ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-622/20 от 10.12.2020 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 2-622/2020 судья Степуленко О.Б. 2020 год

(№ 33-3971/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 декабря 2020 года г. Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,

судей Климовой К.В., Комаровой Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Зайцевой М.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

по докладу судьи Комаровой Ю.В.

дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ржевского городского суда Тверской области от 02 сентября 2020 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Ржевском районе Тверской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периода работы, дающей права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, - отказать.

С у д е б н а я к о л л е г и я

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ржевском районе Тверской области (межрайонное) (УПФ РФ в Ржевском районе Тверской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости № 182421 от 04 июня 2020 года, включении в специальный стаж период с 01 января 2001 года по 17 февраля 2005 года в должности осмотрщика-ремонтника в Бологовской дирекции по обслуживанию пассажиров Дирекции дальних пассажирских перевозок «Транссервис» структурное подразделение Октябрьской железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги».

Свои требования мотивировал тем, что 06 февраля 2018 года, в связи с достижением 08 февраля 2018 года 55 летнего возраста, обратился в УПФР в Ржевском районе Тверской области с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости по п. 5 ч. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, так как проработал более 12 лет 6 месяцев в должностях, связанных с осуществлением организации перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте. Стаж, связанный с работой на железной дороге составлял 22 года 21 день.

10 мая 2018 года ответчик принял решение об отказе в установлении (выплате) пенсии.

Решением Ржевского городского суда Тверской области от 28 сентября 2018 года требования о включении в стаж работы периода работы, дающего право на назначение досрочной пенсии, были удовлетворены в полном объеме. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда вышеуказанное решение отменено частично.

29 мая 2020 года он вновь обратился к ответчику с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости, 04 июня 2020 года было принято решение об отказе в установлении пенсии, в связи с отсутствием необходимого специального стажа 12 лет 06 месяцев (специальный стаж составляет 10 лет 09 месяцев 06 дней).

С данным решением не согласен. В обосновании своих требований ссылается на положения ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, п. 5 ч. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда». Работая осмотрщиком-ремонтником вагонов, был занят в спорные периоды времени на работах с особыми условиями труда, которые дают право на пенсию по старости на льготных условиях. В периоды работы, засчитанные в специальный стаж, его должностные обязанности, условия работы, технологический процесс были такими же, как и спорные периоды работы, не засчитанные ответчиком в специальный стаж. Доводы Пенсионного фонда о том, что спорные периоды его работы не подтверждены сведениями персонифицированного учета, не могут служить основанием для не включения спорных периодов в специальный стаж. С его стороны каких-либо нарушений обязанностей, предусмотренных ст. 14 Федерального закона «об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», не допущено. Не предоставление его работодателем сведений персонифицированного учета в спорный период работы, не должно повлечь для него наступления неблагоприятных последствий в виде отказа во включении периода в специальный стаж, поскольку обязанность предоставления таких сведений с указанием кодов льготного характера труда лежит на работодателе. Отсутствие кода льгот в индивидуальном лицевом счете застрахованного в период его трудовой деятельности, включаемый в страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, не может являться основанием хтя отказа во включении данного стажа в специальный, поскольку его работа в спорный период была фактически связана с работой в особых условиях труда, что подтверждается должностной инструкцией, предоставлением ему дополнительных дней отпуска за вредные условия труда, надбавкой к тарифной ставке за вредность, подтверждающей вредность условий труда, прохождение медицинских осмотров, необходимых для работы во вредных условиях труда. В спорный период он подвергался неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда, с наличием которых законодатель связывает возникновение права на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением деятельности осмотрщика-ремонтника вагонов.

Просит признать незаконным решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости № 182421 от 04 июня 2020 года, включить в специальный стаж период с 01 января 2001 года по 17 февраля 2005 года в должности осмотрщика-ремонтника в Бологовской дирекции по обслуживанию пассажиров Дирекции дальних пассажирских перевозок «Транссервис» структурное подразделение Октябрьской железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги».

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования, дал пояснения в соответствии с исковым заявлением, и просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Ржевском районе Тверской области (межрайонное) ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований истца отказать. Кроме того добавила, что по данному спорному периоду работы истца уже принято решение суда, которое вступило в законную силу.

Представитель третьего лица ОАО "Российские железные дороги" - ФИО3 в судебном заседании просил исковые требования истца удовлетворить.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе, доводы которой повторяют позицию заявителя в суде первой инстанции, истец ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 доводы апелляционной жалобы подержал.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Судом установлено, что 29 мая 2020 года за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» обратился ФИО1

Решением ГУ - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Ржевском районе Тверской области (межрайонное) № 182421 от 04 июня 2020 года ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Ответчиком не был засчитан в льготный стаж период работы ФИО1 с 01 января 2001 года по 17 февраля 2005 года (4 года 1 месяц 18 дней) в должности осмотрщика-ремонтника вагонов в Ржевском филиале ФГУП «Бологовская дирекция по обслуживанию пассажиров» ДДПП «Транссервис» Октябрьской железной дороги.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года.

Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.

Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений ст. 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно абз. 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н во исполнение п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с пп. 5 п. 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам пп. «а» п. 2 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определенной продолжительности (от 7 лет 6 месяцев до 30 лет) связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочную страховую пенсию по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене постоянно, в течение полного рабочего дня не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. При этом периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч.3 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н.

Из положений ст. 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абз. 1-3 ст. 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В силу п.п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, ФИО1 был зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 27 января 1998 года, спорные периоды его трудовой деятельности имели место после регистрации в системе государственного пенсионного страхования.

Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении специального стажа ФИО1 за спорный период предоставлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации без кода льготных условий.

Как указывалось ранее, п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

Согласно «Списку профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 272, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеет: осмотрщики вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог и осмотрщики - ремонтники вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог.

Как следует из материалов дела, ФИО1 принят с 01 февраля 1996 года на должность слесаря по ремонту подвижного состава (приказ по личному составу Ржевского филиала ФГУП «Бологовская дирекция по обслуживанию пассажиров» ДДПП «Транссервис» Октябрьской железной дороги от 31 января 1996 года № 13-к); переведен с 01 января 1997 года на должность осмотрщика – ремонтника (приказ по личному составу Ржевского филиала ФГУП «Бологовская дирекция по обслуживанию пассажиров» ДДПП «Транссервис» Октябрьской железной дороги от 30 декабря 1996 года № 146-о); уволен в порядке перевода с 18 февраля 2005 года по статье 72 Трудового кодекса РФ (приказ по личному составу Ржевского филиала ФГУП «Бологовская дирекция но обслуживанию пассажиров» ДДПП «Транссервис» Октябрьской железной дороги от 17 февраля 2005 года № 28-к). Указанное подтверждается записями в трудовой книжке истца и справкой отдела архивов Московского объединенного архива службы управления делами Октябрьской железной дороги от 25 декабря 2017 года № 5610/октНДА.

По сведениям персонифицированного учета, за период с 01 января 1997 года по 31 декабря 2000 года представлены работодателем с кодом льготы ЗП12Д, за период с 01 января 2001 года по 17 февраля 2005 года льготный характер работы истца в этот период работодателем не подтвержден. Каких -либо доказательств, подтверждающих недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета, истцом не представлено ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции. Утверждения истца о том, что характер его работы с 01 января 2001 года не изменился, документально не подкреплены.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, устанавливая в Федеральном законе «О страховых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.

Виды такой деятельности определяются в порядке, установленном законом, в настоящем случае – п. 5 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 272.

Судебная коллегия соглашается с выводом об отсутствии доказательств работы истца в период с 01 января 2001 года по 17 февраля 2005 года в пункте технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов.

Как следует из материалов дела, решением Ржевского городского суда Тверской области от 28 сентября 2018 года исковые требования ФИО1 удовлетворены, признано незаконным решение ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ржевском районе Тверской области (межрайонное) № 58704 от 10 мая 2018 года об отказе в установлении (выплате) пенсии и включен в специальный трудовой стаж, в том числе период работы в должности осмотрщика-ремонтника в Бологовской дирекции по обслуживанию пассажиров Дирекции дальних пассажирских перевозок «Транссервис» структурное подразделение Октябрьской железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» с 01 января 2001 года по 17 февраля 2005 года продолжительностью 4 года 1 месяц 18 дней.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 29 января 2019 года решение Ржевского городского суда Тверской области от 28 сентября 2018 года в части признания незаконным решения ГУ - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Ржевском районе (межрайонное) от 10 мая 2018 года № 58704 об отказе в установлении (выплате) пенсии включения в специальный стаж ФИО1, дающий право для назначения досрочкой страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ периода работы в должности осмотрщика-ремонтника в Бологовской дирекции по обслуживанию пассажиров Дирекции дальних пассажирских перевозок «Транссервис» структурное подразделение Октябрьской железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» с 01 января 2001 года по 17 февраля 2005 года продолжительностью 4 года 1 месяц 18 дней - отменено и постановлено по делу в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Поскольку истец повторно 29 мая 2020 года обратился с заявлением о назначении пенсии и 04 июня 2020 года принято решение об отказе в назначении пенсии, которое в настоящее время оспаривается, то вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для отказа в принятии иска у суда не имелось.

Указанные в апелляционной жалобе доказательства, подтверждающие по мнению истца исковые требования, а также представленные пенсионному органу справки и ответы (указанные в решении об отказе в назначении пенсии), не подтверждают полную занятость истца в профессии (должности), предусмотренной Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 272. Основанием применения льготного исчисления стажа работы является характер трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций по профессии (должности) и в учреждении (организации, подразделении и т.д.), указанных в соответствующих Списках, что выше перечисленные документы не подтверждают.

При таких обстоятельствах, оснований для включения спорного периода работы в специальный стаж ФИО1 и назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ржевского городского суда Тверской области от 02 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий С.Н. Пойменова

Судьи К.В. Климова

Ю.В. Комарова