Судья Багдасарян Г.В. 61RS0005-01-2022-007882-76
№33-2142/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 февраля 2024 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Калашниковой Н.М.,
судей Тактаровой Н.П., Котельниковой Л.П.,
при секретаре Черникове С.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-646/2023 по иску Бойко Валерия Ивановича к ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» о признании права на получение минимального размера оплаты труда и возложении обязанности произвести выплату минимального размера оплаты труда за период нахождения на военных сборах по апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 28 февраля 2023г.,
Заслушав доклад судьи Тактаровой Н.П.,
у с т а н о в и л а:
Бойко В.И. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» о признании права на получение минимального размера оплаты труда и возложении обязанности произвести выплату минимального размера оплаты труда за период нахождения на военных сборах, указав, что 11.06.2022 он заключил контракт о пребывании в мобилизованном людском резерве, после чего на основании предписания Военного комиссариата г.Шахты и Октябрьского района, 06.09.2022 убыл для прохождения военных сборов в в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, где находился до 03.10.2022.
В последующем. 14.10.2022, Бойко В.И. обратился к ответчику с заявлением о выплате МРОТ в соответствии с Федеральным законом №82-ФЗ от 19.06.2000 «О минимальном размере оплаты труда», по итогам рассмотрения которого, им было получено письмо о предстоящей выплате 100 руб.
Полагая, что данная сумма определена ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» неверно, Бойко В.И. обратился в суд и просил признать за ним право на получение минимального размера оплаты труда за время пребывания на военных сборах, обязать ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» выплатить минимальный размер оплаты труда, установленный ст.1 Федерального закона №82-ФЗ от 19.06.2000 «О минимальном размере оплаты труда» за период его нахождения на военных сборах с 06.09.2022 до 03.10.2022, исходя из минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учёте в государственном учреждении службы занятости населения; взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя, а также расходы по оплате нотариальных услуг (л.д.6-9).
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 28.02.2023г. исковые требования Бойко В.И. к ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области" о признании права на получение минимального размера оплаты труда и возложении обязанности произвести выплату минимального размера оплаты труда за период нахождения на военных сборах удовлетворены.
Суд признал за Бойко В.И. право на получение минимального размера оплаты труда за время пребывания на военных сборах, обязал ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области" выплатить Бойко В.И. минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» за период нахождения его на военных сборах с 06.09.2022 по 03.10.2022, исходя из минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения; взыскал с ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области" в пользу Бойко В.И. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., а также расходы по оплате услуг представителя - 12 000 руб. (л.д.52-62).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 01.06.2023г. решение суда первой инстанции от 28.02.2023г. оставлено без изменения (л.д.100-108).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 12.10.2023г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 01.06.2023г. отменено в части оставления без изменения решения Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 28.02.2023г. в части возложения на ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области" обязанности выплатить Бойко В.И. минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" за период его нахождения на военных сборах с 06.09. 2022г. по 03.10.2022г., исходя из минимального размера оплаты труда граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 28.02.2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 01.06.2023 г. оставлено без изменения (л.д.177-192).
В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное, необоснованное, вынесенное при неправильном применении норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы указывает на то, что заместителем командующего войсками Южного военного округа по финансово-экономической работе до военного комиссариата Ростовской области доведена позиция Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.01.2022г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по вопросам выплат гражданам за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы и за время прохождения военных сборов. В соответствии с указанной позицией Минтруда России, если граждане не состоят в трудовых отношениях, то к ним не применяется минимальный размер оплаты труда, в целях регулирования трудовых отношений, установленный статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». По мнению Минтруда России, размер выплаты для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, которые привлекаются для участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы, а также за время прохождения ими военных сборов, составляет 100 руб. (указания заместителя командующего войсками Южного военного округа по финансово-экономической работе от 15.02.2022г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что Бойко В.И. за период прохождения военных сборов с 06.09.2022 до 03.10.2022 осуществлены выплаты (денежное довольствие), установленные п. 1 ст.13.1. Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
По мнению заявителя жалобы, поскольку Бойко В.И. не был трудоустроен и не состоял на учете в органах службы занятости, кроме того в его пользу осуществлялись выплаты как гражданину, заключившему контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве, в том числе и за участие в военных сборах, то взыскание судом в его пользу минимального размера оплаты труда, установленного статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» за период нахождения на военных сборах является не обоснованным, в связи с неправильным применением норм материального права.
Суд, делая вывод о выплатах компенсационных расходов для работающих и не работающих граждан, имеющих одинаковый характер, не принял во внимание неработающих граждан, состоящих на учете в центре занятости населения, которым за участие в военных сборах компенсируется пособие по безработице, размер минимальной и максимальной величин которого регулируется Законом «О занятости населения» Российской Федерации.
Заявитель жалобы также полагает, что расходы по оплате услуг представителя, взысканные судом с военного комиссариата Ростовской области в пользу Бойко В.И. в размере 12 000 руб. не соответствует требованиям разумности, установленным статьей 100 ГПК РФ. Военный комиссариат является федеральным казенным учреждением, финансируется из средств федерального бюджета и взыскание с казенного учреждения завышенных сумм на оплату услуг представителя является необоснованным расходованием средств федерального бюджета (л.д.64-74).
В дополнении к апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» ссылается на допущенные судом первой инстанции нарушения положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. По утверждению апеллянта, резолютивная часть обжалуемого решения суда первой инстанции от 28.02.2023г. в том виде, как она изложена, делает данное решение неисполнимым.
В возражениях, поданных на апелляционную жалобу, истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д.81-88).
Поскольку апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 01.06.2023 в кассационном порядке отменено только в части оставления без изменения решения суда первой инстанции от 28.02.2023г. о возложении на ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области" обязанности выплатить Бойко В.И. минимальный размер оплаты труда, установленный ст.1 Федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" за период его нахождения на военных сборах с 06.09. 2022г. по 03.10.2022г., исходя из минимального размера оплаты труда граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, а в остальной части вступило в законную силу, в данном случае предметом рассмотрения апелляционного суда по апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» является законность и обоснованность решения Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 28.02.2023г. в части возложения на ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области" обязанности выплатить Бойко В.И. МРОТ, установленный ст.1 Федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" за период его нахождения на военных сборах с 06.09. 2022г. по 03.10.2022г., исходя из минимального размера оплаты труда граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ и с учетом указаний суда кассационной инстанции, выслушав представителей истца и представителя ответчика, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции в указанной части, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе рассмотрения дела, в период с 31.05.1985 до 30.09.2011 Бойко В.И. проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, в настоящее время является получателем пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации.
11.06.2019 им был заключен контракт о пребывании в мобилизованном людском резерве сроком на 3 года.
На основании приказа командира войсковой части НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 07.06.2022 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с Бойко В.И. заключён новый контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве сроком на 3 года, с 11.06.2022 до 10.06.2025.
В составе мобилизованного людского резерва при войсковой части НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Бойко В.И. находился с 06.09.2022 до 03.10.2022 (л.д.11,14 – справка вр.и.о. командира войсковой части НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН исх.НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 03.10.2022, справка ФКУ «Военный комиссариат г.Шахты и Октябрьского района Ростовской области» исх.НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 23.11.2022).
В ответ на обращение Бойко В.И. письмом исх. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 29.11.2022 ФКУ «Военный комиссариат г.Шахты и Октябрьского района Ростовской области» истцу сообщено о том, что ему положена выплата в размере 100 руб. (л.д.12).
Согласно данным МИ ФНС России, по состоянию на 02.10.2022г., в качестве индивидуального предпринимателя Бойко В.И. не зарегистрирован (л.д.17).
Считая, что указанием в письме ФКУ «Военный комиссариат г.Шахты и Октябрьского района Ростовской области» от 29.11.2022 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на размер причитающейся ему выплаты в сумме 100 руб., нарушено его право на получение выплаты, предусмотренной Положением о проведении военных сборов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, Бойко В.И. настаивал на удовлетворении предъявленного им иска.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 5 Федерального закона З от 28.03.1998г. № 53-Ф "О воинской обязанности и военной службе", статьи 13.1 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Положением о проведении военных сборов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006г. № 333, статьи 1 Федерального закона N 82-ФЗ от 19.06.2000г. "О минимальном размере оплаты труда", исходил из того, что финансовое обеспечение, предусмотренное в виде минимального размера оплаты труда, военный комиссариат обязан произвести, исходя из минимального размера оплаты труда, установленного статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Федеральный закон "О МРОТ") за период нахождения истца на военных сборах с 06.09.2022 г. по 03.10.2022г., исходя из минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Однако с выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.
Федеральный закон от 28.03.1998г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
В соответствии со статьей 57.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, могут поступить в мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Граждане, пребывающие в резерве, являются резервистами и имеют права и обязанности, устанавливаемые настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы.
В ст. 56 указанного Федерального закона установлено, что порядок прохождения военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, определяется Положением о проведении военных сборов, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется в порядке и размерах, которые определяются Положением о прохождении военных сборов.
29.05.2006г. Правительством Российской Федерации принято постановление №333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности", которым утверждено "Положение о проведении военных сборов" (далее – "Положение о проведении военных сборов").
Согласно подпункту "в" п.24 упомянутого Положения о проведении военных сборов материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, включает, в том числе, финансовое обеспечение в связи с призывом на военные сборы и прохождением военных сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 25 Положения о проведении военных сборов, для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) минимального размера оплаты труда.
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что граждане, призываемые на военные сборы, помимо выплат, предусмотренных статьей 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", (выплата среднего заработка или стипендии по месту работы или учебы), имеют право на выплаты, предусмотренные статьей 13.1 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пунктом 25 «Положения о проведении военных сборов».
Согласно ст. 3 Федерального закона "О МРОТ" минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.
В соответствии со ст. 4 данного Федерального закона н "О МРОТ" до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 01.07.2000. по 31.12.2000г. исходя из базовой суммы, равной 83,49 руб., с 01.01.2001г. исходя из базовой суммы, равной 100 руб.
Статьей 5 Федерального закона "О МРОТ" установлено, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 01.07.2000г. по 31.12.2000г. исходя из базовой суммы, равной 83,49 руб., с 01.01.2001г. исходя из базовой суммы, равной 100 руб. Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 01.07.2000г. по 31.12.2000г. исходя из базовой суммы, равной 83,49 руб., с 01.10.2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 руб.
Федеральным законом от 06.12.2021г. № 406-ФЗ "О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ "О МРОТ" установлен минимальный размер оплаты труда с 01.01.2022 г. в сумме 13 890 руб. в месяц.
Выплаты, указанные в абзаце четвертом подпункта "б" п. 25 Положения о проведении военных сборов, не относятся к стипендиям, пособиям и другим обязательным социальным выплатам, предусмотренным ст. 4 Федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ "О МРОТ", тем более их нельзя отнести к налогам, сборам, штрафам и иным платежам, платежам по гражданско-правовым обязательствам, предусмотренным ст. 5 Федерального закона "О МРОТ".
Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции Федерального закона от 07.08.2000г. № 122-ФЗ) было предусмотрено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере не более 1 000 руб. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути.
Федеральным законом от 15.07.2005г. № 86-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", вступившим в силу с 01.01.2006 г., из пунктов 1 и 2 данной статьи 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" исключены слова "в размере не более 1000 рублей".
Таким образом, с 01.01.2006г. законодательно установлено сохранение за гражданами, призванными на военные сборы, средней заработной платы в полном объеме, а в силу требований ч.3 ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата не может быть ниже МРОТ.
Абзацем 4 подпункта "б" пункта 25 и пунктом 26 Положения о проведении военных сборов предусмотрена выплата за время прохождения военных сборов среднего заработка (пособия) по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда военным комиссариатом для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения. При этом из буквального толкования данной нормы не следует, что подлежит выплате базовая сумма, предусмотренная статьей 4 Федерального закона "О МРОТ".
Выплата гражданам при прохождении военных сборов в случае их трудоустройства средней заработной платы по месту работы или пособия по безработице при нахождении на учете в службе занятости и выплата гражданам, не работающим и не состоящим на учете в службе занятости населения, минимального размера оплаты труда, исходя из базовой суммы 100 руб., определенной более 20 лет назад, не соответствует конституционным принципам равенства лиц, выполняющих одну и ту же воинскую обязанность.
В этой связи, принимая во внимание, что с 01.01.2022г. минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ "О МРОТ" (в редакции Федерального закона от 06.12.2021г.), составляет в месяц13 890 руб., судебная коллегия соглашается с обоснованностью доводов истца о том, что причитающаяся ему за период нахождения на военных сборах с 06.09.2022г. по 03.10.2022г. выплата, предусмотренная статьей 13.1 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пунктом 25 «Положения о проведении военных сборов», не может быть равной сумме 100 руб.
В соответствии с пунктом 23 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012г. № 1609, военные комиссариаты обеспечиваются техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа (Северного флота) в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации.
Финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации.
Военный комиссариат Ростовской области является бюджетным учреждением.
Отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется путем предъявления исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа) к исполнению в орган, исполняющий судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ (далее - орган, исполняющий судебные акты): финансовые органы (Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования) и органы Федерального казначейства.
