ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-6545/19 от 21.07.2021 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Матвеева О.Н.

№ 33-1897-2021

51RS0001-01-2019-006484-28

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

21 июля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1

судей

ФИО2

при секретаре

Муравьевой Е.А.

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-6545/2019 по иску ФИО4 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Альянс» о защите прав потребителя, понуждении произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия, понуждении заключить договор (соглашение) на предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами

по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 8 октября 2019 года.

Заслушав доклад судьи Муравьевой Е.А., объяснения ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов жалобы представителя общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Альянс» ФИО5, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

ФИО4 обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Альянс» (далее – ООО «УК «Альянс») о защите прав потребителя, понуждении произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия, понуждении заключить договор (соглашение) на предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ..., в котором зарегистрирована по месту пребывания с 29 мая 2018 года по май 2023 года. Иных зарегистрированных лиц в жилом помещении не имеется.

Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «УК «Альянс» (ИНН/КПП <***>/361601001).

1 января 2019 года ООО «УК «Альянс» является исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и включает плату за эту услугу в общую квитанцию.

Между истцом и ответчиком договор по предоставлению управляющей компанией коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не заключался.

Истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера платы за коммунальную услугу по обращению твердыми коммунальными отходами за период с октября 2018 года по май 2019 года, подтвердив свое отсутствие проездными железнодорожными билетами.

Считает отказ ответчика в перерасчете неправомерным, нарушающим её права как потребителя, поскольку в период её отсутствия в городе Воронеже, она указанной коммунальной услугой не пользовалась.

Просила суд возложить на управляющую компанию обязанность произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период её временного отсутствия в городе ... более пяти дней: с 1 января 2019 года по 15 мая 2019 года; с 24 мая 2019 года по 24 июня 2019 года; с 6 августа 2019 года по 17 августа 2019 года; с 29 августа 2019 года по 31 августа 2019 года, а также обязать управляющую компанию заключить договор (дополнительное соглашение) с определенными условиями на предоставление ответчиком коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с 1 января 2019 года.

Судом постановлено решение, которым исковые требования ФИО4 к ООО «УК «Альянс» о понуждении произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия, понуждении заключить договор (соглашение) на предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ФИО4, ссылаясь на неправильное применение судом норм законодательства, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Приводя нормы статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положения пункта 148 и раздела VIII Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», считает, что перерасчет размера платы за период временного отсутствия не ставится в зависимость от способа начисления размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами: исходя из площади жилого помещения либо исходя из числа граждан, постоянного или временно проживающих в жилом помещении.

Настаивает, что ответчик незаконно отказывает ей в перерасчете с применением положений раздела VIII указанных Правил, поскольку само по себе отсутствие в нормативных актах методики (механизма) перерасчета размера платы, исчисляемой исходя из общей площади жилого помещения, не является основанием для ущемления прав потребителя на перерасчет стоимости услуги, которой он не пользовался.

Указывает, что Верховный Суд Российской Федерации в своем решении от 22 июля 2020 года № АКПИ20-254 посчитал возможным перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, что не было учтено судом первой инстанции.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ООО «УК «Альянс» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, в необходимом объеме исследовал представленные доказательства и должным образом применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).

Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (пункт 1).

Согласно пункту 148(30) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 к настоящим Правилам.

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложения № 2 к настоящим Правилам.

Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12 февраля 2019 г. № 29 «О расчете платы граждан за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа ..., и об установлении понижающих коэффициентов» исходя из общей площади жилого помещения на основании объема вывезенных контейнеров в соответствии с пунктом 148 (30) Правил и формулой 9 (4) приложения № 2 к Правилам.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО4 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ....

По данному адресу истица зарегистрирована по месту пребывания на срок с 29 мая 2018 г. по 29 мая 2023 г., однако постоянно в квартире не проживает, приезжает в ... по необходимости.

Ответчик ООО «УК «Альянс» осуществляет управление указанным многоквартирным домом на основании протокола общего собрания собственников многоквартирного дома № * от 31 декабря 2015 г.

21 августа 2019 г. ФИО4 обратилась к ответчику с заявлениями о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период ее временного отсутствия в указанной выше квартире с января по апрель 2019 г.

23 августа 2019 г. ООО «УК «Альянс» оставлено без удовлетворения заявление истца по тем основаниям, что законом не установлен порядок перерасчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, рассчитанной исходя из общей площади жилого помещения.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, исходил из того, что на территории ... плата за обращение с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12 февраля 2019 г. № 29 «О расчете платы граждан за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа ..., и об установлении понижающих коэффициентов» исходя из общей площади жилого помещения, в связи с чем временное отсутствие в жилом помещении не влияет на размер данной платы.

Оснований не согласиться с приведенным выводом суда у судебной коллегии не имеется.

Согласно пункту 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила № 269).

Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, установлен Правилами (пункт 1 Правил № 269).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 269 установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Норматив определяется исходя из данных о массе, объеме отходов и выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (пункт 13 Правил № 269). Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (пункт 14 Правил № 269).

Таким образом, полномочиями по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов и выбору расчетных единиц для каждой категории объектов, в отношении которых могут устанавливаться такие нормативы, наделены органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Исходя из положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, рассчитанную из общей площади, определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложения № 2 Правил № 354, согласно которой плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается из общей площади жилого помещения, норматива накопления твердых коммунальных отходов и цены на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Следовательно, плата за указанную коммунальную услугу, рассчитанная из общей площади жилого помещения, не зависит от числа лиц, проживающих в жилом помещении, и их временное отсутствие в нем не может повлечь за собой перерасчет данной платы, поскольку не влияет на ее размер.

Как правильно указал суд первой инстанции, Правилами № 354 предусмотрен порядок начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из числа постоянно проживающих и временно (более 5 дней) проживающих потребителей в жилом помещении (пункт 148 (34)), разделом VIII Правил № 354 предусмотрен порядок осуществления перерасчета в случае начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из числа граждан постоянно и временно проживающих при их временном (более 5 дней) отсутствии в жилом помещении.

При этом при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 148(36) Правил № 354).

Таким образом, факт непроживания истца, которая несет обязанность по содержанию принадлежащего ей жилого помещения, не освобождает ее как собственника жилого помещения и от обязанности оплаты коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами независимо от избранной формулы оплаты, предусмотренной пунктом 148 (30) Правил № 354.

Поскольку на территории ... в многоквартирных домах плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из общей площади жилого помещения, то суд первой инстанции, правильно применив приведенные нормы материального права, обоснованно отказал в удовлетворении требований ФИО4 в перерасчете платы за обращение с твердыми коммунальными отходами за период ее непроживания в жилом помещении.

Доводы в апелляционной жалобе со ссылками на судебную практику, направленные на оспаривание выводов суда первой инстанции, судебной коллегией отклоняются по приведенным выше мотивам.

В целом доводы апелляционной жалобы содержат изложение обстоятельств настоящего спора и собственную оценку заявителя жалобы действующего законодательства в области регулирования спорных правоотношений, вместе с тем, данные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, признаны необоснованными, им дана надлежащая правовая оценка, изложенная в принятом по делу судебном постановлении.

При разрешении спора судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся безусловными основаниями для отмены решения.

При таком положении решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 8 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: