Судья: Рыков Е.Г. № 33-9119/2022
№ дела в 1-й инст. №2-63/2022
УИД 91RS0021-01-2021-000572-22
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Балема Т.Г.,
судей Галимова А.И.,
ФИО1,
при секретаре Сенокосовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 ФИО20 к администрации города Судака Республики Крым, третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании незаконным и отмене постановления,
по апелляционной жалобе ФИО3 ФИО21 на решение Судакского городского суда Республики Крым от 10 марта 2022 года,
установила:
ФИО4 обратился в суд с иском к администрации города Судака Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, обязании поставить на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении с даты первоначальной постановки на учёт, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ.
Заявленные требования обоснованы тем, что истец обладает правом на меры социальной поддержки, предусмотренные п.п.3 п.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах». Решением исполнительного комитета Морского сельского совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ истец был поставлен на квартирный учёт как рабочий, участник войны. ДД.ММ.ГГГГ решением Морского сельского совета № истец принят на квартирный учёт в первую очередь как участник боевых действий. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком вынесено оспариваемое постановление, которым внесены изменения в учётное дело ФИО4, он был восстановлен в списке граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории городского округа Судак Республики Крым, с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи 1 человек. Пунктом 2 постановления истец снят с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на территории городского округа Судак, составом семьи 1 человек. Истец считает постановление в данной части незаконным, просит его отменить и восстановить нарушенное право.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 10 марта 2022 года в удовлетворении исковых требований ФИО4 отказано.
Не согласившись с указанным решением, ФИО4 подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование апелляционной жалобы указал на то, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что у ответчика не было законных оснований для снятия его с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку он поставлен на учёт до ДД.ММ.ГГГГ В вывод об обеспеченности истца площадью жилого помещения более учётной нормы, не соответствует нормам права. Также апеллянт указывает, что совместно с ним зарегистрированы: мать, брат, племянница, внучатый племянник. Жилым помещением по договору социального найма ФИО4 не обеспечивался, жилых помещений в собственности не имеет.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО4 и его представитель по доверенности ФИО12 доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили отменить решение суда первой инстанции, исковые требования удовлетворить.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. Информация о движении дела была размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым в сети Интернет http://vs.krm.sudrf.ru/.
Учитывая, что все лица, участвующие в деле были извещены судом апелляционной инстанции о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, не ходатайствовали об отложении слушания дела, и на основании ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы при установленной явке.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения истца, представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением исполнительного комитета Морского сельского совета народных депутатов <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ утверждён список граждан, принятых на квартирный учёт, под № в данном списке значится ФИО5 как рабочий, участник войны, составом семьи 4 человека.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Морского сельского совета АР ФИО8 принято решение №, согласно которому ФИО5 принят на квартирный учёт в первую очередь как участник боевых действий, составом семьи 1 человек.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления ФИО4 администрацией города Судака Республики Крым вынесено постановление №, которым: 1. Внесены изменения в учётное дело ФИО3 ФИО22, восстановив его в списке граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории городского округа Судак Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи 1 человек. 2. Снят ФИО3 ФИО23 с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на территории городского округа ФИО6 Республики ФИО8 составом семьи 1 человек.
Согласно тексту указанного постановления основанием для восстановления ФИО7 в очереди квартирного учёта с ДД.ММ.ГГГГ, послужило то, что сведения о его снятии с квартирного учёта граждан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также сведения об отмене или изменении решения исполнительного комитета Морского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ у Администрации отсутствуют.
Указанный пункт постановления уже был предметом судебного рассмотрения, так решением Судакского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, оставлены без удовлетворения исковые требования и.о. прокурора г. Судака в интересах ФИО4 к администрации города Судака Республики Крым о признании права на постановку на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, об обязании поставить на соответствующий учёт, в связи с вынесением администрацией оспариваемого постановления ДД.ММ.ГГГГ и удовлетворением требований истца во внесудебном порядке.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение изменено, исключены из мотивировочной части решения суда суждения о законности Постановления Администрации города Судака Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия ФИО3 ФИО24 с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении. В остальной части решение оставлено без изменения.
Основанием для снятия ФИО4 с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма пунктом 2 оспариваемого постановления, послужил тот факт, что, по мнению администрации, обеспеченность площадью жилого помещения ФИО4 составляет 48/3= 16 кв.м. на каждого члена семьи, что более учётной нормы, установленной Судакским городским советом в размере 10 и менее квадратных метров на каждого члена семьи, дающих право принятия на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (решение Судакского городского совета Республики ФИО8№ от ДД.ММ.ГГГГ).
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО4, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не предоставлено доказательств, опровергающих выводы администрации в оспариваемом постановлении, также не представлено доказательств признания членами семьи ФИО2 (матери истца) иных лиц, проживающих совместно с ФИО2 и ФИО4 Кроме того, суд исходил из того, что в соответствии со ст. 38 ЖК РСФСР (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на момент постановки ФИО4 на квартирный учёт) норма жилой площади была установлена в размере двенадцати квадратных метров на одного человека.
С такими выводами суда первой инстанции не соглашается судебная коллегия по следующим основаниям.
ФИО4 согласно представленному удостоверению БК № имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные, в том числе подпунктом 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». В виде обеспечения за счёт средств федерального бюджета жильём ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 01 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 этого Федерального закона.
Решением компетентного органа ДД.ММ.ГГГГ утверждён список граждан, принятых на квартирный учёт, под № в данном списке значится ФИО5 как рабочий, участник войны, составом семьи 4 человека.
Как установлено судебным рассмотрением, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 состоит на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории городского округа Судак Республики Крым составом семьи 1 человек.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФИО2 (матери истца) в домовладении по адресу: <адрес>, зарегистрированы: сыновья ФИО3 ФИО25, ФИО3 ФИО26, внучка ФИО3 ФИО27, правнук ФИО3 ФИО28, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
В силу положений Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" ветераны боевых действий и инвалиды, вставшие на учет до 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма в порядке, предусмотренном ЖК РФ.
В соответствии со статьей 35 Закона Республики Крым от 06.07.2015 N 130-ЗРК/2015 "О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым" Граждане, принятые на учет (в том числе на отдельный квартирный учет) в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 21 марта 2014 года в целях последующего предоставления им жилых помещений, сохраняют право состоять на учете с сохранением очередности до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или снятия с данного учета.
Из системного толкования указанных норм материального права следует, что лица, принятые на соответствующий учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе как ветераны боевых действий и инвалиды до 01 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете до получения жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 04.02.2014 N 236-0, подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 02.01.2000 N 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования.
Из анализа вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", поставлено в зависимость от двух обстоятельств:
1) наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки;
2) обращение в компетентные органы до 01.01.2005 с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки и с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право.
Кроме того, как разъяснено в пункте 7 Обзора практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015) Изменение органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может служить основанием для снятия таких граждан с учета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ.
Таким образом, у администрации г. Судака основания для снятия заявителя с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренные пунктом 2 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, - отсутствовали.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Судакского городского суда Республики Крым от 10 марта 2022 года – отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковое заявление ФИО3 ФИО29 удовлетворить.
Признать незаконным и отменить пункт 2 Постановления администрации города Судака № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию города Судака Республики Крым поставить ФИО3 ФИО30 на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении с 14 марта 1989 года.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: Т.Г. Балема
Судьи: А.И. Галимов
ФИО1