ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-6395/19 от 11.02.2020 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-619/2020

судья Копеистова О.Н. (№ дела в суде первой инстанции 2-6395/2019, УИД 75RS0001-01-2019-007584-08)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Доржиевой Б.В.,

судей Подшиваловой Н.С., Казакевич Ю.А.,

при помощнике судьи Лопатиной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 11 февраля 2020 г. гражданское дело по иску заместителя прокурора Центрального района г. Читы в интересах Пляскина Е. И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонному) о признании права на ежемесячную доплату к пенсии, возложении обязанности назначить и выплачивать ежемесячную доплату к пенсии,

по апелляционной жалобе истца Пляскина Е.И.

на решение Центрального районного суда г. Читы от 20 ноября 2019 г., которым постановлено в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Центрального района г.Читы, действующего в интересах Пляскина Е. И., к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чите Забайкальского края (межрайонному) о признании права на ежемесячную доплату к пенсии, понуждении к действиям, отказать.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Доржиевой Б.В., судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора Центрального района г. Читы обратился в суд в интересах Пляскина Е.И. с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. В ходе проверки по факту обращения Пляскина Е.И. установлено, что последний с 5 апреля 1995 г. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 79 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», с 01 января 2002 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» является получателем трудовой пенсии по старости. В период с 27 января 1979 г. по 5 августа 1986 г. истец работал в должности бортоператора в Читинском объединенном авиаотряде гражданской авиации (с 01.06.1993 - ОАО «Читаавиа»). Архивной справкой ОАО «Читаавиа» подтверждается продолжительность налета часов в авиации спецприменения на воздушном судне типа АН-26 продолжительностью 6121 час, что в переводе по налету часов составляет 42 года 6 месяцев 2 дня. Истец 1 июля 2019 г. обратился в УПФР в г.Чите с заявлением о назначении доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом № 155-ФЗ от 27.11.2001 «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации». В назначении такой доплаты истцу отказано в связи с отсутствием в Списке должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии, должности «бортоператор», указанной в имеющихся архивных справках о работе заявителя. Вместе с тем, подпунктом «з» пункта 1 постановления Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 определено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 № 459 (далее - Список № 459). В Список № 459 включены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов, летно-инструкторский состав, перечень должностей командно-летного состава, а также парашютисты и другие работники парашютных подразделений. Члены экипажей воздушных судов поименованы без указания конкретных должностей, в связи с чем при определении права на досрочную пенсию работников летного состава применяются нормы Воздушного кодекса РФ. Согласно ст. 22 Воздушного кодекса СССР, экипаж воздушного судна СССР состоит из командира, других лиц летного состава и обслуживающего персонала. В соответствии со ст. 56 Воздушного кодекса РФ, действующего с 01.04.1997, экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). По смыслу данных нормативных актов следует, что бортоператоры относятся к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна. Основным критерием для определения права заявителя на назначение указанной доплаты к пенсии является осуществление полетов в составе экипажа воздушного судна независимо от принадлежности к летному либо кабинному экипажу и наличие необходимого стажа. Из приведенных норм следует, что бортоператор, отнесенный Воздушным кодексом СССР к другим лицам летного состава, а Воздушным кодексом РФ - к кабинному экипажу, и в том и в другом случае является членом экипажа воздушного судна, а наименование должности «член экипажа воздушного судна» предусмотрено Списком.

С учетом изложенного прокурор просил суд признать право Пляскина Е.И. на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 155-ФЗ от 27.11.2001 «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» и возложить на ГУ - УПФР в г. Чите (межрайонное) обязанность назначить и выплачивать Пляскину Е.И. ежемесячную доплату к пенсии в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 155-ФЗ от 27.11.2001 «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» с 01 июля 2019 г. (л.д. 3-5).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 76-80).

В апелляционной жалобе материальный истец Пляскин Е.И. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Ссылается на доводы, аналогичные приведенным в исковом заявлении. Просит учесть, что указанные в Списке должности могут иметь производные наименования должности, а также дополнения «борт» (бортовой) или «авиа» (авиационный). Бортоператоры, выполняющие спецработы, имеющие подготовку и опыт, необходимые для управления оборудованием воздушного судна в полете, относятся к членам экипажа. Таким образом, работа в должности бортоператора дает истцу право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии, поскольку истец осуществлял работу в составе члена летного экипажа воздушных судов гражданской авиации в должности, которая предусмотрена соответствующим Списком. Наименование в трудовой книжке должности «бортоператор» не может служить основанием для отказа в назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии, поскольку законодателем указанное право ставится в зависимость от характера трудовой деятельности, а не от наименования должности (л.д. 72-75).

В судебное заседание представитель ответчика не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя УПФР в г.Чите. Руководствуясь ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Выскубовой С.А., материального истца Пляскина Е.И., поддержавших жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец является получателем пенсии по старости в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Данное обстоятельство следует из ответа ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г.Чите Забайкальского края (межрайонного) от 30 августа 2019 г. на запрос прокурора (л.д.26-32).

Из копии личного дела Пляскина Е.И. видно, что 22.12.1977 он был принят на работу в Читинский объединенный авиаотряд гражданской авиации на должность авиамеханика 3 разряда, 27.01.1979 – переведен на должность бортоператора, 06.08.1986 – переведен на должность авиамеханика 4 разряда АТБ (л.д.9, оборот).

