ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-620/2022 от 13.07.2022 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Трубецкая Г.В. Дело№33-1750/2022

№ 2-620/2022

УИД 37RS0005-01-2022-000281-05

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«13» июля 2022 года город Иваново

Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда

в составе председательствующего судьи Петуховой М.Ю.,

судей Акуловой Н.А., Селезневой А.С.,

при секретаре Смертиной О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Петуховой М.Ю.

дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области»

на решение Ивановского районного суда Ивановской области от 24 марта 2022 г. по иску заместителя прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области» о возложении обязанности,

у с т а н о в и л а:

Заместитель прокурора Ивановской области обратился в суд с вышеуказанным иском к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области, мотивировав требования тем, что прокуратурой Ивановской области в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области проведена проверка соблюдения администрацией исправительного учреждения требований уголовно-исполнительного и иного законодательства Российской Федерации. В связи с выявленными нарушениями законов 11 января 2021 г. начальнику УФСИН России по Ивановской области внесено представление об устранении выявленных нарушений, в котором, в частности, отмечено неудовлетворительное состояние кровли зданий исправительного учреждения. Представление рассмотрено, удовлетворено, недостатки признаны, но не устранены ввиду отсутствия необходимого финансирования. Повторные проверки ФКУ ИК-5 в декабре 2021 года и январе 2022 года показали, что указанные нарушения не устранены. Актом обхода от 13 января 2022 г. установлено, что в ряде зданий ФКУ ИК-5 имеются протечки, ввиду неудовлетворительного состояния гидроизоляционных материалов кровельного покрытия, что приводит к обрушению внешних стен зданий, а также штукатурного покрытия внутри помещений, возникновению плесневого грибка, а именно: здание «ШИЗО» (литер Е, условный ) – протечки имеются в помещении камерного типа № 4, спальных секциях № 2, 3 отряда строгих условий отбывания наказания; здание «Столовая, клуб» (литер Г, условный номер 37:29:0:0:002:000005930:0400) – протечки имеются в помещении магазина для осужденных, малом обеденном зале, варочном цехе, помещении дежурной части; здание «Административное, производственный цех» (литер В1, условный номер 37:29:0:0:002:000005930:0300) – протечки имеются в швейном участке №1, строительном участке; здание «Общежитие корпус №1» (литер Ж, условный номер 37:29:0:0:002:000005930:0700). На основании изложенного, с учетом положений ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ истец просил суд, обязать ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области в срок до 1 марта 2024 г. за счет средств федерального бюджета, а также за счет собственных средств устранить выявленные нарушения, а именно: выполнить ремонт крыши здания «ШИЗО» (литер Е, условный ); провести ремонт в помещении камерного типа № 4, спальных секциях №2,3 отряда строгих условий отбывания наказания; выполнить ремонт здания «Столовая, клуб» (литер Г, условный номер 37:29:0:0:002:000005930:0400); провести ремонт в помещении магазина для осужденных, малом обеденном зале, варочном цехе, помещении дежурной части; выполнить ремонт крыши здания «Административное, производственный цех» (литер В1, условный ); провести ремонт в швейном цехе на участке №1, строительном участке; выполнить ремонт крыши здания «Общежитие корпус №1» (литер Ж, условный ).

Решением Ивановского районного суда Ивановской области от 24 марта 2022 г., с учетом определения об исправлении описки от 13 мая 2022 г., исковые требования Заместитель прокурора Ивановской области удовлетворены. На ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области возложена обязанность в срок до 1 марта 2024 г. за счет средств федерального бюджета, а также за счет собственных средств устранить выявленные нарушения, а именно: выполнить ремонт крыши здания «ШИЗО» (литер Е, условный ), провести ремонт в помещении камерного типа №4, спальных секциях №2,3 отряда строгих условий отбывания наказания; выполнить ремонт здания «Столовая, клуб» (литер Г, условный ), провести ремонт в помещении магазина для осужденных, малом обеденном зале, варочном цехе, помещении дежурной части; выполнить ремонт крыши здания «Административное, производственный цех» (литер В1, условный ), провести ремонт в швейном цехе на участке №1, строительном участке; выполнить ремонт крыши здания «Общежитие корпус №1» (литер Ж, условный ).

С решением суда не согласен ответчик ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Выслушав представителя ответчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области и третьих лиц УФСИН России по Ивановской области, ФСИН России по доверенности Воробьеву Ю.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, представителя истца прокурора отдела прокуратуры Ивановской области Хохлову А.П., возражавшую на доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно Уставу, утвержденному приказом ФСИН России от 9 марта 2011 г. № 134, ФКУ ИК-5 по Ивановской области, является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовное наказание виде лишения свободы; является юридическим лицом (1.7), поставлено на учет в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации 18 февраля 1999 г.

В соответствии с п. 1.9 Устава Учреждение вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним Учредителем на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах.

В оперативном управлении ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области находятся: здание «ШИЗО» литер Е, условный , здание «Столовая. Клуб» литер Г, условный , здание «Административное, производственный цех» литер В1, условный , «Общежитие корпус 1» литер Ж, условный , что подтверждается техническими паспортами.

В январе 2021 года прокуратурой Ивановской области в ФКУ ИК-5 УФСИН России проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства и выявлены нарушения требований законодательства, в результате которых не соблюдаются материально-бытовые и санитарно-эпидемиологические нормы и правила.

В частности установлено, что состояние общежитий отрядов не в полной мере соответствует требованиям ст. 99 Уголовно исполнительного кодекса Российской Федерации, ст. 23 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». При проведении обхода общежитий отрядов №2,3, 6 и 7, а также помещения магазина установлено, что на стенах и потолках имеются следы промочек и образование грибкового налета. На фасадных зданиях общежитий отрядов № 2, 3, 10, здании магазина произошло частичное обрушение кирпичной кладки и внешней штукатурки. Требует ремонта помещение магазина для осужденных (помещение торгового зала). Необходима штукатурка и окраска потолка и стен, замена светильников, ремонт пола. При обходе помещений столовой исправительного учреждения установлено, что требует проведение косметического ремонта помещение варочного цеха и частично помещение обеденного зала. На потолке и стенах в указанных помещениях имеются следы промочек, образование грибкового налета и отслоения лакокрасочного покрытия. Окно раздачи в столовой требует ремонта (сколы плитки).

В связи с выявленными нарушениями, 11 января 2021 г. начальнику УФСИН России по Ивановской области внесено представление об устранении выявленных нарушений. Представление рассмотрено, удовлетворено, недостатки признаны, что подтверждается выпиской из протокола совещания у врио начальника УФСИН № 9 от 25 февраля 2021 г.

Согласно акту обхода зданий ФКУ ИК-5УФСИН России по Ивановской области от 13 января 2022 г. установлено, что ввиду неудовлетворительного состояния гидроизоляционных материалов кровельного покрытия имеются протечки: здание «ШИЗО» (литер Е, условный ) – протечки имеются в помещении камерного типа №4, спальных секциях №2,3 отряда строгих условий отбывания наказания; здание «Столовая, клуб» (литер Г, условный ) – протечки имеются в помещении магазина для осужденных, малом обеденном зале, варочном цехе, помещении дежурной части; здание «Административное, производственный цех» (литер В1, условный ) – протечки имеются в швейном участке №1, строительном участке; здание «Общежитие корпус №1» (литер Ж, условный ).

Разрешая заявленный спор, руководствуясь нормами действующего законодательства, изложенными в мотивировочной части решении суда, учитывая, что в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлены множественные нарушения, которые негативно сказываются на санитарно-эпидемиологической обстановке на территории учреждения, указанные нарушения до настоящего времени не устранены, суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полнм объеме.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.

Доводы апелляционной жалобы относительного того, что судом первой инстанции в решении не указано, как выявленные нарушения влияют на безопасность осужденных и лиц посещающих учреждение, судебная коллегия находит несостоятельными на правильность выводов суда не влияющими.

В силу ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Согласно ч. 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Статьей 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Согласно ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Предметом и целями деятельности Учреждения являются исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовного наказания в виде лишения свободы; обеспечение безопасности содержащихся в Учреждении осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории Учреждения; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (п. 2.1 Устава).

В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Таким образом, исправительное учреждение должно обеспечивать безопасные для осужденных условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами, вместе с тем из представления прокурора Ивановской области в адрес ФКУ ИК-5 следует, что в спорных помещениях в результате многочисленных протечек на потолке и стенах образовался грибок, частично разрушена кирпичная кладка и штукатурка, что грозит возникновением чрезвычайных ситуаций и возможным причинением вреда осужденным и лицам, находящимся на территории учреждения.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что в резолютивной части решения суда не указано какие конкретно работы необходимо произвести ответчику, является несостоятельной, поскольку обязанность по определению конкретных видов работ и их объема для устранения выявленных нарушений действующим законодательством возлагается на ответчика.

Доводы апелляционной жалобы относительного того, что прокуратура не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность Уголовно-исполнительной системы в части материального обеспечения колонии, судебной коллегией отклоняется, поскольку положения ст. 32 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" устанавливают, что предметом надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.

Пунктом 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В данном случае судебная коллегия не усматривает вмешательства прокуратуры в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, поскольку в спорные помещения находятся в оперативном управлении ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области и обязанность по устранению причин протечки и ее последствий законодательством возлагается на ответчика, невыполнение, данной обязанности ставит под угрозу жизнь и здоровье лиц пребывающих на территории учреждения, в связи с чем заместитель прокурора Ивановской области обратился в суд за защитой прав неопределенного круга лиц.

Доводы жалобы об отсутствии необходимых финансовых средств на устранение выявленных нарушений, на недостаточность установленного судом срока для выполнения судебного решения, не могут быть приняты во внимание, поскольку соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства, охрана прав и законных интересов осужденных не могут быть поставлены в зависимость от данного обстоятельства. Определяя срок до 1 марта 2024 г., суд посчитал его разумным, судебная коллегия соглашается с данным выводом, также судебная коллегия принимает во внимание, что нарушение ответчиком санитарно-гигиенических требований имеет длительный характер с января 2021 г., и предоставленный судом срок 2 года является разумным и оправданным для выполнения установленных судом работ.

Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что суд, устанавливая срок для исполнения решения суда, исходил из необходимых работ и времени для организации уличного освещения, как об этом указано в мотивировочной части решения суда является несостоятельной, поскольку согласно определению Ивановского районного суда Ивановской области от 13 мая 2022 г. в данной части судом была исправлена описка, и срок для выполнения работ определен судом исходя из объема работ указанных в решении суда.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно. Доводы апелляционной жалобы направлены на оспаривание выводов суда, иную оценку доказательств, они не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор. Решение принято по заявленным истцом требованиям, является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ивановского районного суда Ивановской области от 24 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи