ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-627/2021 от 02.08.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33-3794/2021

№ 2-627/2021

72RS0010--01-2021-000917-45

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Тюмень 02 августа 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего судьи Елфимова И.В.,

судей: Пуминовой Т.Н., Чесноковой А.В.,

при секретаре-помощнике судьи Михеенко О.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации города Ишима на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 21 апреля 2021 года, которыми постановлено:

«Иск Л., Л.Е., действующей за себя и своих несовершеннолетних детей – Л.В. и Л.М., - удовлетворить.

Признать за молодой семьей Л. в составе 4 человек: Л., Л.Е., Л.В. и Л.М. право на участие в мероприятии ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Обязать Администрацию города Ишима включить молодую семью Л. в составе 4 человек: Л., Л.Е,, Л.В, и Л.М. в список молодых семей-участников мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с момента подачи заявления на участие в программе - с 01 декабря 2020 года.

Возвратить Л. и Л.Е. из бюджета муниципального образования – городской округ город Ишим государственную пошлину, уплаченную при подаче искового заявления в суд, в размере 300 /Триста/ рублей, по 150 рублей в пользу каждого».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения представителя истцов ФИО1, возражавшей против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика ФИО2 и представителя третьих лиц ФИО3, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия Тюменского областного суда,

установила:

Истцы Л., Л.Е., действующие в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей Л.В., Л.М., обратились в суд с иском к Администрации г.Ишима о признании права на участие в мероприятии ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и о возложении обязанности включить в список молодых семей – участников данного мероприятия с момента подачи заявления на участие с 01 декабря 2020 года.

Требования мотивированы тем, что 01 декабря 2020 года Л. подали пакет документов на участие в программе «Молодая семья». 17 декабря 2020 года им было отказано в признании семьи участницей мероприятия указанной выше ведомственной целевой программы по тем основаниям, что ранее они воспользовались государственной поддержкой, предоставленной государственным автономным учреждением Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» в размере 1 412 289,69 рублей в виде займа на приобретение жилого помещения по адресу: <.......>48, общей площадью 44,8 кв.м, то есть реализовали своё право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты. С данным решением истцы не согласны, поскольку ранее ими был получен целевой займ на приобретение жилья за счет средств областного бюджета на условиях возвратности, а потому считают вывод ответчика об отсутствии основания для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей, основанным на неправильном толковании норм права. Их семья в 2014 году получила целевой жилищный займ в государственном автономном учреждении Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки», который был использован на приобретение вышеуказанного жилого помещения. В 2014 году их семья состояла из 2 человек, семья была признана нуждающейся в жилых помещениях, относилась к категории «Бюджетники» и относится к данной категории в настоящий момент. Займ был выдан на условиях целевого использования, платности, срочности и возвратности, на момент подачи заявления на участие в программе «Молодая семья» в составе семьи 4 человека, займ не был погашен. Считают, что нормы права, на которые ответчик ссылается в своём отказе, не предусматривают, что получение жилищного займа молодой семьей на условиях платности за использование займа и его возвратности, лишает их права на получение невозвратной субсидии в виде социальной выплаты по программе «Молодая семья», которая формируется не только за счёт средств субъекта РФ, но и за счёт федерального и муниципального бюджетов. Полагают, что закон рассматривает целевой займ, представленный из бюджета Тюменской области на приобретение жилья молодыми семьями, как дополнительную поддержку молодым семьям, участникам ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Истцы Л., Л.Е., действующая в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей Л.В,, Л.М., представитель истцов – ФИО1 в судебном заседании поддержали заявленные требования.

Представитель ответчика Администрации г.Ишима - ФИО4 в судебном заседании с иском не согласилась.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительство Тюменской области, Главное управление строительства Тюменской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Администрация г.Ишима. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований истцов в полном объеме. Указывает на то, что семье Л. ранее была предоставлена государственная поддержка за счет средств областного бюджета в соответствии со статьями 5, 6 Закона Тюменской области от 03 августа 1991 года №128, постановлением Правительства Тюменской области от 13 октября 2008 года №302-п и основания для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей по этой причине отсутствуют. Ссылается на то, что материалами дела подтверждается факт финансирования ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» на территории г.Ишима за счет средств федерального, областного и местного бюджетов, что противоречит выводам Ишимского городского суда Тюменской области.

Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционного представления, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01 декабря 2020 года Л. и Л.Е. обратились в Департамент имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Ишима с заявлением о включении в состав участников мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» молодую семью в составе 4 человек, в том числе: Л., Л.Е. и их несовершеннолетних детей – Л.В., <.......> года рождения, и Л.М., <.......> года рождения.

На основании распоряжения заместителя Главы города Ишима от 16 декабря 2020 года № 1012-р молодой семье Л. отказано в признании участниками мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2022 году в связи с тем, что семье Л. предоставлена государственная поддержка согласно договору займа № 32014010088 от 07 марта 2014 года в размере 1 412 289 рублей 69 копеек, в виде займа на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: <.......>, общей площадью 44,8 кв.м.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку ранее семьей Л. был получен возвратный займ за счёт средств областного бюджета и данное обстоятельство не может служить основанием для лишения их права на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета.

Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции верным, основанным на правильном толковании норм материального права.

В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Во исполнение указанных предписаний Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (в редакции действовавшей в период спорных отношений), а в настоящее время Приложение N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

Государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодым семьям на территории Тюменской области регулируется Законом Тюменской области от 03 августа 1999 года № 128 «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета».

Настоящий Закон определяет основы регулирования отношений в сфере предоставления социальных выплат за счет средств областного бюджета гражданам Российской Федерации по их желанию, имеющим в соответствии с настоящим законом право на их получение. Органы местного самоуправления вправе предоставлять безвозмездные субсидии и займы на строительство или приобретение жилья за счет средств местных бюджетов в соответствии с действующим законодательством. Гражданин имеет право получить субсидию или заем на строительство или приобретение жилья один раз, за исключением случаев, установленных действующим законодательством (ч.2, 3, 4 ст.1 Закона № 128).

Как следует из материалов дела и установлено судом, 07 марта 2014 года между Государственным автономным учреждением Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» и Л., Л.Е. был заключён договор займа по условиям которого Л. получили займ за счёт средств областного бюджета в размере 1 412 289,69 рублей сроком на 15 лет, для приобретения квартиры, расположенной по адресу: <.......>48, общей площадью 44,8 кв.м, стоимостью 1 926 400 рублей в общую собственность Л. и Л.Е. в равных долях. Займ был предоставлен семье Л. в рамках вышеуказанного Закона Тюменской области № 128 от 03 августа 1999 года «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета».

Согласно справке Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки», задолженность Л. по договору займа составляет по состоянию на 18 ноября 2020 года по основному долгу - 775 387,39 рублей, по процентам – 610,96 рублей.

В соответствии со ст.22 п. «г» Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050), основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, а также мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных Федеральным законом "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований считать, что Л. ранее реализовали право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета не имеется, а полученный семьей займ является дополнительной мерой социальной поддержки субъекта Российской Федерации, в связи с чем оснований для отказа молодой семье в признании участницей мероприятия целевой программы отсутствовали.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия Тюменского областного суда,

определила:

Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 21 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Ишима-без удовлетворения.

Мотивированное определение составлено 09 августа 2021 года.

Председательствующий подпись Судьи коллегии: подписи

Копия верна.

Судья