Из ответа УПФР в г.Чите на запрос прокурора следует, что продолжительность налета часов в авиации спецприменения у истца составляет 6121 часов, или 42 года 6 месяцев 2 дня (л.д.26, оборот).

1 июля 2019 г. истец обратился в УПФР в г.Чите с заявлением о назначении ему ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии со ст.1 Федерального закона от 27 ноября 2001 г. № 155-ФЗ, однако в назначении доплаты ему было отказано ввиду того, что Списком № 155 от 14 марта 2003 г. наименование должности «бортоператор» не предусмотрено (л.д. 91, 14-20).

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что в Списке должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», утвержденном постановлением Правительства РФ от 14 марта 2003 г. № 155, отсутствует такая должность как «бортоператор», указанный Список является исчерпывающим; бортпроводники и бортоператоры относились к обслуживающему персоналу, в состав членов летного экипажа не входили. Также суд принял во внимание, что из материалов дела не усматривается, что в период работы бортоператором истец ежегодно проходил медицинское обследование и комиссией ВЛЭК был признан годным к летной работе в качестве члена летного экипажа, и в указанный период времени участвовал в полетах именно в качестве члена летного экипажа согласно распоряжениям работодателя.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких обстоятельств по делу не установлено.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Согласно преамбуле Федерального закона от 27 ноября 2001 г. № 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" настоящий Федеральный закон определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, а также порядок финансового обеспечения расходов на выплату указанной доплаты.

В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона от 27 ноября 2001 г. № 155-ФЗ члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (далее - члены летных экипажей), получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы).

Доплата к пенсии назначается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении по состоянию здоровья летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, - не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.

Перечень организаций, использующих труд членов летных экипажей, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Список должностей членов летных экипажей и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, а также правила исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Доплата к пенсии выплачивается при условии оставления членами летных экипажей летной работы в должности, дающей право на доплату к пенсии.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. N 97 "О реализации Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" было установлено, что при назначении ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в выслугу лет, дающую право на ежемесячную доплату к пенсии, засчитывается работа в должностях, перечисленных в Списке должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 1999 г. N 1012, а также работа в следующих должностях членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации: командир корабля (включая старшего), штурман корабля, штурман самолета (пункт 1).

Данный пункт 1 указанного постановления Правительства РФ № 97 утратил силу в связи с принятием постановления Правительства РФ от 14 марта 2003 г. № 155 "Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".

Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 марта 2003 г. № 155, а также ранее действовавшим Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 1999 г. № 1012, также постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 97 не предусмотрена должность бортоператора.

Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, на который ссылается истец, устанавливает исчерпывающий перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам летного состава гражданской авиации. К ним отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; летно-инструкторский состав; командно-летный состав: руководители (их заместители), инспекторы и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, указанный Список № 459 от 4 сентября 1991 г. не может применяться при разрешении настоящего спора, поскольку данным нормативно-правовым актом устанавливается перечень должностей, работа в которых дает право на досрочную страховую пенсию по старости, а не на доплату к пенсии.

Согласно пункту 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж пилотируемого воздушного суда состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Разделение экипажа воздушного судна на летный и кабинный в соответствии с п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации, не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.

Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 г. N 77 (действовал с 1 декабря 1985 г. и утратил силу с 9 ноября 2009 г. в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. N 198), к летному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется министерством гражданской авиации.

Пунктом 3.1 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2008 г. N 108 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128), было определено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Пунктом 21 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. N 275, к летному составу отнесены летчики, штурманы, курсанты (слушатели) летных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к летной работе и выполняющие функциональные обязанности в полете в составе экипажа в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на ежемесячную доплату к пенсии из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Бортоператоры не входят в летный состав экипажа воздушного судна, а относятся к кабинному экипажу. Разделение экипажа на летный и кабинный (к числу которого относится и бортоператор) связано с тем, что функциональные обязанности членов летного и кабинного экипажей различны по своей специфике и характеру, психофизиологические нагрузки, испытываемые ими во время полета, не идентичны.

Таким образом, разрешая спор по существу, суд правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, применил подлежащие применению нормы права.

Доводы заявителя жалобы о том, что в данном случае суд должен был установить тождественность выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на доплату к пенсии; что бортоператоры, выполняющие спецработы, имеющие подготовку и опыт, необходимые для управления оборудованием воздушного судна в полете, относятся к членам экипажа, судебной коллегией отклоняются ввиду следующего.

На основании части 4 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Следовательно, в трудовой книжке содержатся данные о периодах трудовой деятельности работника и занимаемых им должностях.

Из трудовой книжки истца, истребованной судебной коллегией для установления юридически значимых обстоятельств (п.29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»), следует, что истец 27.01.1979 был переведен с должности авиамеханика на должность бортоператора, где работал вплоть до 06.08.1986.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Отсюда следует, что суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативно-правовых актах. В данном случае факт неправильного наименования должности истца не установлен.

В целом приведенные в апелляционной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении дела, и не могут служить поводом к отмене или изменению решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Читы от 20 ноября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: Б.В. Доржиева

Судьи: Ю.А. Казакевич

Н.С. Подшивалова