ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-6518/2021 от 04.04.2022 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья СелибовА.Ф.

(№ 2-6518/2021)

УИД 41RS0009-01-2020-000208-74

Дело № 33-563/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский 04апреля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

В.,

ВербицкойЕ.В., П.А.,

при секретаре

Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества «Корякэнерго» к ФИО3 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,

по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 22декабря 2021 года, которым постановлено:

Иск АО «Корякэнерго» к ФИО3 о взыскании задолженности по оплате за потребленные коммунальные услуги в период с 01октября 2018 года по 31 августа 2020 года, удовлетворить.

Взыскать с ФИО3 в пользу АО «Корякэнерго» задолженность по оплате за потребленные коммунальные услуги в период с 01октября 2018 года по 31 августа 2020 года в размере 115755руб. 01коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 3515 руб. 10коп.

Заслушав доклад судьи ВербицкойЕ.В., объяснения представителя Л.С.АБ. – адвоката ЕфремовойЗ.В., представителей АО«Корякэнерго» Б.М.АА., П.О.БА., судебная коллегия

установила:

АО «Корякэнерго» обратилось в суд с иском к Л.С.АБ. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 01октября 2018 года по 31 августа 2020 года в размере 115755руб. 01коп.

В обоснование заявленных требований указало, что Л.С.АБ. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Камчатский край, Усть-Камчатский район, <адрес>

На основании концессионного соглашения от 27августа 2019 года, заключенного между АО«Корякэнерго» и Комитетом по управлению муниципальным имуществом, истец является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения в многоквартирные и жилые дома Усть-Камчатского сельского поселения, в том числе и в указанный дом.

По состоянию на 12ноября 2020 года у ответчика образовалась задолженность за период с 01октября 2018 года по 31августа 2020 года в размере 115755руб. 01коп.

Определением мирового судьи от 03ноября 2020 года судебный приказ о взыскании с Л.С.АБ. задолженности по оплате за коммунальные услуги в виде горячего водоснабжения и теплоснабжения в размере 115755 руб. 01 коп. отменен. Истец просил взыскать с ответчика задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01октября 2018года по 31августа 2020 года в размере 115755руб. 01коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 3515руб. 10коп.

Представитель АО «Корякэнерго» Б.М.АБ. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик Л.С.АБ., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимал, направил своего представителя.

Представитель ответчика ЕфремоваЗ.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения, как незаконного, ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права. Ответчик указывает, что по решению и за счет органа местного самоуправления система отопления дома была полностью демонтирована и оборудована системой отопления «горизонтальной». В 2013 году в доме установлены общедомовые приборы учета тепла, холодной и горячей воды. Предыдущей управляющей компанией ООО «Стрелец» дом был оснащен индивидуальными приборами учета (ИПУ). В квартире ответчика установлен узел учета тепловой энергии СТК-15 0,6П № 35006, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию с 03апреля 2017 года по 11 января 2023 года. Предыдущая управляющая компания ИПУ к учету принимала. С 01 октября 2018 года АО«Корякэнерго», вопреки действующему законодательству, стало начислять плату за отопление по нормативу, несмотря на принятый в эксплуатацию ИПУ.

Ответчик считает, что решение не содержит обоснования, почему отвергнуты доводы ответчика о необходимости расчетов по ИПУ, несмотря на ссылку в решении на положения ч.1 ст. 157 ЖК РФ.

Полагает ошибочным вывод суда об отсутствии технической возможности установки ИПУ со ссылкой на акт обследования от 15 апреля 2019 года, поскольку факт приема ИПУ подтвержден.

Основанный на акте обследования от 05сентября 2019 года №1 вывод суда о том, что существующая на момент обследования внутридомовая система отопления жилого дома не соответствует проектным решениям, не может служить основанием для удовлетворения иска, поскольку не исключает возможности учета ресурса с применением ИПУ, введенного в эксплуатацию. Обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что данный акт представлен истцом в судебном заседании 22декабря 2021 года, при этом суд первой инстанции не предоставил ответчику возможности с ним ознакомиться и заявить свои возражения, несмотря на заявленное ответчиком ходатайство об отложении судебного разбирательства в случае заявления истцом новых доводов.

Незаконность действий ресурсоснабжающей организации по отказу в использовании при начислении платы за отопление показаний ИПУ также выражается в том, что в отопительном периоде 2020-2021 годов АО «Корякэнерго» стал принимать показания ИПУ, что свидетельствует о злоупотреблении истцом правом. Однако данному доводу судом первой инстанции оценка не дана.

В дополнении к апелляционной жалобе Л.С.АБ. указывает, что обжалуемое решение было принято о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, что в силу ст.330 ГПК РФ является основанием для безусловной отмены решения суда. Так, в материалах дела имеются квитанции на оплату коммунальных услуг, в которых указано, что исполнителем коммунальных услуг в спорный период времени фактически являлось ООО «Коммунэнерго УКМР», перед которым возникла задолженность. Истец является ресурсоснабжающей организацией, которая не имеет права взыскивать задолженность по коммунальным услугам, так как собственники помещений в многоквартирном доме решения об оплате коммунальных услуг непосредственно ресурсоснабжающей организации в установленном законом порядке не принимали. Кроме того, в нарушение установленных правил истец самостоятельно производил расчет платы за предоставленные коммунальные услуги, хотя такая обязанность возложена на исполнителя коммунальных услуг. При этом суд необоснованно принял расчет истца, произведенный исходя из норматива на отопление, и не принял доводы ответчика о том, что определение размера платы должно производиться по показаниям ранее введенного исполнителем в эксплуатацию индивидуального прибора учета.

Ответчик указывает, что отклоняя его довод том, что расчет размера платы должен производиться по прибору учета тепла, суд первой инстанции необоснованно применил нормы п.«в» и п.«д» п.35 Правил №354, согласно которым потребитель не вправе самовольно вносить изменения в обогревающие элементы квартиры и осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, и совершать иные действия, в результате которых в помещении в многоквартирном доме будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 градусов Цельсия. При разрешении настоящего спора данные нормы не подлежали применению, поскольку самовольно изменения в обогревающие приборы он не вносил, сведения об этом в материалах дела отсутствуют.

Ответчик отмечает, что закон не предусматривает обязанности повторного ввода в эксплуатацию приборов учета при смене исполнителя коммунальных услуг и не предусматривает возможность не учитывать показания этого прибора учета после ввода его в эксплуатацию.

Оплата отопления в спорный период осуществлялась ответчиком, исходя из показаний прибора учета, а задолженность, на которую указывает истец, образовалась исходя из неправомерного расчета размера платы, который произведен с нарушением ст. 157 ЖК РФ.

В отзыве на апелляционную жалобу АО «Корякэнерго» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Указывает, что в заявленный в иске период времени акт ввода в эксплуатацию ИПУ тепловой энергии отсутствовал, в связи с чем начисления за данный период производились с 01 октября 2018 года по 31марта 2019 года по формуле 2(3) Правил № 354, поскольку в многоквартирном доме отсутствовал общедомовой прибор учета тепловой энергии (ОДПУ). С 01 апреля 2019 года, после установки ОДПУ в многоквартирном доме, начисление платы за тепловую энергию осуществлялось по формуле 3Правил № 354.

Согласно проектным характеристикам спорный многоквартирный дом имел вертикальную разводку, но вследствие перемерзания системы отопления в период 1997-1998 годов была произведена реконструкция системы отопления (переоборудование вертикальной разводки на горизонтальную), при этом техническая документация, подтверждающая законность такого оборудования, отсутствовала, в связи с чем не было оснований для принятия ИПУ тепловой энергии в эксплуатацию.

Истец указывает, что представленный в материалы дела акт обследования внутридомовой системы отопления от 05 сентября 2019 года №1 лишь подтверждает те обстоятельства, на которые АО «Корякэнерго» ссылалось в своем ответе от 23 июля 2019 года № 1835/10, в частности, об отсутствии технической возможности установки ИПУ в спорном жилом помещении вследствие несоответствия проекту № 1087/10, поэтому дополнительных доводов в ходе судебного разбирательства в отсутствие ответчика и его представителя истцом заявлено не было.

Истцом не оспаривается, что решение о принятии ИПУ тепловой энергии на коммерческий учет с 27октября 2020 года является ошибочным, истец намерен произвести перерасчет всем потребителям. Вместе с тем, данное решение было принято за пределами спорного периода.

В дополнении к отзыву на апелляционную жалобу АО «Корякэнерго» полагает, что доводы, изложенные в дополнении к апелляционной жалобе, противоречат нормам жилищного законодательства и подлежат отклонению. Указывает, что судом первой инстанции исследован вопрос о легитимности проведения общего собрания собственников, по результатам которого, принято решение о заключении прямых договоров с истцом и верно установлено, что собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: Камчатский край, Усть-Камчатский район, <адрес> соблюдены требования, предусмотренные ст.44 и ч.1 ст.157.2 ЖК РФ.

Истец указывает, что показания индивидуальных приборов учета участвуют в определении размера платы за коммунальную услугу в случае, если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии. В результате проведенного обследования в ноябре 2018 года многоквартирного дома <адрес> в п.Усть-Камчатске Усть-Камчатского района Камчатского края установлено наличие коллективного узла учета, однако возможность приемки его в эксплуатацию отсутствовала в связи с непредставлением проекта узла учета и паспортов. Узел учета допущен в эксплуатацию с 01 апреля 2019 года.

Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 627 утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, согласно которому, возможность ИПУ тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления. 15 апреля 2019 года истцом составлен акт совместно с ООО «Коммунэнерго УКМР» из которого следует, что техническая возможность установки индивидуальных приборов учета отсутствует.

Ответчик Л.С.АБ., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, не явился.

С учетом положений ч.1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчика.

Представитель ответчика адвокат ЕфремоваЗ.В. в заседании апелляционной инстанции просила решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и дополнении к ней.

Представители истца АО«Корякэнерго»: Б.М.АБ. и П.О.ББ. в заседании суда апелляционной инстанции полагали, что решение суда по доводам апелляционной жалобы и дополнения к ней, отмене не подлежит.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы настоящего дела, материалы приказного производства , проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела (п.1); недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (п.2); несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (п.3); нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (п.4).

При изучении доводов жалобы, таких нарушений не установлено.

В соответствии с ч.1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (п.5 ч.2 ст. 153 ЖК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (п.1); взнос на капитальный ремонт (п.2); плату за коммунальные услуги (п.3).

Частью 1 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).

На основании ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 утверждены правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Согласно п. 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.

В соответствии с абз. 2 п.42 (1) Правил № 354 в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абз.3 п.42(1) Правил № 354).

Из пояснений истца и согласно представленной выписке из лицевого счета с 01 апреля 2019 года начисление платы за тепловую энергию осуществлялось по формуле 3 Правил № 354.

Согласно п. 38 Правил № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Постановлениями региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 25 сентября 2018 года № 176, от 18 декабря 2018 года № 410, от 18 декабря 2019 года № 362, от 19 декабря № 427 утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую АО «Корякэнерго» потребителям Усть-Камчатского сельского поселения Усть-Камчасткого муниципального района.

Приказами министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 30 августа 2016 года № 520 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии приборов учета в Усть-Камчатском сельском поселении Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края из расчета на отопительный период; от 16 ноября 2015 года № 556 утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в муниципальных образованиях, расположенных в границах Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края.

В соответствии с п. 80 Правил № 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Приказом Минрегиона от 29 декабря 2011 года № 627 (утратил силу с 26 сентября 2020 года в связи с изданием Приказа Минстроя России от 28 августа 2020 года № 485/пр) утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения (далее Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки ИПУ).

Согласно п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки ИПУ, техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО3 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Камчатский край, Усть-Камчатский район, п.Усть-Камчатск<адрес>. Право собственности на указанное жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно поквартирной карточке в спорном жилом помещении в заявленный период времени с 03мая 2001 года значились зарегистрированными ФИО1 (снят с регистрационного учета 19октября 2019 года) и ФИО2 (имеет регистрацию по указанному адресу по настоящее время).

24 августа 2018 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом, вопросам территориального планирования и строительства администрации Усть-Камчатского муниципального района (арендодатель) и АО«Корякэнерго» (арендатор) заключен договор №5 аренды муниципального имущества Усть-Камчатского сельского поселения, в соответствии с которым арендодатель передал за плату во временное владение и пользование, а арендатор принял муниципальное имущество Усть-Камчатского сельского поселения в целях оказания услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителям Усть-Камчатского сельского поселения на срок до 31декабря 2019 года (в редакции дополнительного соглашения от 28июня 2019 года).

С 01октября 2018 года АО«Корякэнерго» является ресурсоснабжающей организацией по поставке тепловой энергии и горячего водоснабжения в многоквартирные и жилые дома Усть-Камчатского сельского поселения, в том числе по адресу: Камчатский край, Усть-Камчатский район, <адрес>

08 ноября 2018 года на внеочередном общем собрании собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Камчатский край, Усть-Камчатский район, <адрес>, принято решение, оформленное протоколом №70, о заключении прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг в виде теплоснабжения, горячего водоснабжения между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией.

25 марта 2019 года комиссией в составе: АО «Корякэнерго», ООО«Коммунэнерго УКМР», монтажной организации ООО«Сантехсервис» составлен акт, в соответствии с которым, узел учета тепловой энергии, установленный в жилом доме по адресу: <адрес> допущен в эксплуатацию с 01 апреля 2019 года.

