ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-648/2021 от 12.01.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Судья О.А. Коровина

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Дело № 33-169/2022 (№ 33-17230/2021)

№ 2-648/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Уфа 12 января 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Низамовой А.Р.,

судей Троценко Ю.Ю. и Фроловой Т.Е.

при секретаре Ахмедьяновой Д.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «ЭСКБ» на решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 29 июня 2021 г.,

заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Фроловой Т.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Бирский межрайонный прокурор Республики Башкортостан обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 (с учетом последующих уточнений) к ООО «ЭСКБ» о признании незаконными действий по расчету предъявленных (выставляемых) объемов электроэнергии на общедомовые нужды потребителям электроэнергии в многоквартирном доме, возложении обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию.

В обоснование исковых требований указал следующее.

По результатам прокурорской проверки установлены нарушения, выразившиеся в отсутствии учета отрицательного значения электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН), в связи с чем в период с сентября по декабрь 2020 г. собственники многоквартирного дома по адресу адрес оплатили на 1 032 кВ/ч больше, чем объем фактически поступившей электрической энергии.

В связи с указанными обстоятельствами в адрес ООО «ЭСКБ» было внесено представление Бирского межрайонного прокурора Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства №... от 17 февраля 2021 г., которое ответчиком до настоящего времени не исполнено.

Просил суд признать действия ООО «ЭСКБ» по расчету предъявленных (выставленных) объемов электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) потребителям электроэнергии в многоквартирном доме по адресу адрес за период с сентября по декабрь 2020 г. неправомерными, возложить на ответчика обязанность произвести корректировку (перерасчет) предъявленных объемов электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) потребителям электроэнергии в многоквартирном доме в многоквартирном доме по адресу адрес в сторону уменьшения с учетом применения отрицательных показаний электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) за период с сентября по декабрь 2020 г. на 1 032 кВ/ч. (л.д. 9-10, 173 т.1).

Решением Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 29 июня 2021 г. постановлено:

исковые требования Бирского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 к ООО «ЭСКБ» о признании незаконными действия по расчету предъявленных (выставляемых) объемов электроэнергии на общедомовые нужды потребителям электроэнергии в многоквартирном доме, о возложении обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию - удовлетворить.

Признать действия ООО «ЭСКБ» ... по расчету предъявленных (выставленных) объемов электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) потребителям электроэнергии в многоквартирном доме по адресу: адрес за период с сентября 2020 г. по декабрь 2020 г. неправомерными.

Возложить на ООО «ЭСКБ» (...) обязанность произвести корректировку (перерасчет) предъявленных объемов электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) потребителю электроэнергии ФИО1 в многоквартирном доме по адресу: адрес, в сторону уменьшения с учетом применения отрицательных показаний электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) за период с сентября 2020 г. по декабрь 2020 г., в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе ООО «ЭСКБ» просит решение суда отменить, считает его незаконным, указало, что размеры начисленной жителям многоквартирного дома по адресу адрес платы за электроэнергию соответствуют требованиям действующего законодательства.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, заслушав прокурора Алмакаева Р.Н., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что ФИО1 с 9 апреля 2001 г. является единоличным собственником квартиры №... многоквартирного дома по адресу адрес зарегистрирована и проживает в данном жилом помещении с 12 мая 1977 г. (л.д. 109 т.1, л.д. 141-142 т.1).

Судом также установлено, что в данном многоквартирном доме выбран непосредственный способ управления, а потому исходя из системного толкования положений частей 1, 2 статьи 539, статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 17 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» ООО «ЭСКБ» является поставщиком коммунальной услуги электрической энергии, а собственники жилых помещений многоквартирного дома по адресу <...> - потребителями.

По заявлению ФИО1 Бирской межрайонной прокуратурой проведена проверка в отношении ответчика с целью проверки правильности начисления платы за электроснабжение на содержание общего имущества многоквартирного дома.

В рамках проведения данной проверки ООО «ЭСКБ» представлена информация о том, что в связи с изменениями, внесенными Постановлением Правительства от 29 июня 2020 г. №950 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии», абзац 2 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ №354 от 6 мая 2011 г. утратил силу. Таким образом, с 1 июля 2020 г. расчет платы за все коммунальные услуги на ОДН, кроме теплоснабжения, в домах без УО/ТСЖ/ЖК ведется исходя из фактического потребления, по показаниям приборов учёта. До вступления в силу Постановления Правительства РФ №950 размер платы для потребителей за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН, рассчитывался исходя из объема, не превышающего норматив потребления соответствующего ресурса (л.д.15-18 т.1).

В рамках проведения данной проверки ООО «Электрические сети» представлены сведения о том, что фактическое потребление электроэнергии (отпущенной электроэнергии) по ОДПУ по многоквартирному дому по адресу адрес за июль 2020 г. составила 1817 кВ/ч, август 2020 г. – 1794 кВ/ч, сентябрь 2020 г.– 1439 кВ/ч, октябрь 200 г. – 1367 кВ/ч, ноябрь 2020 г. – 1560 кВ/ч, декабрь 2020 г. – 1424 кВ/ч.(л.д. 109 -112 т.1).

В связи с указанными обстоятельствами в адрес ООО «ЭСКБ» было внесено представление Бирского межрайонного прокурора Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства № 572-2021 от 17 февраля 2021 г., которое ответчиком до настоящего времени не исполнено (л.д. 91-94 т.1).

Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с частью 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 6 мая 2011 г. (в ред. от 13 июля 2019 г.) (далее – Правила №354), размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам (абзац 1).

При этом, распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения № 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.(абзац 2).

Пунктом 45 Правил №354 предусмотрено, что если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил, за такой расчетный период потребителям не начисляется.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2020 г. №950 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» абзац 2 пункта 44 Правил №354 утратил силу с 1 июля 2020 г.

В этой связи объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в жилом помещении, с 1 июля 2020 г. по настоящее время определяется исходя из фактического потребления в соответствии с установленными формулами по приборам учета в порядке пункта 44 Постановления №354.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. №2184 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части урегулирования вопроса передачи установленных застройщиком приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщикам» в пункт 44 Правил №354 введено положение, согласно которому в случае, если объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение. Указанные изменения применяются с 31 декабря 2020 г.

Таким образом, с учетом вышеуказанных изменений пункт 44 действующей редакции Правил №354 не является самостоятельным основанием для возникновения обязанности у гарантирующего поставщика производить учет (зачет) значения отрицательного значения ОДН в последующих расчетных периода, является корреспондирующим положением к пункту 45 указанного акта, в соответствии с которым нулевое значение ОДН не требует начисления соответствующей платы.

Согласно представленным Бирской межрайонной прокуратурой расчетам, приведенным в таблице №1 содержащейся в исковом заявлении, видно, что ООО «ЭСКБ» с сентября по декабрь 2020 г. предъявило к оплате собственникам жилых помещений плату за электрическую энергию, израсходованную при использовании и содержании общего имущества без учета уменьшения значения ОДН при наличии отрицательного значения в предыдущем периоде, как указано прокурором в таблице №2 содержащейся в исковом заявлении.

Из содержания таблицы №1, следует, что исходя из анализа представленных ресурсоснабжающей организацией данных установлено, что общий объем отпущенной энергии за рассматриваемый период с июля по декабрь 2020 год составляет 9 401 кВ/ч, общий объем электроэнергии, предъявляемой к оплате собственникам – 10 433 кВ/ч, разница между фактически израсходованной электроэнергии (отпущенной) и предъявленной к оплате собственникам составила «минус» 1 032 кВ/ч (9 401 – 10 433 = - 1 032).

Таким образом, в связи с отсутствием учета отрицательного значения ОДН в последующих периодах собственники жилых помещений рассматриваемого многоквартирного дома оплатили на 1 032 кВ/ч больше, чем объем фактическим поступившей электрической энергии.

При применении требований об уменьшении размера ОДН в настоящем расчетном периоде при наличии отрицательного ОДН в предыдущем периоде сумма потребленной электроэнергии и сумма фактически предъявленной к оплате собственникам находятся в паритете: 9 401 = 9 161+ 240. (таблица №2 приведенная в исковом заявлении).

Изложенные доводы корреспондируют требованиям постановления Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. №124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» (далее – Правила №124), регламентирующего правоотношения при заключении ТСЖ либо ЖК или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией (Исполнитель) с ресурсоснабжающими организациями (РСО) договоров энергоснабжения.

Согласно пункту 21 (1) Правил №124 в случаях, предусмотренных подпунктами «г» - «ж» пункта 17 Правил №354, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, устанавливается по формуле: Vд=Vодпу – Vпотр.

В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то обязательства исполнителя по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимаются равными 0.

При этом величина, на которую Vпотр превышает Vодпу, уменьшает объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в следующем за расчетным периодом расчетном периоде (следующих расчетных периодах).

Порядок уменьшения объема коммунального ресурса в следующем расчетном периоде при наличии отрицательного ОДН установлен постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2184 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части урегулирования вопроса передачи установленных застройщиком приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщикам» и подлежит применению с 31 декабря 2020 г.

При этом, предыдущая редакция рассматриваемого пункта Правил №124 №11 от 29 июня 2020 г. содержала положения о принятии значения ОДН за 0 в случае, если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, что соотносится с пунктом 45 Правил №354, применяемом при предоставлении коммунального ресурса потребителям (аналогия закона).

Вместе с тем, до вступления постановления Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. №2184 требования пункта 21(1) Правил №124 предусматривали перерасчет объема коммунального ресурса по ОДН, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги, позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показания со всех ИПУ, а также иными обстоятельствами, искажающими фактические показатели потребления.

Таким образом, как для правоотношений между РСО и Исполнителем в порядке Правил №124, так и между РСО и Потребителями (собственниками) в порядке Правил №354 в случае, если по итогам расчетного периода объем ресурса на ОДН имеет отрицательное значение, в этом периоде ОДН признается 0. Однако в следующем расчетном периоде в случае установления положительного значения, оно подлежит уменьшению на ранее полученное отрицательное значение объема ресурса.

При этом, позиция Верховного Суда Российской Федерации в Решении от 20 июня 2018 г. №АКПИ18-386 императивно закрепила механизм рассматриваемого учета (зачета) отрицательных величин ОДН с 2018 г.

Поскольку положения пунктов 44 и 45 Правил №354 и пункта 21 (1) Правил №124 регламентируют идентичный порядок расчета коммунального ресурса на общедомовые нужды, отличающийся лишь в субъектах возникших правоотношений, положения решения Верховного суда российской Федерации от 20 июня 2018 г. по делу АКПИ18-386 применимы и к Правилам № 354, и к Правилам №124.

Иное толкование пунктов 44 и 45 Правил №354 нарушает принцип правовой определенности и диктует невозможность применения аналогии закона, чем нарушает права собственников, проживающих в многоквартирных домах с непосредственной формой управления (равно - без выбранного способа в порядке статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) по сравнению с собственниками, проживающих в многоквартирных домах под управлением УК, ТСЖ, ЖК или иного специализированного потребительского кооператива.

Как правильно установил суд, в нарушение вышеизложенных требований ресурсоснабжающей организацией за период с сентября по декабрь 2020 г. не произведен перерасчет объема предъявленных значений с учетом наличия отрицательного значения ОДН в порядке п.45 Правил №354, что повлекло значительное завышение платы за ОДН по отдельному жилому помещению в многоквартирном доме и получение неосновательного обогащения за неотпущенную электрическую энергию.

Оценив данные обстоятельства в их совокупности и системной взаимосвязи, суд пришел к верному выводу о признании действий ООО «ЭСКБ» по расчету предъявленных (выставленных) объемов электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) потребителям электроэнергии в многоквартирном доме по адресу адрес за период с сентября по декабрь 2020 г. неправомерными, возложении на ответчика обязанности произвести корректировку (перерасчет) предъявленных объемов электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) потребителю электроэнергии ФИО1 в сторону уменьшения с учетом применения отрицательных показаний электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) за период с сентября по декабрь 2020 г. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, определив данный срок исходя из положений части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С данным решением судебная коллегия соглашается, поскольку оно основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.

Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Доводы апелляционной жалобы о том, что размеры начисленной жителям многоквартирного дома по адресу адрес платы за электроэнергию соответствуют требованиям действующего законодательства, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, являлись предметом подробного исследования суда первой инстанции, им была дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия полагает возможным согласиться.

Так, проверяя доводы ответчика о том, что к спорным правоотношениям не применяются Правила №124, а также то, что установленный пунктом 44 Правил №354 порядок уменьшения объема коммунального ресурса в следующем расчетном периоде при наличии отрицательного ОДН подлежит применению только с 31 декабря 2020 г., в связи с чем, не подлежит перерасчету предъявленные объемы электроэнергии на общедомовые нужды в сторону уменьшения с учетом применения отрицательных показаний электроэнергии на общедомовые нужды за период с сентября 2020 г. по декабрь 2020 г., возможность производить указанные перерасчеты за период с июля 2020 г. по декабрь 2020 г. законом не урегулировано, суд обоснованно не принял во внимание в силу следующего.

Так, Правила №124 регламентируют правоотношения между ресурсоснабжающими организациями и управляющими организациями, ТСЖ, ЖК и иными специализированными потребительскими кооперативами. Правила №354 регламентируют отношения между исполнителями коммунальных услуг и собственниками, пользователями помещений в многоквартирных домах по предоставлению исполнителями коммунальных услуг.

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2018 г. №АКПИ18-386 отражает правовую позицию в части сложившихся правоотношений между ресурсоснабжающей организацией и исполнителями, которые регламентируются Правилами №124. В настоящее время аналогичных гражданских споров в рамках Правил №354 не имеется. Принимая во внимание, что механизм учета отрицательного ОДН, закрепленный в пунктах 44 и 45 Правил №354 и пункте 21(1) Правил №124, является идентичным, суд считает возможным применить аналогию закона и принцип правовой определенности.

В связи с нарушением алгоритма расчета, установленного в пунктах 44 и 45 Правил №354, собственники жилых помещений многоквартирного дома по адресу адрес, с сентября по декабрь 2020 г. оплатили на 1 032 кВ/ч больше, чем объем фактически поступившей электрической энергии, это свидетельствует о получении неосновательного обогащения ООО «ЭСКБ» за непоставленную, однако оплаченную электроэнергию.

Указанная позиция имеет место и в решении Арбитражного суда Республики Башкортостан № А07-10691/2021 от 30 июня 2021 г., оставленном без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2021 г., которым требования ООО «ЭСКБ» о признании недействительным внесенного в его адрес представления Бирского межрайонного прокурора Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно - коммунального хозяйства № 572-2021 от 17 февраля 2021 г. были оставлены без удовлетворения.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.

Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 29 июня 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «ЭСКБ» - без удовлетворения.

Председательствующий: А.Р. Низамова

Судьи: Ю.Ю. Троценко

Т.Е. Фролова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 января 2022 г.