ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-647/2021 от 11.02.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Дело <№>

2-647/2021

УИД: 66RS0049-01-2021-001199-95

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 февраля 2022 года г. Екатеринбург

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Колесниковой О.Г.,

судей Кокшарова Е. В.,

Редозубовой Т. Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кривоноговой Н. К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайнетдинова Г.Ш. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 2 об установлении статуса участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, выдаче удостоверения,

по апелляционной жалобе истца на решение Режевского городского суда Свердловской области от 19 октября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., объяснения представителя ответчика Вилаевой О. В. (доверенность от 11 января 2022 года), возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Гайнетдинов Г. Ш. обратился с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 2 (далее по тексту-Управление социальной политики) об установлении статуса участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, выдаче удостоверения.

В обоснование иска указал, что 03 февраля 2020 года он обратился в Управление социальной политики с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Решением ответчика от 28 февраля 2020 года № 1 в выдаче удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС отказано со ссылкой на то, что истцом представлены не все документы, необходимые для предоставления государственной услуги «Оформление и выдача удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», отсутствуют документы, подтверждающие выполнение работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

Полагал незаконным данное решение Управления социальной политики, поскольку в период с 04 июня 1987 года по 29 октября 1987 года находился на учебных сборах в в/ч 93612, что подтверждается записью в военном билете от 21 октября 1971 года <№>, выданным 12 апреля 1990 года, свидетельством о льготах <№>, удостоверением участника ликвидации последствий Чернобыльской АЭС от 1987 года от 09 февраля 1994 года. Ссылался на то, что Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в его действующей редакции не содержит норм, обязывающих граждан повторно подтверждать ранее установленный им в соответствии с законом статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также право на меры социальной поддержки, обусловленные этим статусом.

Определением Режевского городского суда Свердловской области от 02 сентября 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной политики Свердловской области, ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области».

В судебном заседании сторона истца исковые требования поддержала.

Управление социальной политики исковые требования не признало, в их удовлетворении просило отказать. Указало, что на момент обращения и рассмотрения документов истца, порядок и условия выдачи удостоверения участника регламентировались приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 08 декабря 2006 года № 727/831165н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с п. 1 Порядка удостоверения российского образца, оформленные и выданные гражданам до принятия Порядка, были действительны для предоставления им мер социальной поддержки. Удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до 1 января 2007 года, а потому удостоверение союзного образца участника ЧАЭС серии А <№> союзного образца, выданное истцу 09 февраля 1994 года Свердловским областным военкоматом, является недействительным. В связи с тем, что в документах, являвшихся предметом оценки права истца на выдачу удостоверения, не содержалось сведений о прохождении специальных сборов и привлечении в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, в выдаче удостоверения было отказано.

Министерство социальной защиты населения Свердловской области полагало об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска. Указало, что обязательным критерием для отнесения гражданина к числу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» является подтверждение факта выполнения работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. Таких доказательств в материалы дела не представлено.

Представитель третьего лица ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» иск поддержал.

Решением Режевского городского суда Свердловской области от 19 октября 2021 года в удовлетворении исковых требований Гайнетдинова Г. Ш. отказано.

С указанным решением не согласился истец, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, его исковые требования удовлетворить.

Ссылается на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанность установленных судом обстоятельств. Указывает, что совокупность представленных суду доказательств (письмо Штаба Объединенного Стратегического и командования Центрального Военного округа от 22 июня 2020 года № 20/2/37 (ч), справка Центрального архива МО от 20 июня 2003 года, военный билет от 21 ноября 1971 года, архивная справка Краснознаменного Прибалтийского военного округа от 24 апреля 1992 года, свидетельство о льготах от 12 апреля 1990 года № 1805, архивная справка ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации», список военнообязанных, прибывших со спец.сборов от 24 декабря 1987 года № 1210, Ведомость № 2 выдачи удостоверений (утв. 09 февраля 1994 года) подтверждают факт выполнения истцом работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. Действующее законодательство не обязывает истца повторно подтверждать ранее установленный им в соответствии с законом статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик указал о законности и обоснованности решения суда.

Истец, третьи лица в заседание судебной коллегии не явились. Истец извещен письмом от 19 января 2022 года, представитель истца Маранян А. В. - телефонограммой от 19 января 2022 года, третьи лица-публично, в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь положениями ст. 167, ч. 2 ст. 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие вышеуказанных лиц.

Заслушав объяснения представителя ответчика, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда, который правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделал обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Как следует из материалов дела (военный билет от 21 ноября 1971 года, справка Центрального архива МО от 20 июня 2003 года, архивная справка Краснознаменного Прибалтийского военного округа от 24 апреля 1992 года, архивная справка ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации», список военнообязанных, прибывших со спец.сборов от 24 декабря 1987 года № 1210, Ведомость № 2 выдачи удостоверений от 09 февраля 1994 года- л.д. 13 (об), 14, 14 (об), 15, 33, 45,109-11, 112) Гайнетдинов Г.Ш., в период с 04 июня 1987 года по 29 октября 1987 года проходил специальные сборы в войсковой части 93612 в должности военного строителя. Доза облучения составила 9, 64 бэр.

09 февраля 1994 года Свердловским областным военкоматом истцу выдано удостоверение серии А № 710810 участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1990 г. союзного образца (указано, что удостоверение действительно на всей территории СССР), что подтверждается копией указанного удостоверения в материалах дела, а также представленной ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» ведомостью выдачи удостоверений (л.д. 13 (об), 112-114), что ответчиком не оспаривалось.

Распоряжением Управления от 28 февраля 2020 года истцу отказано в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1988-1990 гг. нового образца (л.д. 11).

Признавая отказ Управления в выдаче истцу удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС правомерным и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности факта участия истца в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения (30-километровой зоне).

Судебная коллегия не находит оснований не соглашаться с таким выводом суда, поскольку он соответствует установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам и не противоречит положениям законодательства, регулирующим спорные правоотношения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон № 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988-1990 годах службу в зоне отчуждения.

Согласно ч. 4 ст. 15 названного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с приказом МЧС России № 727, Минздравсоцразвития России № 831, Минфина России № 165н от 08 декабря 2006 года, действовавшим на момент принятия решения об отказе в выдаче удостоверения, утвержден Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Порядок).

Согласно п. 1 Порядка порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС устанавливает единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона 1244-1. Удостоверения российского образца, оформленные и выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления им мер социальной поддержки. Удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до 1 января 2007 года.

В соответствии с п. 4 Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям № 1 и № 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.

Согласно п. 6 Порядка документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются: командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения; справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986-1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами; трудовая книжка (раздел «Сведения о работе») с записью о работе в зоне отчуждения; табель учета рабочего времени в зоне отчуждения; справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения); задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения; военный билет (разделы «Прохождение учебных сборов» и «Особые отметки») с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения); выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения; выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986-1990 годах.

С 29 августа 2020 года вступили в силу Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные приказом МЧС России № 253, Минтруда России № 207н, Минфина России № 73н от 21 апреля 2020 года (далее по тексту - Порядок), утратил силу приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 08 декабря 2006 года № 727/831/165н.

Порядком установлены единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривающие обязательность предоставления документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, из числа документов, предусмотренных пунктами 6 Порядка.

Как указано в п. 6 Порядка 6. Документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются любой из нижеперечисленных: а) командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения; б) справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами; в) трудовая книжка (раздел «Сведения о работе») с записью о работе в зоне отчуждения; г) табель учета рабочего времени в зоне отчуждения; д) справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения); е) задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения; ж) военный билет (разделы «Прохождение учебных сборов» и «Особые отметки») с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения); з) выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения; и) выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986 - 1990 годах.

Из содержания вышеназванных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, следует, что необходимым условием отнесения лиц к категории граждан, на которых распространяется действие Закона № 1244-1, является выполнение ими в 1986-1990 гг. работ в пределах зоны отчуждения независимо от того, где дислоцировалась их воинская часть, и какие работы в зоне отчуждения ими выполнялись. Для получения вместо удостоверения союзного образца удостоверения нового образца участником ликвидации последствий на ЧАЭС, в том числе военнослужащим, призванным на специальные сборы и привлеченным в 1986-1990 годах к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, необходимо предоставить документы, указанные в 6 Порядка, то есть документы, подтверждающие участие гражданина в работах в зоне отчуждения, учитывая, что в соответствии со ст. 8 Закона № 1244-1 зона отчуждения (именовавшаяся в 1986-1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.

Принимая во внимание изложенное, истец обязан был представить один из документов, указанных в п. 6 Порядка, то есть документ, подтверждающий выполнение им работ в зоне отчуждения.

Таких документов в Управление истцом не представлено, в деле не имеется.

Представленный истцом военный билет не может быть расценен в качестве документа, подтверждающего выполнение работ в зоне отчуждения, поскольку выполненная в нем запись о выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС не содержит указания на то, что эти работы выполнялись в зоне отчуждения. Отсутствуют соответствующие сведения и в письме Штаба Объединенного стратегического командования Центрального военного округа от 12 июня 2020 года (л.д. 12-13), Справке Центрального архива МО от 20 июня 2003 года, приказе (выписка) о прибытии и снятии со всех видов обеспечения (л.д. 45), списке военнообязанных, прибывших со спецсборов по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС от 24 декабря 1998 года (л.д. 49). Сведения о том, что личный состав в/ч 93612 выезжал на работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоны № 1-3 конкретно и однозначно не подтверждают такое юридически значимое обстоятельство как выполнение непосредственно истцом работ в зоне отчуждения. Архивная справка от 02 ноября 2020 года № 4/209718 указывает о начислении истцу заработной платы, но не свидетельствует о повышенном размере оплаты труда (л.д. 33). Ведомость № 2 выдачи удостоверений лицам, принимавшим в 1986-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения (30 км зоне), утвержденная 09 февраля 1994 года (л.д. 70), не может быть положена в основу вывода об участии истца в работах в зоне отчуждения, поскольку она основывается только лишь на факте прохождения спец.сборов, что отражено в представленном истцом военном билете.

Наличие у истца ранее выданного удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС от 09 февраля 1994 года (л.д.13, об) в безусловном порядке не может являться основанием для выдачи истцу удостоверения российского образца в отсутствие на то доказательств, изложенных в п. 6 вышеуказанного Порядка.

При таком положении у суда первой инстанции отсутствовали основания для вывода о неправомерности отказа Управления в выдаче истцу удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС нового образца, в связи с чем в удовлетворении иска обоснованно отказано.

Доводы истца в жалобе о том, что удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС союзного образца было выдано ему в соответствии с установленным на тот момент порядком, не признано недействительным и потому подтверждает его право на получение удостоверения нового образца, что Порядок не предусматривает обязанности граждан, имеющих удостоверение ликвидатора, предоставлять помимо копии данного удостоверения какие-либо иные документы, что Закон № 1244-1 не содержит норм, обязывающих граждан подтверждать повторно ранее установленный им в соответствии с данным Законом статус участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, не могут повлечь отмены обжалуемого решения, поскольку вышеприведенные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не допускают возможности выдачи удостоверения нового образца на основании удостоверения союзного образца без соблюдения требований пунктов 4, 6 Порядка.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Режевского городского суда Свердловской области от 19 октября 2021 года

оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Председательствующий: Колесникова О.Г.

Судьи: Кокшаров Е. В.

Редозубова Т.Л.