ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-6348/2021 от 03.03.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Топильская Л.Н. дело № 33-2278/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 3 марта 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Марчукова А.В.,

судей Шиповской Т.А., Ждановой С.В.,

при секретаре Клинковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№2-6348/2021 по иску ФИО2 ы к администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области о взыскании заработной платы и приравненных к ней выплат

по апелляционной жалобе ФИО2 ы

на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 13 декабря 2021 года, которым постановлено:

ФИО2 е в удовлетворении иска к администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области о взыскании заработной платы и приравненных к ней выплат за период с мая 2020 года по сентябрь 2021 года в размере 62243 руб.53 коп. отказать.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Шиповской Т.А., выслушав представителя администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области ФИО1, возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

у с т а н о в и л а:

ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области о взыскании заработной платы и приравненных к ней выплат.

В обоснование иска указала, что заключила с администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области трудовой договор № <...> от 28.02.2019 года.

Согласно условиям настоящего договора за исполнение обязанностей по настоящему договору муниципальному служащему выплачивается денежное содержание, в состав которого входят: должностной оклад, ежемесячные и иные дополнительные выплаты к должностному окладу, устанавливаемые распоряжением администрации в соответствии с Городским положением Волжской городской Думы Волгоградской области от 23.07.2009 № 467-ВГД «О денежном содержании муниципальных служащих городского округа - город Волжский Волгоградской области» (раздел 5 трудового договора). Все надбавки, предусмотренные Городским положением, включая ежемесячное поощрение, входят в состав денежного содержания и относятся к безусловной обязанности работодателя, а не к стимулирующим выплатам. Городским положением Волжской городской Думы Волгоградской области от 23.07.2009 № 467-ВГД «О денежном содержании муниципальных служащих городского округа - город Волжский Волгоградской области» устанавливается, что ежемесячное поощрение в размере не более 100 процентов должностного оклада, производится одновременно с выплатой денежного содержания за истекший период (п. 1.3.6.1. Городского положения). Ежемесячное поощрение устанавливается в соответствии с постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 08.02.2016 № 663 «Об утверждении Положения о денежном поощрении муниципальных служащих администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области и ее структурных подразделений с правами юридического лица». Согласно данному Положению (раздел 5) муниципальному служащему производится снижение размера или не начисление премии в случае применения дисциплинарного взыскания. В нарушение установленного порядка работодатель ежемесячно произвольно снижает размер денежного содержания при отсутствии дисциплинарных взысканий. Так, в мае 2020 года ежемесячная премия снижена на 100%, в июне 2020 года премия ежемесячная снижена на 50 %, в июле 2020 года - на 50%, в августе 2020 года - на 50%, в сентябре 2020 года на 80%, в октябре 2020 года - на 50%. Кроме того, в июле 2020 произведено безосновательное списание суммы в размере 2619 руб. 77 коп. В результате неправомерных действий работодателя образовалась задолженность по заработной плате в размере 62243 руб. 53 коп.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила взыскать с администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в её пользу задолженность по заработной плате и приравненных к ней платежей в размере 62243 руб. 53 коп.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО2 просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В заседание суда апелляционной инстанции ФИО2 не явилась, об уважительных причинах неявки не сообщила, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в её отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: рассмотрение дела судом в незаконном составе; рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство; принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; отсутствие в деле протокола судебного заседания в письменной форме или подписание его не теми лицами, которые указаны в статье 230 настоящего Кодекса, в случае отсутствия аудио- или видеозаписи судебного заседания; нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.

Таких нарушений судом первой инстанции по делу допущено не было.

Согласно ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 22 Федерального закона РФ N 25-ФЗ от 02.03.2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 1.1 Городского положения о денежном содержании муниципальных служащих городского округа - город Волжский Волгоградской области от 23.07.2009 №467-ВГД (с изменениями от 27.03.2020 года, от 24.12.2020 года) ежемесячное денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад) и ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Подпунктом 1.3.6.1 указанного Положения о денежном содержании предусмотрена выплата ежемесячного денежного поощрения в размере не более 100 процентов должностного оклада. Порядок выплаты ежемесячного денежного поощрения устанавливается положениями о премировании, утвержденными соответственно председателем Волжской городской Думы, председателем контрольно-счетной палаты городского округа - город Волжский Волгоградской области, главой городского округа - город Волжский Волгоградской области.

Постановлением администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области № 663 от 08.02.2016 года утверждено Положение о денежном поощрении муниципальных служащих администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области и ее структурных подразделений с правами юридического лица.

Постановлением администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области № 2143 от 24.04.2020 года внесены изменения в положение о денежном поощрении муниципальных служащих администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области и ее структурных подразделений с правами юридического лица, утвержденного Постановлением администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области № 663 от 08.02.2016 года.

Пунктом 2.2. Раздела 2 «Порядок ежемесячного денежного поощрения» Постановления администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 24.04.2020 №2143 «О внесении изменений в Положение о денежном поощрении муниципальных служащих администрации городского округа и ее структурных подразделений с правами юридического лица, утвержденного постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 08.02.2016 №663» установлено, что премирование муниципальных служащих производится по замещаемой должности по результатам работы за месяц; премирование муниципальных служащих за расчетный период устанавливается в размере не более 100% должностного оклада.

Согласно п.2.3 Постановления №2143 от 24.04.2020 года условиями для начисления премии муниципальным служащим в максимальном размере (100 % должностного оклада) являются показатели эффективности и результативности служебной деятельности, предусмотренные приложением № 1 к настоящему Положению.

Пунктом 2.4.1. Постановления №2143 от 24.04.2020 года установлено, что ежемесячно, до 24-го числа текущего месяца, конкретный размер премии, выплачиваемой муниципальному служащему, определяется руководителем структурного подразделения администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области с учетом предложений непосредственного руководителя в соответствии с пунктом 2.3 раздела 2, разделом 5 настоящего Положения и утверждается курирующим заместителем главы городского округа - город Волжский Волгоградской области (управляющим делами администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области).

Таким образом, органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 28 февраля 2019 года между администрацией городского округа-город Волжский Волгоградской области и ФИО2 был заключен трудовой договор № <...>.

Согласно условиям трудового договора ФИО2 назначена на муниципальную должность муниципальной службы главным специалистом правового управления.

За исполнение обязанностей на настоящему трудовому договору муниципальному служащему истцу установлено денежное содержание, состоящее из: должностного оклада в размере <.......>.; ежемесячных и иных дополнительных выплат к должностному окладу, установленных распоряжением администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области в соответствии с Городским Положением Волжской городской Думы Волгоградской области от 21.07.2009 года № 467 ВГД «О денежном содержании муниципальных служащий городского округа-город Волжский Волгоградской области».

Дополнительным соглашением от 13 марта 2019 года к трудовому договору № <...> от 28.02.2019 года ФИО2 переведена на муниципальную должность главного специалиста отдела по законотворчеству и антикоррупционной экспертизе правовых актов правового управления.

Дополнительным соглашением от 07.04.2020 года к трудовому договору № <...> от 28.02.2019 года ФИО2 переведена на муниципальную должность главного специалиста сектора по законотворчеству и антикоррупционной экспертизе правовых актов управления правового обеспечения и организации деятельности территориальной административной комиссии.

Трудовой договор и дополнительные соглашения к нему подписаны сторонами договора, в том числе ФИО2

Обращаясь в суд с иском, ФИО2 ссылается на обстоятельства не начисления и невыплаты ей заработной платы за период с мая 2020 года по сентябрь 2021 года, полагая, что ей должна была начисляться ежемесячная премия в размере 100%.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что по условиям заключенного с истцом трудового договора и дополнительных соглашений и действующего у работодателя локального нормативного акта, регулирующего вопросы оплаты труда и выплат стимулирующего характера работникам, заявленные истцом ко взысканию денежные суммы являются правом, а не обязанностью работодателя, производятся при условии выполнения показателей эффективности и результативности служебной деятельности, в связи с чем, не установив нарушение трудовых прав истца, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия с указанными выводами суда, основанными на правильном применении норм материального права и фактических обстоятельств по делу, соглашается, поскольку указанная премия отнесена Положением к иным выплатам, не является обязательной частью денежного содержания муниципального служащего, невыплата такого поощрения не приравнивается к дисциплинарному взысканию, определение размера поощрения отнесено к полномочиям руководителя структурного подразделения.

Судебная коллегия также учитывает, что критерии оценки качественного и добросовестного исполнения должностных обязанностей для определения размера выплат стимулирующего характера, принадлежат работодателю, и в данном случае работодатель, установив, что работником не в полном объеме соблюдены условия осуществления соответствующих выплат, был вправе самостоятельно определить размер сумм, подлежащих выплате работнику.

При этом доказательств того, что в спорный период истец выполнял какие-либо непредвиденные, срочные, особо важные и ответственные работы, имеющие повышенную сложность и напряженность, достиг высоких результатов в труде, имел государственные или ведомственные награды за личный вклад и достижения в труде, которые не были учтены работодателем при определении размера соответствующей надбавки и денежного поощрения, материалы дела не содержат.

Доводы апелляционной жалобы о незаконном, по мнению апеллянта, удержании заработной платы в июле 2020 года в размере 2619 руб. 77 коп., судебная коллегия отклоняет. Как следует из анализа расчетных листков работодателем произведен перерасчет заработной платы за май 2020 года вследствие нахождения работника в отпуске (л.д.51).

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, основаны на неверном толковании закона, сводятся лишь к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого решения суда.

При разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

о п р е д е л и л а:

решение Волжского городского суда Волгоградской области от 13 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 ы – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи