ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-645/2023 от 29.11.2023 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Маликова Е.С. № 2-645/2023

№ 33-3-10260/2023

26RS0025-01-2023-001183-22

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь 29 ноября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Меньшова С.В.,

судей Дробиной М.Л., Ковалевой Ю.В.,

с участием секретаря судебного заседания Ушакова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней ответчика администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края на решение Новоалександровского районного суда от 04 сентября 2023 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Новоалександровского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края об обязании оформить право собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,

заслушав доклад судьи Меньшова С.В.,

УСТАНОВИЛА:

прокурор Новоалександровского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края об обязании оформить право собственности на бесхозяйное гидротехническое сооружение с кадастровым номером .

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Согласно информации администрации Новоалександровского городского округа о гидротехнических сооружениях, расположенных на территории Новоалександровского городского округа, 105 гидротехнических сооружений поставлены на учёт в качестве бесхозных в период с 2014 года по 2021 год. Вместе с тем, администрацией Новоалександровского городского округа до настоящего времени не приняты меры к регистрации права собственности на гидротехническое сооружение - плотину, кадастровый , расположенную в 3,6 км. северо-восточнее <адрес>, на притоке реки Расшеватка 2,8 км. бассейна реки Западный Маныч, ТО Кармалиновский, принятую на учёт 18 октября 2019 года как бесхозяйный объект недвижимого имущества, в отношении которой право собственности не зарегистрировано. Данный факт препятствует надлежащему финансированию мероприятий, направленных на поддержание в надлежащем техническом состоянии гидротехнических сооружений, расположенных на территории Новоалександровского городского округа.

Прокурор просил суд обязать администрацию в течение 6 месяцев с даты вступления решения в законную силу оформить право собственности на бесхозяйное гидротехническое сооружение - плотину, кадастровый , расположенную в 3,6 км. северо-восточнее <адрес>, на притоке реки Расшеватка 2,8 км. бассейна реки Западный Маныч, ТО Кармалиновский, принятую на учёт 18 октября 2019 года как бесхозяйный объект недвижимого имущества, в отношении которой право собственности не зарегистрировано.

Обжалуемым решением Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 04 сентября 2023 года заявленные исковые требования удовлетворены в полном объёме.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель ответчика администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным. ссылаясь на то, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска.

В возражениях по доводам апелляционной жалобы прокурор просит решение суда оставить без изменений, а доводы апелляционной жалобы без удовлетворения, ввиду их несостоятельности.

Судебная коллегия в соответствии со статьёй 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предприняла все зависящие от неё меры по извещению сторон о судебном разбирательстве.

Так, согласно сведениям, содержащимся в сети Интернет на сайте Почты России, судебные извещения, направленные сторонам, получены адресатами, в связи с чем, разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела по существу в судебном заседании, судебная коллегия исходит из того, что стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие ответчика, по имеющимся материалам.

Исследовав материалы гражданского дела, заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению не нашла.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Новоалександровского района Ставропольского края проведена проверка соблюдения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В ходе проверки установлено, что 105 гидротехнических сооружений, расположенных на территории Новоалександровского района Ставропольского края, поставлены на учёт в качестве бесхозяйных в период с 2014 по 2021 годы. Согласно записям Единого государственного реестра недвижимости гидротехническое сооружение пруда с кадастровым номером , расположенное в 3,6 км. северо-восточнее <адрес>, на притоке реки Расшеватка 2,8 км. бассейна реки Западный Маныч, ТО Кармалиновский, принята на учёт 18 октября 2019 года, как бесхозяйный объект недвижимого имущества.

Из ответов Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, Министерства имущественных отношений Ставропольского края, а также ГБУ СК «Ставкрайимущество», представленных прокурору Новоалександровского района Ставропольского края, следует что спорный объект недвижимости (плотина) в реестрах федерального имущества, либо государственного имущества Ставропольского края не значится, сведения о правообладателе отсутствуют.

Из заключения кадастрового инженера, изложенном в техническом плане объекта недвижимости с кадастровым номером следует, что сооружение является бесхозяйным объектом недвижимого имущества и подлежит учёту в соответствии с Приказом Минэкономразвития России № 931 от 10 декабря 2015 года «Об установлении Порядка принятия на учёт бесхозных недвижимых вещей». Земельный участок с кадастровым номером , на котором расположено сооружение, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

В состав территории Новоалександровского городского округа входят населенные пункты: хутор Верный, поселок Виноградный, хутор Воровский, станица Воскресенская, поселок Восточный, поселок Встречный, хуторГанькин, поселок Горьковский, станица Григорополисская, поселокДружба, поселок Заречный, станица Кармалиновская, поселокКармалиновский, хутор Керамик, 6 хутор Краснодарский, поселокКраснозоринский, поселок Краснокубанский, хутор Красночервонный, поселок Крутобалковский, поселок Курганный, поселок Лиманный, хуторМокрая Балка, город Новоалександровск, поселок Озерный, хуторПервомайский, хутор Петровский, поселок Присадовый, поселокРавнинный, поселок Радуга, село Раздольное, поселок Рассвет, станицаРасшеватская, хутор Родионов, хутор Румяная Балка, поселок Светлый, поселок Славенский, поселок Темижбекский, поселок Ударный, хуторФельдмаршальский, хутор Чапцев, поселок Южный (часть 2 статьи 8 «Устава Новоалександровского городского округа Ставропольского края»).

Согласно части 1 статьи 11 «Устава Новоалександровского городского округа Ставропольского края» к вопросам местного значения Новоалександровского городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Новоалександровского городского округа, а также организация мероприятий по охране окружающей среды в границах Новоалександровского городского округа. До настоящего времени ответчиком не приняты меры к оформлению права собственности на данное гидротехническое сооружение.

Отсутствие собственника плотин свидетельствует об отсутствии надлежащей эксплуатации указанного объекта, вследствие чего могут возникнуть аварийные ситуации, что, в свою очередь, нарушает права граждан на благоприятные условия для проживания.

С момента принятия на учет бесхозяйного ГТС прошло более 1 года.

Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 130, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997года « 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», пунктов8, 23, 26 части 1 статьи 14, части 1 статьи 49, части 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что спорное гидротехническое сооружение расположено в административных границах Новоалександровского городского округа, и бездействие ответчика может повлечь создание чрезвычайной ситуации, причинение ущерба здоровью граждан.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считает их законными и обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и отвечающими требованиям действующего законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно части 3 статьи 225 Гражданского Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В силу статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона № 117-ФЗ гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно пунктам 8, 23, 26 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В силу статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения; предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Поскольку судебными инстанциями установлено, что право собственности на гидротехническое сооружение не зарегистрировано в установленном законом порядке после признания его бесхозяйным имуществом, то суды пришли к правильному выводу, что действия ответчика свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доводы жалобы о том, что к вопросам местного значения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения не свидетельствуют о неправильности выводов судов, поскольку спорные объекты согласно представленным в материалах дела доказательствам расположены на территории ответчика.

Иные доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Новоалександровского районного суда от 04 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней ответчика администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Пятигорск) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено 29 ноября 2023 года.

Председательствующий

Судьи