Председательствующий: Сафронов М. М. Дело № 33-3428/2020
номер дела, присвоенный судом первой инстанции № 2-647/2020
55RS0007-01-2019-006844-82)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Щукина А. Г.,
судей Ивановой Л. В., Лозовой Ж. А.,
при секретаре Цапенко А. А.,
рассмотрела 27 июля 2020 года в открытом судебном заседании в г. Омске дело по иску ФИО1 к департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска об урегулировании разногласий
по апелляционной жалобе представителя департамента имущественных отношений Администрации г. Омска по доверенности ФИО2 на решение Центрального районного суда г. Омска от 27 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Щукина А. Г. судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска об урегулировании разногласий, указав, что обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № <...> по адресу: <...>. В ответ на данное обращение ответчиком был подготовлен проект договора купли-продажи земельного участка, с которым он не согласился в части расчёта выкупной стоимости земельного участка. Полагает необоснованным установление выкупной цены земельного участка в размере 40 процентов от его кадастровой стоимости.
Уточнив исковые требования, просил урегулировать разногласия по договору предоставления в собственность за плату земельного участка площадью 5 079 кв.м, с кадастровым номером № <...>, по адресу: <...>, согласовав его на следующих условиях: кадастровая стоимость земельного участка 6 606 000 рублей; цена выкупа земельного участка 660 600 рублей; дата договора – дата его реального подписания; расчёт стоимость договора производить из расчета 10 процентов от кадастровой стоимости (л.д. <...>).
Истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимал. Его представитель по доверенности Рева Н. Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме.
Представитель ответчика - департамента имущественных отношений Администрации города Омска по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 27 февраля 2020 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Разногласия, возникшие между ФИО1 и департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска при подписании проекта договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером № <...> урегулированы следующим образом.
В пункте 2.1 договора кадастровую стоимость земельного участка читать вместо «10 375 431,99» - «6 606 000» (рублей).
Проценты от кадастровой стоимости вместо цифры «40» читать «10».
Цену выкупа земельного участка (по всему пункту) вместо слов «4 150 172,80» (цифрами и в письменном виде) читать «660 600» (рублей).
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель департамента имущественных отношений Администрации г. Омска по доверенности ФИО2 просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указывает, что условия договора, а также кадастровая стоимость земельного участка должны определяться на дату обращения истца с заявлением. На момент обращения истца с департамент и получения проекта договора купли-продажи законодательно определена возможность приобретения земельного участка в собственность только за 40 процентов его кадастровой стоимости. Считает, что направление в департамент заявление об аннулировании заявления и проекта договора купли-продажи земельного участка, при наличии задолженности по оплате пользования земельным участком, а также условие истца о цене выкупа земельного участка в размере 10 процентов от его стоимости является злоупотребление правом. Отмечает, что выкупная стоимость испрашиваемого истцом земельного участка определена на основании постановления Правительства Омской области от 5 октября 2015 года № 275-п «О Порядке определения цены земельных участков, находящихся в собственности Омской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов», которым предусмотрено, что цена участка определяется в размере 40 процентов кадастровой стоимости. С учётом положений данного постановления, сложившейся судебной практики, основания для предоставления истцу земельного участка за 10 процентов его кадастровой стоимости, отсутствуют.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФИО4 по доверенности Рева Н. Ю. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие истца ФИО1, надлежащим образом извещённого о месте и времени судебного заседания.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика – департамента имущественных отношений Администрации г. Омска ФИО5, поддержавшей доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, представителя истца по доверенности Рева Н. Ю., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 является собственником нежилого строения по адресу: <...>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № <...>, который находится в муниципальной собственности (л.д. <...>).
23 октября 2018 года ФИО1 2018 года обратился в департамент имущественных отношений Администрации г. Омска с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов указанного земельного участка.
Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска в тридцатидневный срок со дня поступления заявления ФИО1 принял решение о предоставлении земельного участка в собственность и направил заявителю проект договора купли-продажи, подписанный представителем уполномоченного органа 20 ноября 2018 года, который был получен ФИО1 22 ноября 2018 года.
Согласно проекту договора цена выкупа земельного участка определена на основании постановления Правительства Омской области от 5 октября 2015 года № 275-п «О Порядке определения цены земельных участков, находящихся в собственности Омской области и земельных участков, государственная собственности на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов» в размере 4 150 172 рубля 80 копеек (л.д. <...>).
18 апреля 2019 года ФИО1 обратился в департамент имущественных отношений Администрации г. Омска с заявлением о внесении изменений в договор купли-продажи земельного участка в части выкупной цены.
В ответ на данное обращение, первый заместитель директора департамента в письме от 29 апреля 2019 года предложил ФИО1 В. в случае несогласия с проектом договора купли-продажи оформить протокол разногласий и представить его в департамент (л.д. <...>).
В заявлении от 6 мая 2019 года ФИО1 попросил аннулировать его заявление о предоставлении земельного участка (л.д. <...>).
В письме от 3 июня 2019 года первый заместитель директора департамента указал, что поскольку проект договора истцом не подписан, договор считается не вступившим в силу и является незаключенным. Кроме того, указал, что департамент оставляет за собой право обратиться в суд с требованием заключить договор (л.д. <...>).
24 октября 2019 года ФИО1 повторно направил ответчику заявление о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату (л.д. <...>).
В письме от 6 ноября 2019 года заместитель директора департамента указал, что позиция департамента по указанному вопросу не изменилась (л.д. <...>).
Поскольку в досудебном порядке стороны не пришли к соглашению об установлении выкупной цены земельного участка, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя иск в части, суд первой инстанции руководствовался статьями 438, 443, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39.4, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями постановления Правительства Омской области от 26 декабря 2018 года № 419-п, и исходил из соблюдения истцом установленных законодательством условий для выкупа земельного участка по цене 10 процентов от его кадастровой стоимости, установленной решением комиссии при Управлении Росреестра по Омской области № 208 от 25 декабря 2018 года.
Судебная коллегия признаёт выводы суда о том, что при определении выкупной цены следует исходить из кадастровой стоимости, установленной решением комиссии при Управлении Росреестра по Омской области № 208 от 25 декабря 2018 года верными, соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным в дело доказательствам и применённым нормам права.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что стоимость земельного участка должна определяться исходя из его кадастровой стоимости в размере 10 375 431 рубль 99 копеек ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, решением комиссии при Управлении Росреестра по Омской области № 208 от 25 декабря 2018 года было удовлетворено заявление ФИО1, кадастровая стоимость земельного участка снижена с 10 375 431 рубля 99 копеек до 6 606 000 рублей (л.д. <...>).
Согласно абзацу пятому статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьёй 24.18 названного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце втором пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Аналогичный подход изложен Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре судебной практики № 3 (2017), утверждённом 12 июля 2017 года.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что стоимость земельного участка подлежит определению исходя из его кадастровой стоимости в размере 6 606 000 рублей, установленной решением комиссии при Управлении Росреестра по Омской области № 208 от 25 декабря 2018 года.
Доводы апелляционной жалобы о злоупотреблении правом со стороны истца не могут быть приняты во внимание.
Злоупотребление правом, по смыслу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, представляет собой осуществление субъективного права в противоречии с его назначением, имеет место в случае, когда субъект поступает вопреки правовой норме, предоставляющей ему соответствующее право; не соотносит своё поведение с интересами общества и государства; не исполняет корреспондирующую данному праву юридическую обязанность.
Доказательств совершения истцом действий, которые могли бы квалифицироваться как злоупотребление правом, материалы дела не содержат.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд при определении выкупной цены земельного участке в размере 10 процентов кадастровой стоимости необоснованно руководствовался положениями пункта 9 постановления Правительства Омской области от 5 октября 2015 года № 275-п «О Порядке определения цены земельных участков, находящихся в собственности Омской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов», не может повлиять на законность принятого решения.
В соответствии со статьёй 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключённым, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Пунктом 2 статьи 445 поименованного кодекса установлено, что в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 названного кодекса в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
По смыслу пункта 4 статьи 421 и статьи 422 указанного кодекса условия, на которых суд обязывает заключить договор, не могут противоречить законодательству, действующему на момент рассмотрения спора.
Пунктом 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при заключении без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на который не разграничена, цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами. Цена названного земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пункт 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения цены земельных участков, находящихся в собственности Омской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов утверждён постановлением Правительства Омской области от 5 октября 2015 года № 275-п «О Порядке определения цены земельных участков, находящихся в собственности Омской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов» (далее – постановление № 275-п).
Пунктом 2 постановления № 275-п предусмотрено, что цена земельных участков определяется в размере 40 процентов их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 - 10 настоящего Порядка.
В пункте 9 постановления № 275-п (в редакции, действовавшей на момент возникновения разногласий) установлено, что до 1 января 2021 года цена земельных участков определяется в размере 10 процентов их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 - 7 настоящего Порядка, при одновременном соблюдении следующих условий: заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату подано в порядке, установленном статьёй 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, до 1 января 2020 года; 2) здание, сооружение, расположенное на земельном участке, в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату, находится в собственности лица, обратившегося с указанным заявлением, непрерывно в течение трех и более лет. При этом трёхлетний срок исчисляется с даты, указанной в правоустанавливающем (правоудостоверяющем) документе, являющемся основанием для государственной регистрации права собственности на здание, сооружение, расположенное на земельном участке; отсутствие задолженности по арендной плате и (или) неустойки (пеней) по договору аренды земельного участка, в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату, иной задолженности перед бюджетом за использование указанного земельного участка. При этом в случае отсутствия действующего договора аренды земельного участка в соответствии со статьями 1102 и 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации должна быть оплачена стоимость неосновательного обогащения до подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Пунктами 3 - 7 постановления № 275-п определены отдельные категории граждан и юридических лиц, которые имеют право на различные льготы при получении земельного участка в собственность без торгов (пункты 3 - 5) либо размер выкупа для которых устанавливается в размере кадастровой стоимости земельных участков (пункты 6 - 7).
В пункте 8 постановления № 275-п указано на льготное предоставление участка в случае нахождения субъекта в реестре малого и среднего предпринимательства в размере 30 процентов от кадастровой стоимости за исключением правила пункта 9, в котором содержатся условия определения стоимости в размере 10 процентов.
Пунктом 9 указанного постановления предусмотрено, что его положения не применяются к пунктам 3 - 7, указывая тем самым, что пункт 9 не распространяет своё действие на перечисленные категории лиц, имеющих право на получение земельного участка. При этом в пункте 9 в качестве исключения из него пункт 8 не поименован.
Следовательно, системное толкование содержания пунктов 8 и 9 постановления № 275-п позволяет сделать вывод, что указанные положения, содержащие ссылку друг на друга, применяются во взаимосвязи, а пункт 9 устанавливает случаи уменьшения выкупной стоимости до 10 процентов от кадастровой стоимости земельного участка в качестве исключения для землепользователей, указанных в пункте 8.
В то же время постановлением Правительства Омской области от 8 июля 2020 года № 264-п постановление № 275-п дополнено пунктом 10, согласно которому до 1 января 2022 года цена земельных участков определяется в размере 10 процентов их кадастровой стоимости при продаже земельных участков лицам, являющимся собственниками зданий, сооружений, помещений в них, расположенных на приобретаемых земельных участках, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 - 9 настоящего Порядка, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату подано в порядке, установленном статьёй 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, до 1 декабря 2021 года;
2) здание, сооружение, расположенное на земельном участке, в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату, находится в собственности лица, обратившегося с указанным заявлением, непрерывно в течение трех и более лет. При этом трёхлетний срок исчисляется с даты, указанной в правоустанавливающем (правоудостоверяющем) документе, являющемся основанием для государственной регистрации права собственности на здание, сооружение, расположенное на земельном участке; 3) отсутствие задолженности по арендной плате и (или) неустойки (пеней) по договору аренды земельного участка, в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату, иной задолженности перед бюджетом за использование указанного земельного участка. При этом в случае отсутствия действующего договора аренды земельного участка в соответствии со статьями 1102 и 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации должна быть оплачена стоимость неосновательного обогащения до подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Положения настоящего пункта применяются также к заявителям, соответствующим требованиям настоящего пункта, подавшим заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату в орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, с 1 января 2019 года, в том числе заключившим договор купли-продажи земельного участка на основании такого заявления.
Из материалов дела усматривается, что в границах земельного участка с кадастровым номером № <...> расположено нежилое строение, которое находятся в собственности ФИО1 с 29 января 2015 года, то есть более трёх лет.
Задолженность за пользование земельным участком у ФИО1 отсутствует.
С заявлением о реализации своего права ФИО1 обратился до 1 декабря 2021 года.
Положения пункта 10 постановления №275-п применяются к заявителям, соответствующим требованиям настоящего пункта, подавшим заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату до вступления в силу постановления Правительства Омской области от 8 июля 2020 года № 264-п, что следует из содержания этого пункта.
До настоящего времени договор купли-продажи между сторонами не заключён.
Таким образом, условия применения пункта 10 постановления №275-п истцом соблюдены, в связи с чем цена земельного участка подлежит установлению в размере 10 процентов от его кадастровой стоимости, что составляет 660 600 рублей (6 606 000*10%).
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах решение является законным, обоснованным и отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 27 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: