Судья Мальковская Г.А. УИД 39RS0012-01-2023-000069-42
дело № 2-63/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 33-5094/2023
19 сентября 2023 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Яковлева Н.А.,
судей Мамичевой В.В., Ганцевича С.В.,
при секретаре Быстровой Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Государственного предприятия Калининградской области «Единая Система обращения с отходами» на решение Краснознаменского районного суда Калининградской области от 20 июня 2023 года по иску Государственного предприятия Калининградской области «Единая Система обращения с отходами» к Лужковской Людмиле Витальевне о взыскании задолженности по коммунальным услугам, пени.
Заслушав доклад судьи Мамичевой В.В., объяснения представителя истца Гусевой А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения ответчика Лужковской Л.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственное предприятие Калининградской области «Единая Система обращения с отходами» обратилось в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Лужковской Л.В., указав, что с 01.01.2019 г. на основании лицензии от 24.09.2019 г. является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Калининградской области.
Лужковская Л.В., имевшая статус индивидуального предпринимателя и являвшаяся собственником нежилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, 10.04.2020 г. обратилась к региональному оператору с заявкой № 5529 на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
10.04.2020 г. между сторонами был заключен договор № 231406805 на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с п.5 которого дата начала оказания услуг определена с 01.01.2019 г. Пунктом 7 договора предусмотрено, что потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО. Согласно п.9 договора региональный оператор до 10 числа месяца, следующего за отчетным, формирует и направляет потребителю любым доступным способом (почтовое отправление, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет», вручение под роспись) акт оказанных услуг в двух экземплярах, счет-фактуру. Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определен исходя из норматива накопления ТКО (п.19 договора), утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 г. № 218. Тарифы на услуги регионального оператора устанавливаются соответствующими Приказами Службы по государственному регулированию цен и тарифов в Калининградской области, действовавшими в соответствующие периоды.
13.01.2021 г. Лужковская Л.В. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Региональный оператор исполнил свои обязательства по договору надлежащим образом, в то время как Лужсковская Л.В. оплату за оказанные услуги не производила, в связи с чем образовалась задолженность.
С учетом изложенного, истец просил взыскать с ответчика задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 г. по 13.01.2021 г. в размере 208772 руб. 95 коп., пени за несвоевременное внесение платы за коммунальную услугу по состоянию на 15.06.2023 г. в размере 45311 руб. 38 коп., расходы на уплату государственной полшины в размере 6210 руб.
Решением Краснознаменского районного суда Калининградской области от 20.06.2023г. исковые требования Государственного предприятия Калининградской области «Единая Система обращения с отходами» удовлетворены частично.
С Лужковской Л.В. в пользу Государственного предприятия Калининградской области «Единая Система обращения с отходами» взыскана задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО в размере 156453 руб. 46 коп., неустойка (пеня) в размере 37523 руб. 81 коп., расходы на уплату государственной пошлины в размере 5079 руб. 55 коп., а всего 199056 руб. 82 коп.
Также постановлено возвратить Государственному предприятию Калининградской области «Единая Система обращения с отходами» излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2965 руб. 45 коп. по платежным поручениям № 6945 от 27.06.2022 и № 7324 от 06.07.2022.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Государственное предприятие Калининградской области «Единая Система обращения с отходами» просит решение суда изменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме, полагая, что судом неверно применен срок исковой давности, который в данном случае не пропущен, и в связи с этим незаконно отказано в удовлетворении оставшейся части требований за период с 01.01.2019 г. по 12.07.2019 г.
Указывает, что о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права региональный оператор узнал 10.04.2020 г., когда Лужковская Л.В. обратилась к нему с заявкой на заключение договора, следовательно, в силу п.1 ст.200 ГК РФ именно с 10.04.2020 г. началось течение трехлетнего срока исковой давности. Поскольку же с учетом приказного производства истец обратился в суд с иском в пределах трехлетнего срока, образовавшаяся у ответчика задолженность подлежит взысканию в полном объеме.
Ответчиком Лужковской Л.В. представлены письменные возражения на апелляционную жалобу истца, в которых истец просит оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст.ст.309-310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (ст.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
В соответствии со ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (п.1).
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п.2).
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (п.4).
Согласно п.п. «в» п. 8(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 8(17) указанных Правил предусмотрено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно п.8(18) указанных выше Правил, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Лужковская Л.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 24.01.2000 г., 13.01.2021 г. снята с учета в связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
10.04.2020 г. Лужковская Л.В., являясь собственником нежилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, обратилась к Региональному оператору по обращению с ТКО с заявкой № на заключение договора.
На основании указанной заявки между сторонами был заключен договор №, подписанный ответчиком 05.05.2020 г., на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пунктом 5 договора предусмотрено, что дата начала оказания услуг определена с 01.01.2019 г.
Согласно п.п.7, 9 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО. Региональный оператор до 10 числа месяца, следующего за отчетным, формирует и направляет потребителю любым доступным способом (почтовое отправление, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет», вручение под роспись) акт оказанных услуг в двух экземплярах, счет-фактуру.
В период с января 2019 года по январь 2021 года региональный оператор оказывал Лужковской Л.В. услуги по вывозу ТКО, однако последняя свои обязательства по оплате за оказанные услуги исполняла ненадлежащим образом, в связи с чем за период с 01.01.2019 г. по 13.01.2021 г. у нее образовалась задолженность в размере 208772 руб. 95 коп.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств, и правильно, руководствуясь ст.ст.196, 199, 200 ГК РФ, применив по заявлению Лужковской Л.В. к части требований за период с 01.01.2019 г. по 12.07.2019 г. срок исковой давности, взыскал с последней задолженность по оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 13.07.2019 г. по 13.01.2021 г., а также неустойку (пени) в размере 37523 руб. 81 коп.
Доводы истца о том, что срок исковой давности им не пропущен и должен исчисляться с 10.04.2020 г. (дата обращения Лужковской Л.В. с заявкой на заключение договора), когда Региональный оператор по обращению с ТКО узнал о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, судебная коллегия находит несостоятельными.
В соответствии с п.1 ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Статьей 199 ГК РФ предусмотрено, что требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со ст.200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Как разъяснено в п.41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", к спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 ГК РФ). Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.17, п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 (ред. от 07.02.2017) "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству. Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет". В случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 204 ГК РФ).
Рассмотрев заявление ответчика о пропуске срока исковой давности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что с учетом периода осуществления судебной защиты по приказному производству (заявление о выдаче судебного приказа поступило мировому судье 13.07.2022 г., 23.09.2022 г. был выдан судебный приказ, который в связи с поступившими возражениями определением мирового судьи от 31.10.2022 г. был отменен; иск в суд был направлен почтой 08.02.2022 г., то есть до истечения 6 месяцев), а также исчисления срока исковой давности по рассматриваемым требованиям отдельно по каждому ежемесячному платежу, истец имеет право на взыскание с ответчика задолженности, начиная с 13.07.2019 г., и по 13.01.2021 г. (заявленная истцом дата), то есть за три года, предшествующие подаче заявления, а за период с 01.01.2019 г. по 12.07.2019 г. срок исковой давности пропущен.
Ссылки подателя жалобы на то, что до обращения к нему Лужковской Л.В. с заявкой на заключение договора ему не было известно о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите нарушенного права, не могут служить основанием для иного исчисления срока исковой давности, поскольку, как уже указывалось выше, в соответствии с действующим законодательством срок исковой давности исчисляется отдельно по каждому платежу.
Кроме того, как уже указывалось выше, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным и считается заключенным на условиях типового договора с определенного законом срока, независимо от того, когда с заявкой о заключении такого договора обратился потребитель.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Краснознаменского районного суда Калининградской области от 20 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.09.2023 г.
Председательствующий:
Судьи: