Судья Чалова Н.В. | № 33-48/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 января 2021 г. | г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Тарасовой Р.П.
судей Гудковой Г.В., Мишеневой М.А.
при ведении протокола помощником судьи Борисенковой Х.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-630/2020 по апелляционной жалобе ответчика на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 01 октября 2020 года по иску Л. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Тарасовой Р.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.. предъявил иск к ГУ УПФ РФ в г.Кондопога РК (межрайонное) о включении периодов работы в льготный стаж и назначении досрочной пенсии по старости. Указал, что 22.01.2020 он подал ответчику заявление о назначении страховой пенсии по старости. Решением ответчика от 17.02.2020 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточным стажем работы в соответствии с п.8 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Ответчиком не включены периоды работы с 03.10.1986 по 16.06.1987, с 06.08.1990 по 27.08.1990 в Пудожском комплексном лесосплавном предприятии. Приказом №442 от 02.10.1986 он принят на работу в Пудожское лесосплавное предприятие на Подпорожский рейд плотником, подсобным рабочим, сортировщиком, уволен приказом от 16.06.1987 в связи с призывом в ряды Советской армии. С момента принятия его на работу, фактически работал в качестве сортировщика, навальщика-свальщика на нижнем складе Подпорожского рейда. Приказом №547-к от 03.08.1990 принят на работу в то же лесозаготовительное предприятие в качестве формировщика с использованием чокеровщика, рабочим лесохозяйственного производства. Уволен приказом №613-к от 27.08.1990. Истец указывает, что работа осуществлялась в едином технологическом процессе на лесозаготовках и лесосплаве в организации лесной промышленности.
Также ответчиком не включены периоды работы с 08.10.1992 по 13.12.1992, с 28.02.1993 по 31.10.2002 в качестве механизатора в порту Шала. Приказом №29-л от 08.10.1992 истец принят на работу в Порт Шала БОП механизатором (докером-механизатором) 4 класса комплексной бригады, занятой на погрузочно-разгрузочных работах. Указывает, что с 14.12.1992 по 27.02.1993 проходил обучение, по окончании которого выдано удостоверение по специальности рабочего комплексной бригады (докер-механизатор) с правом управления портальными кранами «Гранц» и «Альбатрос». В 1994 г. присвоена очередная квалификация докер-механизатор 3 класса. Указывает, что в спорные периоды работал в должности крановщика портального крана, и в период всей трудовой деятельности на данном предприятии выполнял следующие погрузочно-разгрузочные работы: перемещал из судов (в суда) сыпучие и прочие грузы, лесоматериалы, осуществлял перевалку этих грузов по площадке, занимался зачисткой барж после выгрузки под лопату, ремонтировал эксплуатационные механизмы, таким образом, выполнял работу, идентичную условиям и характеру работ механизатора (докера-механизатора). Ссылаясь на положения квалификационных характеристик машиниста крана (крановщика) Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий и рабочих народного хозяйства СССР, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР СВЦСПС от 31.01.1985 №31/1-30, Инструкции №4 по охране труда докера-механизатора-крановщика (машиниста) портального электрического крана, утвержденной Департаментом морского транспорта Минтранса РФ от 10.04.1995, разъяснения от 11.06.1992 №5 «О порядке исчисления стажа работы механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда», полагает, докеры-механизаторы являются портовыми рабочими, период работы которых включается в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Ответчиком не включен период прохождения курсов с 14.12.1992 по 27.02.1993, который в силу подп. «з» п.109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР №590 от 03.08.1972, подлежит включению в льготный стаж наравне с работой.
При определении права на пенсию, как период работы с тяжелыми условиями труда, ответчиком не был включен период прохождения службы в рядах Советской армии с 23.06.1987 по 27.06.1990, который в силу подп. «к» п.109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР №590 от 03.08.1972, подлежит включению в льготный стаж наравне с работой. Помимо этого указывает, что 23.06.1987 он был призван Пудожским военным комиссариатом Карельской АССР на действительную службу в Советскую армию. После прохождения курсовой подготовки для дальнейшего прохождения службы был направлен в войсковую часть 1516, расположенную в г. Полярный Мурманской области. В течение трех месяцев после увольнения из рядов Советской армии был трудоустроен в Пудожское комплексное лесосплавное предприятие.
Ссылаясь на изложенное, истец просил возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кондопога (межрайонное) обязанность:
-включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ периоды: с 03.10.1986 по 16.06.1987, с 06.08.1990 по 27.08.1990,
-период прохождения службы с 23.06.1987 по 27.06.1990;
-включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.8 ч.1 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ, периоды: с 08.10.1992 по 13.12.1992, с 28.02.1993 по 31.10.2002, с 14.12.1992 по 27.02.1993;
-исчислять периоды работы с 03.10.1986 по 16.06.1987, с 06.08.1990 по 27.08.1990, с 08.10.1992 по 13.12.1992, с 28.02.1993 по 31.12.2001 с применением положений Закона №340-1 от 20.11.1990 и постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 №2-П в льготном порядке как 1 год за 1 год 6 месяцев;
назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения у него данного права;
-включить период прохождения военной службы с 01.11.1987 по 27.06.1990 в стаж работы в районах Крайнего Севера и установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом дополнительного периода работы в районах Крайнего Севера.
Решением Кондопожского городского суда Республики Карелия от 01 октября 2020 года исковые требования Л. удовлетворены частично.
Суд возложил на Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) обязанность:
-зачесть Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в льготный стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 06.08.1990 по 27.08.1990, с 04.11.1987 по 09.05.1990;
-в соответствии с п.8 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 08.10.1992 по 11.10.1992, с 01.01.1994 по 06.06.1996, с 08.06.1996 по 31.12.1996, с 01.04.1999 по 12.03.2002, с 02.04.2002 по 31.10.2002;
-возложил на Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) обязанность включить Л. в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения военной службы по призыву с 04.11.1987 по 09.05.1990.
-возложил на Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) обязанность исчислять периоды с 06.08.1990 по 27.08.1990, с 04.11.1987 по 09.05.1990, с 08.10.1992 по 11.10.1992, с 01.01.1994 по 06.06.1996, с 08.06.1996 по 31.12.1996, с 01.04.1999 по 31.12.2001 в льготном порядке как 1 год работы за 1 год 6 месяцев работы.
В удовлетворении остальной части требований суд отказал.
С решением суда не согласен ответчик. В апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы ответчик указал, что период работы с 06.08.1990 по 27.08.1990 не подлежит включению в льготный стаж, так как согласно записям № 4 и № 5 трудовой книжки истец принят на работу в Пудожское комплексное лесосплавное предприятие формировщиком работал в качестве чокеровщика и рабочего. Список 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиямитруда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условияхи в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров 22.08.1956 года № 1173 (далее - Список № 2) предусматривает такие профессии, как формировщики, переформировщики и расформировщики плотов, чокеровщики на трелевке и вывозке лесоматериалов (раздел XXII Лесозаготовки). Работа в качестве рабочего не поименована Списком № 2 и не подлежит включению в подсчет льготного стажа. При этом, согласно лицевому счету, оплата истцу производиласькакза работу в качестве рабочего. Кроме того, при совмещении работ по разным профессиям истцом не доказан факт работы в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) в должностях, предусмотренных Списком.
Период прохождения военной службы по призыву с 02.12.1988 по 08.12.1989 не может быть включен в льготный стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» и исчислен как 1 год работы за 1 год 6 месяцев работы. ФЗ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях (далее - ФЗ № 400) устанавливает основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии. Удовлетворяя требование истца о включении в льготный стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.8 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периода срочной военной службы, суд руководствовался подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, утратившего силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. 109 Положения о порядке назначение выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР 03.08.1972 г. N 590 и действовавшего в спорный период, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, к работе по Списку N 1 и N 2 приравнивался период службы в составе Вооруженных Сил СССР. По выбору обратившегося за пенсией период службы приравнивается либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Работа с тяжелыми условиями труда, предусмотренная Списком N 2, следовала после периода прохождения истцом службы по призыву в Вооруженных силах СССР. Данный факт позволяет включить в подсчет специального стажа (по Списку № 2) период службы, но в определенном порядке, установленном законодателем.
