой на Административный регламент, не влекут отказ в удовлетворении настоящего иска к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения.

Так, пунктом 8 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению и выплате застрахованным лицам ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае невозможности его выплаты страхователем, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 08 апреля 2019 года N 160, предоставление государственной услуги осуществляется территориальными органами Фонда, в которых состоят на учете (или состояли до прекращения деятельности) страхователи, не выплатившие пособие застрахованным лицам.

Из содержания приведенного пункта Административного регламента следует, что за счет средств фонда социального страхования выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится в случае, если у страхователя образовалась задолженность перед застрахованным лицом до момента прекращения трудовых отношений.

При этом, частью 4 статьи 13 предусмотрено, что застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 N 255-ФЗ, а также иным категориям застрахованных лиц в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком, либо в случае отсутствия возможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, либо в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу, либо в случае, если на день обращения застрахованного лица за указанными пособиями в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя, назначение и выплата указанных пособий, за исключением пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств страхователя в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, осуществляются территориальным органом Фонда.

Указанная норма применяется в случае, когда пособие назначается Фондом за период нахождения в трудовых отношениях, а не по случаям, когда право на отпуск по беременности наступило в период после увольнения. Увольнение в связи с ликвидацией не является основанием для назначения пособия по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования.

В силу третьего абзаца статьи 15 указанного Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей", ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательно социальное страхование в случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальным размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

Поскольку истец относится к категории лиц, поименованных в абзаце 5 части первой статьи 13 Закона, она имеет право на получение пособия по уходу за ребенком, рассчитанного исходя из 40 процентов среднего заработка, с учетом ограничения максимальной суммой.

Ответчик Государственное казенное учреждение Республиканский центр социальной поддержки населения, назначая истцу минимальный размер пособия по уходу за ребенком, не учел факт отнесения истца к специальной категории лиц, для которых федеральным законодательством установлены основания получения выплат: увольнение в связи с ликвидацией, увольнение по указанной причине в период отпуска по уходу за ребенком. Круг лиц, которым выплачивается минимальный размер данного пособия, определен законодательством Российской Федерации, истец, ввиду изложенного, к категории таких лиц, вопреки доводам ответчика, не относится.

Таким образом, занижение размера пособия по уходу за ребенком до минимально установленного ответчиком Государственным казенным учреждением Республиканский центр социальной поддержки населения размера, является необоснованным, в связи с чем, решение Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения об отказе в осуществлении выплат по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации не соответствует требованиям закона.

Как было приведено выше, для истца размер указанного пособия, рассчитанного к выплате работодателем, составлял 17 730,50 рублей.

Максимальный размер, установленный государством для выплат уволенным в органах социальной защиты населения Республики Башкортостан, составляет с 01 февраля 2021 г. с учетом индексации на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2021 года N 73 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 году» 16 290,55 рублей. Ранее данный размер пособия с учетом индексации составлял 15 529,60 рублей.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что с ответчика Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения в пользу истца подлежит взысканию пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за период с 11 декабря 2020 года по 26 марта 2021 года в размере 28 001,64 рублей ((10 520,06 рублей (с 11 декабря 2020 года по 31 декабря 2020 года)+ 15 529,60 рублей (с 01 января 2021 года по 31 января 2021 года)+ 16 290,55 рублей (с 01 февраля 2021 года по 28 февраля 2021 года )+ 13 663,06 рублей) - 28001,64 рублей(произведенная выплата)).

При таком положении, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований к ответчику Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения и взыскании с указанного ответчика в пользу ФИО1 пособие по уходу за ребенком за период с 11 декабря 2020 года по 26 марта 2021 года в размере 28 001 рублей 64 копейки.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Салаватского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 июня 2021 года отменить

Принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения в пользу ФИО1 пособие по уходу за ребенком за период с 11 декабря 2020 года по 26 марта 2021 года в размере 28 001 рублей 64 копейки.

Председательствующий Г.Д.Вахитова

Судьи Э.Я.Абдрахманова

Л.Х.Пономарева

мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 ноября 2021 года

Справка:

судья ФИО15