1 инстанция №2-635/2020
Апелл. дело №33-1320/2020
Судья Миниханова Е.В.
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июля 2020 года город Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего Шошиной А.Н.,
судей коллегии Дряхловой Ю.А., Кравцовой Е.А.,
при секретаре Хафизовой К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО1 на решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2020 года по исковому заявлению ФИО2 к Администрации муниципального образования Надымский район, Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о возложении обязанности по признанию участницей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», которым постановлено:
Обязать Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО признать ФИО2 участницей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Дряхловой Ю.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО2, в лице представителя адвоката Киселева М.С., обратилась с требованиями к Администрации муниципального образования Надымский район, Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о возложении обязанности по признанию участницей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», мотивировав тем, что истец обратилась в Департамент муниципального имущества Администрации МО Надымский район с заявлением о признании участницей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг». В январе 2020 года Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО было принято решение об отказе в признании истца участницей программы, в связи с неполным предоставлением документов, а именно отсутствием документов, подтверждающих факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 01.01.1992. С решением ответчика истица не согласна, поскольку с 10.06.1988 работает в Лонг-Юганском ЛПУ, зарегистрирована по месту жительства в пос. Лонгъюган Надымского района ЯНАО с 10.06.1988.
Истец и её представитель в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. На требованиях настаивали.
Представитель ответчика Администрации МО Надымский район в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя Администрации. Направил отзыв на иск, в котором указал, что ФИО2 обратилась в Департамент муниципального имущества Администрации муниципального образования Надымский район с заявлением о признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». 27.01.2020 Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО проинформировал ФИО2 о том, что в отношении нее принято решение об отказе в признании участником ведомственной целевой программы. В соответствии с п.п. «б» п. 22 Правил причиной отказа послужило неполное предоставление документов, указанных в п. 19 Правил, а именно отсутствие документов, подтверждающих факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 01 января 1992 года. К иску приложены документы, косвенно подтверждающие факт прибытия ФИО2 в район Крайнего Севера до 01 января 1992 года, а именно: копия трудовой книжки, согласно которой истица с 10 июня 1988 года по настоящее время работает в Лонг-Юганском линейном производственном управлении магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Югорск» ПАО «Газпром», копия карточки регистрации (форма А). В соответствии с п. 23 Правил повторное обращение с заявлением об участии в ведомственной целевой программе допускается после устранения оснований для отказа, указанных в подпунктах «б» и «в» пункта 22 Правил. В случае установлении судом оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2, не возражал против их удовлетворения.
Представитель ответчика Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя. Направил возражения на исковое заявление, в которых указал, что истица зарегистрирована по месту жительства в пос. Лонгъюган с 31.08.2001 года. Иных надлежащих доказательств тому истицей не представлено. В период с 31.12.1991 года до 31.08.2001 года факт проживания в РКС надлежащими доказательствами не подтвержден. С учётом содержания ст. ст. 15, 56 ТК РФ при постоянном методе работы следует, что личное выполнение работником его трудовых обязанностей предполагает проживание работника в месте их исполнения, определенном трудовым договором. Сведения о трудовой деятельности должны подтверждать постоянный метод работы в указываемых организациях, поскольку иные методы работы как работа вахтовым методом, сезонные работы, надомная, дистанционная работа могут применяться в трудовых отношениях и при постоянном проживании в месте отличном от места осуществления работником трудовых функций. В период с 31.12.1991 до 31.08.2001 истица работала в РКС. Вместе с тем, сведения о трудовой деятельности не содержат указаний на метод работы: постоянный или вахтовый, сезонный, полевые работы. В связи с чем, сведения о трудовой деятельности сами по себе не являются доказательством прибытия в РКС не позднее 01.01.1992 и последующего непрерывного проживания в РКС до даты прибытия на постоянное место жительства в пос. Лонгъюган. Согласно п.п. «а» п. 22 Правил одним из оснований для отказа в признании гражданина участником ведомственной целевой программы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил. В связи с отсутствием у истицы надлежащих доказательств прибытия в РКС до 01.01.1992 и соответственно отсутствием права на социальную выплату ей было отказано в принятии участником ведомственной целевой программы. Отказ в признании участником ведомственной целевой программы не препятствует повторному обращению гражданина после устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об отказе. Полагал, что избранный истицей способ защиты является ненадлежащим. Истице обоснованно было отказано в признании участником ведомственной целевой программы. Решение Департамента, принятое в установленном порядке на основании представленных документов, незаконным признано быть не может. Просил в удовлетворении требований отказать.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением не согласен представитель ответчика Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО1
В апелляционной жалобе указывает, что устанавливая факт проживания истца на территории района Крайнего Севера с 10.06.1988, суд возложил на департамент обязанность задним числом включить истца в участники ведомственной целевой программы без повторного обращения гражданина по результатам установления факта прибытия в РК до 01.01.1992, подменив своим решением специально уполномоченный орган и фактически признав недействительным законный приказ Департамента. Вместе с тем, истцом не доказан факт проживания в районах Крайнего Севера до 01.01.1992, поскольку по месту жительства в п. Лонгъюган истец зарегистрирована с 31.08.2001. Представленные в материалы дела истцом документы об осуществлении трудовой деятельности на территории района Крайнего Севера не являются бесспорным доказательством ее постоянного проживания на территории Надымского района, поскольку не подтвержден характер ее работы: постоянный или вахтовый, сезонный, полевые работы. При подтверждении факта постоянного проживания истец не лишена возможности повторно обратиться в департамент с соответствующим заявлением. В связи с чем, просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Истец и его представитель, третье лицо возражений на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, в судебном заседании суда апелляционной инстанции не присутствовали, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается письменными материалами дела, ФИО2 12.12.2019 обратилась к ответчику о включении её с членами семьи в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно - коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
23.01.2020 Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО принято решение об отказе в признании истицы участником ведомственной целевой программы на основании п.п. «б» п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153.
В соответствии с п.п. «б» п. 22 Правил, причиной отказа послужило неполное предоставление документов, указанных в п. 19 Правил, а именно отсутствие документов, подтверждающих факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 01 января 1992 года (паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная органом по контролю в сфере миграции).
Предоставление жилищных субсидий гражданам, изъявившим желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ, право на получение жилищных субсидий из федерального бюджета имеют граждане Российской Федерации, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года (и выехавшие из указанных районов не ранее 01 января 1992 года), имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получившие субсидии на эти цели.
Реализация положений Федерального закона № 125-ФЗ осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Как следует из абз. 3 п.п. «е» п. 19 Правил, для участия в ведомственной целевой программе граждане в числе прочих документов обязаны предоставить документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1 января 1992 года (паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная органом по контролю в сфере миграции).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов гражданского дела, ФИО2 с 10 июня 1988 года и по настоящее время работает в Лонг-Юганском линейном производственном управлении магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Югорск» ПАО «Газпром». По состоянию на 04 марта 2020 года стаж работы в районах Крайнего Севера (ЯНАО) составляет 31 год 08 месяцев 26 дней. Прибыла истец в пос. Лонгъюган из г. Одессы в июне 1988 года и значилась зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес> 27.01.1993 по 31.08.2001, перерегистрация <адрес> 31.08.2001 по настоящее время.
Также, в материалы дела представлена карточка прописки форма А, в соответствии с которой ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., прибыла из <адрес>, 10.06.1988 в <адрес> (л.д.15).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об установлении факта прибытия в районы Крайнего Севера до 01.01.1992 истца ФИО2
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что истец ФИО2 на момент обращения с соответствующим заявлением к ответчику 20.12.2019 отвечала всем требованиям, установленным Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в связи с чем, оснований для отказа во включение истца в список участников ведомственной целевой программы у ответчика не имелось, в связи с чем довод ответчика о возложении судом на него обязанности по включению истца «задним» числом в программу, является несостоятельным.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда о возложении на Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО обязанности признать ФИО2 участницей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», является законным и обоснованным.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку в целом не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права. Однако оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку установленные статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу разрешен верно.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий А.Н. Шошина
Судьи Ю.А. Дряхлова
Е.А. Кравцова