ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-646/20 от 08.12.2020 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Судья Бадьина А.С.

Дело № 2-646/2020

№ 33-959/2020

8 декабря 2020 года

город Магадан

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего Бежевцовой Н.В.,

судей Бельмас И.Ю., Вилер А.А.,

при секретаре Мартьян Е.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Тенькинского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Магаданскому областному государственном бюджетному учреждению здравоохранения «Тенькинская районная больница», министерству здравоохранения и демографической политики Магаданской области о понуждении к установке системы видеонаблюдения и ограждения, осуществлению финансирования установки системы видеонаблюдения и ограждения

по апелляционной жалобе министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области на решение Хасынского районного суда Магаданской области от 14 августа 2020 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бежевцовой Н.В., объяснения прокурора Зариповой Е.В., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

у с т а н о в и л а :

и.о. прокурора Тенькинского района обратился в Хасынский районный суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Тенькинская районная больница» (далее – МОГБУЗ «Тенькинская районная больница», Учреждение), министерству здравоохранения и демографической политики Магаданской области (далее – Минздрав Магаданской области) о понуждении к установке в больнице пос. Усть-Омчуг, по ул. Горняцкая, д. 70, системы видеонаблюдения, позволяющей обеспечить непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, а также установке ограждения территории больницы со стороны ул. Горняцкая в срок не позднее 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указал, что при проведении прокуратурой Тенькинского района проверки исполнения законодательства об антитеррористической деятельности в МОГБУЗ «Тенькинская районная больница» установлено, что в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов здравоохранения мероприятия по оборудованию лечебного учреждения системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечить непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта, архивирование и хранение данных, Учреждением не осуществлено.

Забор, ограждающий территорию МОГБУЗ «Тенькинская районная больница» со стороны ул. Горняцкая, имеет дыры, отсутствуют пролеты в заборе. Меры, направленные на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект, выявление потенциальных нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов, пресечение попыток совершения террористического акта на объекте, минимизацию возможных последствий, Учреждением не принимаются.

12 декабря 2019 года прокуратурой района внесено представление в адрес главного врача МОГБУЗ «Тенькинская районная больница» об устранении нарушений законодательства о противодействии террористической деятельности, которое рассмотрено, дан ответ о признании нарушений, выявленных прокурором, но из-за отсутствия финансирования со стороны Минздрава Магаданской области указанные в представлении мероприятия не выполнены. По состоянию на 29 апреля 2020 года нарушения не устранены.

В результате бездействия Минздрава Магаданской области, а также администрации МОГБУЗ «Тенькинская районная больница» возникает угроза совершения террористических акций, что представляет опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

В ходе рассмотрения дела судом прокурор увеличил исковые требования, дополнив их требованиями о понуждении Минздрава Магаданской области не позднее 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование установки системы видеонаблюдения МОГБУЗ «Тенькинская районная больница» в пос. Усть-Омчуг, позволяющей обеспечить непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, а также осуществить финансирование установки по периметру ограждения территории Учреждения.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор уточнил исковые требования к Учреждению, просил возложить на МОГБУЗ «Тенькинская районная больница» в пос. Усть-Омчуг обязанность по оборудованию системой видеонаблюдения территории, установив по 1 камере видеонаблюдения по периметру и над каждой входной группой зданий главного корпуса, поликлиники, инфекционного отделения, гаража, позволяющей обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца в срок не позднее 4 месяцев после вступления в законную силу судебного решения; установить ограждение по периметру территории Учреждения, на которой расположены здания главного корпуса, поликлиники, инфекционного отделения, гаража в срок не позднее 4 месяцев после вступления в законную силу судебного решения.

Решением Хасынского районного суда от 14 августа 2020 года, с учетом определения суда от 23 ноября 2020 года об исправлении описки, исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Минздрав Магаданской области выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.

Утверждает, что оспариваемое судебное постановление не отвечает требованиям определенности, поскольку не устанавливает характеристики ограждения, что может повлечь повторное обращение заинтересованных лиц в суд с аналогичными требованиями.

Со ссылкой на Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» считает, что поскольку действующее законодательство в качестве мер антитеррористической направленности не содержит требований об установлении ограждения, то обоснование вынесения судебного постановления необходимостью соблюдения антитеррористического законодательства является неправомерным.

Полагает необходимым увеличить срок исполнения решения суда до 12 месяцев ввиду климатических особенностей района.

Приводя положения пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, отмечает, что МОГБУЗ «Тенькинская районная больница» может самостоятельно осуществить мероприятия по установке системы видеонаблюдения и ограждения территории Учреждения за счет средств, полученных от оказания платных медицинских услуг. Минздрав Магаданской области по обязательствам Учреждения не отвечает.

Ссылаясь на статью 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации указывает, что бюджетные учреждения лишены права получения прямого бюджетного финансирования и могут получать бюджетные средства только в форме субсидий на обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий.

Поскольку в силу статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Учреждение является бюджетным, созданным для целей осуществления услуг в сфере здравоохранения, то к нему не могут быть применены нормы, установленные бюджетным законодательством для получателя бюджетных средств.

Одновременно обращает внимание, что в соответствии с пунктом 17 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении областных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 13 ноября 2015 года № 784-пп, МОГБУЗ «Тенькинская районная больница» для выполнения государственного задания получает финансовое обеспечение из бюджета Магаданской области.

Отмечает, что Минздравом Магаданской области с 2014 года не проводилось финансирование мероприятий по профилактике правонарушений и обеспечения безопасности в Магаданской области, выполнению требований антитеррористической защищенности объектов ввиду недостаточного доведения лимитов бюджетных обязательств по данным статьям расходов со стороны министерства финансов Магаданской области.

В связи с этим полагает, что суду надлежало привлечь к участию в деле министерство финансов Магаданской области.

Определением Хасынского районного суда от 19 октября 2020 года Минздраву Магаданской области восстановлен пропущенный процессуальный срок подачи апелляционной жалобы на решение суда от 14 августа 2020 года.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Тенькинского района Магаданской области полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы.

Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. На основании положений части 1 статьи 327, частей 3 и 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, главный корпус МОГБУЗ «Тенькинская районная больница» расположен по адресу: Магаданская область, Тенькинский район, п. Усть-Омчуг, ул. Горняцкая, д. 70 (т. 1 л.д. 31). По этому же адресу находятся подразделения данного Учреждения: поликлиника (ул. Горняцкая, д. 70А) и инфекционное отделение (ул. Горняцкая, д. 70Б) (т. 1 л.д. 13).

Согласно Уставу МОГБУЗ «Тенькинская районная больница», утвержденному приказом министра здравоохранения и демографической политики Магаданской области от 25 февраля 2014 года № 174, Учреждение находится в ведомственном подчинении министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области, которое осуществляет функции учредителя (пункт 1.3), целью и задачей деятельности Учреждения является оказание медицинской помощи населению муниципального образования Тенькинский район (пункт 3.1), имущество Учреждения является собственностью Магаданской области (пункт 4.1), источниками формирования имущества Учреждения являются: финансовое обеспечение государственного задания Учреждения в виде субсидий, предоставляемых из областного бюджета; имущество, относящееся к государственной собственности Магаданской области, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления; доходы от приносящей доход деятельности; добровольные имущественные взносы и пожертвования; иные источники, не запрещенные федеральным законодательством (пункт 4.5) (т. 1 л.д. 11-28).

В постоянном (бессрочном) пользовании Учреждения находится земельный участок площадью 18 400 кв.м (т. 1 л.д. 208, т. 2 л.д. 6-12), на котором, как установлено судом и не оспаривается сторонами, расположены главный корпус больницы, поликлиника, инфекционное отделение, гараж.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Тенькинского района в МОГБУЗ «Тенькинская районная больница», установлено нарушение учреждением требований законодательства о противодействии террористической деятельности: объект (территория) не оборудован системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечить непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца; территория больницы имеет значительные повреждения ограждения (отсутствия пролетов в заборе со стороны ул. Горняцкой, дыры в заборе).

По результатам проверки 12 декабря 2019 года главному врачу Учреждения внесено представление о принятии конкретных мер к устранению выявленных нарушений в течение месяца со дня вынесения представления (т. 1 л.д. 51-53).

Актом проверки МОГБУЗ «Тенькинская районная больница», проведенной прокуратурой Тенькинского района 15 июня 2020 года, установлено, что по состоянию на указанную дату система видеонаблюдения отсутствует, ограждение территории Учреждения со стороны реки Омчуг и ул. Горняцкой имеет многочисленные повреждения в виде дыр и отсутствия пролетов забора.

Указанные обстоятельства не оспаривались ответчиками в судебном заседании.

Установив, что МОГБУЗ «Тенькинская районная больница» осуществляет деятельность с нарушением требований законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности, руководствуясь положениями статей 2 и 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», пунктами 15 и 16 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года № 8, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на ответчика МОГБУЗ «Тенькинская районная больница» обязанности в течение 6 месяцев после вступления в законную силу судебного решения оборудовать территорию Учреждения (пос. Усть-Омчуг по ул. Горняцкая, д. 70) системой видеонаблюдения путем установки по 1 камере видеонаблюдения по периметру и над каждой входной группой зданий главного корпуса, поликлиники, инфекционного отделения, гаража, позволяющей обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.

Помимо этого, исходя в том числе из положений статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктом 2.13 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 года № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», суд возложил на ответчика МОГБУЗ «Тенькинская районная больница» обязанность в течение 6 месяцев после вступления в законную силу судебного решения установить ограждение по периметру территории Учреждения в пос. Усть-Омчуг по ул. Горняцкая, д. 70, на которой расположены здания главного корпуса, поликлиники, инфекционного отделения, гаража.

Обязанность в течение 4 месяцев после вступления в законную силу решения суда осуществить финансирование установки указанных выше системы видеонаблюдения и ограждения суд на основании положений пунктов 40, 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, пунктов 1.2, 3.20, 3.23 Положения о министерстве здравоохранения и демографической политики Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 9 января 2014 года № 5-пп, возложил на Минздрав Магаданской области.

Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждаются представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка.

Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации определены Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года (далее - Концепция).

Согласно подпункту «д» пункта 11 Концепции основными задачами противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется, в том числе в виде его предупреждения (профилактики) (подпункт «а» пункта 12). Предупреждение (профилактика) терроризма предполагает осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, (подпункт «б» пункта 13).

В числе мер по предупреждению терроризма пункт 21 Концепции выделяет организационно-технические меры, которые включают в себя разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.

В числе основных принципов противодействия терроризму в пунктах 1 и 7 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон о противодействии терроризму) названы обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о противодействии терроризму антитеррористическая защищенность объекта (территории) представляет собой состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) (пункт 4 части 2 статьи 5 Закона о противодействии терроризму).

Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года № 8 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – Требования).

В пункте 2 Требований определено, что под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельных зданий (строений и сооружений), части зданий (строений и сооружений), имеющие отдельные входы (выходы), правообладателями которых являются, в том числе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере охраны здоровья, и иные организации, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий)).

В силу пункта 15 Требований антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения (подпукт «б»); на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории) (подпукт «в»); на минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения (подпукт «г»).

В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца (подпункт «б» пункта 16 Требований).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, учредителем МОГБУЗ «Тенькинская районная больница» является Минздрав Магаданской области, осуществляющий полномочия в сфере охраны здоровья.

К основным видам деятельности Учреждения относятся организация и оказания первичной (доврачебной, врачебной, специализированной) медико-санитарной помощи, в том числе в неотложной форме, больным, проживающим на территории обслуживания и (или) прикрепленным на обслуживание, при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях в соответствии с порядками оказания медицинской помощи (пункты 1.3, 3.2.1 Устава).

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Тенькинского района в декабре 2019 года, выявлено нарушение МОГБУЗ «Тенькинская районная больница» требований законодательства о противодействии террористической деятельности, выразившееся в отсутствии в Учреждении системы видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечить непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца (т. 1 л.д. 51-53).

Актом проверки от 15 июня 2020 года подтверждено, что данное нарушение ответчиком не устранено, по состоянию на указанную дату система видеонаблюдения в Учреждении отсутствует (т. 1 л.д. 176-181).

Установив указанные обстоятельства, тщательно проанализировав положения вышеприведенных правовых норм, суд при разрешении требований прокурора о возложении на Учреждение обязанности по установке названной выше системы видеонаблюдения пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для их удовлетворения, предоставив срок для исполнения данной обязанности продолжительностью 6 месяцев.

Доводы апелляционной жалобы Минздрава Магаданской области о недостаточности данного срока судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку установленный судом срок (в данном случае до 8 июня 2021 года) с учетом необходимости заключения договоров на приобретение оборудования и выполнение работ по его установке носит разумный характер.

При этом судебная коллегия принимает во внимание, что нарушение требований об антитеррористической защищенности в Учреждении здравоохранения может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью как медицинского персонала, так и посетителей (пациентов). В связи с этим необходимо принятие безотлагательных мер к устранению выявленных нарушений.

Удовлетворяя требования прокурора о возложении на МОГБУЗ «Тенькинская районная больница» обязанности установить ограждение по периметру территории Учреждения в пос. Усть-Омчуг по ул. Горняцкая, д. 70, на которой расположены здания главного корпуса, поликлиники, инфекционного отделения, гаража, суд исходил из того, что материалами дела подтверждено и ответчиками не оспорены обстоятельства, зафиксированные в акте проверки от 15 июня 2020 года.

Согласно данному акту и фототаблице к нему (т. 1 л.д. 176-181) ограждение территории МОГБУЗ «Тенькинская районная больница» имеет дыры, в заборе со стороны ул. Горняцкой, а также со стороны реки Омчуг отсутствуют пролеты.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 15 Требований антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается, в том числе путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию).

В подпункте «ж» пункта 16 Требований определено, что в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются, помимо прочего, мероприятия по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и оснащение бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории).

К мерам по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности объекта (территории) относятся проверка характеристики и состояния ограждения, охранного освещения, охранной сигнализации (раздел VII формы паспорта безопасности объектов (территорий), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года № 8).

Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Пунктом 2.13 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 года № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» установлено, что территория медицинских организаций должна быть благоустроена с учетом необходимости обеспечения лечебно-охранительного режима, озеленена, ограждена и освещена.

При этом в силу терминов и определений, приведенных в приложении № 16 к СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 года № 58, медицинскими организациями (МО) признаются все виды организаций, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основным видом деятельности которых является амбулаторно-поликлиническая и/или стационарная медицинская помощь.

При таком положении, учитывая, что к основным видам деятельности Учреждения относятся организация и оказания первичной (доврачебной, врачебной, специализированной) медико-санитарной помощи (пункты 1.3, 3.2.1 Устава), суд пришел к обоснованному и мотивированному выводу об обязанности Учреждения установить ограждение территории медицинской организации.

Доводы апелляционной жалобы Минздрава Магаданской области о неопределенности решения суда в данной части ввиду неуказания характеристик ограждения (конструкции, размера) не могут быть приняты во внимание, поскольку вопрос о технических характеристиках ограждения не являлся предметом судебного разбирательства. Требований об установлении ограждения с определенной технической характеристикой (высота, длина, форма, материал) прокурором не заявлялось.

При этом, как правильно указал суд первой инстанции, отсутствие в законодательстве определения понятия «ограждение» не является основанием для освобождения Учреждения от обязанности по установке ограждения и выполнения тем самым требования законодательства об антитеррористической защищенности объекта (территории).

Возложив на МОГБУЗ «Тенькинская районная больница» обязанность по ограждению территории медицинской организации, суд установил срок для исполнения решения суда в данной части – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, то есть до 8 июня 2021 года (включительно).

Судебная коллегия с учетом времени, необходимого для определения исполнителя работ, заключения соответствующего договора и производства работ, находит данный срок разумным и позволяющим осуществить указанные действия.

Ссылка в апелляционной жалобе Минздрава Магаданской области на необходимость увеличения срока исполнения решения суда в данной части до 12 месяцев неубедительна, поскольку каких-либо относимых и допустимых доказательств недостаточности установленного судом срока, в том числе доказательств того, что климатические условия Магаданской области не позволяют проводить спорные работы в весенне-летний период, не представлено. Кроме того, при наличии исключительных и непреодолимых обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в шестимесячный срок, Учреждение вправе обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

Возлагая на Минздрав Магаданской области обязанность осуществить финансирование указанных выше мероприятий, суд правильно руководствовался утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, и исходил из того, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только учреждения здравоохранения, но и соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Концепции субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

В силу части 3 статьи 5 Закона о противодействии терроризму федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В пункте 40 Концепции определено, что финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (пункт 42 Концепции).

На основании постановления Правительства Магаданской области от 9 января 2014 года № 5-пп «Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения и демографической политике Магаданской области» (далее –Положение) отраслевым органом исполнительной власти Магаданской области, осуществляющим функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета на здравоохранение, является Минздрав Магаданской области (пункт 1.1, 1.8 Положения).

В силу пунктов 3.2, 3.9 Положения Минздрав Магаданской области осуществляет полномочия учредителя областных государственных медицинских учреждений; в качестве главного распорядителя бюджетных средств обладает соответствующими бюджетными полномочиями, в том числе по планированию расходов бюджета; по распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

В соответствии с пунктами 3.20, 3.23 Положения Минздрав Магаданской области разрабатывает проект сводного консолидированного бюджета подведомственных государственных учреждений на очередной финансовый год, в том числе экономические расчеты на реализацию государственной программы; разрабатывает и утверждает объемные и финансовые нормативы деятельности подведомственных государственных учреждений.

Таким образом, Минздрав Магаданской области, как главный распорядитель и получатель средств областного бюджета Магаданской области на здравоохранение, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации наряду с другими полномочиями распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные задания, соответственно, является органом, несущим ответственность за выделение и целевое направление денежных средств на цели, необходимые бюджетным учреждениям для выполнения их непосредственной обязанности, вытекающей из государственного задания.

МОГБУЗ «Тенькинская районная больница» является бюджетным учреждением здравоохранения, подведомственным Минздраву Магаданской области, и поскольку в данном Учреждении отсутствует система видеонаблюдения и имеются недостатки в ограждении территории медицинского учреждения, суд пришел к правильному выводу о том, что в силу пункта 40 Концепции финансирование мероприятий, направленных на выполнение требований антитеррористической защищенности (пункты 15, 16 Концепции), должен осуществлять Минздрав Магаданской области как главный распорядитель бюджетных средств, обеспечивающий финансирование учреждений здравоохранения области.

Доводы жалобы о возможном самостоятельном осуществлении МОГБУЗ «Тенькинская районная больница» мероприятий по установке системы видеонаблюдения и ограждения за счет средств, полученных от оказания платных медицинских услуг, не препятствуют Минздраву Магаданской области при определении размера предоставляемой субсидии учесть указанные обстоятельства.

Ссылка в обоснование доводов жалобы на положения статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации несостоятельна, поскольку в абзаце втором пункта 1 данной нормы прямо предусмотрена возможность предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий бюджетным учреждениям на иные цели, а не только на выполнение государственных (муниципальных) заданий.

Указание в жалобе на причину, по которой Минздрав Магаданской области с 2014 года не проводил по заявкам МОГБУЗ «Тенькинская районная больница» финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, на правильность выводов суда не влияет и отмену решения суда повлечь не может.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые являются безусловными основаниями к отмене решения, вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции не допущено.

С учетом изложенного судебная коллегия признает, что апелляционная жалоба не содержит доводов, указывающих на наличие предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

о п р е д е л и л а:

решение Хасынского районного суда Магаданской области от 14 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства здравоохранения и демографической политике Магаданской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение по гражданскому делу вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение трех месяцев может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи