ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-618/2022 от 20.07.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Топильская Л.Н. УИД: 34RS0011-01-2021-011449-95 дело № 2 – 618/2022 дело № 33 – 6416/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«20» июля 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего: Марчукова А.В.,

судей: Колгановой В.М., Кудрявцевой А.Г.,

при секретаре: Якуниной А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Волжского Волгоградской области в интересах Ф.И.О. к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о возложении обязанности по совершению действий, направленных на обеспечение условий доступности жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме,

по апелляционной жалобе администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области

на решение Волжского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым:

были удовлетворены вышеуказанные исковые требования прокурора г. Волжского Волгоградской области;

на администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области возложена обязанность по исполнению требований абзаца 2 пункта 4, пунктов 5 и 6 Плана мероприятий,
утвержденного постановлением администрации городского округа – города Волжского Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу в рамках рассмотрения обращений Ф.И.О..

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав представителя администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области и комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области по доверенностям Кондратьеву Е.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Скуратову И.А., полагавшую, что решение является законным, обоснованным и отмене не подлежит, судебная коллегия

установила:

прокурор г. Волжского Волгоградской области в интересах Ф.И.О. обратился с иском к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о возложении обязанности по совершению действий, направленных на обеспечение условий доступности жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по факту обращения Ф.И.О., прокуратурой была проведена проверка, в ходе которой установлено, что Ф.И.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, является инвалидом-колясочником. Подъезд дома, в котором проживает Ф.И.О., не оборудован пандусом, в связи с чем, он лишен возможности свободного передвижения.

По результатам обращений Ф.И.О. в адрес администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, муниципальной комиссией установлена необходимость приспособления общего имущества в МКД с учетом потребностей инвалида, однако указано на отсутствие технической возможности для такого приспособления.

Комитетом по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – города Волжского проведена экспертиза экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта, в результате которой установлена возможность проведения работ по приспособлению жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в МКД с учетом потребностей Ф.И.О.

Однако, до настоящего времени указанные мероприятия не исполнены, меры, направленные на оборудование подъезда многоквартирного <адрес>, распложенного по <адрес> в <адрес> пандусом для обеспечения прав и законных интересов инвалида и его свободного перемещения администрацией городского округа - города Волжского Волгоградской области не приняты.

На основании изложенного, истец просил возложить на ответчика обязанность по исполнению требований абзаца 2 пункта 4, пунктов 5 и 6 Плана мероприятий, утвержденного постановлением администрации городского округа – <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу в рамках рассмотрения обращений Ф.И.О..

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация городского округа – город Волжский Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Полагает, что при разрешении возникшего спора судом неверно истолкованы нормы материального права и фактические обстоятельства дела. Указывает на невозможность исполнения возложенной судом обязанности ввиду отсутствия результатов общего решения собственников многоквартирного дома по вопросу реконструкции общедомового имущества и отсутствие финансирования на проведение указанных работ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В соответствии со ст. 9 Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ), чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.

Согласно п. 5.1 ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Пункт 2 ст. 12 ЖК РФ относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений в числе прочего установление порядка обеспечения условий доступности для инвалидов к жилым помещениям, а также общему имуществу в многоквартирном, доме, в том числе придомовой территории.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно п. 1, 5, 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами.

В силу ч. 3 ст. 15 ЖК РФ, порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. № 649 утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п. 2, п. 3 раздела I Правил, доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов обеспечивают: в отношении жилых помещений инвалидов, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении указанных жилых помещений; в отношении иных жилых помещений инвалидов - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 5, п. 6, п. 12 раздела II Правил, обследование проводится в соответствии с планом мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, осуществляется федеральной межведомственной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным уполномоченным федеральным органом.

По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

В целях регулирования отношений, связанных с обеспечением условий для беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам, был принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области».

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>-ОД объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться пандусами и поручнями при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей.

В целях реализации государственной политики социальной защиты граждан с ограниченными возможностями, исполнения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Волгоградской области от 21 ноября 2002 г. № 757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской обл. от 31 октября 2017 г. № 6578 утверждена муниципальная программа «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения в городском округе - город Волжский Волгоградской области на 2018 - 2020 годы, согласно паспорту которой, в основные мероприятия по реализации входит адаптация для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной инфраструктуры путем дооборудования техническими средствами адаптации, в том числе, объектов жилого фонда (обустройство внутриподъездными съемными пандусами).

На основании постановления администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 8 февраля 2017 г. № 588 создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области, утверждены состав, план мероприятий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области.

Согласно абз. 2 п. 4, п. 5 и п. 6 Плана мероприятий, утвержденного постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 8 февраля 2017 г. № 588 в течение 1 месяца с даты проведения проверки экономической целесообразности необходимо принять решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида; в течение 10 дней с даты принятия решения, указанного в п. 4 оформить заключение о возможности или об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида; в течение 10 дней со дня вынесения заключения, указанного в п. 5 направить главе городского округа - город Волжский Волгоградской области заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Как следует из материалов дела, Ф.И.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом-колясочником, проживает по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГФ.И.О. обратился с заявлением в адрес администрации г. Волжского Волгоградской области с целью оборудования подъезда многоквартирного дома, в котором он проживает, двумя пандусами.

Согласно представленному в материалы дела акту № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в присутствии истца и его законного представителя, было проведено обследование многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу, установлена необходимость приспособления общего имущества в многоквартирном доме, с учетом потребностей инвалида, при этом указано об отсутствии технической возможности для оптимального приспособления общего имущества с применением пандуса, отвечающего установленным техническим требованиям, или иного оборудования к которому относятся специальные подъемные устройства.

Кроме того, указано о необходимости проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид.

В целях расчета экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, комитетом по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – города Волжского Волгоградской области проведение указанной экспертизы было поручено ООО «ЮгСтройТехЭкспертиза».

Согласно экспертному заключению ООО «ЮгСтройТехЭкспертиза» от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> установлена возможность проведения работ по приспособлению жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом его потребностей и обеспечения условий их доступности в соответствии с действующим законодательством.

По результатам проведения заседания муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, оформленного протоколом № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, было принято решение о поручении комитету по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – города Волжского Волгоградской области рекомендовать Ф.И.О. и Ф.И.О. организовать общее собрание собственников жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, по вопросу приобретения и установки оборудования для инвалидов (вертикальный электроподъемник), рекомендовать управляющей организации ООО «МПЖХ» оказать содействие в проведении общего собрания.

При этом, после проведения указанных мероприятий, со стороны ответчика не приняты меры, указанные в п. абз. 2 п. 4, п. 5 и п. 6 Плана мероприятий, утвержденного постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, так как не принято решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, не оформлено заключение о возможности или об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в адрес главы городского округа - город Волжский Волгоградской области не направлено заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, и обеспечения условий их доступности для инвалида.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 206 ГПК РФ, суд правомерно возложил обязанность на администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области по исполнению требований абзаца 2 пункта 4, пунктов 5 и 6 Плана мероприятий,
утвержденного постановлением администрации городского округа – города Волжского Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу в рамках рассмотрения обращений Ф.И.О., так как невыполнение ответчиком Плана мероприятий, нарушает права и законные интересы инвалида в области социального обеспечения, в том числе по беспрепятственному доступу инвалида к жилому помещению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнения возложенной судом обязанности по выполнению требований абзаца 2 пункта 4, п. 5, п. 6 Плана мероприятий, утвержденного постановлением администрации городского округа – города Волжского Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, ввиду отсутствия результатов общего решения собственников многоквартирного дома по вопросу реконструкции общедомового имущества и отсутствие финансирования на проведение указанных работ, являются не состоятельными.

Предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Целевое финансирование на проведение работ по установке пандусами подъездов жилых домов предусматривается в рамках бюджета субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Устройство пандусов является реконструкцией общего имущества собственников жилых помещений в указанном многоквартирном доме, которая, в силу действующего жилищного законодательства, возможна только с согласия всех собственников помещений.

Однако, отсутствие согласия собственников помещений на реконструкцию общего имущества и установление пандуса не является препятствием для исполнительного органа субъекта Российской Федерации по реализации возложенных на них обязанностей по изданию правовых документов, свидетельствующих об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), о возможности или об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом его потребностей и обеспечения условий их доступности.

Более того, как пояснил представитель ответчика в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в МКД расположены жилые помещения предоставленные гражданам как по договору социального найма, так и находящиеся в собственности граждан.

Следовательно, судом правомерно возложена на ответчика обязанность по совершению действий, направленных на обеспечение условий доступности инвалида в жилое помещение и к общему имуществу в многоквартирном доме.

Ссылка в жалобе на отсутствие достаточного финансирования несостоятельна и не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения, так как в силу прямого указания закона, на орган местного самоуправления возложена обязанность по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором он проживает для создания условий для его доступности к ним.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску прокурора г. Волжского Волгоградской области в интересах Ф.И.О. к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о возложении обязанности по совершению действий, направленных на обеспечение условий доступности жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: