Судья Кечкина Н.В. № 2-620/2022
Докладчик Козина Е.Г. Дело № 33-1550/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Лесновой И.С.,
судей Козиной Е.Г. и Селезневой О.В.,
при секретаре Лебедевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 августа 2022 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение для временного проживания по апелляционной жалобе председателя Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия ФИО2 на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (далее – Госкомимущество Республики Мордовия) о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение для временного проживания.
В обоснование требований указала, что она имеет статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в связи с чем была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Право на получение жилого помещения у нее возникло 31 августа 2016 г.
Решением Инсарского районного суда Республики Мордовия от 23 декабря 2016 г. на администрацию Инсарского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м,.
Жилых помещений, которые могут быть предоставлены по договорам специализированного найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у администрации Инсарского муниципального района не имеется, в связи с чем ей до настоящего времени не предоставлено жилое помещение.
Законодательством предоставление жилых помещений для временного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, в случае отсутствия свободных специализированных жилых помещений на период до их предоставления возложено на Госкомимущество Республики Мордовия.
Вместе с тем ответчиком в предоставлении жилого помещения для временного проживания 14 января 2022 г. ей было отказано. Отказ считает незаконным и необоснованным.
С учётом уточнения исковых требований просила суд обязать Госкомимущество Республики Мордовия предоставить ей благоустроенное жилое помещение для временного проживания в г. Саранске Республики Мордовия.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 мая 2022 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены.
На Госкомимущество Республики Мордовия возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение для временного проживания в г. Саранске Республики Мордовия.
В апелляционной жалобе председатель Госкомимущества Республики Мордовия ФИО2 выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, приводя доводы о том, что ФИО1 включена в список детей-сирот на территории Инсарского муниципального района, в связи с чем, полагает, что у суда отсутствовали основания для возложения на Госкомимущество Республики Мордовия обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение для временного проживания. Кроме того, обращает внимание на то, что решением Инсарского районного суда Республики Мордовия от 23 декабря 2016 г. на администрацию Инсарского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м, поэтому считает, что ответ главы Инсарского Муниципального района Республики Мордовия от 9 февраля 2022 г. об отсутствии данного жилья в Инсарском муниципальном районе является не законным, поскольку отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильём по договору найма специализированного жилого помещения. Полагает, что принятое судом решение порождает правовую неопределенность. Кроме того, считает, что суд не учёл то, что в Республике Мордовия отсутствует установленный нормативным актом механизм (порядок) обеспечения временного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в благоустроенных жилых помещениях на период до их предоставления и не определён конкретный алгоритм действий уполномоченного органа, что влечет не возможность предоставления временного жилья для данной категории лиц.
В возражениях на апелляционную жалобу, ФИО1 просит решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 мая 2022 г. оставить без изменения.
В судебное заседание представитель ответчика Госкомимущества Республики Мордовия, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства образования Республики Мордовия, администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия не явились, о дате, времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежаще, сведений о причинах неявки не представили, отложить разбирательство по делу не просили.
При этом от главы Инсарского муниципального района Республики Мордовия ФИО3 поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных частью третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев дело в соответствии с положениями частей первой и второй статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца ФИО1, считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Статьёй 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
На территории Республики Мордовия отношения, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, регулирует Закон Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. № 24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».
Согласно положениям, содержащимся в пунктах 1, 2 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. № 24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее - специализированное жилое помещение) по договорам найма специализированных жилых помещений. Норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет, не менее 33 кв.м. Порядок предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот устанавливается Правительством Республики Мордовия. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в соответствующем населённом пункте.
Статьёй 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Вместе с тем пунктом 8 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 года № 24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» установлено, что в случае отсутствия свободных специализированных жилых помещений на период до их предоставления детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченный в сфере имущественных и земельных отношений, обеспечивает временное проживание указанных лиц в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством Республики Мордовия.
Исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим в пределах своей компетенции полномочия по управлению и распоряжению государственной собственностью Республики Мордовия, является Госкомимущество Республики Мордовия в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2006 г. № 7 «Об утверждении Положения о Государственном комитете имущественных и земельных отношений Республики Мордовия».
Пунктом 4 указанного постановления Правительства Республики Мордовия от 16 января 2006 г. № 7 за комитетом закреплены полномочия по обеспечению временного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в благоустроенных жилых помещениях в соответствии с Законом Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. № 24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 мая 2013 г. № 57 «О мерах по реализации Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. № 24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» утверждён Порядок предоставления жилых помещений для временного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае отсутствия свободных специализированных жилых помещений на период до их предоставления (далее - Порядок предоставления жилых помещений для временного проживания).
В соответствии с настоящим Порядком жилые помещения предоставляются для временного проживания детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот в случае отсутствия свободных специализированных жилых помещений в течение 30 дней со дня принятия решения Министерством образования Республики Мордовия (далее - уполномоченный орган) о предоставлении специализированного жилого помещения на период до их предоставления.
Временное размещение детей-сирот и лиц из числа детей-сирот осуществляется в жилых помещениях, арендуемых уполномоченным органом в целях предоставления их для временного проживания детей-сирот и лиц из числа детей-сирот.
Временное проживание детей-сирот и лиц из числа детей-сирот обеспечивается в благоустроенных жилых помещениях.
Вышеприведёнными нормами права закреплено, что при отсутствии возможности предоставить детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения из специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его жилищный вопрос в безотлагательном порядке должен быть разрешён путём обеспечения временным жильём до приобретения соответствующего жилого помещения на постоянной основе.
Иное толкование данного законодательства ведёт к ущемлению прав и законных интересов лиц соответствующей категории, подлежащих обеспечению жильём на указанных выше основаниях, и нарушению декларируемых государством общеправовых принципов.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 родилась , её родителями являются ФИО4 и ФИО5, что подтверждается свидетельством о рождении серии .
Решением Большеберезниковского районного суда Республики Мордовия от 10 июля 2007 г. ФИО5 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери ФИО1, с неё взысканы алименты на содержание дочери ФИО1, года рождения, в размере 1/4 части заработка.
В связи лишением родительских прав ФИО5, являющейся матерью-одиночкой, ФИО1 на основании постановления главы администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 25 июля 2007 г. № 218 направлена в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение.
Постановлением администрации Инсарского муниципального района от 9 июня 2011 г. № 402 ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Решением Инсарского районного суда Республики Мордовия от 23 декабря 2016 г. на администрацию Инсарского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность предоставить ФИО1, года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м.
Из ответа главы Инсарского Муниципального района Республики Мордовия от 9 февраля 2022 г. № 212 следует, что постановлением администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия от 24 января 2014 г. № 43 она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями под порядковым номером 3.
Предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда не представляется возможным в связи с отсутствием данного жилья в Инсарском муниципальном районе.
11 января 2022 г. ФИО1 обратилась с заявлением в Госкомимущество Республики Мордовия по вопросу предоставления временного жилья.
Из ответа Госкомимущества Республики Мордовия от 14 января 2022 г. № 51, поступившего на обращение ФИО1, следует, что в связи с отсутствием в Республике Мордовия установленного нормативным актом механизма предоставления жилых помещений для временного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, в случае отсутствия свободных специализированных жилых помещений на период до их предоставления, рассмотреть вопрос о предоставлении временного жилья в настоящее время не представляется возможным.
ФИО1 в настоящее время не имеет в собственности недвижимого имущества, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
По месту жительства ФИО1 нигде не зарегистрирована.
Из пояснений, данных ФИО1 суду, следует, что она проживает по адресу: , на съёмной квартире и работает уборщиком служебных помещений отделения охраны репродуктивного здоровья в ГБУЗ РМ «МРЦКБ» с 24 марта 2021 г.
Указанное следует также и из копии трудовой книжки ФИО1 серии и справки от 29 апреля 2022 г.
Разрешая заявленные ФИО1 требования, суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, руководствуясь вышеприведёнными нормами права, исходил из того, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решением Инсарского районного суда Республики Мордовия от 23 декабря 2016 г. на администрацию Инсарского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м, однако жилых помещений, которое могло бы быть ей предоставлено по договору специализированного найма у администрации Инсарского муниципального района в настоящее время не имеется, тогда как в силу действующего законодательства обязанность по обеспечению жилым благоустроенным помещением для временного проживания возложена на Госкомимущество Республики Мордовия, и учитывая то, что ФИО1 в настоящее время проживает и работает на территории г. Саранска пришёл к выводу об удовлетворении требований ФИО1 о возложении на Госкомимущество Республики Мордовия предоставить ей благоустроенное жилое помещение для временного проживания в г. Саранске Республике Мордовия.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия не согласиться с данными выводами суда первой инстанции не имеет оснований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО1 включена в список детей-сирот на территории Инсарского муниципального района, в связи с чем у суда отсутствовали основания для возложения на Госкомимущество Республики Мордовия обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение для временного проживания, а также о том, что решением Инсарского районного суда Республики Мордовия от 23 декабря 2016 г. именно на администрацию Инсарского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку положения законодательства Республики Мордовия, в том числе Закон Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. № 24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» и постановление Правительства Республики Мордовия от 6 мая 2013 г. № 57 «О мерах по реализации Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. № 24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», не освобождают Госкомимущество Республики Мордовия, являющееся исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере имущественных и земельных правоотношений, от обязанности обеспечить гражданина жилым помещением для временного проживания и после принятия решения о включении его в соответствующий список, и после принятия решения о возложении обязанности на администрацию муниципального района предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма.
Не могут также служить основанием для отмены решения суда и доводы о том, что в Республике Мордовия отсутствует установленный нормативным актом механизм (порядок) обеспечения временного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в благоустроенных жилых помещениях на период до их предоставления и не определён конкретный алгоритм действий уполномоченного органа, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, отсутствие установленного порядка предоставления жилых помещений для временного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в благоустроенных жилых помещениях не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан временным жильём.
Иных доводов, ставящих под сомнение или опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда соответствуют установленным судом обстоятельствам, материалам дела и требованиям закона, и оснований для признания их неправильными, о чём ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 мая 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий И.С. Леснова
Судьи Е.Г. Козина
О.В. Селезнева
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 августа 2022 г.
Судья Е.Г. Козина