По общему правилу, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется взыскателем или его представителем, наделенным необходимыми полномочиями, в орган, исполняющий судебные акты (п. 2 ст.242.1 БК РФ).
Суд направляет исполнительный документ на исполнение в орган, исполняющий судебные акты, только по ходатайству взыскателя либо в случаях, прямо установленных законом, независимо от ходатайства взыскателя, например, по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 3.1 ст.353 КАС РФ, абзац 2 ч.3 ст. 319 АПК РФ, абзац 4 п.2 ст. 242.1 БК РФ).
К направляемому на исполнение в орган, исполняющий судебные акты, взыскателем либо его представителем исполнительному документу (за исключением судебного приказа) помимо иных обязательных документов прилагается копия судебного акта, на основании которого он выдан (п.2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, приведенным в п. 5 Постановления от 28.05.2019г. № 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", в п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ закреплено обязательное условие об указании в исполнительном документе сумм, подлежащих взысканию, в валюте Российской Федерации. В целях исполнения требований Кодекса судам необходимо указывать в резолютивной части судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащие взысканию суммы в валюте Российской Федерации.
Из анализа содержания указанных норм законодательства следует, что в рамках положений Бюджетного кодекса Российской Федерации исполняются требования по передаче гражданам (взыскание, обязание выплатить) денежных средств соответствующего бюджета, что предполагает указание в исполнительном документе конкретной суммы денежных средств, в противном случае органы федерального казначейства возвращают исполнительные листы без исполнения вследствие их несоответствия требованиям главы 24.1 "Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации производится органами Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации (ч.1 ст.242.1 БК Российской Федерации).
Между тем, разрешая спор и удовлетворяя требований Б., суд первой инстанции, возлагая на ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области" обязанность выплатить Б. минимальный размер оплаты труда, установлен статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" за период его нахождения на военных сборах с 6 сентября 2022 г. по 3 октября 2022 г., исходя из минимального размера оплаты труда граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, не указал размер суммы, подлежащей выплате в пользу истца, как того требует часть 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Принятое судом первой инстанции решение от 28.02.2023г. приведенным выше требованиям действующего законодательства, а также положениям статей 13 и 210 ГПК Российской Федерации не соответствует, поскольку не отвечает принципу исполнимости.
Как отмечено выше, Федеральным законом от 06.12.2021г. № 406-ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ "О МРОТ"» установлен минимальный размер оплаты труда с 01.01.2022 г. в сумме 13 890 руб. в месяц.
В материалы дела ответчиком представлена справка (л.д.130), согласно которой истец пребывал на военных сборах с 06.09.2022г. по 03.10.2022г., в связи с чем ему полагается выплата в сумме 12 657,27 руб., исходя из следующего расчета:
на период пребывания на военных сборах с 06.09.2022г. по 03.10.2022г. приходится 20 рабочих дней (в том числе, в сентябре 2022г. – 19, в октябре 2022г. – 1 день);
дневной заработок за сентябрь 2022г. – 13890 руб. (в месяц) : 22 раб. дня = 631,36 руб., в связи с чем причитающаяся истцу сумма компенсации за составляет - 631,36 х 19 дней (в сентябре 2022г.) = 11 995,84 руб.;
дневной заработок за октябрь 2022г. – 13890 руб. : 21 раб. день = 661,43 руб., в связи с чем причитающаяся истцу сумма компенсации за составляет - 661,43 х 1 день (в сентябре 2022г.).
В результате истцу причитается за период с пребывания на военных сборах с 06.09.2022г. по 03.10.2022г. (менее одного месяца) сумма 12 657,27 руб. (11995,84 руб. + 661,43 руб.).
По результатам оценки представленного расчета судебная коллегия считает возможным согласиться с размером причитающейся истцу выплаты в сумме 12 657,27 руб. период с пребывания на военных сборах с 06.09.2022г. по 03.10.2022г.
Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 28 февраля 2023г. отменить в части возложения на ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области" обязанности выплатить Бойко Валерию Ивановичу минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" за период его нахождения на военных сборах с 06.09.2022г. по 03.10.2022г., исходя из минимального размера оплаты труда граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
В отмененной части принять по делу новое решение, которым обязать Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Ростовской области" (ИНН 6165035768 ОГРН 1036165004391) произвести Бойко Валерию Ивановичу (паспорт ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА) за период нахождения на военных сборах с 06.09.2022г. по 03.10.2022г. выплату в сумме 12 657 рублей 27 копеек.
Председательствующий -
Судьи –
Текст мотивированного определения изготовлен 12.02.2024г.