Судья Федотов О.Ю.
Дело № 33-14351 (№ 2-6498/2019) (33-138/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего судьи Фомина В.И.,
судей Абашевой Д.В., Варзиной Т.В.,
при секретаре Нечаевой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 20.01.2020 года дело по апелляционной жалобе Министерства физической культуры и спора Пермского края на решение Свердловского районного суда г. Перми от 04.10.2019 года, которым постановлено:
«Отказать в удовлетворении исковых требований Министерства физической культуры и спорта Пермского края к ФИО1 о взыскании возврата субсидии».
Заслушав доклад судьи Фомина В.И., объяснения представителя истца Министерства физической культуры и спорта Пермского края ФИО2, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство физической культуры и спорта Пермского края обратилось в суд к ФИО1 о взыскании суммы. Заявленные требования мотивированы тем, что 18.12.2017 года с ФИО1 был заключен договор на предоставление гранта из бюджета Пермского края в форме субсидии тренеру команды-победителя (призера), занявшей 2 место на соревнованиях 2 этапа всероссийских соревнований юных хоккеистов «Золотая шайба» в размере 112500 рублей на приобретение оборудования, спортивного инвентаря, спортивной экипировки и на денежное поощрение получателя субсидии. Министерство физической культуры и спорта Пермского края перечислило ФИО1 112500 рублей платежным поручением от 25.12.2017 года № **. По условиям заключенного договора получатель субсидии обязан предоставить не позднее 20-го числа месяца, следующим за отчетным кварталом в Министерство финансовый отчет о целевом расходовании гранта по форме согласно приложению № 4 к договору с приложением заверенных надлежащим образом документов, подтверждающих приобретение инвентаря, оборудования, экипировки (платежные документы, кассовые чеки, товарные накладные и иные документы); отчет о достижении значений показателей результативности использования гранта согласно приложению 3 к договору (п. 3.3.5. договора).
Однако документы, подтверждающие целевое использование гранта до настоящего времени ФИО1 не предоставлены, в связи с чем не предоставляется возможным установить их целевое использование. Требование о возврате субсидии в бюджет Пермского края (претензия) было направлено ФИО1 письмом от 04.09.2018 года, но ФИО1 на него никак не отреагировал.
С учетом уточненных исковых требований истец просил взыскать с ФИО1 15 310 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение об отказе в иске.
Министерство физической культуры и спора Пермского края просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, заявленные исковые требования удовлетворить. Приводит доводы о том, что выделенный грант являлся целевым. ФИО1 по условиям заключенного договора должен был потратить 4200 рублей на спортивную экипировку, а не на покупку хоккейных шайб. Кроме этого, за не достижение показателей результативности с ФИО1 по условиям заключенного договора подлежат взысканию штрафные санкции в сумме 11110 рублей.
Ответчик ФИО1 в заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
При указанных обстоятельствах в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося ответчика.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Пермского краевого суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
Пунктом 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено предоставление субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе.
Подпунктом 3 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 3.1 ст. 78 БК РФ).
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (ст. 310 ГК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 18.12.2017 года между Министерством физической культуры, спорта и туризма Пермского края (Министерство) в лице министра Г., действующего на основании Положения о Министерстве физической культуры, спорта и туризма Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11.02.2011 года № 65-п, распоряжения губернатора Пермского края от 19.09.2017 года № ** и ФИО1 (получатель) заключен договор о предоставлении гранта № **.
Согласно п. 1.1 договора следует, что предметом настоящего договора является предоставление из бюджета Пермского края в 2017 году гранта в форме субсидии Получателю – тренеру команды-победителя (призера), занявшей 2 место на соревнованиях 2 этапа всероссийских соревнований юных хоккеистов «Золотая шайба» имени А.В. Тарасова по кодам классификации расходов бюджета Пермского края: код главного распорядителя средств бюджета Пермского края 861, раздел 11, подраздел 01, целевая статья 071012Ф040, вид расходов 812 в рамках подпрограммы «Развитие физической культуры и массового спорта» государственной программы Пермского края «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 года № 1324-п, в целях реализации мероприятия «Развитие детского хоккея» на улучшение Получателем материально-технической базы сильнейшей детской команды Пермского края.
В соответствии с п. 2.1 договора, грант предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета Пермского края, по кодам классификации расходов бюджета Пермского края и на цель, указанную в разделе 1 настоящего договора, в размере 112500 рублей.
Получатель обязуется обеспечить достижение значений показателей результативности использования Гранта, установленных Министерством в приложении 2 к настоящему договору до 31 декабря года предоставления Гранта.
Приложением 2 к договору о предоставлении гранта от 18.12.2017 года № ** предусмотрено, что для достижения показателя результативности использования гранта, ФИО1 должен приобрести в декабре 2017 года 17 хоккейных клюшек, 2 пары щитков (защиты вратаря).
Министерство физической культуры и спорта Пермского края полностью свои обязательства по вышеуказанному договору выполнило перечислив субсидию ФИО1 в размере 112500 рублей платежным поручением от 25.12.2017 года № **.
Согласно п. 3.3.5 договора получатель субсидии обязан предоставить не позднее 20-го числа месяца, следующим за отчетным кварталом в Министерство: финансовый отчет о целевом расходовании гранта по форме согласно приложению 4 к договору с приложением заверенных надлежащим образом документов, подтверждающих приобретение инвентаря, оборудования, экипировки (платежные документы, кассовые чеки, товарные накладные и иные документы); отчет о достижении значений показателей результативности использования гранта согласно приложению 3 к договору.
Согласно п. 4.3 договора возврат средств гранта в краевой бюджет производится на основании письменного требования Министерства о возврате средств гранта, которое составляется на основании акта, с указанием суммы гранта, подлежащей возврату, и реквизитов платежа, необходимых для возврата средств гранта в краевой бюджет. В указанные требования отражаются также факты нарушения целей и условий предоставления гранта с указанием сумм расходов. Получатель в течение 10-и рабочих дней с даты получения требования перечисляет денежные средства в краевой бюджет в размере требуемой суммы согласно указанным в письменном требовании банковским реквизитам. В течение 2-х рабочих дней с даты перечисления денежных средств в краевой бюджет получатель предоставляет Министерству копии документов, подтверждающих перечисление денежных средств.
Требование о возврате субсидии в бюджет Пермского края (претензия) было направлено ФИО1 письмом от 04.09.2018 года № СЭД-41-01-13-392.
Из финансового отчета о целевом расходовании средств гранта, предоставленного ФИО1 в Министерство физической культуры и спора Пермского края 07.08.2019 года следует, что им было приобретено на средства бюджета Пермского края: 17 хоккейных клюшек на общую сумму 96800 рублей и 56 хоккейных шайб на общую сумму 4200 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований суд указал, что целевое использование гранта, выданного ФИО1 подтверждается представленным ответчиком финансовым отчетом а также товарной накладной № ** от 17.05.2018 года (л.д. 90-91), в связи с чем у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Оснований согласиться с такими выводами суда судебная коллегия оснований не находит, поскольку в товарной накладной от 17.05.2018 года (л.д. 90) и расходной накладной от 17.05.2018 года (л.д. 91) поставщиком товара указан индивидуальный предприниматель В., а плательщиком (получателем) товара указан индивидуальный предприниматель Ч.
Ни в одном из указанных документов ФИО1 не указан ни в качестве плательщика, ни в качестве получателя товара.
Кроме этого, субсидия предоставлялась на конкретные цели, в том числе и на покупку двух пары щитков (защиты вратаря), что ФИО1 исполнено не было.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что правовых оснований для отказа во взыскании с ответчика в пользу истца денежных средства потраченных не по целевому назначению в сумме 4200 рублей на покупку хоккейных шайб вместо двух пар щитков (защиты вратаря) у суда первой инстанции не имелось.
Пунктом 3.1.6 заключенного договора предусмотрено, что в случае если Получателем не достигнуты значения показателей результативности, установленные Министерством, в соответствии с приложением 2 к настоящему договору, Министерство вправе применить штрафные санкции, рассчитанные в соответствии с разделом 5 Порядка предоставления грантов.
В соответствии с пунктом 5.3. Порядка предоставления грантов в форме субсидий из бюджета Пермского края тренерам команд-победителей (призеров) II этапа всероссийских соревнований хоккеистов «Золотая шайба» имени А.В. Тарасова, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 22.08.2019 года № 578-п, в редакции, действовавшей до 02.09.2019 года, в случае если грантополучателем по состоянию на 15 декабря года, в котором предоставлен грант, не достигнуты значения показателей результативности использования гранта, указанные в договоре, объем средств, подлежащий возврату в бюджет Пермского края (Vвозврата), рассчитывается по формуле:
где
Vсубсидии - размер гранта, полученного грантополучателем;
Xфакт - фактически достигнутое значение показателя результативности использования гранта, ед.;
Xплан - плановое значение показателя результативности использования гранта, ед.
По расчету истца указанная сумма составляет 11110 рублей.
Расчет истца ответчиком не оспорен, судебной коллегией проверен и признан правильным.
Учитывая изложенное, с ответчика в связи с недостижением показателей результативности использования гранта подлежат взысканию штрафные санкции в сумме 11110 рублей.
Всего с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 15310 рублей (4200 рублей + 11110 рублей).
С учетом изложенного, решение суда не может быть признано законным и обоснованным в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права, и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в сумме 612 рублей 40 копеек.
Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Перми от 04.10.2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Взыскать с ФИО1 в пользу Министерства физической культуры и спорта Пермского края 15 310 рублей.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 612 рублей 40 копеек.
Председательствующий:
Судьи: