ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-61/2021 от 04.08.2021 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело №2-61/2021

Дело № 33-2830/2021 ч/ж

Судья Карпухина Ю.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 августа 2021 года город Тамбов

Тамбовский областной суд в составе председательствующего судьи Рожковой Т.В. при ведении протокола секретарем Самарцевой Э.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Тамбовского гарнизона в защиту прав и законных интересов Храпунковой Любови Ивановны, Федоровой Ирины Валентиновны, Востриковой Алены Карповны, Рачеевой Наталии Анатольевны, Морозовой Ольги Владимировны, Решетовой Любови Васильевны, Соловьёвой Татьяны Александровны, Назаровой Наталии Ивановны, Гальцевой Татьяны Викторовны, Гальцева Дмитрия Вячеславовича к федеральному государственному казенному учреждению «1586 Военный клинический госпиталь Министерства обороны Российской Федерации» о взыскании заработной платы

по частной жалобе федерального государственного казенного учреждения «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации на определение судьи Ленинского районного суда г.Тамбова от 5 апреля 2021 года

УСТАНОВИЛ:

решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 22 января 2021 года исковые требования военного прокурора Тамбовского гарнизона в защиту прав и законных интересов Соловьёвой Т.А., Решетовой Л.В., Гальцева Д.В. к федеральному государственному казенному учреждению «1586 Военный клинический госпиталь Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России, Госпиталь), удовлетворены.

Исковые требования военного прокурора Тамбовского гарнизона в защиту прав и законных интересов Храпунковой Л.И., Федоровой И.В., Назаровой Н.И. к ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России удовлетворены частично.

Исковые требования военного прокурора Тамбовского гарнизона в защиту прав и законных интересов Востриковой А.К., Рачеевой Н.А., Морозовой О.В., Гальцевой Т.В. к ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России оставлены без удовлетворения.

Взыскана с ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России госпошлина в доход бюджета муниципального образования городской округ г. Тамбова в размере 4 469 руб.

5 марта 2021 ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России на электронную почту суда подана апелляционная жалоба на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 22 января 2021 года.

Определением судьи Ленинского районного суда г.Тамбова от 15 марта 2021 года апелляционная жалоба оставлена без движения, так как к жалобе не приложены документы, подтверждающие направление или вручение копий апелляционной жалобы всем лицам, участвующим в деле, и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, установлен срок для исправления недостатков до 2 апреля 2021 года.

18 марта 2021 года в суд представлены документы, подтверждающие направление ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России другим лицам, участвующим в деле, копий апелляционной жалобы.

Определением судьи Ленинского районного суда г.Тамбова от 5 апреля 2021 года апелляционная жалоба ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России с дополнением к ней была возвращена ее подателю.

В частной жалобе ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России просит отменить определение судьи Ленинского районного суда г.Тамбова от 5 апреля 2021 года указывая, что учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины.

Проверив материалы дела и обсудив доводы частной жалобы, суд приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого определения ввиду неправильного применения норм процессуального права, что привело к принятию неправильного решения о возвращении апелляционной жалобы.

Возвращая апелляционную жалобу ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не устранены недостатки жалобы – не представлен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, притом что податель жалобы льгот по ее уплате при подаче апелляционной жалобы не имеет.

С такими выводами суда нельзя согласиться, так как они противоречат нормам процессуального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 (далее - Положение), установлено, что Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.

Согласно пункту 5 Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, при выступлении в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

К органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (пункт 2 постановления).

В соответствии со статьей 11 ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России создано на основании распоряжения Правительства РФ от 29 марта 2012 года № 422-р, учредителем Госпиталя является Министерство обороны РФ, целью его создания является обеспечение реализации полномочий Министерства обороны в сфере охраны жизни и здоровья военнослужащих.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, сформулированной в ответе на третий вопрос Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 3 июля 2013 года, льготы по уплате государственной пошлины предоставляются государственному органу во всех случаях, когда он, действуя в пределах своей компетенции, установленной законом, обращается в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в качестве работодателя.

В рамках данного спора ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России – работодатель истцов – ответчик по делу, являясь федеральным государственным казенным учреждением, реализует государственные полномочия, возложенные на него Министерством обороны РФ, поэтому относится к государственным органам, имеющим льготу по уплате государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, оснований для ограничительного толкования названной правовой нормы только потому, что Госпиталь является учреждением, некоммерческой организацией (не собственно государственным органом) у суда первой инстанции не имелось.

При таком положении обжалуемое определение подлежит отмене, а дело – направлению в суд первой инстанции для совершения по апелляционной жалобе процессуальных действий, предусмотренных статьёй 325 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьёй 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 5 апреля 2021 года отменить, направить дело в суд первой инстанции для совершения по апелляционной жалобе процессуальных действий, предусмотренных статьёй 325 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий: