ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-634/2021 от 03.08.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

УИД 91RS0022-01-2020-004404-97

№ 2-634/2021

№ 33-6163/2021

Председательствующий судья в суде первой инстанции Чибижекова Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 августа 2021 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи Белоусовой В.В.,

судей Кузнецовой Е.А., Гоцкалюка В.Д.,

при секретаре Гусевой К.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по исковому заявлению ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Филиалу «Крымский» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, третьи лица: Администрация города ФИО4, ФИО1 о признании права собственности в порядке приватизации,

по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 9 апреля 2021 года,

заслушав доклад судьи Белоусовой В.В.,

у с т а н о в и л а:

ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании за ним в порядке приватизации право собственности за счет средств Министерства обороны Российской Федерации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

Требования мотивированы тем, что в период с 25 августа 1979 года по 14 февраля 2006 года истец проходил службу в вооруженных силах СССР и Российской Федерации.

На основании решения исполнительного комитета Феодосийского городского совета № 1011 от 24 октября 2003 года ему, в составе семьи из трех человек, исполнительным комитетом Феодосийского городского совета народных депутатов г. Феодосия 5 ноября 2003 года выдан ордер на жилое помещение № 1896 на право занятия двухкомнатной квартиры (служебной), расположенной по адресу: <адрес>

В последующем решением исполнительного комитета Феодосийского городского совета от 22 декабря 2005 года № 1738 указанная квартира исключена из числа служебных, и закреплена за ним на состав семьи три человека, в том числе жена и сын, как за состоявшим на квартирном учете по месту службы и по ордеру на жилое помещение № 2397 от 28 декабря 2005 года, выданному исполнительным комитетом Феодосийского городского совета.

В указанной квартире истец зарегистрирован с 28 июля 2006 года и по настоящее время.

Также в указанной квартире были зарегистрированы: с 03 декабря 2003 года и ДД.ММ.ГГГГ (до смерти) его жена - ФИО8 и с 28 июля 2006 года до 23 января 2013 года его сын - ФИО1

В целях реализации своего права на приобретение в собственность жилого помещения в порядке приватизации, он обращался в Министерство обороны Российской Федерации, 1 отдел (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации с заявлениями о передаче в собственность в порядке приватизации указанного жилого помещения, однако, ввиду отсутствия полномочий у Министерства обороны Российской Федерации по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, указанные заявления не удовлетворены.

Ссылаясь на вышеприведенное, указывая, что в настоящее время он лишен возможности во внесудебном порядке оформить в порядке приватизации право собственности на данную квартиру, в связи с чем, вынужден обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 9 апреля 2021 года иск удовлетворен частично.

Признано за ФИО2 в порядке приватизации право собственности на квартиру <адрес>

В удовлетворении остальных требований ФИО2 – отказано.

Указано, что настоящее решение является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации на квартиру <адрес>

Указано, что настоящее решение является основанием для регистрации права собственности за ФИО2 на квартиру <адрес> и внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение по делу, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение по делу, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам по делу, неправильное применение норм материального и процессуального права.

В судебном заседании истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам необоснованности.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что на основании ордера на жилое помещение № 1896 от 5 ноября 2003 года, выданного исполнительным комитетом Феодосийского городского Совета народных депутатов г. Феодосия на основании решения исполнительного комитета Феодосийского городского совета № 1011 от 24 октября 2003 года, ФИО2 на состав семьи из трех человек, в том числе ФИО8 (жена) и ФИО1 (сын) предоставлена служебная квартира <адрес>

Согласно данным карточки прописки формы № 17 нанимателем квартиры <адрес> на основании служебного ордера № 1896, выданного Феодосийским ГИК 05 ноября 2003 года, впоследствии ордера № 2397, выданного Феодосийским ГИК 28 декабря 2005 года, является ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по российскому паспорту зарегистрированный по военному городку № 17; с принятием гражданства ФИО2 постоянно, с 28 июля 2006 года и по настоящее время зарегистрирован по адресу указанной квартиры, также по данному адресу с 3 декабря 2003 года и до смерти, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, была зарегистрирована его жена - ФИО8, и с 28 июля 2006 года до 23 января 2013 года его сын - ФИО1

То обстоятельство, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу указанной квартиры с 28 июля 2006 года и по настоящее время, подтверждается также сведениями отделения адресно-справочной работы отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Феодосии, справкой о регистрации № 557, выданной 20 октября 2020 года Обществом с ограниченной ответственностью «ТехноПарк-Сити», копией лицевого счета № <***>, выданной 22 октября 2020 года Обществом с ограниченной ответственностью «ТехноПарк-Сити», и данными его паспортов.

Как следует из архивной выписки из решения исполнительного комитета Феодосийского городского совета от 22 декабря 2005 года № 1738 «О предоставлении квартир», на основании ходатайства 1998 ОМИС Черноморского флота Российской Федерации № 1596 от 21 ноября 2005 года и в соответствии с пунктом 6 Положения «О порядке предоставления служебных жилых помещений и пользования ими в Украинской ССР» № 37 от 04 февраля 1988 года двухкомнатная благоустроенная квартира <адрес>, закрепленная служебной за 1998 ОМИС из разряда служебных исключена; двухкомнатная благоустроенная квартира <адрес>, жилой площадью 30,2 кв.м., на основании решения жилищно-бытовой комиссии в/ч 15633 (приказ № 7 от 26 мая 2005 года) закреплена за ФИО2 на состав семьи три человека, в том числе жена и сын, состоявшим на квартирном учете по месту службы; отделу по учету и распределению жилой площади разрешена выдача ордеров и свидетельств о праве собственности на указанные в данном решении квартиры.

На основании ордера на жилое помещение № 2397 от 28 декабря 2005 года, выданного исполнительным комитетом Феодосийского городского совета на основании указанного решения исполнительного комитета Феодосийского городского совета от 22 декабря 2005 года № 1738 (вывод из служебных), ФИО2 с семьей из трех человек, в том числе ФИО8 (жена) и ФИО1 (сын) была предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>

Как следует из ответа Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации № 141/8/4/1747 от 05 апреля 2017 года <адрес> является собственностью Российской Федерации. В связи с тем, что Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, решение о приватизации жилого помещения может быть принято в рамках гражданского судопроизводства с приложением документов, подтверждающих право на занятие указанного помещения.

Согласно ответу Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации № 141/ДИ-00781/1481 от 14 марта 2017 года на обращение ФИО2 по вопросу передачи в собственность в порядке приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с решением заместителя Министра обороны Российской Федерации ФИО3 от 25 февраля 2015 года указанный жилой дом не планировался к использованию в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации и был согласован для использования в интересах развития Республики Крым. Документация на указанный дом передана в Администрацию города Феодосии Республики Крым по акту приема-передачи от 22 января 2016 года. Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Учитывая вышеизложенное, по вопросу передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации ФИО2 рекомендовано обратиться в Администрацию города Феодосии Республики Крым.

Ответ аналогичного содержания дан ФИО2 на его обращение от 05 июля 2018 года Министерством обороны Российской Федерации за № 141/УГ-41925/3257 от 23 июля 2018 года.

Согласно ответу 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 184/07/7945 по имеющейся у них информации жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в специализированном жилом фонде Министерства обороны Российской Федерации не значится.

Как следует из ответа Администрации города Феодосии Республики Крым от 26 июня 2018 года № Ш-10/2594/2 в адрес ФИО2 на его обращение по вопросу приватизации квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, сообщено следующее. По данным филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» в г. Феодосия по состоянию на 31 декабря 2012 года за квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано за юридическим лицом. Согласно свидетельству о праве собственности на недвижимое имущество от 24 января 2007 года, право собственности на дом <адрес> зарегистрировано за Российской Федерацией, имущество передано в управление войсковой части № 59131 Черноморского флота Российской Федерации. Для принятия квартиры в муниципальную собственность необходимо подать заявление на имя Главы Администрации города Феодосии Республики Крым о принятии квартиры в муниципальную собственность с приложением следующих документов: ордер на квартиру, технический паспорт, справка БТИ, копия паспорта заявителя. После принятия квартиры в муниципальную собственность возможно рассмотрение вопроса о передаче квартиры в собственность.

Согласно ответу Министерства обороны Российской Федерации от 08 мая 2019 года № 141/13136 в адрес заместителя главы Администрации города Феодосии Республики Крым на обращение от 29 марта 2019 года № 2-44/2150/3 по вопросу передачи в собственность муниципального образования городской округ ФИО4 квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в настоящее время в Министерстве обороны Российской Федерации организована работа по регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на квартиру. Как следует из обращения, квартиру занимает гражданин ФИО2 Вместе с тем, жилищное дело ФИО2 в органы жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации не передавалось. С учетом изложенного в целях рассмотрения законности использования квартиры, а также проработки вопроса о ее передаче в муниципальную собственность, гражданину ФИО5 рекомендовано обратиться в 1 отдел (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации со всеми имеющимися документами, подтверждающими право пользования квартирой.

Как следует из сообщения Феодосийской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Российской Федерации от 26 июля 2019 года № 2062, на основании распоряжения Совета министров Республике Крым от 14 апреля 2015 года № 336-р/6дсп, приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 20 июля 2016 года № 1/03-9дсп, утвержден уточненный акт приема-передачи имущества от 20 июля 2016 года, где Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым передало жилые помещения специализированного жилищного фонда уполномоченному органу Министерства обороны Российской Федерации - Федеральному государственному казенному учреждению «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Имущество передано в федеральную собственность и закреплено на праве оперативного управления за уполномоченным органом. Таким образом, за Министерством обороны Российской Федерации были закреплены только служебные квартиры. В соответствии с приказом Командующего Черноморским флотом от 26 марта 2018 года «О расквартировании войсковых частей...» за начальником Феодосийской КЭЧ района закреплены только служебные квартиры в жилых домах по <адрес>. Занимаемая ФИО2 квартира <адрес> не является служебной и в федеральную собственность не передавалась.

Согласно ответу Администрации города Феодосии Республики Крым от 04 февраля 2021 года № 2-40/150771 в Реестре муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО4 по состоянию на 04 февраля 2021 года квартира <адрес> отсутствует.

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Исходя из смысла статей 1, 2 вышеуказанного Закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 8 постановления №8 от 24 августа 1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснил, что исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

В соответствии с положениями статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей приватизацию государственного и муниципального имущества, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Согласно положениям статьи 6 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Как следует из пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 года №1550 «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями» (вместе с «Инструкцией об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями»), на Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации возложены функции по закреплению права оперативного управления на приобретенные Минобороны России жилые помещения за федеральным государственным учреждением «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (Федеральным государственным казенным учреждением «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации), организации передачи жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность, ведение реестра жилых помещений Министерства обороны.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года № 2580-р создано Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, основными целями которого определены: выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.

Приказом Министра обороны Российской Федерации №110 от 25 февраля 2014 года утверждено Положение о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым Департамент уполномочен, в том числе от имени Министерства обороны Российской Федерации заключать договоры аренды, безвозмездного пользования и иные договоры, предусматривающие переход прав пользования и (или) владения имущественном Вооруженных Сил.

По информации филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» в г. Феодосия №02/236 от 11 февраля 2021 года по состоянию на 31 декабря 2012 года по материалам инвентарного дела № 7521 на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, имеются сведения о регистрации права собственности за Российской Федерацией (имущество передано в управление Войсковой части № 59131 ЧФ РФ) на основании свидетельства о праве собственности, выданного Феодосийским исполкомом 24 января 2007 года, зарегистрированного в КП «ФМБРТИ» в электронном реестре прав собственности на недвижимое имущество 24 января 2007 года.

Судом первой инстанции установлено, что квартира <адрес> является собственностью Российской Федерации.

По сведениям, имеющимся в 1 отделе (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в настоящее время не входит в специализированный жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации.

Истец, имея право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилья, не может реализовать его по независящим от него причинам.

Согласно уведомлению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 09 апреля 2021 года, информация о правах ФИО2 на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует.

Право на бесплатную приватизацию истец не использовал, и в настоящее время не может использовать по независящим от него причинам.

Предусмотренное Законом Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Устанавливая в законе право граждан на получение жилья в собственность, государство обязано обеспечить возможность реализации этого права.

Если же жилой фонд не передан должным образом в государственную (муниципальную) собственность, либо собственник его не определен, граждане соответственно не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что является нарушением положений Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Аналогичные выводы указаны и в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 года, утвержденной Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 года, из содержания которого следует, что если жилые помещения, предоставленные гражданам на условиях социального найма, фактически не переданы в муниципальную собственность по независящим от гражданина причинам, то право собственности на указанное жилое помещение может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции, исходил из того, что истец вселился в спорную квартиру в установленном законом порядке на основании ордера, в настоящее время спорное жилое помещение находится в государственной собственности и не является специализированным (служебным) жильем, а не заключение с ним договора о бесплатной передачи квартиры в собственность в порядке приватизации незаконно ограничивают ФИО2 в реализации им права на безвозмездную передачу в собственность спорного жилого помещения.

Судебная коллегия соглашается с таким разрешением спора, поскольку выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.

С оценкой доказательств, изложенной судом в решении, судебная коллегия соглашается, оснований для иной оценки не усматривает.

Доводы, приведенные заявителем в рассматриваемой апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы суда первой инстанции и ставящих под сомнение законность судебного акта, постановленного по данному делу, основаны на неверном толковании норм права, фактически направлены на переоценку и иное толкование заявителем доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу обстоятельствах.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 3 ноября 1998 года №25-П и от 5 апреля 2007 года №5-П, Определение от 15 мая 2007 года №378-О-П), соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от любых проявлений дискриминации, означает - помимо недопустимости установления в законе какого-либо различия, исключения или предпочтения, основанного на признаках расы, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности, социального происхождения или каких-либо других обстоятельств, - запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Исходя из этого государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих на законных основаниях в жилых домах, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления (до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и при условии законного вселения в жилое помещение и в тех случаях, если оно имело место после 1 марта 2005 года.

К юридически значимым обстоятельствам по данному делу следует отнести установление того, на каком праве истцу была предоставлена вышеуказанная квартира, какова правовая природа отношений, фактически сложившихся между сторонами в связи с использованием истцом спорной квартиры для проживания в ней.

Проанализировав вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции исходил из того, что вышеуказанная квартира была предоставлена истцу из государственного жилищного фонда с 2005 года на условиях социального найма.

Судебная коллегия полагает, что такой вывод суда является обоснованным, поскольку, истец на законных основаниях вселился в спорное жилое помещение и проживает в нем, ответчики вплоть до 2018 года, то есть на протяжении 15 лет с момента фактического вселения, подтверждали законность такого вселения и проживания, не требовали выселения ФИО2 из спорной квартиры.

Как следует из положений пунктов 1 и 2 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации, защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с пунктом 6 указанной статьи - жилищные права и обязанности возникают: вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

С учетом разумных ожиданий истца, реализации конечной цели, как лица, нуждающегося в жилом помещении, условий соглашения – законного фактического предоставления постоянного жилища, факта совершения направленных на это мероприятий со стороны истца, выразившихся в несении бремени содержания выделенного в пользование имущества, материалами дела подтверждено, что стороны совершили совокупность взаимных действий, свидетельствующих о фактическом заключении и исполнении договора социального найма и, несмотря на отсутствие его юридического оформления, совершение указанных действий повлекло за собой определенные правовые последствия для обеих сторон.

Предоставленные ответчиком документы в подтверждение своих возражений не опровергают указанные обстоятельства.

В настоящее время имеет место нарушение прав истца в реализации им права на приватизацию жилого помещения, в которое он на законных основаниях вселился и проживает, и которое не является служебным, в связи с исключением из таковых на основании решения Феодосийского городского совета №1738 от 22 декабря 2005 года.

Более того, как неоднократно указывалось в правоприменительной практике Верховного Суда Российской Федерации, требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, то есть в данном случае вне зависимости от воли ответчиков.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и к отмене решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 9 апреля 2021 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено и подписано 6 августа 2021 года.

Председательствующий судья

Судьи