ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-623/2022 от 06.06.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Егорова Д.К.

Судья-докладчик Николаева Т.В.

№ 33-4329/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Николаевой Т.В.,

судей Малиновской А.Л. и Ринчинова Б.А.,

при секретаре Шипицыной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-623/2022 (УИД 38RS0024-01-2022-000406-53) по исковому заявлению Шиловой Л.А. к администрации Усольского муниципального района Иркутской области о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

по апелляционной жалобе ответчика администрации Усольского муниципального района Иркутской области на решение Усольского городского суда Иркутской области от 15 марта 2022 года,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование исковых требований Шилова Л.А. указала, что она является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес изъят), на основании служебного ордера, выданного 1 декабря 1997 года исполнительным комитетом Усольского районного совета народных депутатов. С 29 мая 2014 года она также является получателем пенсии по старости, размер которой составляет 12 123 рубля, из которых около 5 000 рублей ежемесячно являются расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

9 ноября 2021 года она обратилась в администрацию Усольского муниципального района Иркутской области с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. К заявлению были приложены следующие документы: копия паспорта, копия служебного ордера, справка об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, справка о количестве лиц, зарегистрированных в жилом помещении и др.

Решением администрации Усольского муниципального района Иркутской области от 11.11.2021 № 127 ей отказано в предоставлении субсидии на основании п. 3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 в связи с отсутствием правовых оснований владения и пользования жилым помещением. С данным отказом она не согласна.

Документами, подтверждающими правовые основания владения и пользования жилым помещением, в настоящее время являются договор социального найма, договор приватизации, свидетельство о государственной регистрации права, договор найма. Как указано выше, жилое помещение, в котором она проживает, является служебным и предоставлялось ей на период трудовой деятельности в Министерстве обороны РФ. Требования по оформлению договора найма жилого помещения введены в действие Жилищным кодексом РФ в 2005 году. До 1 марта 2005 года законность вселения, владения и пользования жилым помещением подтверждалась ордером. В 2010 году жилищный фонд п. Средний передан в ведение ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 № 1455 уполномоченным органом Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах РФ определен Департамент жилищного обеспечения МО РФ, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе через ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, структурным подразделением которого является отдел № 3 г. Иркутска. 10 сентября 2018 года она обратилась в ФГКУ «Центррегионжилье» с заявлением о заключении с ней договора социального найма, однако в оформлении договора ей было отказано. Жилой фонд п. Средний в ведение органов местного самоуправления не передан.

На основании изложенного Шилова Л.А. просила суд признать незаконным решение администрации Усольского муниципального района Иркутской области от 11.11.2021 № 127 об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; обязать администрацию Усольского муниципального района Иркутской области предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с даты обращения.

Определением суда от 17 февраля 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГАУ «РОСЖИЛКОМПЛЕКС».

Решением Усольского городского суда Иркутской области от 15 марта 2022 года исковые требования Шиловой Л.А. удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель администрации Усольского муниципального района Иркутской области – Яхно Е.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование доводов жалобы указано, что документами, подтверждающими наличие отношений социального найма, являются ордер и договор найма жилого помещения.

Ордер на жилое помещение не является документом, подтверждающим правовые основания владения и пользования жилым помещением, в котором гражданин зарегистрирован по месту постоянного жительства, поскольку является актом разового действия, подтверждающим только правомерность заселения в жилое помещение в момент его предоставления. В связи с изложенным истцом не исполнено требование подпункта «а» пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а именно, не предоставлен договор, свидетельствующий о наличии правовых оснований пользования жилым помещением. Таким образом, требования истца о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не являются обоснованными.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу, поступивших от Шиловой Л.А., содержится просьба об оставлении оспариваемого судебного решения без изменения, апелляционной жалобы – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. О причинах неявки сведений не представлено. Судебная коллегия рассмотрела дело согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Николаевой Т.В., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса РФ, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса РФ).

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса РФ, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса РФ.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса РФ, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса РФ).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно подпункту «а» пункта 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 Правил, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Шилова Л.А. является нанимателем служебного жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес изъят), предоставленного 1 декабря 1997 года исполнительным комитетом Усольского районного совета народных депутатов на основании ордера (номер изъят) на состав семьи 4 человека.

Решением администрации Усольского муниципального района Иркутской области от 11 ноября 2021 года № 127 в предоставлении такой субсидии ей было отказано на основании п. 3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 № 761, с указанием на отсутствие правовых оснований владения и пользования жилым помещением.

Разрешая спор, суд из письменного отзыва ответчика установил, что основанием для отказа Шиловой Л.А. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг послужило отсутствие приложенного к заявлению договора, свидетельствующего о наличии правовых оснований пользования жилым помещением.

Признавая указанное решение незаконным, суд, руководствуясь приведенными выше нормами действующего законодательства, исходил из того, что право владения и пользования жилым помещением Шиловой Л.А. по адресу: (адрес изъят), подтверждается ордером (номер изъят), отсутствие у неё письменного договора найма не может служить основанием к отказу в предоставлении субсидии.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на объективной оценке доказательств по делу, правильном применении норм материального права и подтверждаются материалами дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ордер на жилое помещение не является документом, подтверждающим правовые основания владения и пользования жилым помещением, в котором гражданин зарегистрирован по месту постоянного жительства, а является актом разового действия, подтверждающим только правомерность заселения в жилое помещение в момент его предоставления, является несостоятельным.

Представленный Шиловой Л.А. ордер от 01.12.1997 на занятие ею служебного жилого помещения, выдан в соответствии с действующим на момент предоставления ей занимаемого ею жилого помещения по адресу: (адрес изъят), законодательством.

Так, согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005, предусматривалось, что служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых они находятся; на основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение.

С учетом приведенного, ордер является подтверждением имеющегося у Шиловой Л.А. права владения и пользования жилым помещением.

Установив, что жилое помещение, в котором Шилова Л.А. проживает на законных основаниях и по адресу которого она имеет регистрацию является служебным, относится к государственному жилищному фонду, иного документа о праве пользования им она представить не может ввиду отказа ФГКУ «Центррегионжилье» от 17 октября 2018 года заключить с ней договора найма, суд пришел к верному выводу о праве последней в соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ, Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761, на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Доводы об обратном не заслуживают внимания, поскольку отсутствие у Шиловой Л.А. письменного договора найма жилого помещения при наличии приведенных обстоятельств, не может ограничивать её право на получение установленной государством меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как наименее обеспеченной категории граждан, установленной в целях реализации положений Конституции РФ о том, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь путём обеспечения государственной поддержки отдельным категориям граждан.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Усольского городского суда Иркутской области от 15 марта 2022 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Т.В. Николаева

Судьи

А.Л. МалиновскаяБ.А. Ринчинов

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 9 июня 2022 года.