ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-653/19 от 05.08.2020 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Амержанова Р.О. Дело № 33-3667/2020

№ 2-653/2019

55RS0008-01-2019-000761-42

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Гапоненко Л.В.

судей Сафаралеева М.Р., Черноморец Т.В.

при секретаре Шапоревой Д.Е.

рассмотрела в судебном заседании в г. Омске 05 августа 2020 года

дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Омской области на решение Азовского районного суда Омской области от <...>, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Министерства имущественных отношений Омской области к Кемпф Э. В. о возложении обязанности произвести отчуждение (продажу) 1/1008 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 10135564 кв.м., с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: Омская область, <...>, отказать».

Дополнительным решением Азовского районного суда Омской области от <...> постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Министерства имущественных отношений Омской области к Кемпф Э. В. о возложении обязанности произвести отчуждение (продажу) 1/1008 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 10135564 кв.м., с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: Омская область, <...>, отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Гапоненко Л.В., судебная коллегия

Установила:

Министерство имущественных отношений Омской области обратилось в суд с иском к Кемпф Э.В. о возложении обязанности произвести отчуждение (продажу) доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

В обоснование требований указало, что ответчику на праве собственности принадлежат 2 доли по 1/1008 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 10135564 кв.м., с кадастровым номером № <...>, расположенный на территории Азовского немецкого национального района Омской области, отнесенный к категории земель сельскохозяйственного назначения. По сведениям Росреестра по Омской области Кемпф Э.В. является иностранным гражданином. В соответствии с положениями Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане вправе обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. В случае, если земельный участок или доля в праве общей долевой собственности оказались в собственности иностранного гражданина, то земельный участок подлежит отчуждению.

На основании изложенного просило возложить на Кемпф Э.В. обязанность произвести отчуждение двух земельных долей по 1/1008 доли в праве в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № <...>.

Представитель истца Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик Кемпф Э.В. участия в судебном заседании при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела не принимала.

Третьи лица Управление Росреестра по Омской области, Администрация Азовского немецкого национального района Омской области представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте его проведения были извещены.

Судом постановлено изложенное выше решение и дополнительное решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Омской области Маслова В.А. просит решение отменить, ссылаясь на недоказанность наличия у Кемпф Э.В. гражданства Российской Федерации. Указывает, что наличие у ответчика гражданства бывшего СССР, факт ее проживания на территории Российской Федерации по состоянию на <...>, а также наличие у нее паспорта гражданина РФ в ходе судебного разбирательства установлены не были. Запрос в Министерство иностранных дел Российской Федерации о нахождении Кемпф Э.В. на консульском учете в Генеральном консульстве России судом не направлялся.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела в суд апелляционной инстанции не поступало.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Кемпф Э. В., <...> года рождения, принадлежит на праве общей долевой собственности 1/1008 и 1/1008 доли в праве собственности на земельный участок, площадью 10135564 кв.м. с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: Омская область, <...>.

Согласно выписке из ЕГРН данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования – для ведения сельскохозяйственного производства.

Как следует из выписки из ЕГРН право собственности ответчика на спорный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке <...>.

В соответствии с требованиями ст. 5 Федерального закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в целях информирования органа государственной власти субъекта Российской Федерации о собственниках земельных участков, которые не произвели отчуждение земельных участков в установленный законом срок, Управление Росреестра по Омской области представило в Министерство имущественных отношений Омской области, в том числе сведения о собственнике земельного участка с кадастровым номером № <...>Кемпф Э.В., указав что ответчик проживает по адресу: Германия, <...>

Согласно истребованным судебной коллегией из Управления Росреестра по Омской области документам заявление о государственной регистрации права собственности на земельные доли 1/1008 и 1/1008 было подано представителем Кемпф Э.В.Вегнер А.А., который действовал на основании доверенности от <...>, выданной Кемпф Э.В. по месту его жительства в <...>. В заявлении указано, что Кемпф Э.В.<...> был выдан паспорт компетентными органами ФРГ РД № <...>. Кроме этого, из документов следует, что вторая доля 1/1008 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № <...> принадлежат Кемпф Э.В. в порядке наследования имущества супруга Кемпф А.Г.

В соответствии с положениями ст. 238 ГК РФ если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).

Согласно п. 2 ст. 5 Земельного кодекса РФ права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

При этом в п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ определено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Положениями п. 1 ст. 5 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения установлено, что в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 названного Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу данного закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей.

В случае, если при нарушении требований статьи 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах).

Ссылаясь на приведённые нормы права и указывая, что Кемпф Э.В. является гражданином Германии, в то время как в соответствии с законом иностранным гражданам запрещено обладание на праве собственности земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения, Министерство имущественных отношений Омской области как уполномоченный орган исполнительной власти Омской области, обеспечивающий проведение единой государственной политики в сферах имущественных и земельных отношений на территории Омской области, обратилось в суд с настоящими требованиями о понуждении ответчика к продаже доли в праве собственности на земельный участок.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств выхода ответчика в установленном законом порядке из гражданства Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом, как соответствующим установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам.

Согласно положениям п.п. 1, 2 ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Как следует из п.п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Закон о гражданстве) гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 09.01.2011 № 26 утверждён Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.

При этом в Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.10.2011 № Д02-7833, содержащем разъяснения по применению Указа Президента РФ от 09.01.2011 № 26, по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами с двойным гражданством указано, что лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Действующее законодательство не содержит указания на ограничение права лиц, имеющих двойное гражданство, на приобретение в собственность земельных участков.

Таким образом, факт проживания Кемпф Э.В. на территории Германии и приобретение ею гражданства данного государства автоматически не исключает для нее возможность иметь в собственности земельный участок сельскохозяйственного назначения в случае сохранения у нее гражданства Российской Федерации.

Положениями части 7 статьи 4 Закона о гражданстве определено, что наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Согласно статьям 12, 13 Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации приобреталось, в том числе в результате его признания. При этом гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Порядка рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 10.04.1992 № 386, для лиц, постоянно проживавших на территории Российской Федерации на день вступления Закона в силу и имеющих паспорт гражданина СССР, подача заявлений для оформления гражданства Российской Федерации не требуется.

До введения удостоверения личности и паспорта гражданина Российской Федерации документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются: паспорт гражданина СССР с указанием гражданства Российской Федерации или паспорт гражданина СССР с вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации; паспорт гражданина СССР со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории России на 6 февраля 1992 г.; свидетельство о рождении, удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с выданным к нему вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

В целях восполнения пробелов процессуальной деятельности суда первой инстанции судом апелляционной инстанции были истребованы доказательства, подтверждающие, что Кемпф Э.В. имеет гражданство Российской Федерации, которое в установленном порядке прекращено не было.

В рассматриваемом случае достоверно установлено, что на дату вступления в силу Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (на 06.02.1992) Кемпф Э.В. проживала и была зарегистрирована по месту жительства на территории Российской Федерации – в <...> Омской области.

Данный факт подтверждается ответом из архивного отдела Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, согласно которому Кемпф Э.В. в период с 1991 года по <...> была зарегистрирована и проживала по адресу: Омская область, Азовский немецкий национальный район <...>. В представленных копиях похозяйственной книги за 1940-2001 года также указано, что Кемпф Э.В. и ее семья (супруг - Кемпф А.Г., дочери Кемпф Е.А., Кемпф Н.А., сын – Кемпф В.А. и мать Кемпф М.Х.) выбыли из хозяйства в Германию <...>.

Исходя из представленных по запросу судебной коллегии сведений из Управления записей актов гражданского состояния – Азовский немецкий национальный район, Кемпф (добрачная фамилия Э*) Э. В. родилась <...> года рождения, в <...> (впоследствии переименован в <...>); с 1957 года проживала по адресу: Омская область, <...>; <...> вступила в брак в Кемпф А.Г.

Также в записи акта о заключении брака указано, что у Кемпф Э.В. на момент заключения брака имелся паспорт II-КН № <...>, выданный Одесским РОВД Омской области <...>.

Приведённые обстоятельства свидетельствует о наличии у Кемпф Э.В. гражданства бывшего СССР на дату вступления в силу Закона о гражданстве (на <...>), а, следовательно, в соответствии с приведёнными нормами Кемпф Э.В. была признана гражданином Российской Федерации.

На момент выезда ответчика в Германию в 1998 году действовали нормы Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» и вышеуказанного Порядка рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10.04.1992 № 386, предусматривавшие заявительный порядок прекращения гражданства Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации от 10.04.1992 № 386 утратил силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325, утвердившего Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, в п. 23 которого предусмотрено, что выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации или за ее пределами, осуществляется на основании добровольного волеизъявления этого лица.

Сведений о том, что Кемпф Э.В. заявляла о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации или обращалась в компетентные органы с заявлением о прекращении гражданства Российской Федерации, материалы дела не содержат.