Так в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91), на основании п. 109 Постановления Совмина СССР № 590 от 03.08.1872 работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах. Период работы по Списку № 2 составил 22 дня, а период службы в армии с 04.11.1987 по 09.05.1990 (2 года 6 месяцев 4 дня), включенный судом в Список № 2, превышает данный срок. Исходя из анализа пенсионного законодательства, ранее действовавшего, в подсчет стажа по Списку №2 возможно включить не более 22 дней.
Считает неправомерным вывод суда первой инстанции, что период службы в армии с 06.08.1990 по 27.08.1990 подлежит включению в специальный стаж истца из расчета один год военной службы за полтора года работы, поскольку нормами Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 г. N 590, такое исчисление не предусмотрено.
Согласно п.110 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 №590(ред. от 30.01.1988) «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» работа на Крайнем Севере и в отдаленных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за время с 1 августа 1945 г., а также работа на предприятиях, в учреждениях, организациях, на работников которых были распространены льготы, установленные для работающих на Крайнем Севере или в отдаленных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за время со дня распространения этих льгот до 1 марта 1960 г. засчитывается в стаж в двойном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные для работающих в этих районах, местностях, на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 г. засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
Согласно подпункту "д" пункта 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывается за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Порядок предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, был установлен также Инструкцией, утвержденной Постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 16.12.1967 г. N 530/П-28.
В соответствии с пунктом 43 данной Инструкции льготное исчисление трудового стажа, установленное пунктом 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственной пенсии от 03.08.1972 N 590, применяется лишь при исчислении общего трудового стажа (25 лет), необходимого для определения права на пенсию.
Стаж за период работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях учитывается по фактически отработанному времени.
Отмечает, что ни ранее действовавшими законами, ни действующим в настоящее время период службы в армии не рассматривается законодателем как работа, а согласно ст. 12 ФЗ №400 засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (иной) деятельности периоды, которые предусмотрены ст. 11 ФЗ №400, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Полагает, что включение периодов работы в порту Шала (с 01.01.1997 - Шальский грузовой участок Петрозаводского порта ОАО «БОП») в качестве механизатора комплексной бригады на погрузочно - разгрузочных работах с 08.10.1992 по 11.10.1992, с 01.01.1994 по 06.06.1996, с 08.06.1996 по 31.12.1996, с 01.04.1999 по 12.03.2002, с 02.04.2002 31.10.2002 является неправомерным, не подтверждается доказательствами.
Ответчик также считает безосновательным включение периодов обучения на курсах крановщиков портальных кранов с 14.12.1992 по 27.02.1993. Пунктом 5 Правил №516 определен исчерпывающий круг периодов, подлежащих включение в стаж, дающий право на назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Обучение на курсах в их числе не предусмотрено.
С апелляционной жалобой не согласен истец, в возражениях просит оставить решение Кондопожского городского суда РК 01 октября 2020 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в рассмотрении дела, а также их представители не явились, надлежаще извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
-п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (п.2 ч.1 ст.8 Закона о страховых пенсиях);
-п.8 ч.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 20 лет и 15 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет (п.8 ч.1 ст.30 Закона о страховых пенсиях).
Согласно ч.2 ст.33 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В целях реализации ст.30 Закона «О страховых пенсиях» постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – постановление №665) установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.
Согласно п.3 постановления №665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила №516).
В соответствии с п.3 Правил №516 суммирование периодов работ осуществляется путем прибавления к периодам работ в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах периодов работ с тяжелыми условиями труда (Список №2) при условии наличия (при суммировании) специального стажа не менее 20 лет.
В силу п.4 Правил №516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
В соответствии с разъяснениями Министерства труда РФ от 22.05.1996 № 5 под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций (п.5).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Л.. 22.01.2020 обратился в ГУ-УПФ РФ в г.Кондопога РК (межрайонное) с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.8 ч.1 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ.
Решением ответчика от 17.02.2020 Л.. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.8 ч.1 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ, в связи с отсутствием для назначения досрочной страховой пенсии необходимого специального стажа. Ответчиком истцу учтен страховой стаж 30 лет 8 месяцев 9 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – 20 лет 5 месяцев 1 день, льготный стаж (механизатор) - 2 года 8 месяцев 27 дней, при требуемом стаже 20 лет.
Разрешая требования истца в части включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ периодов с 03.10.1986 по 16.06.1987, с 06.08.1990 по 27.08.1990, периода прохождения службы в Вооруженных Силах с 23.06.1987 по 27.06.1990 суд пришел к следующим выводам.
Подпунктом «а» раздела XXII «Лесозаготовки» Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173, предусмотрены навальщики и свальщики лесоматериалов на верхних складах; формировщики, переформировщики и расформировщики плотов; чокеровщики на трелевке и вывозке лесоматериалов.
Согласно записи в трудовой книжке 03.10.1986 истец принят плотником, подсобным рабочим, сортировщиком в Пудожское комплексное лесосплавное предприятие. 16.06.1987 уволен в связи с призывом в ряды Советской армии. В период с 23.06.1987 по 15.05.1990 проходил службу в рядах Советской армии. 06.08.1990 принят формировщиком с использованием чокеровщиком, рабочим лесохозяйственного производства Подпорожского рейда Пудожского комплексного лесосплавного предприятия. 27.08.1990 уволен в связи с поступлением на учебу в Петрозаводский лесотехнический техникум.
Суд, оценив представленные доказательства, учитывая сведения в архивных справках, трудовой книжке, лицевых счетах и иных документах, пришел к выводу, что период работы истца с 06.08.1990 по 27.08.1990 на Подпорожском рейде Пудожского комплексного лесосплавного предприятия в должностях, предусмотренных Списком №2, подлежит включению в льготный стаж.
В льготный стаж истца не может быть включен период с 03.10.1986 по 16.06.1987, поскольку документальных подтверждений работы истца в должностях, соответствующих Списку №2 не представлено.
Разрешая требования в части включения в специальный стаж периода службы истца по призыву в Советской армии, суд руководствовался положениями законодательства, действовавшего на момент прохождения истцом службы.
Л.. проходил службу в Советской армии по призыву в период с 23.06.1987 по 01.11.1987 в учебной части в\ч №09990, расположенной в г.Кронштадт Ленинградской области, в период с 04.11.1987 по 09.05.1990 проходил службу по призыву в войсковых частях, которые дислоцировались в г.Полярный Мурманской области (архивные справки от 25.08.2020 №3757, от 30.09.2020 №316). Не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы истец поступил на работу на Подпорожский рейд Пудожского комплексного лесосплавного предприятия, расположенного в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В соответствии с ч.ч.3, 4 ст.30 Закона о страховых пенсиях периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии; периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Из буквального толкования указанных норм следует, что лицам, перечисленным в постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181, период их действительной срочной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Учитывая, что истец проходил службу в армии по призыву в районах Крайнего Севера, и не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы для зачета периода срочной военной службы в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, поступил на работу в местность, приравненную к районам Крайнего Севера, суд включил период его службы с 04.11.1987 по 09.05.1990 в стаж работы в районах Крайнего Севера.
В спорный период действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, утратившее силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с п.п. «к» п.109 Положения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы в установленном порядке. В силу этого же пункта 109 при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости по Списку № 2 периоды, указанные в подпунктах «к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты «а», «б» и «в» пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Поскольку за периодом службы истца в Вооруженных Силах СССР с 04.11.1987 по 09.05.1990 следовала работа, включенная судом в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ (Список 2, тяжелые условия труда), служба в составе Вооруженных Сил подлежит включению в льготный стаж по указанному основанию, но лишь частично, 22 календарных дня, исходя из указанных пунктов Положения и периода по Списку 2 с 06.08.1990 по 27.08.1990 (22 календарных дня).
В указанный спорный период действовала также Инструкция о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденная Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 года № 530/П-28. Пунктом 43 Инструкции было определено, что при назначении пенсий по старости и инвалидности за период с 1 марта 1960 года один год работы засчитывается за 1 год и шесть месяцев работы при исчислении общего стажа работы, дающего право на получение пенсий за период работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Исчисление в полуторном размере иных периодов деятельности, а также периодов для назначения пенсии по льготным основаниям, действовавшим в спорное время, законодательством не предусматривалось.
На основании изложенного, включение по решению суда в льготный стаж по пп.2 ч.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ полностью периода прохождения срочной военной службы с 04.11.1987 по 09.05.1990 (абзац второй резолютивной части решения) и исчисление этого же периода в полуторной размере (абзац 4 резолютивной части решения) судебная коллегия находит необоснованным. Решение суда первой инстанции в указанной части подлежит изменению в соответствии с п.4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ – неправильное применением норм материального права, а апелляционная жалоба ответчика в указанной части - удовлетворению.
Разрешая требования истца в части включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.8 ч.1 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ, периодов с 08.10.1992 по 13.12.1992, с 28.02.1993 по 31.10.2002, с 14.12.1992 по 27.02.1993 суд пришел к следующим выводам.
Профессия «механизатор (докер-механизатор) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах» является общей для всех отраслей экономики, а рабочие данной профессии приобретают право на досрочную пенсию только в случае, если постоянно выполняют погрузочно-разгрузочные работы в портах. Таким образом, критериями оценки занятости работников этой категории на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, являются: выполнение работ в профессии «механизатор (докер-механизатор) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах»; постоянная занятость в течение полного рабочего дня в портах.
При этом погрузочно-разгрузочные работы могут выполняться не только непосредственно на судах, но также в вагонах и автомобилях, находящихся в портах грузкой (погрузкой).
Работники других профессий (машинисты кранов, тельферисты, транспортерщики, грузчики, слесари-ремонтники), которые выполняют свои функции при обслуживании погрузочно-разгрузочных работ в портах, правом на досрочную страховую пенсию по старости не пользуются.
Из трудовой книжки истца усматривается, что 08.10.1992 Л. принят механизатором (докером-механизатором) 4 класса комплексной бригады, занятой на погрузочно-разгрузочных работах. С 14.12.1992 по 27.02.1993 проходил обучение на курсах крановщиков портальных кранов в порту Петрозаводск. 16.08.1994 присвоена квалификация механизатора (докера-механизатора) 3 класса. 01.01.1997 в связи с реорганизацией порт Шала переименован в Шальский грузовой участок Петрозаводского порта ОАО БОП. 01.01.1997 зачислен старшим крановщиком портального крана «Альбатрос». 01.04.1999 переведен рабочим комплексной бригады (докером-механизатором). 31.10.2002 уволен по переводу в ООО «Онежская стивидарная компания».
Из архивной справки ГКУ РК «Национальный архив Республики Карелия» от 30.05.2019 следует, что в документах постоянного хранения по личному составу объединенного архивного фонда «Беломоро-Онежское пароходство», ОАО «БОП» и подведомственные предприятия» в приказе директора порта Шала (с 27.12.1996 Шальский грузовой участок Петрозаводского порта) №29-л от 08.10.1992 указано «Принять Л.. механизатором (докером-механизатором) 4 кл. комплексной бригады, занятой на погрузочно-разгрузочных работах с оплатой по положению с 08.10.1992...» «… Перевести Л.., мех (док-мех), мастером ПГУ, временно с 12.10.1992 сроком на 3 месяца с оплатой по штатному расписанию.. .».
Судом на основе анализа приказов по порту Шала № 85 от 10.12.1992, № 1.а от 09.03.1993, № 42 от 01.06.1993, № 43 от 02.06.1993, № 46 от 16.06.1993, № 22-л от 10.08.1994, № 33-л от 01.12.1994, № 31 от 19.05.1995, приказа «О реорганизации Петрозаводского порта и порта Шала» № 621 от 27.12.1996, приказов директора Петрозаводского порта № 11-л от 12.03.1997, приказа по Управлению ОАО «БОП» № 3491-л от 18.10.2002 года сделан вывод, что периоды работы истца в качестве механизатора (докера-механизатора) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах с 08.10.1992 по 11.10.1992, с 01.01.1994 по 06.06.1996, с 08.06.1996 по 31.12.1996, с 01.04.1999 по 12.03.2002, с 02.04.2002 по 31.10.2002 подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п.8 ч.1 ст.30 Закона о страховых пенсиях.
Иные периоды работы не могут быть учтены в качестве специального стажа, поскольку документальных подтверждений работы истца в должности механизатора (докера-механизатора) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах не представлено, 07.06.1996 - день отпуска без оплаты.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части судебная коллегия находит несостоятельными. Обоснованность включения указанных периодов в льготный стаж подтверждается доказательствами, подробное изложение и анализ которых содержится в решении суда.
Руководствуясь подп. «з» п.109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, учитывая, что истец в период с 14.12.1992 по 27.02.1993 проходил обучение в Петрозаводском порту, период после обучения истца не относится к льготному периоду, не имеется оснований для включения истцу в качестве специального стажа спорного периода. Данный период по решению суда не учтен в льготный стаж работы.
Периоды работы до 01.01.2002 с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 29.01.2004 №2-П, подлежат исчислению в льготном порядке как 1 год за 1 год 6 месяцев.
С учетом периодов, подлежащих включение в льготный стаж по решению суда, и периодов, зачтенных ответчиком в льготный стаж, продолжительность льготного стажа работы истца составляет менее 20 лет, что не дает истцу права на досрочное пенсионное обеспечение.
На основании изложенного, довод апелляционной жалобы в части необоснованного включения в стаж работы в районах Крайнего Севера периода прохождения срочной венной службы с 04.11.1987 по 09.05.1990 судебная коллегия находит несостоятельным. ФЗ № 400-ФЗ, пп.6 ч.1 ст. 32, предусматривает возможность досрочного назначения страховой пенсии лицам при достижении определенного возраста, имеющим соответствующий страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях. Включение указанного периода в льготный стаж предусматривалось ранее действовавшим законодательством.
На основании изложенного решение суда судебная коллегия находит подлежащим изменению, для чего абзацы второй и четвертой подлежат изложению в новой редакции.
Руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 01 октября 2020 года по настоящему делу изменить, абзацы второй и четвертый резолютивной части решения изложить в новой редакции:
-абзац второй «Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кондопога Республики Карелия (межрайонное) зачесть Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в льготный стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы: с 06.08.1990 по 27.08.1990, 22 календарных дня из периода службы в армии (с 04.11.1987 по 09.05.1990); в соответствии с п. 8 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 08.10.1992 по 11.10.1992, с 01.01.1994 по 06.06.1996, с 08.06.1996 по 31.12.1996, с 01.04.1999 по 12.03.2002, с 02.04.2002 по 31.10.2002»;
-абзац четвертый «Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) исчислить периоды с 06.08.1990 по 27.08.1990, с 08.10.1992 по 11.10.1992, с 01.01.1994 по 06.06.1996, с 08.06.1996 по 31.12.1996, с 01.04.1999 по 31.12.2001 в льготном порядке как 1 год работы за 1 год 6 месяцев работы».
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи