ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-6496/2021 от 20.07.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Дело № 33-9136/2022

№ 2- 6496/2021

66RS0004-01-2021-008588-04

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

20 июля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Ивановой Т.С., судей Кокшарова Е.В., Редозубовой Т.Л.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бурмасовой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаджалилова Т.Д. к Федеральному казенному учреждению Военный комиссариат Свердловской области, Федеральному казенному учреждению Военный комиссариат Ярославской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,

по апелляционной жалобе истца на решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 20 декабря 2021 года

Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., объяснения истца, его представителя Янченко М.А. (доверенность от 09 марта 2021 года 66 АА 6379990), поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей ответчика Биюшкина А.С. (доверенность от 15 декабря 2001 года), Сайфуллиной И.П. (доверенность от 19 ноября 2021 года), представителя третьего лица Левина П.П. (доверенность от 10 января 2022 года), возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Шаджалилов Т.Д. обратился с иском к Федеральному казенному учреждению Военный комиссариат Свердловской области, Федеральному казенному учреждению Военный комиссариат Ярославской области о защите пенсионных прав.

В обоснование иска указал, что в период с 04 августа 1970 года по 12 ноября 1991 года проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР. На основании приказа Министра обороны СССР от 02 ноября 1991 года № 01346 служебные отношения прекращены, он уволен с должности старшего летчика-испытателя 293 военного представительства Министерства обороны СССР в запас по п. «в» ст. 59 Постановления Совмина СССР от 18 марта 1985 года № 240 «Об утверждении Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР» (по сокращению штатов-при невозможности использования на действительной военной службе в связи с сокращением штатов или организационными мероприятиями (при отсутствии других оснований для увольнения в запас). С 13 ноября 1991 года он исключен из списков личного состава, назначена пенсия.

Полагал, что размер получаемой пенсии занижен, определен без учета норм действующего законодательства.

На основании Постановления Правительства РФ от 18 июля 2000 года № 538 «Об определении квалификации летно-испытательного состава и парашютистов-испытателей Вооруженных сил Российской Федерации» исчисление пенсии для военнослужащих, проходивших военную службу в должности летчик-испытатель, производится исходя из повышенных окладов и надбавки, для летчика испытателя первого класса надбавка в размере 40 %.

02 декабря 2019 года он обратился в военный комиссариат Свердловской области с заявлением о правильности исчисления начисленной пенсии. По итогам рассмотрения заявления истцу произведен перерасчет пенсии за период с 02 декабря 2018 года по 31 января 2020 года по 20 тарифному разряду с увеличением на 40 % как «летчику-испытателю первого класса». Вместе с тем, за период с 01 мая 2014 года по 01 декабря 2018 года перерасчет не произведен, тогда как положения вышеуказанного постановления распространяют свое действие с 01 января 2012 года.

Кроме того перерасчет произведен исходя из оклада по последней занимаемой воинской должности по 20 тарифному разряду, что является неправильным. Истец поддерживает отношения с военнослужащими, которые проходят военную службу по аналогичной должности летчик-испытатель. Согласно их пояснениям, после повышения окладов по занимаемым воинским должностям с 2000 года оклад по занимаемой воинской должности летчик-испытатель соответствует 25 тарифному разряду.

С учетом положений ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец просил обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Свердловской области» произвести перерасчет пенсии за период с 01 мая 2014 года по 01 декабря 2018 года по тарифному разряду с увеличением на 40% как летчику-испытателю первого класса, обязать произвести перерасчет начисляемой истцу пенсии, исходя из 25 тарифного разряда за период с 02 декабря 2018 года по настоящее время.

Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 20 сентября 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» (далее по тексту-ФКУ УФО Министерства обороны Российской Федерации по ЦВО).

Истец в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель истца исковые требования поддержал.

Представитель ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» исковые требования не признал, в их удовлетворении просил отказать. Ссылался на правильность расчета размера пенсии, что подтверждено сообщением Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Центральному военному округу, куда было направлено пенсионное дело истца в целях оценки его пенсионных прав. Правовых оснований для исчисления размера пенсии, исходя из 25 тарифного разряда, не имеется. Согласно информационному письму Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от 12 января 2011 года 182/3/1/4 военнослужащим, уволенным с воинской должности «Старший летчик-испытатель военного представительства» для исчисления пенсии установлен размер оклада по воинской должности по 20 тарифному разряду. С учетом положений ч. 2 ст. 55 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 перерасчет пенсии обоснованно произведен с 02 декабря 2018 года, принимая во внимание, что с соответствующим заявлением истец обратился 02 декабря 2019 года.

Представитель ФКУ Военный комиссариат Ярославской области в судебное заседание не явился, извещен. Указал о том, что истец прибыл из Республики Узбекистан и стал получать пенсию по линии Министерства обороны через военный комиссариат Ярославской области с 01 мая 2014 года. В июле 2018 года он убыл на новое место жительство в г. Екатеринбург, где ему назначена пенсия. При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории РФ выплата пенсии осуществляется по его новому месту жительства на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства. Учитывая изложенное, ФКУ Военный комиссариат Ярославской области надлежащим ответчиком по настоящему спору не является.

Представитель ФКУ УФО Министерства обороны Российской Федерации по ЦВО исковые требования не признал. Указал, что Управлением проведена проверка правильности и назначения и выплаты истцу пенсии за выслугу лет. Поверкой установлено, что пенсия за выслугу лет назначена и выплачивается в соответствии с действующим законодательством.

Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 20 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований Шаджалилову Т.Д. отказано.

С указанным решением не согласился истец. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что истец основывает свои исковые требования на Указаниях Генерального штаба Российской Федерации от 18 сентября 2013 года № 314/3/4708 и сведениях, касающихся должностных окладов по внештатным должностям Министерства обороны РФ.

В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие правомерность расчета пенсии исходя из 20 тарифного разряда; имеющиеся в материалах дела возражения третьего лица о правильности исчисления пенсии за выслугу лет предоставлены без каких-либо нормативных документов.

Выражает несогласие с выводом суда об отсутствии оснований для перерасчета пенсии с 01 мая 2014 года по 01 декабря 2018 года.

В заседание судебной коллегии не явился ответчик-Федеральное казенное учреждение Военный комиссариат Ярославской области, извещен публично путем размещения соответствующей информации о рассмотрении дела на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 года № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»).

С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие вышеуказанного лица.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»», подпункта «а» пункта 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о правильности исчисления размера спорной истцу пенсии, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства не противоречит.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец в период с 04 августа 1970 года по 12 ноября 1991 года проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР.

На основании приказа Министра обороны по личному составу № 01346 от 02 ноября 1991 года Шаджалилов Т.Д., старший летчик-испытатель 203 военного представительства Министерства обороны уволен в запас по ст. 59 п. «в» Постановления Совмина СССР от 18 марта 1985 года № 240 «Об утверждении Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР» (по сокращению штатов).

В соответствии с приказом начальника 293 ВП МО СССР от 13 ноября 1991 года № 81 полковник Шаджалилов Т.Д. исключен из списков личного состава части с 13 ноября 1991 года. С указанной даты он является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации. Выслуга лет в календарном исчислении составила 21 год 2 месяца, в льготном - 37 лет 4 мес.

С 01 мая 2014 года истец стал получать пенсию через Военный комиссариат Ярославской области.

В июле 2018 года истец убыл на новое место жительство в г. Екатеринбург, через ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» продолжил получать пенсию по линии Министерства обороны.

02 декабря 2019 года истец обратился в ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области с заявлением о перерасчете пенсии с учетом льготного исчисления с 01 января 1991 года по 02 ноября 1991 года в связи с выполнением испытательных полетов с 04 марта 1991 года по 13 октября 1991 года, участия в боевых действиях в Демократической республике Афганистан; перерасчете пенсии с учетом классной квалификации летчика-испытателя первого класса с момента действия нормативных документов по которым необходимо учитывать классность летчиков-испытателей. (т. 2, л.д. 439).

Согласно материалам дела, по разрешению (пенсионному листу) № Б 0374888 Шаджалилову Т.Д. произведена доплата разницы в пенсии за период с 02 декабря 2018 года по 31 января 2020 - ежемесячная надбавка за выслугу лет 37 лет (40 %).

ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» истцу назначена и выплачивается пенсия за выслугу лет из расчета: оклад по воинской должности на день увольнения «Старший летчик-испытатель» 293 военного представительства Министерства обороны (20 тарифный разряд), увеличение оклада по воинской должности с учетом классной квалификации, установленной для летного состава (1класс-1,4), оклад по воинскому званию на день увольнения «полковник», ежемесячная надбавка за выслугу лет 37 лет (40 %), основной размер пенсии 85 % за 37 лет.

В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1.

В ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 перечислены категории лиц, на которых распространяется действие данного закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ, и семьи этих лиц.

Согласно пункту 1 статьи 43 Закон РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Согласно пп. «а» п. 9 Постановления Правительства РФ № 941 от 22 сентября 1993 года в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии в порядке, предусмотренном п. 8 настоящего Постановления включается уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах «в», «г» и «д» настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.

Руководствуясь вышеуказанными нормами закона, суд пришел к правильному выводу о том, что размер исчисленной пенсии соответствует требованиям действующего законодательства.

Как следует из информации, представленной Военным комиссариатом Свердловской области, по состоянию на 12 октября 2021 года назначена и выплачивается пенсия за выслугу лет из расчета:

Оклад по воинской должности «старший летчик испытатель 293 военного представительства Министерства обороны» по 20 тарифному разряду- 28 966 руб. (основание: выписка из приказа Министра обороны СССР (по личному составу от 2 ноября 1991 года № 01346, копия письма Департамента социальных гарантий от МО РФ от 12 января 2011 года № 182/3/1/4, ст. 43 Закона № 4468-1);

Увеличение оклада по воинской должности за присвоенную классную квалификацию «летчик-испытатель 1 класса» на 220 %-34 759 руб. 20 коп; (основание: копия выписки из приказа ГК ВВС от 31 июля 1991 года № 0170, ст. 43 Закона № 4468-1);

оклад по воинскому званию «полковник»- 15064 руб. (основание: выписка из приказа Министра обороны СССР (по личному составу) от 02 ноября 1991 года № 01346, ст.43 Закона № 4468-1);

ежемесячная надбавка за выслугу лет 37 лет в размере 40 % -31 515 руб. 68 коп. (основание: личное дело военнослужащего, лист учета летной работы, ст.43 Закона № 4468-1);

сумма денежного довольствия военнослужащего всего: 110 304 руб.88 коп.

Понижающий коэффициент 73,68%, учитываемый при исчислении пенсии с 01 января 2020 года, всего сумма 81272 руб.64 коп.

Основной размер пенсии за выслугу лет 37 лет- 85 % в сумме 69 081 руб. 74 коп.

Размер пенсии с учетом районного коэффициента 1,15 – 79 444 руб.

Повышение к пенсии в размере 32% расчетного размера социальной пенсии 1 854 руб. 96 коп.

Общий размер назначенной и выплачиваемой пенсии за выслугу с 01 октября 2021 года составил 81 298 руб. 96 коп.

Оснований не согласиться с расчетом, положенным в основу судебного решения не имеется, поскольку он соответствует нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.

Суд учел, что по воинской должности «старший летчик-испытатель первого класса 293 военного представительства», занимаемой истцом перед увольнением с военной службы в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2003 года № 0033 с 01 июля 2002 года был установлен 36 тарифный разряд. Во исполнение требований приказа Министра обороны Российской Федерации от 06 сентября 2011 года № 0010 Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации были изданы указания, согласно которым из штатов военных представительств Министерства обороны Российской Федерации были исключены должности «старший летчик-испытатель 1 класса» и включены должности «летчик-испытатель» с установлением по ним 20 тарифного разряда. В соответствии с решением Министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 2013 года Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации были изданы указания о замене в штатах военных представительств воинских должностей «летчик-испытатель» на должности «старший летчик-испытатель» с установлением по ним 25 тарифного разряда (т. 3, л.д. 170-208).

Вместе с тем, как справедливо отмечает ответчик, проведение организационно-штатных мероприятий в воинских частях, организациях и учреждениях Минобороны России после увольнения с военной службы военнослужащих, основанием для перерасчета пенсии, исходя из окладов по воинским должностям, которые они не занимали и не исполняли, не являются.

Расчет размера пенсии исходя из 20 тарифного разряда не противоречит положениям информационного письма Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от 12 января 2011 года 182/3/1/4, согласно которым военнослужащим, уволенным с воинской должности «Старший летчик-испытатель военного представительства» для исчисления пенсии установлен размер оклада по воинской должности по 20 тарифному разряду (т. 1, л.д. 79).

Как следует из информационного письма Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от 22 июня 2020 года № 182/4/4242 (приобщено судебной коллегией в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 03 июня 1946 года № 1160-478сс военнослужащим летно-испытательного состава военных представительств Министерства обороны оклады по воинским должностям летчиков (штурманов) устанавливались с учетом имеющейся у них квалификационной категории летчика-испытателя.

В силу ст. 49 вышеуказанного Закона № 4468-1 назначенные пенсии подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсий.

Федеральными законами от 07 мая 2002 года № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» и от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» предусмотрено, что размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются Правительством РФ.

Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания военнослужащих принимается Правительством РФ.

С 01 июня 2020 года в связи с реформированием денежного довольствия военнослужащих, состоящих на военной службе, оклад по воинской должности «старший летчик-испытатель первого класса» согласно штату 293-военного представительства Министерства обороны РФ был установлен по 36 тарифному разряду.

В дальнейшем, постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2010 года № 81 в связи с внесением изменений в постановление Правительства РФ от 18 июля 2000 года № 538 от 18 июля 2000 года № 538, в соответствии с которыми на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинских должностях летно-испытательного военного представительства Министерства обороны РФ, имеющих присвоенные в установленном порядке квалификационные разряды, оклады по указанным воинским должностям с 01 января 2010 года подлежали выплате с соответствующим увеличением за квалификационную категорию.

С учетом этого, поскольку должностной оклад указанной категории военнослужащих по 36 тарифному разряду уже был установлен с учетом у них квалификационного разряда, а повторное увеличение указанного оклада за тот же квалификационный разряд законом не предусмотрено, приказом Министра обороны РФ от 30 апреля 2010 года № 005 для указанных военнослужащих, состоящих на службе, был установлен новый порядок исчисления денежного довольствия, в соответствии с которым должностной оклад летчикам-испытателям военных приемок независимо от имеющегося у них квалификационного разряда был установлен по 20 тарифному разряду, к которому применялся соответствующий коэффициент в зависимости от имеющегося у них квалификационного разряда.

Таким образом, оснований для отмены (изменения) решения суда относительно требований о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет размера пенсии со 02 декабря 2018 года по настоящее время, судебная коллегия не находит.

Доводы апелляционной жалобы истца в указанной части выводов суда не опровергают, не влияют на правильность принятого судом решения, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Вопреки доводам автора жалобы, Указания Генерального штаба Российской Федерации от 18 сентября 2013 года № 314/3/4708 были представлены в ходе судебного разбирательства.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о возложении на ФКУ Военный комиссариат Свердловской области обязанности по перерасчету пенсии по тарифному разряду с увеличением на 40 % с 01 мая 2014 года по 01 декабря 2018 года, суд первой инстанции исходил из того, что перерасчет пенсии носит заявительный характер, подлежит перерасчету за 12 месяцев с даты подачи заявления о перерасчете. С соответствующим заявлением истец обратился 02 декабря 2019 года, а потому ему обоснованно произведен перерасчет с 02 декабря 2018 года.

Судебная коллегия с указанным выводом согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 11 и статьей 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (далее - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации), в числе основных задач Министерства обороны Российской Федерации обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 9 пункта 3 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).

В целях выполнения этих задач Министерство обороны Российской Федерации реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 43 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации), организует пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 44 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).

Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (в редакции на день обращения истца в ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» с заявлением об осуществлении выплаты пенсии за спорный период).

Аналогичное правовое регулирование функций Министерства обороны Российской Федерации в области пенсионного обеспечения устанавливалось ранее действующими нормативными правовыми актами: статьей 2, пунктом «б» статьи 144, статьи 148 Положения «О порядке назначения и выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, и их семьям», утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 октября 1994 года № 350, пунктом 10 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», подпунктом 7 пункта 6, подпунктом 31 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 года №1357.

Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года № 1609 (далее - Положение о военных комиссариатах), определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными задачами военных комиссариатов в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты являются осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 39 пункта 17 Положения о военных комиссариатах), реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (подпункт 40 пункта 17 Положения о военных комиссариатах).

Военные комиссариаты в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями командующих войсками военных округов (командующего Северным флотом), актами федеральных органов исполнительной власти, актами федеральных государственных органов и актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также настоящим Положением.

Ранее действующим правовым регулированием (пункт «б» статьи 144, статья 148 Положения «О порядке назначения и выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, и их семьям», утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 октября 1994 года № 350, пункты 2, 12 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 года № 1372, пункты 2, 6, подпункты 40, 41 пункта 11 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 года № 1132) военным комиссариатам предписывалось выполнение аналогичных задач в сфере пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В связи с указанным, принимая во внимание не оспоренный сторонами факт осуществления пенсионного обеспечения истца по линии Министерства обороны с 2018 года, ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области», учитывая факт отказа данного лица в удовлетворении заявления истца о выплате сумм неполученной пенсии за спорный период, судебная коллегия полагает, что ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» является надлежащим ответчиком по данному делу относительно требования о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с 01 мая 2014 года по 01 декабря 2018 года.

Данная позиция соответствует позиции, отраженной в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2021 года № 5-КГ21-119-К2.

В силу положений ч. 2 ст. 55 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.

Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 года № 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 этого постановления).

Исходя из изложенного выше обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, возложены на Министерство обороны Российской Федерации, в рамках исполнения которых Министерство обороны Российской Федерации через свои территориальные органы - военные комиссариаты - в числе прочего осуществляет пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также реализацию мер правовой и социальной защиты названных лиц, в том числе проводит информационную работу по этим вопросам.

Следовательно, граждане, уволенные с военной службы, при обращении в военный комиссариат по вопросам пенсионного обеспечения имеют право на получение от этого органа в соответствии с установленными нормативными предписаниями разъяснений их прав, в том числе информации об их пенсионных правах в связи с изменением пенсионного законодательства, и этому праву корреспондирует обязанность органов военного комиссариата в целях правовой и социальной защиты указанных лиц провести с ними информационную работу по вопросам правового регулирования их пенсионного обеспечения, а также совершить действия по восстановлению нарушенных пенсионных прав данного гражданина на основании оценки совокупности обстоятельств и существа его обращения.

В случае невыполнения пенсионным органом (военным комиссариатом) названной обязанности, данный гражданин имеет право на выплату неполученных сумм пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

В противном случае будут нарушены цели и задачи социального государства, основанные, в том числе на конституционных принципах справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и не обеспечена защита интересов граждан, уволенных с военной службы, которые вправе рассчитывать на осуществление уполномоченными органами пенсионного обеспечения на основе строгого исполнения законодательных предписаний, внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию права на пенсию.

Суд первой инстанции при разрешении вышеуказанных исковых требований приведенные нормативные положения в их взаимосвязи, в том числе об обязанности военных комиссариатов разъяснять гражданам, уволенным с военной службы, вопросы их пенсионного обеспечения, не применил.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 июля 2000 года № 538 «Об определении квалификации летно-испытательного состава и парашютистов-испытателей Вооруженных Сил Российской Федерации» исчисление пенсий для военнослужащих, проходивших военную службу в должности летчик-испытатель производится исходя из повышенных окладов и надбавки, для летчика-испытателя первого класса надбавка размере 40%.

Из материалов личного дела истца следует, что в период получения им пенсии по линии Министерства обороны через Военный комиссариат Ярославской области, Шаджалилову Т.Д. при начислении и выплате пенсии указанная надбавка не выплачивалась.

При обращении истца в ФКУ Военный комиссариат Свердловской области, 02 декабря 2019 года по вопросу правильности исчисления пенсии, ответчик, не оспаривая право истца на выплату надбавки, самостоятельно исчислил и выплатил указанную надбавка Шаджалилову Т.Д. за период с 02 декабря 2018 года по 31 января 2020 года, составила 30 550 руб. 94 коп. (л.д. 40).

В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие разъяснение истцу его прав относительно пенсионных прав в юридически значимый период, в том числе и права на спорную надбавку, а потому судебная коллегия находит виновными действия органа, осуществляющего начисление и выплату пенсии.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что сам ответчик не оспаривает право истца на спорную надбавку, что выразил в своем решении о перерасчете пенсии, решение суда в части отказа в удовлетворении иска о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии по тарифному разряду с увеличение на 40 % как «летчику-испытателю первого класса» подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска в данной части.

Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 20 декабря 2021 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Шаджалилова Т.Д. к Федеральному казенному учреждению Военный комиссариат Свердловской области о перерасчете пенсии отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Шаджалилова Т.Д. удовлетворить частично.

Обязать Военный комиссариат Свердловской области произвести перерасчет пенсии Шаджалилова Т.Д. за период с 01 мая 2014 года по 01 декабря 2018 года согласно произведенной тарификации по воинской должности «старший летчик-испытатель 293 военного представительства» исходя из оклада по указанной должности по 20 тарифному разряду с увеличением на 40% как «летчику-испытателю первого класса».

В остальной части решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 20 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца-без удовлетворения.

Председательствующий: Иванова Т. С.

Судьи: Кокшаров Е. В.

Редозубова Т. Л.