Судья Юрченко Д.А. дело № 33-10305/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 20 октября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Горкушенко Т.А.,
судей Торшиной С.А., Куденко И.Е.,
при секретаре Иваненко Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-647/2021 по иску ФИО1 к ПАО «Волгоградэнергосбыт» о возложении обязанности, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе с дополнениями ПАО «Волгоградэнергосбыт»
на решение Ворошиловского районного суда города Волгограда от 29 апреля 2021 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Горкушенко Т.А., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к ПАО «Волгоградэнергосбыт» о возложении обязанности, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчик на основании договора осуществляет поставку электроэнергии в жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
Между тем, поставляемая электроэнергия не соответствует качеству, установленному законодательством, были выявлены скачки напряжения от 165 до 191 Вольт, напряжение, соответствующее установленным нормам в размере 220 Вольт, отсутствует.
Вместе с тем, ответчик производит начисление оплаты исходя из установленных нормативов как за электроэнергию надлежащего качества.
Неоднократные требования об устранении выявленных нарушений оставлены без удовлетворения.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец просил суд возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет стоимости поставляемой электроэнергии в жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> за период с <.......> в общей сумме оплаченных услуг 41489 рублей 35 копеек; устранить причины некачественного электроснабжения домовладения, расположенного по адресу: <адрес> взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 300000 рублей, штраф за отказ удовлетворения в добровольном порядке требований потребителя.
Судом постановлено указанное выше решение, которым иск удовлетворен частично, на ПАО «Волгоградэнергосбыт» возложена обязанность произвести перерасчет стоимости поставленной электрической энергии в домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, за период с <.......> общей сумме оплаченных услуг 41489 рублей 35 копеек, с ПАО «Волгоградэнергосбыт» в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда в размере 5000 рублей, штраф в размере 2500 рублей, в удовлетворении остальной части иска отказано; с ПАО «Волгоградэнергосбыт» взыскана государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования город-герой Волгоград в размере 600 рублей.
В апелляционной жалобе с дополнениями ПАО «Волгоградэнергосбыт» оспаривает законность и обоснованность решения суда, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе с дополнениями, выслушав представителя ПАО «Волгоградэнергосбыт» ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, ФИО1, возражавшего по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
На основании пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Подпунктом «д» пункта 3 Правил № 354 предусмотрено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является качество предоставляемых коммунальных услуг, соответствующее требованиям, приведенным в приложении № 1 к этим Правилам.
Подпунктом «а» пункта 31 Правил № 354, в числе прочего, установлена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами № 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно подпункту «г» пункта 4 Правил № 354 электроснабжение - снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Требования к качеству коммунальных услуг установлены в приложении №1 к Правилам № 354.
В соответствии с пунктом 10 приложения № 1 к Правилам № 354 качество коммунальной услуги электроснабжения должно обеспечивать постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2014). Отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается. За каждый час снабжения электрической энергией, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от указанных требований, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил.
В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ 32144 изменения характеристик напряжения электропитания в точке передачи электрической энергии пользователю электрической сети, относящихся к частоте, значениям, форме напряжения и симметрии напряжений в трехфазных системах электроснабжения, подразделяют на две категории - продолжительные изменения характеристик напряжения и случайные события.
Продолжительные изменения характеристик напряжения электропитания представляют собой длительные отклонения характеристик напряжения от номинальных значений и обусловлены, в основном, изменениями нагрузки или влиянием нелинейных нагрузок.
Случайные события представляют собой внезапные и значительные изменения формы напряжения, приводящие к отклонению его параметров от номинальных. Данные изменения напряжения, как правило, вызываются непредсказуемыми событиями (например, повреждениями оборудования пользователя электрической сети) или внешними воздействиями (например, погодными условиями или действиями стороны, не являющейся пользователем электрической сети).
Применительно к продолжительным изменениям характеристик напряжения электропитания, относящихся к частоте, значениям, форме напряжения и симметрии напряжений в трехфазных системах, в настоящем стандарте установлены показатели и нормы КЭ.
Согласно п.4.2.1 ГОСТ 32144 показателем КЭ, относящимся к частоте, является отклонение значения основной частоты напряжения электропитания от номинального значения.
Номинальное значение частоты напряжения электропитания в электрической сети равно 50 Гц.
Для указанного показателя КЭ установлены следующие нормы:
- отклонение частоты в синхронизированных системах электроснабжения не должно превышать ±0,2 Гц в течение 95% времени интервала в одну неделю и ±0,4 Гц в течение 100% времени интервала в одну неделю;
- отклонение частоты в изолированных системах электроснабжения с автономными генераторными установками, не подключенных к синхронизированным системам передачи электрической энергии, не должно превышать ±1 Гц в течение 95% времени интервала в одну неделю и ±5 Гц в течение 100% времени интервала в одну неделю.
При оценке соответствия электрической энергии нормам КЭ, относящимся к частоте, установленным в настоящем стандарте, должны быть проведены измерения по ГОСТ 30804.4.30, класс А, при этом маркированные данные не учитывают.
На основании пункта 4.2.2 ГОСТ 32144 медленные изменения напряжения электропитания (как правило, продолжительностью более 1 мин) обусловлены обычно изменениями нагрузки электрической сети.
Положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю.
Допустимые значения положительного и отрицательного отклонений напряжения в точках общего присоединения должны быть установлены сетевой организацией с учетом необходимости выполнения норм настоящего стандарта в точках передачи электрической энергии.
В электрической сети потребителя должны быть обеспечены условия, при которых отклонения напряжения питания на зажимах электроприемников не превышают установленных для них допустимых значений при выполнении требований настоящего стандарта к КЭ в точке передачи электрической энергии.
При оценке соответствия электрической энергии нормам КЭ, относящимся к медленным изменениям напряжения, установленным в настоящем стандарте, должны быть проведены измерения по ГОСТ 30804.4.30, подраздел 5.12, класс А, при этом маркированные данные не учитываются.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Ответчик оказывает истцу коммунальную услугу по электроснабжению.
ФИО1 надлежащим образом исполняет обязанности по оплате коммунальных услуг по электроснабжению. За период с ДД.ММ.ГГГГ истцом произведена оплата электроэнергии в размере 41489 рублей 35 копеек. Сведений о наличии у истца задолженности по оплате указанной коммунальной услуги материалы дела не содержат.
В связи с тем, что ответчиком оказывается коммунальная услуга по электроснабжению ненадлежащего качества, наблюдаются скачки напряжения от 165 до 191 Вольт, ФИО1 неоднократно направлял обращения ответчику и в надзорные органы о факте нарушения качества коммунальной услуги.
Между тем, непосредственно ответчиком мер к устранению выявленных нарушений не принято, дан ответ о направлении обращения истца в сетевую организацию с требованием разобраться в сложившейся ситуации, выявить и устранить причины неудовлетворительного электроснабжения.
ПАО «Россети Юг» в лице филиала ПАО «Россети Юг» - «Волгоградэнерго» представлен протокол испытаний при периодическом мониторинге качества электрической энергии в электрических сетях филиала ПАО «МРСК Юга - «Волгоградэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ №№ <...> согласно которому, из результатов испытаний электрической энергии, поставляемой в жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на соответствие требованиям ГОСТ 32144, следует, что значение показателей качества электрической энергии за период с ДД.ММ.ГГГГ по отклонениям напряжения не соответствует требованиям ГОСТ, по отклонениям частоты – соответствует.
Согласно протоколу испытаний при периодическом мониторинге качества электрической энергии в электрических сетях филиала ПАО «МРСК Юга-«Волгоградэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> из результатов испытаний электрической энергии, поставляемой в жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на соответствие требованиям ГОСТ 32144, следует, что значение показателей качества электрической энергии за период с ДД.ММ.ГГГГ по отклонениям напряжения не соответствует требованиям ГОСТ, по отклонениям частоты – соответствует.
Разрешая спор по существу, оценив представленные доказательства в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд установил, что с ДД.ММ.ГГГГ услуги по договору электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> ответчиком оказывались ненадлежащего качества, в связи с чем, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований к возложению на ответчика обязанности произвести перерасчет стоимости поставляемой истцу электроэнергии за указанный период.
Установив, что ответчиком нарушены права истца как потребителя коммунальных услуг, суд на основании статей 15, 13 Закона о защите прав потребителей правомерно взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей и штраф в размере 2500 рублей.
Разрешая требования о возложении обязанности устранить причины некачественного электроснабжения домовладения и отказывая в их удовлетворении, суд исходил из того, что в жилом доме по адресу: <адрес> проведен ряд технических мероприятий (реконструкция линии, установка разгрузочного КТП), осуществлена установка приборов контроля качества электроэнергии на вводном устройства жилого дома и в распределительном устройстве 0,4 кВ трансформаторной подстанции №№ <...>, по результатам испытаний в период с ДД.ММ.ГГГГ установлено, что качество поставляемой электроэнергии соответствует ГОСТ 32144-2013.
Оснований не согласиться с выводами суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не сообщал ответчику об оказании некачественной услуги электроснабжения, отклоняются как необоснованные, поскольку из анализа имеющихся в деле доказательств следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ неоднократно обращался к ответчику и в надзорные органы с жалобами на качество услуги электроснабжения. Вместе с тем, ответчиком надлежащих мер к урегулированию возникшего спора не принято.
Доводы жалобы о том, что услуга электроснабжения оказывалась надлежащего качества, во внимание не принимаются, поскольку опровергаются имеющимися в материалах дела письменными доказательствами, в том числе протоколами испытаний №№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что электрическая энергия, подаваемая в жилой дом истца, не соответствует требованиям ГОСТ 32144 по отклонениям напряжения.
Доводы жалобы о том, что перерасчет платы за электроэнергию может быть произведен лишь за периоды с ДД.ММ.ГГГГ, во внимание не принимаются, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права подателем жалобы.
Отношения, возникшие между потребителем (истцом по делу) и исполнителем (в данном случае - ПАО «Волгоградэнергосбыт») по вопросу предоставления коммунальных услуг, регулируются нормами, закрепленными в Правилах № 354.
На основании пункта 112 Правил №354 период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества.
При этом, согласно пункту 113 Правил №354, после устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме.
Для этого исполнитель в согласованное с потребителем время обязан прибыть в помещение потребителя, провести проверку и составить акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем.
При уклонении потребителя от согласования времени проведения проверки исполнителем, а равно при уклонении потребителя от подписания акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель составляет такой акт, который подписывается исполнителем и не менее 2 незаинтересованными лицами. Указанный акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю).
При проведении указанной проверки и составлении акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги могут участвовать также представители ресурсоснабжающей организации, лица, привлеченного собственниками для обслуживания внутридомовых систем, государственной жилищной инспекции Российской Федерации, общественного объединения потребителей, если они принимали участие в проверке факта нарушения качества коммунальной услуги или если их участие в проверке устранения причин нарушения качества коммунальной услуги инициировано потребителем или исполнителем. В этом случае исполнитель обязан уведомить указанных лиц о дате и времени проведения проверки устранения причин нарушения качества коммунальной услуги. Указанные лица вправе отказаться от участия в такой проверке, уведомив об этом исполнителя.
Таким образом, бремя доказывания факта окончания подачи коммунальной услуги ненадлежащего качества лежит на исполнителе.
При этом на потребителя не возложена обязанность по ежедневному или ежемесячному фиксированию факта оказания исполнителем коммунальной услуги ненадлежащего качества, согласно пункту 111 Правил № 354 данный факт необходимо зафиксировать единожды.
Между тем, факт оказания услуги по электроснабжению надлежащего качества за период с ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме истца не зафиксирован. Напротив, проведенные испытания подтвердили доводы истца о том, что оказанная услуга в указанный период не соответствует требованиям законодательства.
Вопреки доводам ответчика, имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что восстановление значений показателей качества электрической энергии в доме истца в период ДД.ММ.ГГГГ не зафиксировано, в указанный период истцу оказывалась некачественная коммунальная услуга по электроснабжению.
Учитывая, что факт соответствия электрической энергии, подаваемой в жилой дом истца, требованиям ГОСТ 32144 зафиксирован лишь в протоколе испытаний № № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность произвести перерасчет платы за электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГГГ
Доводы жалобы об отсутствии оснований для компенсации морального вреда и взыскания штрафа по мотиву недоказанности истцом нравственных страданий основаны на ошибочном толковании норм материального права. Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
В рассматриваемом случае факт нарушения ответчиком прав истца, как потребителя коммунальной услуги, достоверно установлен. Размер компенсации морального вреда определен судом с учетом конкретных обстоятельств данного дела, а также требований разумности и справедливости. Размер штрафа определен исходя из 50% от размера взысканной в пользу потребителя суммы.
В целом, доводы жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении иска в суде первой инстанции, не могут повлечь отмену обжалуемого решения, так как не опровергают вышеизложенных выводов суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, разрешая спор по существу, принял предусмотренные законом меры для всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, полно и всесторонне проверил доводы истца, положенные в обоснование заявленных требований, возражения ответчика, правомерно руководствовался положениями закона, регулирующими спорные правоотношения, и пришел к правильному выводу об удовлетворении иска в части.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ворошиловского районного суда города Волгограда от 29 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу с дополнениями ПАО «Волгоградэнергосбыт» - без удовлетворения.
Председательствующий:/ подпись/
Судьи:/подписи/
Копия верна.
Судья Волгоградского областного суда Т.А. Горкушенко