ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-61/2022 от 08.09.2022 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

89RS0008-01-2021-000557-30

Гражданское дело № 2-61/2022

Судья Степанюк О.В.

Апелляционное дело № 33-1873/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 сентября 2022года город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Гниденко С.П.,

судей коллегии Савельевой Е.Н., Долматова М.В.,

при ведении протокола помощником судьи Шекуровой И.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя АО «Ямальская управляющая компания» Мутинцевой Л.С. на решение Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 апреля 2022 года, которым постановлено:

Исковое заявление Моргунова Сергея Анатольевича удовлетворить частично.

Обязать АО «Ямальская управляющая компания» в срок до 01 сентября 2022 года установить и ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, А.

В иске к Администрации муниципального образования Ямальский район, АО «Ямалкоммунэнерго» отказать.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Гниденко С.П., объяснения представителя АО «Ямальская управляющая компания» - временно исполняющей обязанности генерального директора Мутинцевой Л.С., действующей на основании приказа и устава, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, а также объяснения представителя ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» Ложкина А.И., действующего на основании доверенности, возражавшего против апелляционной жалобы и просившего оставить решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Моргунов С.А. обратились в суд с иском к Администрации село Салемал Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа об установлении прибора учета тепловой энергии коммунальных услуг потребителям, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: .

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что он является потребителем жилищно-коммунальных услуг, проживает в указанном многоквартирном доме и что с момента сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию, прибор учета тепловой энергии отсутствует, расчет энергии производится согласно нормативам, что ведет к повышению стоимости жилищно-коммунальных услуг.

До рассмотрения спора по существу, судом первой инстанции ответчик Администрация село Салемал Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа заменен на ответчика Администрацию Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, в качестве соответчиков привлечены АО «Ямальская управляющая компания», АО «Ямалкоммунэнерго» филиал в Ямальском районе, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Лар М.С., Лар М.В., Лар Л.А., Лар С.Х., Дегтярева Д.А., Тибичи В.М., Тибичи О.А.

Судом перовой инстанции дело рассмотрено в отсутствие истца Моргунова С.А., представителя ответчика Администрации Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа и третьих лиц Лар М.С., Лар М.В., Лар Л.А., Лар С.Х., Дегтярева Д.А., Тибичи В.М., Тибичи О.А.

Представитель ответчика АО «Ямальская управляющая компания» Сорокин А.А., действующий на основании доверенности, с требованиями иска не согласился, указав, что обязанность по установке общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме лежит на ресурсоснабжающей организации, которой является АО «Ямалкоммунэнерго», так как договором управления данный вид работ не предусмотрен.

Представитель ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» Соколова Т.В., действующая на основании доверенности, также с иском не согласилась, пояснила, что Моргунов С.А., не наделен полномочиями по обращению в суд с таким иском, так как не является собственником жилого помещения. Согласно действующему законодательству обязанность по установке общедомового учета тепловой энергии должна быть возложена на АО «Ямальская управляющая компания», как лицо ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель Администрации Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округ Манджиева К.С., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении иска отказать, указав, что лицом ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом, которым является АО «Ямальская управляющая компания», в силу заключенного договора управления жилыми домами от 28 октября 2020 года между Администрацией муниципального образования село Салемал и АО «Ямальская управляющая компания», в том числе домом 5 А по . В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 27 ноября 2020 года по вопросу установления общедомового прибора учета тепла в указанном выше многоквартирном доме принято решение об установлении прибора учета тепла в МКД за счет собственников жилых помещений соразмерно площади жилого помещения. Обязанность по установке общедомового прибора учета тепловой энергии лежит на АО «Ямальская управляющая компания».

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

С указанным решением не согласен временно исполняющий обязанности генерального директора АО «Ямальская управляющая компания» Мутинцева Л.С.

В апелляционной жалобе она ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что нормативные акты не содержат нормы, которые бы обязывали именно управляющую организацию произвести установку общедомового прибора учета.

В письменных отзывах на апелляционную жалобу представители ответчиков Администрации Ямальского района Манджиева К.С., АО «Ямалкоммунэнерго» Соколова Т.В., действующие на основании доверенностей и дипломов о высшем юридическом образовании, просят решение Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АО «Ямальская управляющая компания» без удовлетворения.

Истец, представитель ответчикаАдминистрации Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, а также третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили. Кроме того, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещалась на интернет-сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа. В связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно неё, заслушав объяснения представителей ответчиков, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела, истец Моргунов С.А. проживает в квартире Ямало-Ненецкого автономного округа на основании договора социального найма № 183 от 29 мая 2015 года и является потребителем поставляемых в дом коммунальных услуг.

На основании договора управления жилыми домами от 28 октября 2020 года, заключенного между администрацией муниципального образования село Слемал и АО «Ямальская управляющая компания», последняя является управляющей компанией многоквартирного дома по адресу: ЯНАО, , приняла на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.

Указанный многоквартирный дом введен в эксплуатацию в 2014 году, при этом прибор учета тепловой энергии выведен из эксплуатации 20 сентября 2016 года, что следует из информационной справки департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа.

Протоколом Общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: от 27 ноября 2020 года (вопрос № 4) принято решение об установлении общедомового прибора учета тепла за счет собственников жилых помещений соразмерно площади жилого помещения.

До настоящего времени прибор учета тепловой энергии в жилом доме не установлен.

Разрешая спор по существу заявленных в иске требований, суд первой инстанции пришел верному выводу об обязанности установления прибора учета тепла управляющей компанией - ответчиком АО «Ямальская управляющая компания», в связи с чем, обоснованно удовлетворил требования иска к указанному ответчику.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии с частью 1 статьи 13 приведенного Федерального закона, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно частям 7, 8 статьи 13 этого же Федерального закона, здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 настоящей статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.

Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. До 1 января 2019 года собственники объектов, которые указаны в частях 3 - 7 настоящей статьи и максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, указанными в частях 3 - 7 настоящей статьи, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В силу положений статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.

Таким образом, предусмотренное законодательством обеспечение учета объема поставленных коммунальных услуг предполагает использование соответствующих приборов учета. С целью осуществления такого учета собственники помещений в многоквартирных домах обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета, в том числе тепловой энергии, также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В силу положений части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, а также за предоставление коммунальных услуг.

Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила).

В соответствии с пунктами 5, 6 Правил, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие, в том числе, из коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также внутридомовая система отопления, включающая в себя коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии, входят в состав общего имущества.

Подпунктом «к» пункта 11 Правил определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

В письме Минстроя России от 17 марта 2022 года № 10955-ОЛ/04 «Об обеспечении надлежащей эксплуатации общедомовых приборов учета» даны разъяснения, что в соответствии с подпунктом "к" пункта 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».

В соответствии с подпунктом «З» пункта 31 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, обязаны обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением, за исключением случаев установки и ввода в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий возложено на гарантирующего поставщика;

Таким образом, учитывая, что собственниками жилых помещений в многоквартирном доме принято решение об установке прибора учета тепловой энергии, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше положениями законодательства, пришел к верному выводу об обязанности Управляющей компании по установке прибора учета тепловой энергии.

Доводы апелляционной жалобы об обратном, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на ошибочном применении норм материального права.

В целом, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права. Однако оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу разрешен верно.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья /подпись/ С.П. Гниденко