ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-650/2022 от 19.07.2022 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 2-650/2022 судья Стёпина М.В. 2022 год

19 июля 2022 года город Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.,

судей Василевского С.В., Дмитриевой И.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Ерастовой К.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Дмитриевой И.И.

дело по апелляционному представлению прокурора Пролетарского района города Твери на решение Центрального районного суда города Твери от
21 апреля 2022 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявленных требований прокурора Пролетарского района г. Твери в интересах неопределенного круга лиц к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившиеся в невыполнении работ: по ремонту крыши, переустройств невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, ремонту и утеплению фасада; ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установке, ремонту или замене в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения; установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового и эфирного телевизионного вещания в многоквартирном доме 50 корпус 1 по улице Громова города Твери, запланированных к реализации в 2017-2019 гг., предусмотренных Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области 24 декабря 2013 года № 690-пп; по ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового и эфирного телевизионного вещания; ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения в многоквартирном доме 9 по улице Громова города Твери, запланированных к реализации в 2017-2019 гг., предусмотренных Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области 24 декабря 2013 года № 690-пп; обязании в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ: по ремонту крыши, переустройству невентилируемои крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, ремонту и утеплению фасада; ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установке, ремонту или замене в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения; установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового и эфирного телевизионного вещания в многоквартирном доме 50 корпус 1 по улице Громова города Твери; по ремонту крыши, переустройству невентилируемои крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового и эфирного телевизионного вещания; ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения в многоквартирном доме 9 по улице Громова города Твери –отказать».

Судебная коллегия

установила:

прокурор Пролетарского района города Твери, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В обоснование исковых требований указано, что по результатам проведенной прокуратурой Пролетарского района города Твери на основании обращений граждан проверки исполнения требований жилищного законодательства Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в части проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Пролетарского района города Твери, установлено, что в соответствии с Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, а также Краткосрочным планом реализации в 2017-2019 годах региональной программы в многоквартирных домах № 9 и № 50, корпус 1, по улице Громова в городе Твери должен быть проведен капитальный ремонт по определенному перечню работ. Согласно ответу Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, а также Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери капитальный ремонт в указанных домах не произведен. Таким образом, несмотря на истекшие сроки осуществления капитального ремонта, установленные Региональной программой, Краткосрочным планом реализации в 2017-2019 годах региональной программы, Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области должных мер по выполнению предусмотренных работ, не принято, в связи с чем бездействие ответчика приводит к нарушению жилищных прав неопределенного круга лиц, проживающих в указанных многоквартирных домах, либо находящихся в помещениях, входящих в состав многоквартирного дома по иным основаниям. Поскольку невозможно установить и привлечь к участию в деле лиц, чьи законные права затрагиваются, прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц.

На основании изложенного просил суд признать незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившееся в невыполнении работ:

- по ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, ремонту и утеплению фасада; ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установке, ремонту или замене в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения; установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового и эфирного телевизионного вещания в многоквартирном доме 50 корпус 1 по улице Громова города Твери, запланированных к реализации в 2017-2019 годах, предусмотренных Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области 24 декабря 2013 года № 690-пп;

- по ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового и эфирного телевизионного вещания; ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения в многоквартирном доме 9 по улице Громова города Твери, запланированных к реализации в 2017-2019 годах, предусмотренных Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области 24 декабря 2013 года № 690-пп;

возложить на ответчика обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение указанных работ.

Определением суда от 21 февраля 2022 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО УК «Северо-Запад».

Представитель истца помощник прокурора Быстрова С.А. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области Мамочкин Д.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель третьих лиц Администрации города Твери и Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери Солодкая Э.Н. в судебном заседании поддерживала исковые требования и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица Министерства строительства Тверской области Громова С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица Правительства Тверской области Травкина О.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурора Пролетарского района города Твери ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового об удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов представления указано, что судом при вынесении решения допущены существенные нарушения, предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущие его отмену. Федеральный законодатель определил основные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению указанных вопросов, в том числе связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта, созданием и функционированием региональных операторов, определением минимального размера взноса на капитальный ремонт (в том числе его дифференциацию в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, типа, этажности такого дома, иных факторов) и других. Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы утверждена постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года № 690-пп. В данную программу включены спорные многоквартирные дома со сроками проведения работ 2017-2019 годы. Однако в Краткосрочном плане реализации в 2017-2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденном постановлением Правительства Тверской области от 12 августа 2014 года № 394-пп, указанные дома отсутствуют.

Установленный законом Тверской области от 28 июня 2013 года
№ 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» порядок организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не предусматривает оснований для освобождения регионального оператора от исполнения возложенных на него частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанностей по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в объеме и сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансировании капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Недостаточность средств фонда капитального ремонта, равно как и отсутствие краткосрочных планов реализации региональной программы, не являются основанием для освобождения регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта и именно на региональном операторе лежит обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет любых не запрещенных законом средств. Факт невыполнения капитального ремонта в спорных многоквартирных домах в сроки, установленные региональной программой, не оспаривается.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже, чем один раз в год, и внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта на более поздний период, не допускается, за исключением случаев принятия соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о переносе сроков проведения на более поздние. В рассматриваемом случае такие решения не принимались.

Таким образом, у суда имелись основания для возложения на ответчика обязанностей по организации работ по проведению капитального ремонта общего имущества спорных многоквартирных домов, что также согласуется с имеющейся судебной практикой кассационных судов общей юрисдикции. При таких обстоятельствах жители спорных домов вправе требовать от регионального оператора выполнения предусмотренного региональной программой ремонта общего имущества в установленные сроки и объемах. При этом оснований для возложения на администрацию муниципального образования обязанности по включению спорных домов в краткосрочные планы реализации и обеспечению их финансирования, равно как и на Правительство Тверской области обязанности утвердить краткосрочный план реализации региональной программы на 2020-2022 годы в новой редакции не имеется. Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции не были учтены положения статей 168, 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, что повлияло на результат разрешения спора по существу.

ГУ «ГЖИ» Тверской области представлен письменный отзыв на апелляционное представление.

Прокурор Обиход И.Д. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал апелляционное представление по изложенным в нем доводам.

Представитель ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области Мамочкин Д.В., представитель третьего лица Министерства строительства Тверской области Громова С.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против удовлетворения апелляционного представления, полагали решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Остальные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте апелляционного рассмотрения в соответствии с требованиями статей 113-116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в суд не явились. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ «ГЖИ» Тверской области в письменном отзыве просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Остальные лица, участвующие в деле, о причинах своей неявки суд не уведомили.

С учетом указанных обстоятельств, в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание суда апелляционной инстанции лиц, обсудив доводы апелляционного представления, отзыва на апелляционное представление, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционном представлении, отзыве, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря
2013 года № 690-пп утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Тверской области на 2014 – 2043 годы.

Многоквартирные дома № 9 и № 50, корпус 1, по улице Громова в городе Твери включены в указанную выше региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Тверской области на 2014 – 2043 годы.

Данной программой предусмотрено проведение в период 2017-2019 годов в многоквартирном доме 9 по улице Громова в городе Твери следующих видов работ: капитальный ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания, капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения и водоотведения.

Данной программой также предусмотрено проведение в период
2017-2019 годов в многоквартирном доме 50, корпус 1, по улице Громова в городе Твери следующих видов работ: капитальный ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт и утепление фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, внутридомовых инженерных систем водоотведения, внутридомовых инженерных систем газоснабжения; установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания.

Распоряжением Правительства Тверской области от 28 июня 2013 года № 306-рп создан региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области.

Администрацией города Твери принято решение о проведении капитального ремонта общего имущества, в том числе в указанных выше многоквартирных домах, за собственников помещений в данных многоквартирных домах (постановление Администрации города Твери от
28 сентября 2018 года № 1144).

На основании решения комиссии, созданной постановлением Администрации города Твери от 10 июля 2014 года № 781 «О создании комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах муниципального образования город Тверь» с учетом положений постановления Правительства Тверской области от 22 апреля 2014 года № 210-пп «Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» постановлением Администрации города Твери от 08 февраля 2017 года № 129 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 годы муниципального образования город Тверь.

Постановлением Правительства Тверской области от 10 марта
2017 года № 62-пп утвержден краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2017-2019 годы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, указанные выше виды работ в рамках проведения капитального ремонта в многоквартирных домах № 9 и № 50, корпус 1, по улице Громова в городе Твери, вошедшие в региональную программу со сроком проведения 2017-2019 годы, в данных многоквартирных домах не проведены.

Разрешая требования прокурора, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 167, 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 10, 16 Закона Тверской области от
28 июня 2013 года № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области», а также Порядком утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 24 марта 2015 года № 125-пп, пришел к выводу об отсутствии на стороне ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области незаконного бездействия, поскольку возложение на него обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта в заявленных в иске многоквартирных домах в нарушение установленного порядка его проведения, не отвечает требованиям действующего федерального и регионального законодательства.

Оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку он основан на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.

Согласно части 1 статьи 39, части 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе принятие нормативных правовых актов, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).

Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением перечисленных в данной норме случаев (часть 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной, власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 4.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (часть 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений статей 170, 175 и 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, формирование фонда капитального ремонта осуществляется собственниками жилых помещений в многоквартирных домах по выбору либо на специальном счете в кредитной организации, либо на счете регионального оператора - юридического лица, созданного в форме фонда.

При формировании фонда капитального ремонта на специальном счете владельцем счета по выбору собственников жилых помещений выступает: товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управляющая организация, а также региональный оператор.

Согласно части 1 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (часть 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 8 Закона № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» в целях реализации части 2 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации создается региональный оператор в организационно-правовой форме фонда. Имущество регионального оператора формируется за счет взносов учредителя, платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, и других не запрещенных законом источников.

Распоряжением Правительства Тверской области от 28 июня 2013
№ 306-рп «О создании некоммерческой организации – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области» создана некоммерческая организация в форме фонда «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области», основной целью деятельности которой является осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Согласно части 4 статьи 14 Закона № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» региональная программа по проведению капитального ремонта формируется на тридцать лет и утверждается Правительством Тверской области.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона № 43-ЗО в целях реализации региональной программы по проведению капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме за счет средств собственников помещений многоквартирных домов и иных источников, видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Правительство Тверской области или уполномоченный орган и органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Тверской области, утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области (далее Порядок) утвержден постановлением Правительства Тверской области от 24 марта 2015 года
№ 125-пп.

Согласно пункту 3 Порядка краткосрочные планы реализации региональной программы утверждаются сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме за счет средств собственников помещений многоквартирных домов и иных источников, видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта.

В силу пункта 5 Порядка муниципальные краткосрочные планы формируются органами местного самоуправления на основании решений о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых в соответствии со статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, и на основании предварительных сметных расчетов, предоставленных, в частности, Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

Предварительный сметный расчет составляется Фондом на основании:

актов обследования технического состояния многоквартирных домов, составленных и подписанных лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами или оказывающими услуги и (или) выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; актов разграничения балансовой принадлежности в случае проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.

Муниципальные краткосрочные планы разрабатываются с учетом первоочередности, установленной частью 2 статьи 17 Закона № 43-ЗО, критериев для формирования муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.

Таким образом, органы местного самоуправления наделены полномочиями в части организации и проведения капитального ремонта многоквартирных домов на территории города Твери. Разрабатывая и утверждая краткосрочные планы капитального ремонта, включая в него конкретные многоквартирные дома, муниципальное образование принимает на себя определенные обязательства и несет ответственность за своевременное проведение капитального ремонта перед жителями домов, ремонт общего имущества которых необходим в соответствии с критериями продолжительности эксплуатации технического состояния объектов общего имущества.

Как следует из материалов дела, заявленные в иске многоквартирные дома № 9 и № 50, корпус 1, по улице Громова в городе Твери, были включены в утвержденный постановлением Администрации города Твери от 08 февраля 2017 года № 129 краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017 – 2019 годы муниципального образования город Тверь, как дома, не обеспеченные финансированием.

Пунктами 15, 16 Порядка утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области предусмотрено, что уполномоченный орган (Министерство строительства Тверской области) на основании муниципальных краткосрочных планов, представляемых органами местного самоуправления, в срок до 15 ноября года, предшествующего планируемому периоду, подготавливает региональный краткосрочный план.

Уполномоченный орган в течение двух недель с даты представления органами местного самоуправления муниципальных краткосрочных планов проводит их анализ на включение в региональный краткосрочный план, а также (в случае предоставления государственной финансовой поддержки) прилагаемых к ним документов в соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 22 июля 2014 года № 352-пп «Об утверждении порядка и условий предоставления государственной финансовой поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области»; включает в региональный краткосрочный план многоквартирные дома, включенные в муниципальные краткосрочные планы, согласованные в соответствии с пунктом 13 Раздела II настоящего Порядка с Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области и региональным оператором; в срок до 31 декабря года, предшествующего планируемому периоду, представляет на рассмотрение Правительства Тверской области проект нормативного правового акта об утверждении регионального краткосрочного плана.

Как следует из материалов дела, многоквартирный дом № 50, корпус 1, по улице Громова в городе Твери не включен в краткосрочный план реализации в 2017-2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 10 марта 2017 года
№ 62-пп, а также в краткосрочный план реализации в 2020-2022 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 14 августа 2020 года № 360-пп, включен не был.

Из материалов дела также следует, что многоквартирный дом № 9 по улице Громова в городе Твери был включен в краткосрочный план реализации в 2017-2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 10 марта 2017 года
№ 62-пп, с видом работ – ремонт систем холодного водоснабжения и водоотведения, а впоследствии включен также в краткосрочный план реализации в 2020-2022 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 14 августа 2020 года
№ 360-пп, с этими же видами работ. По остальным видам работ, выполнение которых предусмотрено региональной программой на 2017-2019 годы, данный дом в краткосрочные планы не включен.

Невключение многоквартирного дома № 50, корпус 1, по улице Громова в городе Твери в краткосрочные планы реализации региональной программы по всем предусмотренным данной программой видам работ, а также невключение многоквартирного дома № 9 по улице Громова в городе Твери по части предусмотренных данной программой видов работ, в рамках рассматриваемого дела не оспаривается.

При этом Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 24 марта 2015 года
№ 125-пп, является действующим нормативным правовым актом. Данный акт никем не оспорен и не отменен в установленном порядке, соответственно, указанные в нем требования, являются обязательными к исполнению всеми заинтересованными лицами.

При изложенных обстоятельствах возложение на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта многоквартирного дома
№ 50, корпус 1, по улице Громова в городе Твери, а также многоквартирного дома № 9 по улице Громова в городе Твери по тем видам работ, которые не включены в краткосрочные планы, с несоблюдением требований указанного выше Порядка, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 24 марта года 2015 № 125-пп, противоречит нормам действующего федерального и регионального законодательства.

Являясь региональным оператором, в соответствии с приведенными выше положениями жилищного законодательства, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов фактически самостоятельно не производит работы по капитальному ремонту многоквартирных домов.

Из материалов дела также следует, что 30 ноября 2018 года между Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области и ООО «СтройАрсенал» был заключен договор на оказание услуг по строительному контролю за работами при выполнении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Тверской области, куда согласно перечню объектов капитального ремонта входит многоквартирный дом 9 по улице Громова города Твери с видом работ: ремонт систем водоотведения и холодного водоснабжения. Однако
10 декабря 2018 года Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области и ООО «СтройАрсенал» подписали соглашение о расторжении (в части) договора подряда , в том числе в части осуществления работ в многоквартирном доме № 9 по улице Громова в городе Твери. Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области направлена претензия ООО «СтройАрсенал» о взыскании неустойки по договору подряда , в связи с ненадлежащим исполнением договорных обязательств.

Как указывалось выше, многоквартирный дом № 9 по улице Громова в городе Твери включен в краткосрочный план реализации в 2020-2022 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 14 августа 2020 года № 360-пп.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии на стороне Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области незаконного бездействия, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Доводы апелляционного представления прокурора не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на законность и обоснованность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.

Процессуальных нарушений, которые являются безусловным основанием к отмене постановленного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Твери от 21 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Пролетарского района города Твери – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 25 июля
2022 года.

Председательствующий Л.Г. Буланкина

Судьи С.В. Василевский

И.И. Дмитриева