ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-6519/2021 от 25.03.2022 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Зарипова Е.В.

№ 33-863/2022

10RS0011-01-2021-016203-13

№ 2-6519/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 марта 2022 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Королевой С.В.

судей Мишеневой М.А., Евтушенко Д.А.

при секретаре Полат И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 ноября 2021 года по иску ФИО1 к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия о включении периодов работы в стаж и назначении пенсии.

Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился с иском к ОПФР по Республике Карелия по тем основаниям, что решением УПФР в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) от 03.11.2017 истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточным страховым стажем и стажем работы с тяжелыми условиями труда. В страховой стаж и стаж работы с тяжелыми условиями труда не были учтены периоды работы истца: с 28.11.1983 по 30.08.1994 в качестве электрогазосварщика в СМУ-4 Госкомгаза Туркменской ССР в связи с отсутствием документов, подтверждающих постоянную занятость в течение полного рабочего дня в тяжелых условиях труда. В страховой стаж не учтен период прохождения истцом военной службы по призыву с 25.11.1981 по 21.10.1983 в связи с тем, что дата призыва на военную службу в военном билете содержит исправления. С указанным решением истец не согласен. На основании изложенного, с учетом уменьшенных исковых требований, истец просил включить в стаж работы с тяжелыми условиями труда период работы с 28.11.1983 по 31.12.1991, включить в страховой стаж период военной службы по призыву с 25.11.1981 по 21.10.1983, назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 10.07.2017, взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд возложил на ОПФР по Республике Карелия обязанность включить ФИО1 в страховой стаж период военной службы с 25.11.1981 по 21.10.1983, в страховой стаж и в стаж работы с тяжелыми условиями труда период работы с 28.11.1983 по 31.12.1991, назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с 10.07.2017. С ОПФР по Республике Карелия в пользу ФИО1 взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление в части назначения страховой пенсии с 10.07.2017, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что при разрешении требований о включении периодов в стаж истца и о признании за ним права на получение страховой пенсии по старости со дня обращения за ней, суд не применил положения, регулирующие порядок установления страховых пенсий по старости. В судебном заседании не установлено каких-либо нарушений со стороны ответчика при принятии и рассмотрении заявления о назначении пенсии от 10.07.2017. Таким образом, при отсутствии вины пенсионного органа при рассмотрении заявления о назначении пенсии, не могут быть признаны законными требования о ее назначении за период, превышающий трехлетний срок. Позиция, изложенная в Определении Верховного Суда РФ от 03.12.2010 № 71-В 10-5, относительно неприменения к правоотношениям в области пенсионного обеспечения правил о сроках исковой давности при наличии вины пенсионного органа, допустившего ошибку в подсчете стажа, не должна применяться к рассматриваемому спору, поскольку в данном случае подсчет страхового стажа истца не являлся ошибочным; необходимый для назначения страховой пенсии страховой стаж и стаж с тяжелыми условиями труда установлен в судебном заседании, о чем вынесено решение. Истцом не приведено обстоятельств, препятствовавших ему выступить с защитой своих нарушенных прав в течение трех лет; не представлено доказательств уважительности причин обращения с иском к ПФР спустя четыре года после того, как он получил решение об отказе в назначении страховой пенсии. Полагает, правовых оснований для назначения досрочной страховой пенсии с 10.07.2017 у суда не имелось.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель истца ФИО1 – адвокат Белянчикова Е.В., действующая на основании ордера, с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласилась.

Истец ФИО1 в суд апелляционной инстанции не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обозрев отказное выплатное дело ФИО1, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Статьей 39 Конституции РФ гарантировано право каждому гражданину на социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015 (далее Закон № 400-ФЗ).

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч.1 ст.8 Закона № 400-ФЗ).

Согласно ч.1 ст.11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно ч.2 ст.30 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из ч.3 и ч.4 ст.30 названного Федерального закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Из материалов дела следует, что ФИО1, (...) года рождения, 10.07.2017 обратился в УПФР в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением УПФР в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) от 03.11.2017 № (...) ФИО1 отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ в связи с недостаточным страховым стажем и стажем работы с тяжелыми условиями труда.

Из указанного выше решения следует, что в страховой стаж истцу не учтены периоды службы в армии по призыву с 25.11.1981 по 21.10.1983 поскольку дата призыва на действительную военную службу содержит исправления, не заверенные в установленном порядке; в страховой стаж и стаж работы с тяжелыми условиями труда не учтены периоды работы: с 28.11.1983 по 30.08.1994 в качестве электрогазосварщика в СМУ-4 Госкомгаза Туркменской ССР в связи с отсутствием документов, подтверждающих постоянную занятость в течение полного рабочего дня в тяжелых условиях труда.

Страховой стаж истца составляет 17 лет 05 дней, при требуемом по закону 25 лет; стаж работы с тяжелыми условиями труда составляет 07 лет 08 месяцев 18 дней, что меньше требуемого стажа работы 12 лет 06 месяцев; требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента установлена.

Как следует из трудовой книжки ФИО1, содержащей, в том числе спорные периоды работы, в период с 25.11.1981 по 30.10.1983 истец проходил службу в рядах Советской Армии; 28.11.1983 был зачислен электрогазосварщиком в СМУ-4 Госкомгаза Туркменской ССР, 30.08.1994 уволен.

Согласно военному билету НТ № (...) от 19.11.1981 истец был призван на действительную срочную военную службу Марыйским городским военным комиссариатом Марыйской области и проходил действительную срочную военную службу в период с 25.11.1981 по 21.10.1983.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется: Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.

Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, предусмотрены газосварщики и их подручные; электросварщики и их подручные (раздел XXXII Общие профессии).

Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, предусмотрены (раздел XXXIII Общие профессии): газосварщики (код позиции 23200000-11620); электрогазосварщики занятые на резке и ручной сварке на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (код позиции 23200000-19756); электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (код позиции 23200000-19905); электросварщики ручной сварки (код позиции 23200000-19906).

Как следует из информационного письма Минтруда РФ № 3073-17, ПФ РФ № 06-27/7017 от 02.08.2000 «О праве на льготное пенсионное обеспечение электрогазосварщиков» «электрогазосварщик» и газоэлектросварщик» это разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2 (в разделе XXXIII) как электрогазосварщики, то есть при документальном подтверждении их занятости в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.

Разрешая по существу заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона № 400-ФЗ, Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», Рекомендациями по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц прибывшим на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР», дал оценку представленным доказательствам в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, принимая во внимание обстоятельства по настоящему делу, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований истца в части возложения на ответчика обязанности включить ФИО1 в страховой стаж период военной службы с 25.11.1981 по 21.10.1983, в страховой стаж и в стаж работы с тяжелыми условиями труда период работы в СМУ-4 Госкомгаза Туркменистанской ССР с 28.11.1983 по 31.12.1991.

Решение суда первой инстанции в указанной части сторонами не обжалуется, в связи с чем в силу ч.2 ст.327.1 ГПК РФ, не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Согласно Федеральному закону от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязанность назначать страховые пенсии по старости, в том числе досрочно, лежит на Пенсионном фонде и его территориальных органах (п.2 ст.13).

Назначение пенсии носит заявительный характер и в соответствии с ч.1 ст.22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч.2 ст.22 Закона № 400-ФЗ).

Как следует из решения пенсионного органа от 03.11.2017 с учетом отказа во включении спорных периодов работы, страховой стаж истца составил 17 лет 05 дней, что менее требуемого по закону 25 лет; стаж работы с тяжелыми условиями труда - 07 лет 08 месяцев 18 дней, что меньше требуемого стажа работы 12 лет 06 месяцев.

Разъяснений о необходимости предоставления дополнительных документов к заявлению о назначении пенсии не содержится.

Учитывая, что суд при принятии решения пришел к выводу о включении в страховой стаж периода военной службы с 25.11.1981 по 21.10.1983, в страховой стаж и в стаж работы с тяжелыми условиями труда период работы с 28.11.1983 по 31.12.1994, оснований для отказа истцу в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности назначить пенсию с момента обращения за ней, при принятии обжалуемого решения, у суда первой инстанции не имелось.

Незаконность отказа пенсионного органа во включении в стаж спорных периодов работы истца, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, установлена решением суда.

При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить пенсию с 10.07.2017.

При этом судебная коллегия учитывает, что положениями пенсионного законодательства сроки обращения в суд с требованиями об оспаривании решений пенсионного органа не установлены, в соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В соответствии с неоднократно высказанными позициями Верховного Суда Российской Федерации, основанными на этих положениях законодательства, положения о сроках исковой давности, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, к этим отношениям неприменимы (определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.12.2010 № 71-В10-5, от 06.07.2007 № 41-В07-25).

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем не могут быть приняты в качестве основания к отмене постановленного по делу решения. Эти доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права либо о существенном нарушении им норм процессуального права.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены применительно к положениям ст.330 ГПК РФ по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 ноября 2021 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи