Номер дела, присвоенный судом апелляционной инстанции, 33-3908/2022
Номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-650/2021
УИД 16RS0020-01-2021-002501-43
Судья Ахметшин Р.А.
Учёт № 211г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Валиуллина А.Х.,
судей Шайхиева И.Ш., Шафигуллина Ф.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сафиной Д.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шайхиева И.Ш. апелляционную жалобу исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан на решение Менделеевского районного суда Республики Татарстан от 16 декабря 2021 года, которым постановлено:
обязать исполнительный комитет Менделеевского муниципального района Республики Татарстан устранить выявленные нарушения об общих принципах организации местного самоуправления и водного законодательства:
-обеспечить безопасное дорожное движение на автомобильной дороге местного значения - подъезд к городскому пляжу;
-обеспечить соответствие состояния дороги - подъезд к городскому пляжу при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам;
-организовать в границе водоохранной зоны движение транспортных средств по автомобильной дороге - подъезд к городскому пляжу с твердым покрытием.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы исполкома Менделеевского района, судебная коллегия
установила:
Прокурор Менделеевского района Республики Татарстан обратился с заявлением о возложении на исполнительный комитет Менделеевского муниципального района Республики Татарстан обязанности устранить нарушения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и водного законодательства, ссылаясь на то, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой Менделевского района, выявлено, что на территории города Менделеевска два земельных участка, отнесенные к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием «речной порт», используются для выгрузки и складирования нерудных строительных материалов, вывоз которых осуществляется грузовым транспортом по дороге местного значения – к городскому пляжу, которая расположена на водоохранной зоне реки «Кама», и является грунтовым без твердого покрытия. Однако в границе водоохранной зоны организация движения грузовых транспортных средств по автомобильной дороге, не имеющей твердого покрытия, является нарушением водного законодательства, поскольку препятствует достижению цели предотвращения загрязнения, засорения, заиления водного объекта и истощения вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
По этим основаниям прокурор Менделеевского района просит обязать исполком Менделеевского района устранить выявленные нарушения, а именно: обеспечить безопасное дорожное движение на автомобильной дороге местного значения - подъезд к городскому пляжу; обеспечить соответствие состояния указанной дороги установленным техническим регламентам и другим нормативным документам; в границе водоохранной зоны организовать движение транспортных средств по автомобильной дороге (подъезд к городскому пляжу) с твердым покрытием.
Суд первой инстанции заявление прокурора Менделеевского района удовлетворил в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе исполком Менделеевского района просит решение суда первой инстанции отменить. В обоснование указывается, что согласно техническому паспорту автомобильной дороги – подъезд к городскому пляжу г. Менделеевск, указанная дорога является дорогой 5 категории и соответственно согласно Федеральному закону № 257 от 8 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 года № 767 «О классификации автомобильных дорог в РФ» не должна иметь твердое асфальтовое покрытие, то есть она соответствует нормам и правилам. В городе Менделеевск такого объекта как городской пляж не имеется, поэтому нет отведенного под пляж земельного участка, следовательно, строительство асфальтированной дороги не допустимо, и что проход к водоохранной зоне для населения не ограничен. Обследование этой дороги специализированными организациями не проводилось, потому требование прокурора Менделеевского района не обосновано.
Третье лицо ООО «Торговый дом «Тайпан» о дне судебного заседания извещено, в суд апелляционной инстанции не явилось.
В судебном заседании представитель исполкома Менделеевского муниципального района РТ ФИО1 и представитель третьего лица Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ ФИО2 апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям; представитель прокурора Менделеевского района РТ Акчурина К.Н. с апелляционной жалобой не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.
Дело в апелляционном порядке согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не сообщивших суду об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе исполкома Менделеевского района, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.
В силу п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии со ст.34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (ч.1). Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов (ч.2). Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления (ч.3).
Приказом Минстроя России от 09.02.2021 № 53/пр утвержден и введен в действие СП 34.13330.2021 «Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85».
Согласно п. 3.47 Свода правил, твердое покрытие представляет собой дорожное покрытие в составе дорожных одежд капитального, облегченного и переходного типов.
В соответствии со ст. 42, 44 Устава Менделеевского муниципального района РТ исполком Менделеевского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления района и на него возложены полномочия дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращения ФИО3, согласно которому происходит разрушение и загрязнение дорожного полотна по улице Набережная и спуске к ул. Красная – подъезд к городскому пляжу, прокуратурой Менделеевского района проведена проверка исполнения исполкомом Менделеевского района законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и водного законодательства и установлено следующее.
В соответствии с постановлением исполнительного комитета Менделеевского муниципального района РТ от 26.07.2021 № 543 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения и уличной – дорожной сети Менделеевского муниципального района РТ.
Автомобильная дорога идентификационный номер .... – подъезд к городскому пляжу, порядковый номер 65 длиной 0,5 км, входит в вышеуказанный перечень дорог общего пользования и состоит на балансе казны Менделеевского муниципального района РТ.
Согласно техническому паспорту автомобильной дороги - подъезд к городскому пляжу город Менделеевск, данная дорога относится к городским улицам местного значения в жилой застройке и проходит в пересеченной местности, начинается от улицы Набережная города Менделеевск и заканчивается возле грузового порта города Менделеевск, общая протяженность которой составляет 500 метров.
Согласно ответа исполкома Менделеевского района за № 1208 от 08.09.2021 дорога к грузовому порту имеет грунтовый тип с щебеночным покрытием без устройства дорожного пирога.
Согласно договорам аренды № 132 от 21.09.2018 и № 8 от 29.01.2020, два земельных участка - населенных пунктов с разрешенным использованием «Речной порт» площадями 10 559 кв.м и 4 282 кв.м предоставлены в аренду сроком на 25 лет ООО «Торговый дом «Тайпан».
ООО «ТД Тайпан» осуществляет услуги по перевозкам грузовым автомобильным транспортом.
Территория указанных двух земельных участков используется для выгрузки и складирования нерудных строительных материалов (общераспространенных полезных ископаемых – песок, щебень, гравий и т.д.).
Однако вывоз нерудных строительных материалов с территории грузового порта осуществляет ООО «Боярин».
Эти два общества - ООО «ТД Тайпан» и ООО «Боярин» являются аффилированными лицами.
Между тем, а автомобильная дорога - подъезд к городскому пляжу город Менделеевск, фактически расположена в водоохранной зоне реки «Кама».
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление прокурора Менделевского района, исходил из выводов, что материалами проверки прокуратуры района подтверждается факт ненадлежащего содержания исполкомом Менделеевского района автомобильной дороги - подъезд к городскому пляжу город Менделеевск, которая начинается от улицы Набережная города Менделеевск и заканчивается возле грузового порта города Менделеевск, в части её соответствия установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в связи с эксплуатацией тяжелым грузовым транспортом, перевозящим строительный материал.
Суд апелляционной инстанции приведенные выводы удовлетворения заявления прокурора Менделевского района находит основанными установленным по делу обстоятельствам.
Довод апелляционной жалобы представителя исполкома Менделеевского района о том, что согласно техническому паспорту автомобильной дороги – подъезд к городскому пляжу г. Менделеевск, является дорогой 5 категории и соответствует нормам и правилам, является необоснованным в связи с тем, что указанная дорога, не имеющая твердого покрытия, используется при транспортировке строительного материала тяжелым грузовым транспортом, что недопустимо в водоохранной зоне реки «Кама».
Доводы апелляционной жалобы исполкома о том, что в городе Менделеевск такого объекта как городской пляж не имеется, поэтому нет отведенного под пляж земельного участка, следовательно, строительство асфальтированной дороги не допустимо, и другие доводы, на законность решения суда не влияют; между тем, несмотря на отсутствие в городе Менделеевск такого объекта как городской пляж, автомобильная дорога - подъезд к городскому пляжу города Менделеевск, имеется, она относится к городским улицам местного значения в жилой застройке и проходит в пересеченной местности, начинается от улицы Набережная города Менделеевск и заканчивается возле грузового порта города Менделеевск, общая протяженность составляет 500 метров, однако эксплуатируется грузовым транспортом ООО «ТД Тайпан» и ООО «Боярин» в хозяйственной деятельности, игнорируя тем, что грунтовую дорогу с щебеночным покрытием без устройства дорожного пирога, нельзя использовать.
При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы исполкома Менделевского района о том, что обследование этой дороги специализированными организациями не проводилась, потому требование прокурора Менделеевского района не обосновано, также не служит достаточным основанием для отказа в иске прокурора Менделеевского района, поскольку ответственность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, лежит на исполкоме Менделеевского района, в том числе в части разрешения вопроса об отнесении дороги к определенной категории, их надлежащего сооружения и содержания в зависимости от их назначения для эксплуатации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Менделеевского районного суда Республики Татарстан от 16 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 марта 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Определение15.03.2022