Из ответа УМВД России по Омской области также не следует, что Кемпф Э.В. обращалась к ним с заявлением о выходе из гражданства Российской Федерации, при этом подтвердить наличие гражданства РФ у Кемпф Э.В. в настоящий момент не представляется возможным, поскольку по сведениям управления по вопросам миграции УМВД России по Омской области зарегистрированным по месту жительства, месту пребывания, а также снятым с регистрационного учета Кемпф Э.В. не значится.

Таким образом, сведениями о выходе Кемпф Э.В. из гражданства Российской Федерации УМВД России по Омской области в любом случае не располагает.

Согласно п. «а» ст. 31 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих за пределами Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

В целях проверки доводов апелляционной жалобы судебной коллегией для уточнения обстоятельств, связанных с постановкой Кемпф Э.В. на консульский учёт в Германии и наличия у нее гражданства Российской Федерации, был также направлен запрос в Генеральные консульства Российской Федерации в Гамбурге, Бонне и Франкфурт-на-Майне и в Консульский департамент МИД России.

Согласно ответу Генерального консула Российской Федерации в Гамбурге, Кемпф Э.В. на консульском учете не состоит, по учетам АИС «Гражданство РКЗУ» Кемпф Э.В. с заявлением о выходе из гражданства РФ в Генконсульство России в Гамбурге не обращалась, сведениями о наличии либо отсутствии у нее гражданства Российской Федерации не располагают.

По сведениям из Консульского департамента Министерства иностранных дел РФ от <...>Кемпф Э.В., <...> года рождения, на консульском учете в российских консульстких загранучреждениях не состоит, в числе, оформивших приобретение гражданства Российской Федерации, выход из него в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ не значится.

В статье 17 Федерального закона от 05.07.2010 № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» указано, что в целях обеспечения прав, интересов и безопасности граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа, консульское учреждение ведет их учет в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.

В п. 2 Правил ведения дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации учета граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, утвержденными приказом МИД России от 17.08.2011 № 15114 указано, что дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации ведут учет граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории соответствующего консульского округа, в целях обеспечения их прав, интересов и безопасности. В дипломатическом представительстве Российской Федерации учет ведется консульским отделом.

Постановка на учет осуществляется на основании заявления о постановке на учет, поданного гражданином в отношении себя или иных граждан, законным представителем которых он является (п. 4).

Заявление о постановке на учет подается гражданином или его законным представителем в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации лично либо направляется по каналам почтовой или факсимильной связи. Заявление также может быть направлено по каналам информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством электронной формы, размещенной на портале www.kdmid.ru (п. 5).

Из приведённых норм следует, что отсутствие постановки лица на консульский учет не свидетельствует об отсутствии у такого лица гражданства Российской Федерации, поскольку постановка носит заявительный характер.

Таким образом, сведения об отсутствии Кемпф Э.В. на консульском учёте, не являются достоверным и достаточным доказательством, подтверждающими, что Кемпф Э.В. не является гражданином Российской Федерации и в установленном законом порядке от данного гражданства отказалась.

Более того, согласно сведениям из УМВД России по Омской области от <...>Кемпф Э.В., <...> года рождения, уроженка Омской области, <...> документирована Азовским РОВД Омской области паспортом гражданина РФ серии № <...> в связи с обменом паспорта гражданина СССР серии VII-KH № <...>, выданного <...> Таврическим РОВД Омской области, паспорт гражданина РФ действителен.

Данное обстоятельство напротив подтверждает факт сохранения Кемф Э.В. гражданства Российской Федерации.

В приведенной связи, судебная коллегия приходит к выводу, что ответчик продолжает сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании её собственного волеизъявления.

Одного лишь указания истца на факт проживания ответчика за пределами Российской Федерации для такого вывода недостаточно, поскольку проживание гражданина Российской Федерации за её пределами не прекращает российского гражданства, следовательно, на ответчика не могут быть распространены нормы Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ в части возложения обязанности произвести отчуждение спорного земельного участка.

Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения и не могут повлечь отмену или изменение принятого судом решения.

Таким образом, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие, что ответчик является только гражданином Германии, в требованиях о возложении обязанности произвести отчуждение права собственности на принадлежащий ответчику земельный участок отказано обоснованно.

При изложенных обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановленного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, допущено не было, решение суда следует признать законным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

решение Азовского районного суда Омской области от 25 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Омской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: