Дело № 2-647/2021 судья Михайлова Т.Н.
(№ 33-3337/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 сентября 2021 года г. Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Кубаревой Т.В.,
судей Климовой К.В. и Солдатовой Ю.Ю.,
при секретаре судебного заседания Османовой Т.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Кубаревой Т.В.
дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Московского районного суда города Твери от 25 мая 2021 года, которым постановлено:
«в удовлетворении заявленных требований ФИО1 к ГУ УПФР в г. Твери и Тверской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение доплаты к пенсии, обязать произвести перерасчет ежемесячной страховой пенсии по старости и назначении ее с учетом применения коэффициента отношения среднемесячной заработной платы застрахованного лица в размере 2, 41, отказать».
Судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери и Тверской области (межрайонное) (далее ГУ - УПФР в г. Твери и Тверской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение доплаты к пенсии, обязании произвести перерасчет ежемесячной страховой пенсии по старости и назначении ее с учетом применения коэффициента отношения среднемесячной заработной платы застрахованного лица в размере 2, 41.
В обоснование иска указано, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является пенсионером <данные изъяты>, ответчиком необоснованно занижен размер пенсии, вследствие неправильного подсчета стажа на <данные изъяты> работах связанных с <данные изъяты>
Истец считает, что Управлением Пенсионного фонда не были приняты во внимание статья 1 Федерального закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в котором указано, что при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, не выработавшим подземный стаж, предусмотренный данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке: каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин за 1 год и 3 месяца; каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 за 9 месяцев. Пункт дополнительно включен с 19 мая 2006 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 мая 2006 года № 266.
По мнению истца, его стаж в льготном исчислении составляет более 25 лет, в связи с чем он имеет право на назначение доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» и перерасчет пенсии с повышенным коэффициентом, в связи с чем, просил суд обязать ГУ - УПФР в г. Твери и Тверской области (межрайонное) произвести перерасчет ежемесячной страховой пенсии по старости и назначить ее с учетом статьи 2 Федерального закона от 10 мая 2010 года № 84 «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организации угольной промышленности».
В ходе рассмотрения дела истец ФИО1 уточнил заявленные исковые требования, просил суд первой инстанции включить периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> на участке <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в специальный стаж, дающий право на назначение доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» и обязать ГУ - УПФР в г. Твери и Тверской области (межрайонное) произвести перерасчет ежемесячной страховой пенсии по старости, назначить ее с учетом статьи 2 Федерального закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» с применением коэффициента отношения среднемесячной заработной платы застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 2, 41.
В обоснование уточненного искового заявления истец ФИО1 указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ и проведении перерасчета размера пенсии.
Письмом ГУ - УПФР в г. Твери (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ отказано во включении в специальный стаж, дающий право на назначение доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> на участке <данные изъяты>, так как согласно данных трудовой книжки не усматривается факт выполнения работ постоянно в течение полного рабочего дня; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> поскольку работа протекала на территории Казахстана, то есть в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР, в связи с чем правовые основания для учета периода работы после ДД.ММ.ГГГГ в стаж дающий право на назначение доплаты к пенсии отсутствуют.
Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 (ред. от 11 марта 2021 года), документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Ответчику представлена трудовая книжка установленного образца, в которой имеется запись о работе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> на участке <данные изъяты>. Данная запись сделана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ведению трудовых книжек, не дает оснований считать, что она содержит неправильные либо неточные сведения.
Таким образом, требования ГУ - УПФР в г. Твери (межрайонное) о предоставлении дополнительных документов, уточняющих характер работы являются незаконными и период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> на участке <данные изъяты> подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», подписанным как Правительством Российской Федерации, так и Правительством Республики Казахстан.
По смыслу норм международного права данного Соглашения, являющегося, по сути, международным договором, государства-участники СНГ подтвердили свои обязательства по созданию необходимых взаимных инструментов и условий правового и организационного характера для реализации гражданами государств, входящих в СНГ, своих пенсионных прав, причем не только на дату подписания данного Соглашения, но и на будущее время.
В соответствии с письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР (прекратил свое существование 12 декабря 1991 года) за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
Истец полагает, что спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ.
Согласно письма ГУ-УПФР в г. Твери (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ при начислении пенсии отношение среднемесячной заработной платы застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской федерации был учтен в размере 1,2. При этом не учтен характер выполняемой работы, именно подземного стажа, при котором необходимо применять фактический коэффициент, который составляет 2,41, исходя из заработной платы, подтвержденной представленной справкой.
В судебном заседании истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ГУ - УПФР в г. Твери и Тверской области (межрайонное) ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, представила возражения на исковое заявление, согласно которым с ДД.ММ.ГГГГ истцу была назначена трудовая пенсия по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за работу в особых условиях труда (Список №1).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ - УПФР в г. Твери и Тверской области (межрайонное) с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».
По результатам рассмотрения представленных документов ДД.ММ.ГГГГ Управлением было вынесено решение № об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в связи с отсутствием стажа на подземных работах по добыче угля в организациях угольной промышленности требуемой продолжительности.
Стаж на соответствующих видах работ составил 16 лет 03 месяца 11 дней при требуемых 25 годах такого стажа.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» правом на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии пользуются лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 указанной статьи условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, распространяются на лиц, работавших в организациях угольной промышленности Российской Федерации, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 года.
Представленными документами подтвержден факт работы ФИО1 на <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>
С учетом положений части 2 статьи 1 Федерального закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» при определении права на ежемесячную доплату к пенсии ФИО1 возможно учесть периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, продолжительность стажа на соответствующих видах работ составила 16 лет 03 месяца 11 дней (период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
При таких обстоятельствах, требование истца о включении в стаж, дающий право на назначение доплаты к пенсии в соответствии с положениями Федерального закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеет под собой законных оснований и не подлежит удовлетворению.
Требование ФИО1 о перерасчете страховой пенсии по старости с применением коэффициента соотношения среднемесячной заработной платы застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 2,41 так же не основано на законе.
Определение расчетного размера трудовой пенсии согласно пункту 2 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 осуществляется по выбору застрахованного лица в соответствии с пунктом 3, пунктом 4 или пунктом 6 указанной статьи.
Согласно пункту 3 статьи 30 отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации при расчете размера пенсии (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Возможность применения повышенного коэффициента соотношения заработных плат при расчете пенсии предусмотрена только для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате. ФИО1 не относится к указанной категории граждан.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственная инспекция труда, в судебное заседание не явилось, о дне слушания дела извещено надлежащем образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда, предлагается принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывается на то, что отказывая во включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> суд указал, что данная работа протекала на территории Казахстана, то есть в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР, в связи с чем правовые основания для учета периода работы после ДД.ММ.ГГГГ в стаж дающий право на назначение доплаты к пенсии отсутствуют.
Апеллянт полагает, что вывод суда противоречит действующему законодательству.
В соответствии с письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-Р8 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР (прекратил свое существование 12 декабря 1991 года) за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
При этом из Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99-Р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» следует, что признается возможность включения в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии, трудового стажа работы на территории государств-участников СНГ после 13 марта 1992 года при условии уплаты страховых взносов в соответствующие органы указанных государств.
Апеллянт полагает, что включение Пенсионным фондом Российской Федерации периодов после вступления Соглашения от 13 марта 1992 года, свидетельствует о том, что данный орган добровольно признал возможность включения в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии, трудового стажа работы на территории государств-участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13 марта 1992 года, но и после этой даты.
По мнению апеллянта, вывод суда об отсутствии правовых оснований для включения спорного периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в специальный стаж, дающий право на назначение доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» не основан на законе.
Указывается на то, что судом фактически не были рассмотрены требования истца о перерасчете ежемесячной страховой пенсии по старости.
По мнению апеллянта, с учетом положений и методик расчета, предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношение его среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации составляет 2, 41. Считает, что с учетом характера выполняемой работы, а именно подземного стажа, необходимо применять этот фактический коэффициент.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился истец ФИО1
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, не явились, об отложении дела не ходатайствовали, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Дополнительной гарантией в области социального обеспечения работникам, занятым на работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), является доплата к пенсии, условия, порядок назначения и выплаты которой определены Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии. В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в настоящей статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Аналогичные положения в части стажа работы были предусмотрены подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего на момент назначения пенсии ФИО1
Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии» статья 1 Федерального закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» дополнена частью 2, согласно которой условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные названным федеральным законом, распространяются на лиц, работавших в организациях угольной промышленности Российской Федерации, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 года.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 216-ФЗ указанные изменения вступили в силу с 1 января 2015 года.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации до 01 января 2015 года осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С 01 января 2015 года пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется по нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно статье 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», определен порядок определения размера страховой пенсии, а также порядок установления величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, приведены формулы расчета.
Статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлен порядок определения размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), основания перерасчета размера страховой пенсии.
В силу части 1 статьи 18 указанного Федерального закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В силу пункта 1 части 2 указанной статьи перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 данной статьи (для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации»).
В силу пунктов 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. В названных пунктах приведены конкретные перечни трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, которые учитываются в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами, при этом перечни различаются между собой.
В случае отсутствия данных о волеизъявлении пенсионера оценка пенсионных прав производится пенсионным органом по более выгодному для застрахованного лица варианту.
В силу пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при конвертации в расчетный пенсионный капитал определяется исходя из среднемесячной заработной платы за 2000 - 2001 годы, либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Отношение среднемесячной заработной платы застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был принят на участок <данные изъяты> для прохождения производственной практики, ДД.ММ.ГГГГ уволен по окончании практики. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работал на <данные изъяты> в должности <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, что подтверждается сведениями, отраженными в трудовой книжке.
ДД.ММ.ГГГГ истцу была назначена трудовая пенсия по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за работу в особых условиях труда, согласно которому право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 50 лет, проработавшие не менее 10 лет на подземных работах, при наличии не менее 20 лет страхового стажа.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление пенсионного фонда с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».
По результатам рассмотрения представленных документов ДД.ММ.ГГГГ Управлением Пенсионного фонда вынесено решение № об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в связи с отсутствием стажа на подземных работах по добыче угля в организациях угольной промышленности требуемой продолжительности.
С учетом положений части 2 статьи 1 Федерального закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» при определении права на ежемесячную доплату к пенсии ФИО1 пенсионным органом учтены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Стаж на соответствующих видах работ составил 16 лет 03 месяца 11 дней при требуемых 25 годах такого стажа.
ДД.ММ.ГГГГ УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное) вынесено решение об отказе в установлении (выплате) ежемесячной доплаты к пенсии №, в котором указано, что в специальный стаж работы, дающей право на назначение доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ, ФИО1 возможно учесть период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> на основании записей трудовой книжки, справок, уточняющих особый характер работы и условия труда. Не подлежит зачету в специальный стаж работы, дающей право на назначение доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, поскольку работа протекала на территории Казахстана, то есть в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР, правовые основания для учета работы после 01 декабря 1991 года в стаж, дающий право на назначение доплаты к пенсии, отсутствуют. Таким образом, в стаж ФИО1 возможно учесть 16 лет 3 месяца 11 дней при требуемых 25 годах такого стажа.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в Управление Пенсионного фонда о разъяснении по вопросам исчисления стажа и перерасчете пенсии за весь период времени с учетом правильного исчисления стажа подземных работ и исходя из среднемесячной заработной платы за 1989 год.
По результатам рассмотрения заявления истцу дан ответ о повторной проверке выплатного (пенсионного) дела и отсутствии оснований для перерасчета размера пенсии, даны разъяснения по вопросам исчисления стажа и размера пенсии.
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исходил из того, что у истца отсутствует необходимый стаж для назначения ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».
Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в специальный стаж, дающий право на назначение доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ, не может быть включен, поскольку работа протекала на территории Казахстана, то есть в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР, правовые основания для учета периода работы после 01 декабря 1991 года в стаж, дающей право на назначение доплаты к пенсии отсутствует.
Указанные истцом периоды работы не могут быть учтены в льготном исчислении (год работы за год и три месяца), поскольку отсутствуют периоды работы в качестве работника ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.
Период прохождения производственной практики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> на участке <данные изъяты>, не может быть учтен в стаж работы, поскольку отсутствуют документы подтверждающие занятость в течение полного рабочего дня.
Отказывая в перерасчете размера пенсии с учетом коэффициента 2,41, суд первой инстанции исходил из того, что возможность применения повышенного коэффициента соотношения заработных плат при расчете пенсии предусмотрена только для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате. ФИО1 не относится к указанной категории граждан.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, полагает их законными и обоснованными.
По смыслу части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ для приобретения права на доплату к пенсии необходимо не менее 25 лет стажа работы в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ежемесячная доплата к пенсии выплачивается за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.
В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в названной статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Аналогичные положения в части стажа работы были предусмотрены подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего на момент назначения пенсии ФИО1
Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии» статья 1 Федерального закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ дополнена частью 2, согласно которой условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные названным федеральным законом, распространяются на лиц, работавших в организациях угольной промышленности Российской Федерации, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 года.
Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2015 года.
Кроме того, по смыслу статей 1, 5 Федерального закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», источником финансирования доплаты к пенсии за стаж работы в угольной промышленности являются страховые взносы, дополнительно (сверх установленного тарифа) уплачиваемые в Пенсионный фонд Российской Федерации организациями угольной промышленности на выплату именно доплаты к пенсии работникам угольной отрасли Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6 названного закона для плательщиков взносов установлен тариф взносов в размере 6,7 процента выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.
Частью 3 статьи 6 Федерального закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» определено, что объектом обложения и базой для начисления взносов являются объект обложения и база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые установлены частями 1, 3 и 4 статьи 7 и частями 1, 3 и 6 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Из изложенных норм закона следует, что дополнительные страховые взносы (сверх установленного тарифа), уплачиваемые организациями угольной промышленности Российской Федерации в целях предоставления такой социальной гарантии бывшим работникам организаций угольной промышленности как доплата к пенсии, не участвуют в формировании размера страховой пенсии, который обеспечивается за счет взносов на обязательное пенсионное страхование, а имеют иное целевое назначение - расходуются только на дополнительное материальное обеспечение бывших работников угольной промышленности Российской Федерации и угольной промышленности бывшего СССР до 1 декабря 1991 года.
Таким образом, порядок установления пенсии работникам угольной промышленности и порядок установления доплаты к ней различны по своему характеру и имеют самостоятельное правовое регулирование. То, что исчисление стажа для назначения доплаты к пенсии бывшим работникам угольной промышленности производится в том же порядке, что и для исчисления пенсии по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, не означает, что право на доплату определяется в том же порядке, что и право на установление пенсии.
Ссылка апеллянта на Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» несостоятельна, поскольку данное соглашение регулирует вопросы пенсионного обеспечения, а не вопросы дополнительного социального обеспечения работников угольной промышленности, получающих пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществляемого за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.
Как следует из материалов дела, имеющаяся у ФИО1 продолжительность стажа работы в угольной промышленности Российской Федерации и бывшего СССР до 1 декабря 1991 года составляет 16 лет 03 месяца и 11 дней, что не дает ему права на назначение ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».
Довод апелляционной жалобы о неправомерном применении коэффициента отношения среднемесячной заработной платы истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,2, в то время как по расчетам истца это соотношение равно 2,41, также основан на ошибочном толковании подлежащего применению к спорным правоотношениям законодательства.
Согласно частям 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 января 2015 года Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Определение расчетного размера трудовой пенсии согласно пункту 2 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 осуществляется по выбору застрахованного лица в соответствии с пунктом 3, пунктом 4 или пунктом 6 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Из материалов дела усматривается, что в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» ФИО1 зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ. В выписке из индивидуального лицевого счета имеются сведения о заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Пенсионным органом учтен наиболее целесообразный период заработной платы для определения расчетного размера трудовой пенсии, а именно заработная плата за 60 месяцев работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отношение которой к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации составило 2,094. Коэффициент учтен в максимально возможном размере 1,2.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, положение статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» об установлении при определении расчетного размера трудовой пенсии ограничения соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации направлено на обеспечение баланса интересов частных лиц и публичных интересов государства и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан (определения от 21 октября 2008 года №622-О-О, от 16 апреля 2009 года № 406-О-О, от 21 апреля 2011 года № 470-О-О, от 24 декабря 2013 года № 1947-О, от 20 марта 2014 года № 526-О, от 23 апреля 2015 года № 792-О и др.).
Таким образом, применение ответчиком отношения среднемесячной заработной платы к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,2 вызвано применением норм пенсионного законодательства, установившего ограничение этого показателя для расчета пенсии.
Судебная коллегия полностью соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела. Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, установленных по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского районного суда города Твери от 25 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 08 сентября 2021 года.
Председательствующий Т.В. Кубарева
Судьи К.В. Климова
Ю.Ю. Солдатова