ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-652/2021 от 07.12.2021 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Попова Е.Б. Дело № 2-652/2021

УИД 35RS0019-01-2021-000753-15

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 декабря 2021 года № 33-5426/2021

город Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Татарниковой Е.Г.,

судей Балаевой Т.Н., Вершининой О.Ю.,

при секретаре Быстровой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 24 сентября 2021 года по иску ФИО1 к администрации города Сокола о признании незаконными решений общественной комиссии по жилищным вопросам, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Татарниковой Е.Г., объяснения представителя администрации города Сокола ФИО2, судебная коллегия,

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации города Сокола, в котором просила признать незаконными решения общественной комиссии по жилищным вопросам, утвержденные постановлениями администрации города Сокола от 17 декабря 2020 года № 546, от 10 марта 2021 года № 97, об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; возложить на администрацию города Сокола обязанность поставить ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; предоставить вне очереди на семью из 2-х человек: ФИО1 и ее сыну ФИО3 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, в черте города Сокол, состоящее из трех комнат, общей площадью не менее 69,50 кв.м.

Требования мотивированы тем, что она является нанимателем <адрес> в которой помимо нее проживает сын ФИО3 Заключением межведомственной комиссии от 23 июня 2020 года № 8 многоквартирный жилой дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу. В принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ей было отказано в связи с не предоставлением полного пакета документов.

Решением Сокольского районного суда Вологодской области от 24 сентября 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации города Сокола о признании незаконными решений общественной комиссии по жилищным вопросам, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилом помещении, о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, отказано.

Ссылаясь на доводы искового заявления и обстоятельства дела, в апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда. Обращает внимание на то, что судом не исследован вопрос объективной нуждаемости истца в жилом помещении, не дана оценка результатам проверки Сокольской межрайонной прокуратуры, не принято во внимание предоставление администрации города Сокола в полном объеме необходимых документов.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает решение принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемых истцом решений, как вынесенных в соответствии с требованиями законодательства и административного регламента, поскольку совокупность таких юридических фактов, как признание гражданина в установленном порядке малоимущим и его нуждаемость в жилом помещении, для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, установлена не была.

Из материалов дела следует, что городское поселение город Сокол является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

На основании ордера на жилое помещение от 2 декабря 1991 года № 1035, выданного исполнительным комитетом Сокольского городского совета народных депутатов ФИО1 с составом семьи 2 человека, включая сына ФИО3, является нанимателем указанного выше жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения не заключался (т. 1 л.д. 7).

С 8 февраля 1977 года по настоящее время ФИО1 и ФИО3 зарегистрированы по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 6).

Постановлением администрации города Сокола от 14 июля 2020 года № 337 данный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, срок отселения физических лиц и срок сноса дома установлен 10 лет со дня принятия постановления.

В соответствии со статьей 1 Закона Вологодской области от 29 июня 2005 года № 1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» (далее Закон № 1307-ОЗ) принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма осуществляется органами местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов (в отношении граждан, проживающих на территории сельских поселений) и городских округов области.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право: граждане, указанные в статье 2 настоящего закона области, признанные малоимущими в порядке, установленном законом области «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», - в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда; иные категории граждан, определенные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или законами области, - в целях предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда.

В соответствии со статьей 1 Закона Вологодской области от 29 июня 2005 года № 1306-ОЗ «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» (далее Закон № 1306-ОЗ) малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органами местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов (в отношении граждан, проживающих на территории сельских поселений) и городских округов области в порядке, установленном настоящим законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. В случае наличия у гражданина основания признания его нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма орган местного самоуправления, в который поступило заявление гражданина для принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях, проводит расчет дохода семьи, приходящегося на каждого члена семьи, и определение стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания гражданина малоимущим.

В силу части 4 статьи 1 Закона № 1306-ОЗ к членам семьи гражданина в целях признания его малоимущим относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы могут быть признаны членами семьи, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Расчетным периодом является период, равный шести месяцам, непосредственно предшествующим месяцу подачи заявления о постановке на учет для предоставления жилья по договору социального найма (статья 4 Закона № 1306-ОЗ).

В расчет дохода, приходящегося на каждого члена семьи (дохода одиноко проживающего гражданина), включаются следующие виды доходов, полученные каждым членом семьи (одиноко проживающим гражданином) в денежной и натуральной форме, отраженные в части 1 статьи 3 Закона № 1306-ОЗ.

Административный регламент предоставления муниципальной услуги по принятию граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма устанавливает порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги. Муниципальная услуга предоставляется: администрацией города Сокола; МФЦ по месту жительства заявителя в части приема и (или) выдачи документов на предоставление муниципальной услуги (при условии заключения соглашений о взаимодействии с МФЦ).

Результатом муниципальной услуги является направление заявителю: уведомления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; уведомление об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пункт 2.3 административного регламента).

Общий срок предоставления муниципальной услуги не должен составлять более 33 рабочих дней со дня предоставления в уполномоченный орган документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя (пункт 2.4 административного регламента).

В целях оказания муниципальной услуги по принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма граждане вместе с заявлением обязаны представить документы согласно пункту 2.6 административного регламента, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, в том числе: документы, подтверждающие сведения о следующих доходах заявителя, членов его семьи за 6 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления (все предусмотренные системой труда выплаты; средний заработок; компенсации; выходные пособия; стипендии; пособие по временной нетрудоспособности; оплату работ по договорам; доходы по акциям, иные доходы; алименты, получаемые членами семьи; денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий; суммы ежемесячных денежных выплат и компенсаций). Документы, прилагаемые к заявлению, предоставляются в подлинниках или копиях с предоставлением оригиналов документов либо заверенных нотариально.

В силу пункта 2.7 административного регламента заявители вправе предоставить в уполномоченный орган документы: о пенсии, компенсационных выплатах и дополнительного ежемесячного материального обеспечения пенсионеров; пособия по безработице; доходов от занятий предпринимательской деятельностью.

Основанием для отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в силу пункта 2.9.2 административного регламента является: не предоставление документов, указанных в пунктах 2.6.1 – 2.6.5 административного регламента; ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления на межведомственный запрос, свидетельствующий об отсутствии документов, необходимых для принятия на учет нуждающихся, указанных в пунктах 2.7.1 – 2.7.3 административного регламента; представление документов, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении; не истечение срока, предусмотренного частью 1 статьи 5 Закона № 1307-ОЗ.

Установлено, что 14 октября 2020 года ФИО1 обратилась в администрацию города Сокола с заявлением о принятии ее и члена ее семьи – сына ФИО3 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (т. 1 л.д. 54).

ФИО1 вместе с заявлением предоставлены следующие документы: копия справки о составе семьи от 8 октября 2020 года на лиц, зарегистрированных по адресу: <адрес>; копии паспортов на имя ФИО1, ФИО3; копия свидетельства о рождении дочери ФИО3 – ФИО4; копия свидетельства о расторжении брака ФИО5 с ФИО1; копия обменного ордера № 1035 от 2 декабря 1991 года; копия справки УПФР в городе Сокол Вологодской области от 1 октября 2020 года о выплатах на имя ФИО1 за период с апреля 2020 года по сентябрь 2020 года; копия справки КУ ВО «Центр соцвыплат» от 1 октября 2020 года № 78 о выплатах на имя ФИО1 за период с января 2020 года по сентябрь 2020 года; справка о зарплате ФИО3 по месту работы ИП ФИО6 от 5 октября 2020 года за период с июля 2020 года по сентябрь 2020 года; копия справки УПФР в городе Сокол Вологодской области от 1 октября 2020 года о выплатах на имя ФИО3 за период с апреля 2020 года по сентябрь 2020 года; копия справки КУ ВО «Центр соцвыплат» о выплатах на имя ФИО3 за период с января 2020 года по сентябрь 2020 года; копия справки МРИ ФНС № 9 по Вологодской области от 13 октября 2020 года № 812 на имя ФИО3; копия справки ОСП по Сокольскому и Усть-Кубинскому районам УФССП по Вологодской области от 24 ноября 2020 года; копия справки МРИ ФНС № 9 по Вологодской области от 13 октября 2020 года № 812 на имя ФИО1; копия ПТС серии №...; копия акта обследования межведомственной комиссии от 23 июня 2020 года № 8; копия заключения межведомственной комиссии от 23 июня 2020 года № 8.

Согласно поступившей на запрос администрации города Сокола в рамках межведомственного взаимодействия информации ФИО1 и ФИО3 объектов недвижимого имущества на праве собственности не имеют, квартира по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности городскому поселению город Сокол.

Письмом от 09 ноября 2020 года дополнительно у ФИО1 запрошены следующие документы: справка о наличии (отсутствии) транспортных средств на весь состав семьи; документы на внучку ФИО4: свидетельство о рождении, справка с места регистрации (справку о составе семьи); документы на ФИО3, подтверждающие сведения о его доходах с апреля 2020 года по июнь 2020 года (или справка из «Центра занятости населения Вологодской области», копия трудовой книжки), справка об алиментах, справка из Фонда социального страхования Российской Федерации. В письме также указано на необходимость подписания заявления заявителем и членом ее семьи ФИО3 (т. 1 л.д. 52).

Во исполнение письма от 09 ноября 2020 года ФИО1 предоставлены следующие документы: копия справки МО МВД России «Сокольский» от 3 декабря 2020 года; копия справки о составе семьи от 26 ноября 2020 года по адресу: <адрес>; копия справки ИП ФИО6 от 26 ноября 2020 года об отсутствии в трудовой книжке ФИО3 записи о месте работы за апрель, май и июнь 2020 года. Иные запрашиваемые администрацией города Сокола документы, ФИО1 не представлены.

В связи с непредставлением ФИО1 и ФИО3 документов о доходах ФИО3 с апреля 2020 года по сентябрь 2020 года, а также документов, подтверждающих отсутствие доходов, решением общественной комиссии по жилищным вопросам, утвержденным постановлением администрации города Сокола от 17 декабря 2020 года № 546, ФИО1 отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 1 части 1 статьи 6 Закона Вологодской области от 29 июня 2005 года № 1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан», поскольку ФИО1 представлен неполный пакет документов (т. 1 л.д. 51, 114-116).

Уведомление об отказе в принятии семьи ФИО1 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма получено ФИО1 5 января 2021 года (т. 1 л.д. 50).

12 января 2021 года ФИО1 обратилась в администрацию города Сокола с заявлением о несогласии с принятым решением, приобщив к заявлению копию справки Центра занятости населения от 23 ноября 2020 года № 354 и копию трудовой книжки ФИО3 (т. 1 л.д. 19, 100, 102, 244).

Письмом от 22 января 2021 года ФИО1 разъяснено, что основанием для принятия решения общественной комиссии по жилищным вопросам 17 декабря 2020 года послужил факт предоставления неполного пакета документов (т. 1 л.д. 23).

5 февраля 2021 года ФИО1 повторно обратилась в администрацию города Сокола с заявлением о пересмотре ее заявления от 12 января 2021 года; заявление ФИО1 направлено для рассмотрения в общественную комиссию по жилищным вопросам для дачи ответа по существу. К данному заявлению ФИО1 приложены документы: справка Центра занятости населения от 23 ноября 2020 года № 354 на ФИО3 и копия его трудовой книжки (т. 1 л.д. 24, 124).

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 10 марта 2021 года, утвержденным постановлением администрации города Сокола от 10 марта 2021 года № 97, ФИО1 отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 1 части 1 статьи 6 Закона 1307-ОЗ, в связи с представлением неполного пакета документов (т. 1 л.д. 46, т. 2 л.д. 110-111).

Поскольку общественная комиссия по жилищным вопросам принимает решение только по имеющимся на дату рассмотрения документам и, принимая во внимание, что на дату принятия решения от 17 декабря 2020 года документы, обязанность по предоставлению которых лежала на заявителе, в частности сведения о доходах (их отсутствии) ФИО3 за 6 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, представлены не были, комиссией правомерно принято решение об отказе в принятии ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о предоставлении полного пакета документов, поскольку доказательств, подтверждающих, что во исполнение письма от 09 ноября 2020 года ФИО1 были предоставлены справка из Центра занятости и копия трудовой книжки ФИО3, материалы дела не содержат. Оснований полагать, что данные документы были утрачены работниками администрации города Сокола, о чем указано в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает. Указанные документы были представлены истцом с заявлением от 12 января 2021 года, то есть, после принятия общественной комиссией решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Учитывая, что к заявлению ФИО1 от 5 февраля 2021 года, которое зарегистрировано и расценено администрацией города Сокола как вновь поступившее заявление о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, были приложены только справка из Центра занятости населения и копия трудовой книжки ФИО3, администрацией города Сокола обоснованно отказано в принятии на учет в связи с тем, что не представлен полный пакет документов, подтверждающий право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о предоставлении истцом в полном объеме необходимых документов, судебной коллегией отклоняются, оснований для иной оценки установленных по делу обстоятельств, не имеется.

Кроме того, из представленной копии трудовой книжки ФИО3 усматривается, что 20 февраля 2020 года он расторг трудовой договор с ИП ФИО7; 6 июля 2020 года принят на работу к ИП ФИО6

В администрацию города Сокола ФИО1 представлены сведения об отсутствии у ФИО3 доходов за апрель-июнь 2020 года.

Однако из поступившей по запросу суда первой инстанции справки о доходах и суммах налога физического лица за 2020 год следует, что ФИО3 в апреле 2020 года был получен доход в обществе с ограниченной ответственностью «Строй100» (т. 2 л.д. 88).

Отсутствие в решении суда оценки результатов проверки Сокольской межрайонной прокуратуры по обращению ФИО1, о незаконности принятого судебного акта не свидетельствует.

При этом судебная коллегия отмечает, что ФИО1 не лишена возможности вновь обратиться с заявлением о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на состав семьи 2 человека, включая ее сына ФИО3, в администрацию города Сокола с предоставлением в установленном законом порядке и в соответствии с требованиями законодательства полного пакета документов.

Апелляционная жалоба по существу выражает несогласие с произведенной судом оценкой доказательств по делу в отсутствие поводов для их переоценки, а также не содержит сведений об имеющих юридическое значение фактах, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции или могли бы повлечь безусловную отмену обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сокольского районного суда Вологодской области от 24 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 10 декабря 2021 года.