ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-616/2022 от 22.09.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД: 66RS0043-01-2022-000608-68

дело № 2-616/2022 (№ 33-14939/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 22 сентября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Колесниковой О.Г.,

судей Зоновой А.Е., Мурашовой Ж.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Безумовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Черных В.Е. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о суммировании периодов работы,

по апелляционной жалобе ответчика на решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 04.07.2022.

Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Черных В.Е. обратился в суд с иском к ГУ - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее по тексту Отделение) о защите пенсионных прав, ссылаясь в обоснование требований на следующие обстоятельства.

24.11.2020 истец обратился в ГУ УПФ РФ в г. Новоуральске Свердловской области (далее по тексту Управление) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон № 400-ФЗ), в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда. Управлением принято решение № 1481359/20 от 02.03.2021 об отказе в назначении пенсии ввиду недостаточности стажа на соответствующих видах работ, к зачету принято 07 лет 02 месяца 19 дней. С таким решением истец не согласен, полагая, что ответчиком необоснованно не включен в специальный стаж период его работы с 01.01.1992 по 21.09.1993 в качестве помощника машиниста локомотива в ППЖТ. Отказ ответчика суммировать указанный спорный период работы с периодами работы, имевшими место до 01.01.1992, полагает необоснованным и противоречащим действовавшему в спорный период Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

На основании изложенного, с учетом последующего уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, Черных В.Е. просил: отменить решение Управления № 1481359/20 от 02.03.2021 и дополнение от 02.09.2021 к указанному решению в части отказа суммировать периоды работы, зачтенные в специальный трудовой стаж; обязать ответчика суммировать периоды работы, зачтенные в специальный трудовой стаж в соответствии со Списком № 2, Положением от 03.08.1972 № 590, с периодом работы с 01.01.1992 по 21.09.1993 путем присоединения; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

Ответчик возражал против удовлетворения иска, настаивая на законности оспариваемого истцом решения об отказе в назначении пенсии.

Решением Новоуральского городского суда Свердловской области от 04.07.2022 исковые требования Черных В.Е. удовлетворены частично. Признано незаконным решение Управления № 1481359/20 от 02.03.2021 и дополнение от 02.09.2021 к решению № 1481359/20 от 02.03.2021 в части отказа Черных В.Е. суммировать периоды работы, зачтенные в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», с периодом работы с 01.01.1992 по 21.09.1993 – в должности помощника машиниста локомотива ППЖТ. На Отделение возложена обязанность суммировать периоды работы Черных В.Е., зачтенные в стаж, определяющий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», с периодом работы с 01.01.1992 по 21.09.1993 – в должности помощника машиниста локомотива ППЖТ. В удовлетворении остальной части исковых требований Черных В.Е. отказано.

С таким решением суда не согласился ответчик. В апелляционной жалобе представитель Отделения Блинова О.А., ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы представитель ответчика приводит следующие доводы. Право истца на пенсию оценивалось пенсионным органом по двум вариантам – по п. 2 ч. 1 ст. 30 и по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ. Стаж работы истца по первому варианту составил 07 лет 02 месяца 19 дней (учтены периоды работы помощником машиниста локомотива и служба в армии до 01.01.1992, не учтен период работы помощником машиниста после 01.01.1992 – 01 год 08 месяцев 21 день), по второму варианту – 07 лет 01 месяц 06 дней (учтены периоды работы помощником машиниста как до 01.01.1992, так и после этой даты, не учтена служба в армии). Порядок суммирования стажа на соответствующих видах работ с различными условиями труда при определении права на досрочное пенсионное обеспечение регламентирован Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (далее по тексту Правила № 516). Абзацем 3 пункта 3 названных Правил установлено, что суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 «Работы с тяжелыми условиями труда» настоящих Правил, осуществляется путем прибавления к ним периодов работ, указанных в подпункте 5 «Работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене», при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абз. 1 подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым право на досрочное назначение пенсии имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Таким образом, суммирование возможно только в том случае, если в его результате получается полный стаж на соответствующих видах работ – 12 лет 06 месяцев, в то время как у истца в результате суммирования получается 08 лет 11 месяцев 10 дней. Следовательно, суммирование в данном случае невозможно. Кроме того, страховой стаж истца составляет 22 года 05 месяцев 18 дней, что менее требуемого 25 лет. Соответственно, при наличии специального стажа по Списку № 2 продолжительностью 07 лет 02 месяца 19 дней право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ возникнет у истца в возрасте 58 лет при условии наличия общего трудового (страхового) стажа не менее 25 лет. Что касается оценки права истца на досрочную пенсию по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, то продолжительность такого стажа составляет 07 лет 01 месяц 06 дней, что менее требуемых 12 лет и 6 месяцев. При этом названная норма не предусматривает возможности назначения пенсии при неполном специальном стаже с понижением общеустановленного пенсионного возраста, как это предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ. Поэтому права на досрочное пенсионное обеспечение по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ у истца нет ввиду отсутствия требуемого общего трудового (страхового) стажа и стажа на соответствующих видах работ. Ссылку суда в решении на то, что по законодательству, действовавшему в период осуществления истцом трудовой деятельности с 01.01.1992 по 21.09.1993 в должности помощника машиниста локомотива, порядок суммирования стажа на соответствующих видах работ с различными условиями труда не предусматривал обязательного условия наличия полного стажа 12 лет 6 месяцев, апеллянт полагает несостоятельной и основанной на неверном толковании норм материального права. Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 № 272 «Об утверждении списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» профессия «рабочий локомотивных бригад» с 01.01.1992 выделена в списки других профессий и должностей и, соответственно, не может суммироваться с должностями, указанными в Списке № 2. Поэтому суммирование, предусмотренное ст. 13 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в спорной ситуации применяться не может. Также апеллянт обращает внимание, что в случае суммирования спорного периода работы с периодами работы, имевшими место до 01.01.1992, период службы истца в армии с 28.12.1984 по 01.11.1986 включению в этот стаж не подлежит, так как возможность учета периода службы в армии при назначении досрочной пенсии по старости по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ как ранее действовавшим Положением от 03.08.1972 № 590, так и действующими в настоящее время Правилами № 516 не предусмотрена. В этой связи суммирование периодов работы является для истца невыгодным вариантом, поскольку повлечет уменьшение льготного стажа (суммируется 01 год 08 месяцев 21 день, а вычитается 01 год 10 месяцев 04 дня – служба в армии).

В заседание судебной коллегии стороны не явились, о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещались заблаговременно и надлежащим образом: истец – телефонограммой от 31.08.2022, ответчик - путем направления судебного извещения по электронной почте. Кроме того, извещение участников по делу осуществлено путем размещения 31.08.2022 соответствующей информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»). Сведениями о причинах неявки сторон судебная коллегия не располагает, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, сторонами не заявлено.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие сторон.

Решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 04.07.2022 в части отказа в удовлетворении требования Черных В.Е. о взыскании компенсации морального вреда никем из сторон не обжалуется, а потому предметом проверки суда апелляционной инстанции не является (ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в пределах которых проверив законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, установлено судом, 24.11.2020 Черных В.Е., <дата> года рождения, обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением Управления № 1481359/20 от 02.03.2021 и дополнением к решению от 02.09.2021 в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ и страхового стажа (л.д. 8-12).

Как следует из указанного решения, пенсионным органом производилась оценка пенсионных прав истца на досрочное назначение пенсии по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 30 и п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ. Продолжительность стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, определена 07 лет 05 месяцев 19 дней, при этом отказано в суммировании периодов работы, имевших место до 01.01.1992 и включенных в специальный стаж по Списку № 2, с периодом работы истца с 01.01.1992 по 21.09.1993, учтенным пенсионным органом как работа, дающая право на досрочное пенсионное обеспечение по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ. Что касается оценки прав истца на назначение пенсии по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, то пенсионный орган определил продолжительность стажа на соответствующих видах работ 07 лет 01 месяц 06 дней. Страховой стаж истца определен продолжительностью 22 года 05 месяцев 18 дней при требуемом 25 лет.

Разрешая заявленный иск в части возложения на Отделение обязанности по суммированию периодов работы истца, имевших место до 01.01.1992 и включенных пенсионным органом в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, с периодом работы с 01.01.1992 по 21.09.1993, дающим право на досрочное пенсионное обеспечение по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пенсионного законодательства и на основании оценки совокупности представленных сторонами доказательств, пришел к выводу о наличии оснований для такого суммирования. При этом суд исходил из того, что пенсионным законодательством, действовавшим в спорный период осуществления истцом трудовой деятельности с 01.01.1992 по 21.09.1993 в должности помощника машиниста локомотива, указанная должность была предусмотрена Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с п. «д» ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 № 272, следовательно, подлежала суммированию с периодами работы в тяжелых условиях труда в порядке ст. 13 названного Закона, при этом порядок суммирования стажа на соответствующих видах работ с различными условиями труда не предусматривал обязательного условия наличия полного стажа 12 лет 6 месяцев.

Судебная коллегия с учетом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств полагает возможным согласиться с таким выводом суда, находя доводы апелляционной жалобы об обратном несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В силу п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено право на досрочное назначение пенсии мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее Постановление № 665) определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Подпунктом «б» пункта 1 Постановления № 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее по тексту Список № 2 от 1991 г.);

- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 (далее по тексту Список № 2 от 1956 г.).

В соответствии с подп. «г» п. 1 Постановления № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, - Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» (далее Список № 272).

Как следует из трудовой книжки истца, 13.08.1984 Черных В.Е. был принят на работу в Уральский электрохимический комбинат помощником машиниста локомотива, уволен 25.12.1984 в связи с призывом в ряды Советской Армии, срочную службу в которой проходил в период с 30.12.1984 по 16.11.1986; 29.12.1986 истец был вновь принят на работу в Уральский электрохимический комбинат помощником машиниста тепловоза, 01.03.1988 переведен помощником машиниста локомотива, 31.12.1990 уволен переводом в ППЖТ (Предприятие промышленного железнодорожного транспорта) по п. 5 ст. 29 КЗоТ РФ (по согласованию между руководителями), 02.01.1991 был принят в ППЖТ помощником машиниста локомотива, 21.09.1993 уволен по собственному желанию, ст. 31 КЗоТ РФ (л.д. 45-47).

Периоды работы истца с 14.08.1984 по 25.12.1984, с 29.12.1986 по 31.12.1990, с 01.01.1991 по 21.09.1993 имели место в период действия как Списка № 2 от 1956 г., так и Списка № 2 от 1991 г. (с 01.01.1992 по 21.09.1993). Ко всем указанным периодам возможно применение Списка № 272.

До 01.01.1992 действовал Список № 2 от 1956 г., пунктом 1 раздела XXX которого предусмотрены профессии машинистов и их помощников и старших машинистов: паровозов, тепловозов, электровозов, дизельпоездов, моторвагонных (электро)секций, мотовозов. Аналогичные профессии предусмотрены Списком № 272.

В Список № 2 от 1991 г. профессии машинистов и их помощников (паровозов, тепловозов, электровозов, дизельпоездов, моторвагонных (электро)секций, мотовозов) не вошли. С 01.01.1992 и до 01.01.2002 работа по указанным профессиям предоставляла право на назначение досрочной трудовой пенсии по п. «д» ст. 12 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон № 340-1), согласно которому пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (по списку профессий и должностей), и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона (общий трудовой стаж не менее 25 лет).

Согласно п. 2 Разъяснения Минтруда РФ от 11.06.1992 № 5в (утверждено постановлением Минтруда РФ от 11.06.1992 № 21и), рабочим, профессии которых включены в Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях включаются также периоды работы, когда их профессии имели другие наименования, согласно Приложению. В Перечне ранее применявшихся наименований профессий и должностей работников железнодорожного транспорта и метрополитена, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение, являющемся Приложением к разъяснению Министерства труда и занятости населения Российской Федерации от 11.06.1992 № 5в, по ранее действовавшим тарифно-квалификационным справочникам указаны профессии машинистов локомотива и их помощников, которые соответствую профессиям работников, предусмотренных в Списке № 272 – машинисты и помощники машинистов тепловозов, электровозов, дизельпоездов, электропоездов (секций) мотовозов.

Изложенное свидетельствует о том, что к работе истца в качестве помощника машиниста локомотива, имевшей место до 01.01.1992, возможно применение как Списка № 272, так и п. 1 раздела ХХХ Списка № 2 от 1956 г. К периодам работы истца после 01.01.1992 возможно применение только Списка № 272.

Решением Управления от 02.03.2021 при оценке права Черных В.Е. на досрочное назначение пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы истца в качестве помощника машиниста локомотива, имевшие место до 01.01.1992, включены в стаж работы как работа в тяжелых условиях труда по Списку № 2 от 1956 г. раздел XXX. Спорный период работы истца помощником машиниста локомотива с 01.01.1992 по 21.09.1993 включен в стаж работы по Списку № 272, как работа, дающая право на досрочное назначение пенсии по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Истец в иске настаивал на необходимости суммирования указанных периодов работы по Списку № 2 от 1956 г. (до 01.01.1992) и по Списку № 272 (после 01.01.1992).

Вывод суда о возможности такого суммирования судебная коллегия находит правильным.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для суммирования спорных периодов работы со ссылкой на абз. 3 п. 3 Правил № 516 судебная коллегия не может признать состоятельными по следующим мотивам.

Согласно п.2 Правил № 516 при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются, в частности, периоды следующих работ: работы с тяжелыми условиями труда (подп. 2); работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы (подп. 5).

В соответствии с абз. 3 п. 3 Правил № 516 суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке: путем прибавления к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5-7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона.

Таким образом, действительно, в силу п. 3 Правил № 516 при суммировании стажа работ по Списку № 2 со стажем работ по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ назначение пенсии по Списку № 2 с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста невозможно, соответственно, суммирование допустимо только в том случае, если в его результате получается полный стаж на соответствующих видах работ, дающих право на льготное пенсионное обеспечение по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, – 12 лет 6 месяцев, в то время как у истца в результате суммирования стаж составляет 8 лет 11 месяцев 10 дней.

Вместе с тем, в силу ст. 13 Закона № 340-1, действовавшего до 01.01.2002 и подлежащего применению к спорным правоотношениям в силу ч.ч. 3, 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ (поскольку трудовая деятельность истца в особых условиях труда имела место до 01.01.2002), а также с учетом правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П, суммирование работ по Списку № 2 (работы по п. «б» ст. 12 Закона № 340-1) с работой, предусмотренной п. «д» ст. 12 названного Закона, было предусмотрено без таких ограничений.

Согласно ст. 13 Закона № 340-1 предусматривалось суммирование работ с тяжелыми условиями труда (п. «б» ст. 12) с работами в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (по списку профессий и должностей) (п. «д» ст. 12) и назначение досрочной пенсии в соответствии с абз. вторым п. «б» ст. 12 этого же Закона со снижением общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин) пропорционально отработанному стажу (на один год за каждые 2 года 06 месяцев такой работы), т.е. при наличии в результате суммирования специального стажа не менее 06 лет 03 месяцев.

Как следует из материалов дела, специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по п. «б» ст. 12 Закона № 340-1 (по Списку № 2 1956 г.), истцом выработан до 01.01.2002, он складывается из периодов работ, предусмотренных п. «б» ст. 12 Закона № 340-1 (с 14.08.1984 по 25.12.1984, с 29.12.1986 по 31.12.1991- 05 лет 04 месяца 15 дней), периода срочной службы по призыву с 28.12.1984 по 01.11.1986 (01 год 10 месяцев 04 дня), учтенной пенсионным органом в специальный стаж истца по Списку № 2 от 1956 г. в соответствии с п.109 постановления Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», и периода работы, предусмотренной п. «д» ст. 12 Закона № 340-1 (с 01.01.1992 по 21.09.1993 – 01 год 08 месяцев 21 день), что в общей сложности составляет 08 лет 11 месяцев 10 дней.

При таком положении, поскольку законодательство, действовавшее до 01.01.2002, не предусматривало требования о наличии полного специального стажа (12 лет 06 месяцев), дающего право на досрочное назначение пенсии, при суммировании стажа по различным видам работ, принимая во внимание, что необходимый стаж по Списку № 2 от 1956 г. для назначения пенсии со снижением возраста истцом был выработан до 01.01.2002, в период действия Закона № 340-1, судом была правомерно возложена на ответчика обязанность по суммированию периодов работы истца, имевших место до 01.01.1992 и дающих право на досрочное назначение пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, со спорным периодом работы с 01.01.1992 по 21.09.1993 в должности помощника машиниста локомотива ППЖТ. Аналогичная правовая позиция выражена в определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.12.2021 по делу № 88-19112/2021, 2-1714/2021.

Правильность указанного вывода суда первой инстанции согласуется и с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.01.2004 № 2-П, а также ряде его определений, согласно которой ст. 6 ч. 2, ст. 15 ч. 4, ст. 17 ч. 1, ст. 18, ст. 19 и ст. 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 06.03.2003 № 107-О, гарантируется сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной мере всем гражданам, которые на день введения в действие Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» уже имели необходимый стаж работы с тяжелыми условиями труда (в том числе тем, кто был занят на работах с тяжелыми условиями труда в период до 1 января 1992 года и именно тогда выработал требуемый специальный стаж). При этом из предписаний подп. 2 п.1 и п. 3 ст. 27, а также иных статей данного Федерального закона не следует, что право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам с тяжелыми условиями труда (в частности, были включены в Список № 2 от 1956 г.) и до 1 января 2002 года засчитывались в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую при пониженном пенсионном возрасте.

Черных В.Е., выработав на 01.01.2002 стаж работы, необходимый для досрочного назначения пенсии по п. «б» ст. 12 Закона № 340-1 (со снижением общеустановленного пенсионного возраста), разумно предвидел и был уверен в том, что к моменту достижения им возраста 55 лет и выработки общего стажа не менее 25 лет он сможет реализовать свое право на льготное пенсионное обеспечение.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что в случае суммирования из специального стажа истца подлежит исключению период прохождения им срочной военной службы по призыву с 28.12.1984 по 01.11.1986, что повлечет уменьшение специального стажа, судебная коллегия отклоняет, поскольку они противоречат положениям п. 109 постановления Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».

Согласно подп. «к» п. 109 названного Положения кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подп. «а» и «б» п. 16), периоды, указанные в подп. «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подп. «а», «б» и «в» п.91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Службе истца в армии по призыву предшествовала и следовала за ней работа, предусмотренная разделом ХХХ Списка № 2 от 1956 г., т.е. работа в тяжелых условиях труда, предусмотренная подп. «б» п. 16 Положения от 03.08.1972 № 590. Продолжительность службы по призыву не превышает имеющегося у истца стажа работы по Списку № 2 от 1956 г. В этой связи период службы по призыву подлежит включению в стаж работы по Списку № 2 от 1956 г., дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, что и сделано Управлением в решении № 1481359/20 от 02.03.2021.

Несостоятельными являются и доводы ответчика о том, что поскольку работы, которые давали право на пенсионные льготы по действовавшему до 01.01.1992 Списку № 2 от 1956 г. и впоследствии были включены в пункты «д», «е», «ж» и «и» статьи 12 закона № 340-1, не предусмотрены п. «б» ст. 12 указанного Закона и являются работами с одинаковыми условиями труда, а потому не могут суммироваться в порядке, установленном ст. 13 упомянутого Закона для суммирования периодов работ с различными особыми условиями труда.

Согласно ст. 133.1 Закона № 340-1 время выполняемых до 1 января 1992 года подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дающих до 1 января 1992 года право на получение пенсии на льготных условиях, засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости наравне с работами, указанными соответственно в пунктах «а» и «б» статьи 12 настоящего Закона.

Таким образом, работа истца в период до 01.01.1992, дававшая право на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2 от 1956 г., засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости в соответствии с п. «б» ст. 12 Закона № 340-1, наравне с периодами работы, предусмотренными Списком № 2 от 1991 г. Соответственно, периоды работы истца до 01.01.1992 и спорный период работы с 01.01.1992 по 21.09.1993 могут быть суммированы в порядке ст. 13 Закона № 340-1 как работы в различных особых условиях труда, вопреки доводам апеллянта об обратном.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора, нуждались в проверке и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба ответчика не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 04.07.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области – без удовлетворения.

Председательствующий: Колесникова О.Г.

Судьи: Зонова А.Е.

Мурашова Ж.А.