15 апреля 2019 года АО «Корякэнерго» составлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии по адресу: Камчатский край, Усть-Камчатский район, п<адрес> В результате обследования установлено, что техническая возможность установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в помещениях многоквартирного дома отсутствует. По проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления. Произведена реконструкция системы отопления (изменение вертикальной разводки внутридомовых инженерных сетей на горизонтальную), техническая документация на многоквартирный дом, подтверждающая законность проведения реконструкции отсутствует. Год постройки дома 1977.

13 июня 2019 года ООО «Энергоаудит Камчатки» составлен акт энергетического обследования системы теплоснабжения многоквартирного жилого дома по адресу: Камчатский край, <адрес> заказчиком указанных работ является ООО «Коммунэнерго». Согласно указанному акту, многоквартирный четырехэтажный 44 квартирный жилой дом, имеет горизонтальную разводку внутренней системы теплоснабжения и индивидуальные приборы учета теплоэнергии и ГВС на каждую квартиру. Система теплоснабжения дома реконструирована централизованно по типовому проекту и предусматривает индивидуальное регулирование потребления теплоэнергии. Общие стояки подачи теплоносителя с распределительными щитами находятся на межэтажных площадках. На стояках отопления и ГВС в верхней части установлены краны для ручного сброса воздуха согласно проекту. Существенных отступлений от проекта реконструкции отопления не обнаружено. Объем полученной тепловой энергии учитывается общедомовым прибором учета и распределяется по квартирам согласно занимаемой площади. Индивидуальными узлами учета тепловой энергии в настоящий момент не пользуются так как энергоснабжающая организация отказалась принимать их к сведению. Площадочные щиты с узлами индивидуального учета не обслуживаются, но находятся в исправном состоянии.

При обращении ФИО2 в АО «Корякэнерго» по вопросу ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета ей дан ответ от 23 июля 2019года из которого следует, что для решения вопроса о наличии (отсутствии) технической возможности установки индивидуального прибора учета тепловой энергии 15апреля 2019 года комиссией Усть-Камчатского энергоузла АО«Корякэнерго» проведено обследование многоквартирного дома, по результатам которого установлено, что техническая возможность установки индивидуального прибора учета тепловой энергии в помещениях данного многоквартирного дома отсутствует, так как дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления по проектным характеристикам. Ранее в доме была произведена реконструкция системы отопления (изменение вертикальной разводки внутридомовых инженерных систем на горизонтальную), однако технической документации в отношении многоквартирного дома, подтверждающей законность проведения реконструкции, в адрес АО«Корякэнерго» не представлено.

Из письма администрации Усть-Камчатского муниципального района от 24сентября 2019 года №2975 на обращение ФИО2 следует, что в доме по адресу: Камчатский край, Усть-Камчатский район, <адрес>, действительно имеется горизонтальная система отопления теплоснабжения, однако работы по переустройству инженерной системы отопления выполнены в отсутствие проекта.

05 сентября 2019 года представителями управляющей компании ООО«Коммунэнерго УКМР», теплоснабжающей организации АО«Корякэнерго», организации по обслуживанию и монтажу узлов учета ИП ФИО4 составлен акт обследования внутридомовой системы отопления многоквартирного дома <адрес> на предмет соответствия проекту № 1087 (заказчик ООО «Стрелец», подрядчик ООО«Камчатскагропромпроект»). Указанным актом установлено, что внутридомовая система отопления многоквартирного дома не соответствует проектному решению № 1087/10, жилой дом имеет горизонтальную разводку, но исполнение не соответствует проектному решению. В доме отсутствуют общие коллекторы в подъездах. Стояки отопления расположены внутри квартир.

Ссылаясь на изложенные выше нормативные положения, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции установил, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Камчатский край, Усть-Камчатский район, <адрес>, система теплоснабжения реконструирована с вертикальной на горизонтальную, при этом не соответствует проектному решению. При установленных обстоятельствах, суд пришел к выводу о правомерном начислении АО«Корякэнерго» платы за тепловую энергию на основании показаний общедомового прибора учета без учета показаний индивидуальных приборов учета. При этом начисление платы за ГВС в спорный период производилось на основании показаний прибора учета. Общая задолженность ФИО3 за потребленные коммунальные услуги за период с 01 октября 2018 года по 31августа 2020 года составила 115755 руб.01 коп., которую суд взыскал в пользу истца.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела.

В апелляционной жалобе ответчик указывает, что показания индивидуального прибора учета тепловой энергии истцом не принимаются неправомерно, поскольку индивидуальный прибор учета тепловой энергии в установленном порядке введен в эксплуатацию, а прежняя управляющая компания показания индивидуального прибора учета тепловой энергии принимала для расчета коммунальной услуги. При этом ответчик указывает, что закон не предусматривает обязанности повторного ввода в эксплуатацию приборов учета при смене исполнителя коммунальных услуг.

Вместе с тем, при вводе прибора учета в эксплуатацию исполнителем также подлежит определению наличие либо отсутствие технической возможности установки приборов учета с составлением акта в установленной форме. Данные требования указаны п. 81 Правил № 354 и действовали в период составления акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, на который ссылается ответчик (т.1 л.д.176).

В соответствии с п.81 Правил № 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Как ранее было указано, критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установки наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения утверждены приказом Минрегиона от 29 декабря 2011года № 627 (утратил силу с 26 сентября 2020 года в связи с изданием Приказа Минстроя России от 28 августа 2020 № 485/пр).

В соответствии с п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки ИПУ техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

В отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется (п. 5 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки ИПУ).

Частью 7 статьи 13 Федерального закона от 25 ноября 2009 года № 261 –ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу этого Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 данной статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергий при наличии технической возможности их установки.

Согласно п.4 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки ИПУ техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.

Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (п. 6 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки ИПУ).

Материалами дела подтверждается, что многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления. В результате реконструкции инженерной системы отопления (вертикальной разводки внутридомовых инженерных сетей на горизонтальную), техническая документация на многоквартирный дом, подтверждающая законность проведения реконструкции отсутствует. 15 апреля 2019 года ООО «Коммунэнерго УКРМ» и АО «Корякэнерго» составлен акт об отсутствии технической возможности установки ИПУ тепловой энергии.

Из ответа главы Усть-Камчатского муниципального района от 24сентября 2019 года следует, что работы по переустройству системы отопления теплоснабжения выполнены в отсутствие проекта. Таким образом, на дату составления акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, на который ссылается ответчик, техническая возможность установки ИПУ тепловой энергии также отсутствовала, поскольку работы по изменению инженерной системы отопления (с вертикальной на горизонтальную) произведены в отсутствие проекта, а по проектным характеристикам дом имеет вертикальную систему отопления. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, в частности, акт обследования на предмет установления наличия технической возможности установки ИПУ согласно приложению №2 к приказу Минрегиона России от 29 декабря 2011 года, ответчиком не представлен.

Оплата коммунальных услуг, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, может быть произведена, если приборы учета введены в эксплуатацию в установленном законом порядке, в том числе и при наличии технической возможности установки приборов учета в соответствии с проектными характеристиками многоквартирного дома, поэтому довод апелляционной жалобы о не применении судом положений ч.1 ст.157ЖК РФ, в частности, оплаты за коммунальную услугу (отопление) с учетом показаний ИПУ, судебной коллегий отклоняется.

Также следует отметить, что до ввода ОДПУ в многоквартирном доме по адресу: <адрес> в эксплуатацию, т.е. до 01апреля 2019 года, учет показаний ИПУ тепловой энергии исключался. Предусмотренный п. 42(1) Правил № 354 порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению обусловлен общим принципом распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема тепловой энергии, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, пропорционально площади занимаемого помещения в многоквартирном доме. Таким образом, Правилами № 354 не предусмотрен такой случай, как отсутствие в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии и наличие индивидуальных приборов учета, соответствующая формула для расчета платы за отопление в указанном случае не установлена.

Довод апелляционной жалобы о том, что решение об оплате непосредственно в ресурсоснабжающую организацию не принято, сведения о заключении договора с истцом на основании решения собственников отсутствуют, судебная коллегия отклоняет, поскольку принятое собственниками многоквартирного дома решение о заключении прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг от 08 ноября 2018 года не оспорено. При этом заключение собственниками прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией наделяет ее статусом исполнителя коммунальной услуги. В силу ч.6 ст. 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключается на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации; заключение договора в письменной форме не требуется.

Довод жалобы о том, что в отопительном периоде 2020-2021 годов АО«Корякэнерго» стало принимать показания ИПУ, отклоняется судебной коллегией, поскольку правомерность начисления истцом платы за коммунальные услуги в данный период времени не являлась предметом проверки суда в рамках настоящего спора.

Следует отметить, что указание в решении норм п.«в» и п.«д» п.35 Правил №354 не является основанием к отмене решения суда, так как это не привело к неправильному разрешению спора. Согласно ч. 6 ст. 330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям. Эта норма исключает возможность отмены решения лишь в целях устранения нарушений, не влияющих на исход дела.

При таком положении доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней не являются основаниями для отмены решения суда, так как основаны на субъективном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.

Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст. 327.1, ст. 328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 22декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.С.АБ. без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи